СЕНСОРОНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОМ ОБУЧЕНИИ
Пономарева Нелли Николаевна,
учитель МБОУ СОШ № 2
Сенсорное развитие ребенка –
это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорные ощущения могут быть разными:
• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов.
Основные задачи
- Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активацию познавательных интересов.
- Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
- Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
- Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя: формирование сенсорных эталонов; обучение способам обследования предмета, различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия; развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Развитие сенсорных способностей осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям – предметной,
игровой, изобразительной .
Во внеурочной деятельности
мы продолжаем развивать
сенсорные способности.
На занятиях по бисероплетению мы
развиваем самостоятельность и
инициативность, формирование и
закрепление цвета, формы,
величины.
Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный и эстетический вкус.
Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции.
Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они учатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно.
На занятиях кружка «Бисероплетение» учащиеся изучают народные традиции в выполнении различных изделий, знакомятся с национальным колоритом и своеобразием.
Работы учащихся,
выполненные на занятиях по бисероплетению
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения.
Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ “БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ”
1. Техника параллельного плетения бисером на проволоке http://www.rukodelie.by/content/?id=2558
2.Петельная техника плетения бисером
http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/
3.Игольчатая техника плетения бисером http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
2. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
3. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей /