СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сенсорная культура и умственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением слуха". Опыт работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Сенсорная культура и умственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением слуха". Опыт работы.»

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением слуха


Сенсорное воспитание –целенаправленное развитие ощущений и восприятий- направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного и физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Особое значение сенсорного воспитание имеет для детей с отклонением в развитии, в частности-с нарушением слуха.

Именно сенсорное воспитание, в первую очередь, позволяет преодолевать слуховую недостаточность.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в последнее время является предметом активного изучения со стороны специалистов в области психологии и педагогики.

Изучение Сенсорного развития детей с нарушением слуха имеет существенное значение для разрешения ряда конкретных проблем специальной коррекционной педагогики и для разработки научно-обоснованной системы обучения и воспитания данной категории детей.

Вместе с тем, направление исследований в области сенсорного развития детей с нарушением слуха продиктовано потребностью своеобразия природы и механизмов становления сенсорной сферы ребенка в в условия слуховой недостаточностью.

Психологические исследования показывают, что без специального обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, лепкой, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах.

Как известно, дошкольный возраст период- это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых технических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности.

Изменения психических особенностей ребенка происходит под влиянием той деятельности, которую осваивает он на данном этапе. Это могут быть игры с предметами в раннем возрасте или ролевые игры в дошкольном, учеба в младшем школьном возрасте, общение со сверстниками в подростковом, профессиональное обучение или подготовка к нему в юношеском возрасте. Игры с предметами, учеба влияют на формирование познавательных процессов: внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения.

Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста-ощущения, для раннего возраста-речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьного- мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельности, то может наступить задержка психического развития данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики ребенка в соответствии с его возрастными особенностями.

Потеря слуха в первые месяцы жизни приводит прежде всего к невозможности ребенка воспринимать мир объемно, пространственно.

Не слышащий ребенок реагирует только на те воздействия, которые происходят в его поле зрения ( а также, конечно, на конкретные действия- тактильные и вибрационные). У него затрудняется становление полноценного полисенсорного восприятия окружающего мира, то есть нарушается одно из главных условий нормального развития.

Поступающий в специальные дошкольные учреждения маленькие слабослышащие дети имеют крайне бедные представления об окружающем мире, об окружающих их предметах и людях. Дети не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальных предмет с его изображениями. Вот почему необходимо знакомить с миром вещей, окружающих человека.

В связи с этим перед нами стоит задача: научить детей преодолевать свои трудности, развивать способности и умения пользоваться остаточным слухом и сохранными анализаторами.

Успешная коррекция дефекта слуха возможна лишь в условиях интенсивной целенаправленной работы по психофизическому развитию ребенка с учетом его возрастных особенностей. Наблюдения показывают, что формирование устной речи и даже функции в первые годы жизни непосредственно связано с уровнем познавательных процессов.

Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, то есть умение видеть, слышать, осязать, представлять. Сенсорное развитие составляет одну из главных задач воспитания детей дошкольного возраста, в частности, детей с нарушением слуха.

Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В связи со снижением слуха, часто с задержкой начала ходьбы слабослышащий ребенок с самого начала жизни находится в неблагоприятных условиях развития. У него складывается своевременно зрительный поиск отдельного предмета, оказывается затрудненным или невозможным нахождением источника звука в пространстве.

Зрительное восприятие ребенка надолго связывается с ближним пространством, так как ребенок зачастую не может самостоятельно передвигаться до 1 года 2 месяца-1 год 6 месяцев. Задерживается развитие действий с предметами, и, вместе с тем, развитие зрительное, тактильное и двигательное восприятия. Дети понимают назначение предмета, но не умеют правильно действовать с ним.

Часто дети повторяют движения и действия взрослых, поэтому кажется, что у детей хорошо развито подражание. В действительности это подражание во многих случаях является внешним и не может служить основой для обучения.

Например, ребенок повторяет указательный жест, означающий «ДАЙ», ноне дает взрослому предмет, на который он указывает и т.п.. Дети не выделяют при подражании существенных признаков предметов. Например, складывая по подражанию пирамидку, они не выделяют величину.

Восприятие формы, величины, пространственных отношений предметов и их частей у маленьких слабослышащих детей оказывается мало расчлененным, неточным. У них по настоящему не складывается соотношение «глаз-рука», которое очень важно для развития, восприятия в целом.

Зрительное внимание детей чрезвычайно неустойчиво. Объем внимания невелик. Дети третьего года жизни без обучения не могут одновременно воспринимать более двух-трех предметов, стоящих близко друг к другу. Если предметы находятся на некотором отдалении друг от друга, они могут вообще не восприниматься детьми.

Развитие речи ребенка тесно связано с развитием восприятия, в частности зрительного восприятия. Для того, чтобы ребенок начал овладевать речью, требуется определенный уровень развития восприятия.

Вибрационная чувствительность также тесно связана со слуховым восприятием и играет не менее важную роль в развитии детей с патологией слуха.

Развитие вибрационной чувствительности способствует развитию слухового внимания, если эта работа проводится в одном направлении.

Наличие тонкой вибрационной чувствительности помогент слабослышащим детям лучше ориентироваться в быту, быстрее реагировать на различные раздражители (падение предмета, стук, и т.д.).

В результате обучения вибрационная чувствительность становится одним из средств полноценного восприятия окружающего мира.

Отсутствие или неполнота слуховой афференциации у слабослышащего ребенка является причиной ряда отклонений в его развитии. Достижения последних лет в области радиоэлектроники и аудиологии позволяют в настоящее время по-иному подойти к вопросу о роли сохранного слуха слабослышащих детей в их обучении. Принципиальное значение для формирования речи, детей с нарушением слуха имеет включение в коррекционную работу опоры на сохраненных слух детей. Существенное значение имеет одновременность использования зрения и остаточного слуха детей в самом начале процесса обучения, отсутствие временного разрыва между этими процессами. Такой подход у обучению слабослышащих детей -слухо-зрительная, а затем слуховая основа восприятия-приводит к формированию более полноценных образов слов; у детей создаются слухо-зрительно-речедвигательные связи, что приближает их к пути овладения речью нормально слышащими детьми. А это, в свою очередь, влияет на формирование мышления детей.

Активное воздействие на сохранный слух детей, развитие слуховой функции, слухового восприятия и использование его в обучении является основой формирования более естественной и внятной речи.

Таким образом, работа по развитию слухового восприятия у слабослышащих дошкольников идет в двух направлениях:

Развитие слухо-зрительного восприятия на базе которого формируется устная речь детей и создается база речевого мышления;

Развитие слуховой функции и слухового восприятия, что существенно обогащает и преобразует сенсорную базу слабослышащего ребенка. С одной стороны, и готовит ребенка к возможности свободного общения с окружающими людьми с помощью слуховых аппаратов или без них- с другой. Восприятие слабослышащими детьми неречевых звуков (бытовых шумов, музыки) содействует более широкой ориентировке детей в окружающем мире.

Работа по развитию речевого слуха должна проводится одинаково интенсивно с каждым ребенком, независимо от того, как он реагирует на предлагаемые звуковые раздражители.

В раннем дошкольном возрасте часто трудно установить, какова потеря слуха каждого ребенка. Работа проводится и с теми детьми чьи успехи долгое время были незначительными.

Сенсорное восприятие включает не только восприятие, но и формирование более высоких способов действий восприятия, позволяет не только увеличить объем сенсорного воспитания, но и обеспечит возможность продуктивного запоминания и отсроченного воспроизведения воспринятого.

Соединяя чувственный опыт со словами, мы формирует у детей представления, которые могут быть названы по слову. Работа над формированием представлений должна привести к тому, чтобы по слову (описанию) у ребенка мог быть вызван образ предмета, который он воспринимает. Такая работа подводит ребенка к осмыслению новых текстов, которые даются в сначала в виде материала для иллюстрации книжек-самоделок, а затем ведет к самостоятельному чтению книг.

Существенные трудности для слабослышащих детей дошкольного возраста представляет восприятие изображений.

Маленькие дети не всегда понимают, что изображение есть отражение реального предмета. Дети среднего и старшего возраста не воспринимают на рисунке изображение заслонения (заслоненный предмет воспринимается как сломанный), перспективы, часто вместо движения видят только одну позу. Например, человек, который идет, воспринимается как человек, который стоит с поднятой ногой и т.п.. В связи с этим с самого начала обучения следует придавать особое значение формированию правильного восприятия изображения.

Как указывает А.В.Запорожец, сенсорное воспитание не есть упражнения, данные ребенку в готовом виде сенсорных способностей. Сенсорное воспитание призвано «сформировать у ребенка такие обобщенные знания и умения, которые обеспечили бы ему широкую ориентировку в воспринимаемом мире» (А.П.Усова и А.В.Запорожец).

Обобщенные сенсорные умения включают в себя прежде всего перцептивные действия, то есть обследование предметов и их свойств: форм, величины, цветов, пространственных отношений. Это действия рассматривания, ощупывания, выслушивания и т.п.. Такими действиями ребенок овладевает постепенно, под влиянием обучения. Обучение способом обследования предмета- сложный процесс, включающий в себя разные компоненты.

Но и само по себе формирование перцептивных действий еще не обеспечивает полноценного восприятия. Ребенку необходимо дать мерки, эталоны, с которыми можно сравнивать то, что он в данный момент воспринимает.

Такими мерками могут стать случайные, знакомые из опыта предметы и их качества («похож на домик», «похож на огурец» и т.д.). слышащие нормально развивающие дети постепенно переходят от сопоставления со случайными мерками к стихийному усвоению общепринятых сенсорных эталонов. Однако такое усвоение идет медленно и зачастую дает низкие результаты. Одна из задач сенсорного воспитания- заменить случайные мерки системой общественно выработанных сенсорных эталонов. Следовательно, средством сенсорного восприятия (наряду с формированием перцептивных действий) является ознакомление детей с системами сенсорных эталонов, обучение их сопоставлению воспринятого с эталонами.

Формирование персцептивных действий и усвоение сенсорных эталонов не может происходить изолировано, в виде специальных упражнений.

Для того, чтобы ребенок научился воспринимать предмет или какое-нибудь свойство, перед ним нужно поставить практическую задачу, требующую восприятия этого предмета или свойства. Так, например, при необходимости правильно собрать пирамидку ребенок начинает сопоставлять кольца по величине. Если ему хочется закрыть коробки, он станет искать крышку, сопоставляя форму коробку с формой лежащих перед ним крышек, и т.д.. Особенно большие возможности представляют в этом отношении продуктивные деятельности, т.е. те деятельности, которые требуют от человека создание продукта. Первыми продуктивными деятельностями ребенка дошкольного возраста оказываются конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликации).

Изодеятельность требует от ребенка цельного восприятия предмета и его отдельных свойств. Ребенок должен воспроизвести в лепке, рисунке, аппликации стоящий перед ним предмет. Общий облик и отдельные свойства изображения должны воссоздать воспринятый предмет. Тут невозможно ограничится беглым взглядом на предмет, выделением каких-либо опознавательных признаков (ориентиров), как это может иметь место в процессе игры. Чтобы изобразить, необходимо полноценно воспринять.

Таким образом, изображенная деятельность ставит перед ребенком-дошкольником задачу воспринять предмет, его форму, величину, цвет, пространственные отношения частей.

Как же осуществляется сенсорное восприятие в процессе обучения изодеятельности?

Очень важно, чтобы ребенок учился воспринимать и передавать в изображении именно окружающие его предметы, а не их упрощенную копию, специально сделанные для него руками взрослых.

Поэтому наша методика предусматривает переход к лепке и рисованию с натуры уже с 1-го года обучения.

Натурой мы будем называть любой предмет (или группу предметов), который предлагается детям для изображения. Изображение предмета, сделанное воспитателем, мы будем называть образцом. Так, например, если дети рисуют куклу, которая стоит на столе, мы будем говорить об изображении с натуры. Если же дети рисуют куклу, предварительно нарисованную воспитателем на листе бумаги, то речь идет об изображении по образцу. Образец рисуется не на самом занятии, а предварительно. Дети не видят при этом как работает воспитатель, а воспринимают только результат-готовое изображение.

Если же воспитатель рисует образец во время занятия на глазах у детей, то к образцу прибавляется показ. Образец и показ уводят детей от восприятия предмета и его свойств. Задача восприятия и изображения предмета подменяется значительно более легкой задачей восприятия и копирования образца.

Только при рисовании и лепке с натуры ребенок получает возможность непосредственно обследовать предмет и передать в лепке или рисунке полученные впечатления.

Но сама по себе постановка задачи, требующей восприятия предмета, еще далеко не решает проблемы, так как ребенок, как было указано выше, еще не умеет воспринимать. Ребенку нужно дать способы решения этой задачи. В качестве такого способа Н.П. Сакулина предлагала детям, воспитанникам дошкольного учреждения, сопоставление формы изображаемого предмета с геометрической формой-эталоном. При этом детям давалась таблица с изображением геометрических форм и сообщались их названия. Это приводило к существенным сдвигам в изобразительной деятельности детей, помогало им правильно воспринять и передать форму предметов даже в том случае, когда она значительно отличалась от геометрической.

При работе с детьми, имеющие нарушение слуха, простое сопоставление формы предметов с геометрической формой-эталоном не дает желательных результатов даже в том случае, если дети знают названия геометрических форм и могут находить их в таблице. В процессе экспериментального обучения выяснилось, что причина этого несформированность перцептивного действия. До сопоставления формы предмета с геометрической формой-эталону глухому ребенку необходимо помочь обследовать предмет, показать способы вычленения формы. В качестве способов для вычленения формы объемного предмета при обучении глухих вводится ощупывающие движения, для вычленения формы плоскостного предмета или выделения плоскостной формы из объемной-обводящее движение, для восприятия отношений двух предметов-манипулирование предметами, то есть двигательный анализ отношений. Таким образом, в восприятие включается сохранные анализаторы ребенка: осязание, двигательная чувствительность. Включение дополнительных видов чувствительности помогает руководить зрительным восприятием ребенка. Обследование предметов, которые дети должны изобразить, должно стать одним из путей сенсорного восприятия ребенка.

В процессе обучения детей обследованию предметов особо выделилась роль обводного движения. Первоначально направляемое воспитателем обведение последовательным и получить целостное впечатление от предмета. Естественно, что руководить движением руки гораздо легче, чем руководить движением глаз. Но глаза ребенка движутся по контуру за рукой, и зрительное обследование предмета, которым мы при этом руководим опосредовательно, постепенно теряет свой хаотический характер. Первоначально обводящее движение осуществляется непосредственно по контуру предмета; затем оно начинает происходить на некотором расстоянии от него и при этом направляется зрением. Именно это обводящее движение ребенок и должен воспроизвести по плоскости бумажного листа, чтобы получить изображение-графический образ предмета. Оно же помогает осуществить сравнения объемных форм предмета с плоскостной геометрической формой-эталоном. Иными словами, двигательное восприятие и моделирование ребенком форм путем обведения рукой контура является промежуточным эталоном и связующим звеном между обследуемой формой и плоскостным эталоном.

В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливается известная сумма зрительных, двигательных, осязательных, а затем и графических образов. Его чувственный опыт существенно обогащается. Но на этом ни в коем мере не заканчивается работа по сенсорному воспитанию.

Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом. К.Д. Ушинский очень образно охарактеризовал отношение слова к чувственному опыту, отметив, что слово тогда только полноценно, когда оно «прирастает» как кожа к мышцам, а не снимается с руки как перчатка. Это «прирастание» и есть отражение в слове чувствительного опыта.

Программа обучения изодеятельности предусматривает повседневную работу воспитателя над соединением чувствительного опыта со словом. Накопление образов должно осуществляться в непосредственной связи со словом. Работа должна строится таким образом, чтобы на определенном этапе в ответ на слово у ребенка возникли достаточное четкие образы. Со временем он овладевает умением рисовать, лепить, вырезать по представлению.

Большое место в сенсорном воспитании глухих детей занимает формирование понимания относительности, особенно в отношении величин, цветов, пространственных отношений. Так например, дети должны понять, что предмет который является большим по отношению к другому, по отношению к третьему может быть меньшим. Положение двух предметов в пространстве всегда парно. Если один их них наверху, то другой внизу. Если один справа, то другой слева. Светлый по отношению к одному фону цвет, оказывается темным по отношению к другому.

Помимо правильного восприятия предметов и явлений окружающего мира, ребенок должен научиться хорошо ориентироваться в пространстве листа бумаги: знать низ, верх, левую и правую сторону, края листа.

Ребенок должен представлять себе, как отражается на листе бумаги реальное пространство. Умение ориентироваться в пространстве на листа бумаги-необходимое условие для развития изобразительной деятельности. Овладение этим умением является эталоном подготовки восприятия ребенка к школьному обучению. В частности обучению письму, восприятию геометрических карт, чертежей и т.д.. Сенсорное развитие глухих детей дошкольного возраста осуществляется и на других занятиях- физкультурном, музыкальном, развитии слухового восприятия и др.

Одним из эффективных средств сенсорного восприятия детей с патологией слуха в дошкольном возрасте является дидактическая игра, основным эталоном которой является обучение детей способам познания.

По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабо слышащих детей дидактические игры можно разделить на две группы:

дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением слуха;

логические дидактические игры. Назначение которых смыслова систематизация чувствительного опыта.

Игры первую группы развивают умение детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметов окружающего мира.

В играх второй группы лети учатся классифицировать группировать, систематизировать предметы по общим отличительным признакам.

При классификации дети устанавливают общность между предметами, образуют пары, группы предметов по цвету, форме, величине, пространственным характеристикам и др.

В играх на систематизацию они соотнося предметы между собой только по определенному признаку: предметы одной формы, одного цвета, одного размера и т.д.

Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе с детьми нарушением слуха, так как в значительной степени способствуют обогащению и уточнению предметных представлений.

Настольно-печатные игры учат детей чтению иллюстрированного материала, осмыслению изображению, их словесному описанию.

Дидактические игры проводятся в изолированно, в повседневной жизни и как часть занятия.

Использование дидактических игр обеспечивает уточнения, конкретизации образов предметов и развития речи, а также способствуют осознания детьми использования голоса при выделении различных свойств и признаков предметов.

Таким образом в дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, причем в этой деятельности проявляются и особенности познания. Очень важно значение дидактических игр для умственного воспитания детей-дети учатся познавать и различать форму, цвет, размер и др. признаки предметов. Сенсорное развитие ребенка дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове.

Дошкольники любят дидактические игры которые их увлекают и доставляют им удовольствие. Благодаря такой занимательности дидактические игры активизируют развитие способностей и формированию знаний, навыков и умений.

Игровые действие дидактической игры служит не только усилению активности ребенка, но и способствуют коррекции слуха, компенсации слуховой недостаточности за счет включения сохранных анализаторов. В

дидактической игре совершенствуется опыт детей по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации, классификации, а также использованию этих эталонов в характеристике реальных предметов и явлений.

Увлечение маленького ребенка игрой повышает способность к произвольности внимания, обострению наблюдательности, более точному восприятию, осмыслению знаний.

Следует широко использовать сенсорно-двигательные игры, и задания для упражнений на узнавание, классификацию форм, цвета, размера на всевозможные сложные различения по убывающей и возрастающей величине.

Дидактические игры подбираются в соответствии с возрастом и знаниями детей.

Связанная с снижением слуха задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности. Более поздние сроки формирования действий с предметами обуславливают низкий уровень игры детей с патологией слуха, запаздыванием ее сроков проявления по сравнению с играми слышащих детей.

Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получал сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. На эту сторону следует обращать особое внимание, давать детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести, беря в руки ощутить и определить качество их поверхности и температуру.

Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. Когда дети помогают накрывать стол, им необходимо различать тарелки по величине, глубине, цвету в процессе работы они ощущают тяжесть, гладкую поверхность, холодок фарфоровой посуды, легкость пластмассовой. Сдвигание столов, расстановка стульев вызывает другие двигательные, осязательные ощущения, требуют восприятия пространственных отношений, линий контура и пр. Так в играх постоянно происходит ознакомление с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки-свойства снегу, в процессе игр, при катании на санках учитывают тяжесть предмета. Собирая матрешку, одевая маленьких и больших кукол они знакомятся с величиной. Форма предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия.

Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей и развивают способность ориентировки в окружающем. Сенсорные познания тесно связаны с эстетическим восприятием: красивая, хорошо расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы. Мир простых вещей воспринимается маленьким ребенком как чудесный, еще не ведомый и прекрасный мир.

Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия на которых осуществляется ориентировки на цвет должны проводиться только при естественном освещении. При искуственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предмета, который искажается из за примесей желтоватого или синего оттенка. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов. Обучая ребенка восприятию предметов и их свойств, мы формируем психические механизмы, которые помогают ребенку познать окружающий мир, расширить сферу восприятия, включать в его опыт все новые и новые предметы и явления. Механизмы восприятия помогают ребенку самостоятельно познавать мир, ориентироваться и действовать в нем. Правильный и полный образ предметов и явлений регулирует действия ребенка и руководит его поведением в соответствии с ситуацией. Таким образом, в дошкольном возрасте особенно важно сенсорное воспитание, когда ребенок еще не точно и не четко осознает отличительные качества окружающих предметов. Дидактические игра создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних и внутренних признаков предметов. Играя, реюенок учится различным приемом зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Так возникают сенсорные эталоны, т.е. общепринятые представления о внешних качествах предметов.

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка ( познавательных, эстетических, творческих и т.д.) для полноценного, осознанного восприятия действительности.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!