СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности

Просмотр содержимого документа
«Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности Воспитатель: Габбасова Марина Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21

Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности

Воспитатель:

Габбасова Марина Сергеевна

Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности    Понятие сенсорного воспитания. Значение сенсорного воспитания в развитии личности. Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.

Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности

 

  • Понятие сенсорного воспитания.
  • Значение сенсорного воспитания в развитии личности.
  • Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
  • Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.

Понятие сенсорного воспитания  Сенсорное воспитание - система целенаправленных педагогических действий, направленных на формирование у ребенка способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств.

Понятие сенсорного воспитания

  • Сенсорное воспитание - система целенаправленных педагогических действий, направленных на формирование у ребенка способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
  • Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)
  • Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств.

2. Значение сенсорного воспитания - является основой для интеллектуального развития; - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; -дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

2. Значение сенсорного воспитания

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие ребенка С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания ( память, мышление ) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное развитие ребенка

  • С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания ( память, мышление ) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
  • Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Умственное развитие Сенсорное развитие

Умственное развитие

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие  является условием успешного овладения практической деятельностью и необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. Большая роль сенсорных процессов в формировании индивидуальных способностей ребенка, имеющих ярко выраженную сенсорную основу (музыкальные, изобразительные и др.). Над созданием современной системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста работали педагоги  А.П.Усова, Н.П.  Сакулина, Н.А.Ветлугина, А.М.  Леушина и психологи Л.С.  Выготский,  Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.А. Венгер и другие.
  • Сенсорное развитие является условием успешного овладения практической деятельностью и необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. Большая роль сенсорных процессов в формировании индивидуальных способностей ребенка, имеющих ярко выраженную сенсорную основу (музыкальные, изобразительные и др.).
  • Над созданием современной системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста работали педагоги А.П.Усова, Н.П. Сакулина, Н.А.Ветлугина, А.М. Леушина и психологи Л.С. Выготский, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.А. Венгер и другие.

 3. Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Впервые проблему сенсорного воспитания поднимает Я.А.Коменский  (1592 – 1670) в 17 веке. Он словесному воспитанию противопоставил воспитание деятельное . Считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств . Свои взгляды на эту  проблему он отразил в своем труде

3. Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Впервые проблему сенсорного воспитания поднимает Я.А.Коменский (1592 – 1670) в 17 веке.

  • Он словесному воспитанию противопоставил воспитание деятельное .
  • Считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств . Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде "Мир чувственных вещей в картинках”.

  • « Материнская школа» - одно из немногих произведений по преддошкольному и дошкольному воспитанию, вполне заслуживающее названия классического. Оно невелико по объёму, но богато по содержанию
  • Поэтому Коменский настаивает на всестороннем развитии детей, начиная с преддошкольного и дошкольного периода их жизни. И, защищая принципы лёгкости, занимательности процесса воспитания и обучения, Коменский не останавливается перед заполнением процесса воспитания самым серьёзным содержанием, вплоть до элементов «мудрости», понятно, в доступных для детей пределах и формах.
  • Если родители «научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами», рассуждает Коменский, то тем более они должны позаботиться о передаче детям «мудрости».
  • Заслуживает глубокого внимания забота Каменского о воспитании детей в труде. Причём Коменскии имел в виду такой труд, который не превышает сил ребёнка, и соединяет его с играми детей.
  • В специальной VII главе, озаглавленной «Каким образом нужна приучать детей к деятельной жизни и постоянным занятиям», Коменский даёт довольно богатый перечень «механических навыков» уже для второго и третьего годов жизни ребёнка: «бегать, прыгать, различным образом поворачиваться, играть с чем-либо, зажигать, снова гасить, переливать воду, переносить что-либо с места на место, класть, поднимать, расстилать, ставить, бросать, свёртывать, развёртывать, сгибать, выпрямлять и пр.»; всё это, подчёркивает Коменский, нужно разрешать детям; больше того, при удобном случае показывать им. Четвёртый, пятый и шестой годы должны быть полны ручного труда и всяких строительных игр.
  • Давая перечень различных видов деятельности, к которым нужно приучать ребёнка до шести лет, Коменский намечает и элементы физического труда. К таким элементам он относит умения: «рубить, колоть, сечь, строить, располагать, связывать, развязывать, сваливать в кучу, разваливать». Понятно, всё это на посильном для детей материале и посильным инструментом.
  • Всеми своими советами и указаниями Коменский учит нас тонкому и правильному пониманию детей. Его методика воспитательной работы в дошкольном возрасте может быть названа жизненной и практически наиболее осуществимой. В этом отношении Коменский гораздо более близок и понятен нам, чем многие последующие мыслители.

  • Большое внимание накоплению чувственного опыта детей уделял И.Г.Песталоцци (1746– 1827)
  • В своей книге "Азбука зрительного восприятия” он пробует опираться на чувственный опыт ребенка.
  • Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.
  • У человека, считал Песталоцци, представления о внешнем мире сначала бывают неясными и неотчетливыми, нужно упорядочить и уточнить их, довести до ясных понятий, сделать из «беспорядочных — определенными, из определенных — ясными и из ясных — очевидными». Обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний, а во-вторых, развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями».

Осуществить умственное образование детей Песталоцци стремился посредством системы специально подобранных для каждой ступени обучения и последовательно проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей.

Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к мысли о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово. В процессе обучения ребенок овладевает формой путем измерения, числом посредством счета, а словом благодаря развитию речи.

Песталоцци упорно боролся с вербализмом, возмущался «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов». Разум, указывал он, всего лучше развивается посредством занятий, связанных с трудом и практикой.

Фридрих Фребель ( I -ая половина 19 в.)  Он создал пособие
  • Фридрих Фребель ( I -ая половина 19 в.)

Он создал пособие "Дары Фребеля» которое включало шесть даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.) Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве .

  • Плюсы «даров»: последовательность в ознакомлении детей с геометрическими формами; включение задач сенсорного воспитания в общие задачи умственного развития ребенка; признание роли самого ребенка в умственном и сенсорном развитии; обеспечение систематического руководства этой деятельностью со стороны педагога.
  • Минусы "даров”: абстрактность, сухость, формализм материала, ограниченность всей системы сенсорного воспитания, практически несвязанной с живой действительностью,

что ограничивало кругозор детей.

Мария Монтессори  (1870—1952) создала систему сенсорного воспитания. Она считала, что нельзя научить ребенка правильно и мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. Для того чтобы научить ребенка  мыслить, необходимо научить его правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать . Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были изготовлены предметы (дощечки, кубики, цилиндры, пластинки) из различного материала. Ребенок должен был вставлять бруски и цилиндры разных размеров в соответствующие отверстия или на ощупь (с завязанными глазами) определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет

Мария Монтессори (1870—1952) создала систему сенсорного воспитания. Она считала, что нельзя научить ребенка правильно и мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении.

  • Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить его правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать .
  • Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были изготовлены предметы (дощечки, кубики, цилиндры, пластинки) из различного материала.
  • Ребенок должен был вставлять бруски и цилиндры разных размеров в соответствующие отверстия или на ощупь (с завязанными глазами) определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет

Е.И.Тихеева  (1867-1943) считала возможным лишь в отдельных случаях применять специальные упражнения по так называемой «умственной ортопедии» . Эти упражнения должны связываться с практическими занятиями и играми, проводимыми в детском саду; их следует постоянно разнообразить. Она создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т.д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы использовались, сопровождались беседами. Руководящая роль в таких играх принадлежала воспитателю.
  • Е.И.Тихеева (1867-1943) считала возможным лишь в отдельных случаях применять специальные упражнения по так называемой «умственной ортопедии» . Эти упражнения должны связываться с практическими занятиями и играми, проводимыми в детском саду; их следует постоянно разнообразить.
  • Она создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т.д.).
  • Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы использовались, сопровождались беседами. Руководящая роль в таких играх принадлежала воспитателю.

4. Задачи сенсорного развития формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий;  формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов; формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности. создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;

4. Задачи сенсорного развития

  • формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий;
  • формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
  • формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
  • создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;

4. Содержание сенсорного воспитания Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе.

4. Содержание сенсорного воспитания

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста.

  • Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности;
  • требуется специальное обучение по определенной системе.

Для ребенка важно в предметах выделять : форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов. В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов : поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т.п.
  • Для ребенка важно в предметах выделять :
  • форму, величину, цвет,
  • материалы,
  • части и пространственное их отношение,
  • скорость и направление перемещения предмета относительно других,
  • соотношение предметов по величине,
  • удаленность предметов.
  • В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов :
  • поглаживание для выделения гладкости или шероховатости;
  • сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости;
  • взвешивание на ладони для определения массы и т.п.

В программу сенсорного воспитания также включена и система сенсорных эталонов . Сенсорные эталоны - это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны: цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.), длительность времени (минута, секунда, час, сутки), эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т.п.

В программу сенсорного воспитания также включена и система сенсорных эталонов . Сенсорные эталоны - это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны:

  • цвета (цвета спектра),
  • форм (геометрические плоскостные и объемные формы),
  • пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.),
  • эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.),
  • длительность времени (минута, секунда, час, сутки),
  • эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т.п.

5. Методика сенсорного воспитания дошкольников включает 4 этапа Целью I этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям. Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов .

5. Методика сенсорного воспитания дошкольников включает 4 этапа

Целью I этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям.

Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими.

Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов .

Цель II этапа - обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения воспитатель: показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования . предлагает детям все это повторить , т.к. самое главное - организовать многократные упражнения в выделении разных качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.

Цель II этапа - обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

В процессе обучения воспитатель:

  • показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования .
  • предлагает детям все это повторить , т.к. самое главное - организовать многократные упражнения в выделении разных качеств.

При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.

Цель III этапа  - формирование представлений об эталонах. В раннем возрасте ребенок отображает лишь некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние . В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами . Например:

Цель III этапа - формирование представлений об эталонах.

  • В раннем возрасте ребенок отображает лишь некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние .
  • В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами . Например: "овал похож на огурчик", "треугольник такой, как крыша у домика".
  • В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов , когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т.д.
  • Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие.

Цель IV этапа - создание условий, для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности. Здесь важна система заданий, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор материалов и инструментов для труда и т.п. Широко используются все виды деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.
  • Цель IV этапа - создание условий, для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.
  • Здесь важна система заданий, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор материалов и инструментов для труда и т.п. Широко используются все виды деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Формы работы по сенсорному воспитанию детей сенсорные занятия, дидактические игры, совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, интерактивные выставки; коллекционирование; мини-музеи; развлечения; проектирование

Формы работы по сенсорному воспитанию детей

  • сенсорные занятия,
  • дидактические игры,
  • совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми,
  • индивидуальная работа с детьми,
  • интерактивные выставки;
  • коллекционирование;
  • мини-музеи;
  • развлечения;
  • проектирование

 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА Игры и оборудование для развития мелкой моторики и речи восприятия формы и величины для формирования цветового восприятия для слухового развития для развития тактильных ощущений и обоняния для художественно – творческого развития для элементарного экспериментирования для развития интеллектуальных и конструктивных способностей

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА

Игры и оборудование

  • для развития мелкой моторики и речи
  • восприятия формы и величины
  • для формирования цветового восприятия
  • для слухового развития
  • для развития тактильных ощущений и обоняния
  • для художественно – творческого развития
  • для элементарного экспериментирования
  • для развития интеллектуальных и конструктивных способностей