СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серебряный век. Основные течения в поэзии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для последовательного заполнения таблицы. Урок-лекция.

Просмотр содержимого документа
«Серебряный век. Основные течения в поэзии»

Литература XX века «Наше время трудновато для пера...» В.В. Маяковский  «Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...» В.А. Чалмаев  «XX век всех нас переломал...» М.И. Цветаева

Литература XX века

«Наше время трудновато для пера...»

В.В. Маяковский

«Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...»

В.А. Чалмаев

«XX век всех нас переломал...»

М.И. Цветаева

Историческая ситуация  в России начала XX века Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур . Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни , начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична . Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Историческая ситуация в России начала XX века

Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур . Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни , начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством.

Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична . Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Революции Исторические потрясения в России начала 20века (помимо мировых)  Первая русская революция  1905 1917 Февральская буржуазно-демократическая революция Октябрьская социалистическая революция

Революции

  • Исторические потрясения в России начала 20века (помимо мировых)

  • Первая русская революция

1905

1917

  • Февральская буржуазно-демократическая революция
  • Октябрьская социалистическая революция
Николай Бердяев  (русский религиозный и политический философ) «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».

Николай Бердяев (русский религиозный и политический философ)

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».

Девятнадцатый век Упали в прах обломки суеверий, Наука в правду превратила сон: В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон, Познав составы звезд и жизнь бактерий.   Античный мир вел к вечным тайнам нить; Мир новый дал уму власть над природой; Века борьбы венчали всех свободой. Осталось: знанье с тайной съединить. Мы близимся к концу, и новой эре Не заглушить стремленья к высшей сфере .   (В.Брюсов)

Девятнадцатый век

Упали в прах обломки суеверий,

Наука в правду превратила сон:

В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,

Познав составы звезд и жизнь бактерий.

 

Античный мир вел к вечным тайнам нить;

Мир новый дал уму власть над природой;

Века борьбы венчали всех свободой.

Осталось: знанье с тайной съединить.

Мы близимся к концу, и новой эре

Не заглушить стремленья к высшей сфере .

  (В.Брюсов)

Русскую литературу рубежа 19 - 20 веков называют Серебряным веком . (1895 – 1920 г.)

Русскую литературу рубежа 19 - 20 веков называют Серебряным веком .

(1895 – 1920 г.)

 «Начало» Серебряного века Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Символы». Отцом «термина» является русский философ Николай Бердяев , назвавший «Серебряный век» отблеском, возрождением «века золотого ». Одна из наиболее вероятных причин – кризисность эпохи, напряженная историческая обстановка.

«Начало» Серебряного века

  • Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Символы».
  • Отцом «термина» является русский философ Николай Бердяев , назвавший «Серебряный век» отблеском, возрождением «века золотого ».
  • Одна из наиболее вероятных причин – кризисность эпохи, напряженная историческая обстановка.

Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской . Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном : работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.

Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской .

Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном : работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.

Литература начала XX века   модернизм имажинизм символизм футуризм акмеизм

Литература начала XX века

модернизм

имажинизм

символизм

футуризм

акмеизм

Таблица «Серебряный век» Назва-ние + г.г. Предста-вители Характеристики, черты

Таблица «Серебряный век»

Назва-ние + г.г.

Предста-вители

Характеристики, черты

Символизм от гр. symbolon - «знак, символ».  1870-1920-е гг. Символизм как течение зародился во Франции в 60-70 гг. XIX века . Основатель символизма – Шарль Бодлер

Символизм

от гр. symbolon - «знак, символ».

1870-1920-е гг.

Символизм как течение зародился во Франции в 60-70 гг. XIX века .

Основатель символизма – Шарль Бодлер

Истоки русского символизма  Франция 1860-70-е годы. Шарль Бодлер Артюр Рембо Поль Верлен Стефан Малларме Основатель символизма – Шарль Бодлер

Истоки русского символизма

Франция 1860-70-е годы.

Шарль Бодлер

Артюр Рембо

Поль Верлен

Стефан Малларме

Основатель символизма – Шарль Бодлер

Представители  Франция 1860-70-е годы. Ф. Сологуб З. Гиппиус Д. Мережковский К. Бальмонт В. Брюсов В. Иванов А. Белый А. Блок

Представители

Франция 1860-70-е годы.

Ф. Сологуб

З. Гиппиус

Д. Мережковский

К. Бальмонт

В. Брюсов

В. Иванов

А. Белый

А. Блок

Черты символизма  Символ - образ, имеющий безграничное количество значений, он передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире; образ, требующий от читателя сотворчества .  Искусство – это не изображение реальности, а « постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника. Мир непознаваем . Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не «высшую реальность» (область « абсолютных идей», «мировой души») Антитеза двух миров – реального и идеального* Звукопись . Поэзия тяготеет к музыке . Музыкальность – высшая форма проявления звука. Цветовая значимость . Каждый цвет – значение. Вопросы о судьбе России. Идеал Вечной Женственности (философия В.Соловьева).  Любовь – чувство «неземное» , ее нельзя испытать телесно. Жанры : сонет, рондо

Черты символизма

  • Символ - образ, имеющий безграничное количество значений, он передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире; образ, требующий от читателя сотворчества .
  • Искусство – это не изображение реальности, а « постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов)через духовный опыт человека и творческую интуицию художника.
  • Мир непознаваем . Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не «высшую реальность» (область « абсолютных идей», «мировой души»)
  • Антитеза двух миров – реального и идеального*
  • Звукопись .
  • Поэзия тяготеет к музыке . Музыкальность – высшая форма проявления звука.
  • Цветовая значимость . Каждый цвет – значение.
  • Вопросы о судьбе России.
  • Идеал Вечной Женственности (философия В.Соловьева).
  • Любовь – чувство «неземное» , ее нельзя испытать телесно.
  • Жанры : сонет, рондо
 Акмеизм ( от греч. аkme – «высшая степень», «вершина», «цветение», «цветущая пора» )   Акмеизм возник в России в 1910-х гг.

Акмеизм

( от греч. аkme – «высшая степень»,

«вершина», «цветение», «цветущая пора» )

Акмеизм возник в России в 1910-х гг.

Представители акмеизма Н. Гумилёв А. Ахматова О. Мандельштам С. Городецкий

Представители акмеизма

Н. Гумилёв

А. Ахматова

О. Мандельштам

С. Городецкий

Черты акмеизма Акмеизм выделился из символизма и был его « оппозицией » Критика туманность языка символистов. Возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.  Отказ от таинственности , туманности, многозначности.  Мир материален , предметен, нужно искать в мире ценности и запечатлевать их при помощи точных и понятных образов . Культ « прекрасной ясности »: поэзия должна быть понятна , образы – четкими.  Отточенность деталей, создающих конкретную картину, слова « с более устойчивым содержанием »  Основной жанр – мадригал  – небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно  любовно-лирического содержания .  Любовь – земное чувство , а не «прозрение других миров».

Черты акмеизма

  • Акмеизм выделился из символизма и был его « оппозицией »
  • Критика туманность языка символистов. Возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.
  • Отказ от таинственности , туманности, многозначности.
  • Мир материален , предметен, нужно искать в мире ценности и запечатлевать их при помощи точных и понятных образов .
  • Культ « прекрасной ясности »: поэзия должна быть понятна , образы – четкими.
  • Отточенность деталей, создающих конкретную картину, слова « с более устойчивым содержанием »
  • Основной жанр – мадригал – небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно  любовно-лирического содержания .
  • Любовь – земное чувство , а не «прозрение других миров».
Футуризм (от лат. futurum – будущее) 1912-1916 годы Футуризм зародился в Италии в 1910-1915-х гг.

Футуризм

(от лат. futurum – будущее)

1912-1916 годы

Футуризм зародился в Италии

в 1910-1915-х гг.

Представители футуризма В. Маяковский  В. Каменский В. Хлебников Д. Бурлюк И. Северянин

Представители футуризма

В. Маяковский

В. Каменский

В. Хлебников

Д. Бурлюк

И. Северянин

Черты футуризма  Отказ от традиционной литературы (« Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности» ). Отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего.  Мотив – стремление в будущее , разрушение «старых оков» и стандартов, поэтических штампов. Воспевание технологического прогресса , у рбанизации  Поэт-бунтарь , творец новой реальности . Смелость, дерзость.  «Нетерпение» с существующему языку, словотворчество, создание своего языка. Звук имеет свое значение . Слово превращается в знак.  Резкое неприятие обыденности , а также «обыденного вточества» других поэтов. Литературные эксперименты с жанрами, формами, стихотворными размерами и пр. Метафоризация действительности. Эпатаж как вид творчества.

Черты футуризма

  • Отказ от традиционной литературы (« Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности» ).
  • Отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего.
  • Мотив – стремление в будущее , разрушение «старых оков» и стандартов, поэтических штампов.
  • Воспевание технологического прогресса , у рбанизации
  • Поэт-бунтарь , творец новой реальности . Смелость, дерзость.
  • «Нетерпение» с существующему языку, словотворчество, создание своего языка. Звук имеет свое значение . Слово превращается в знак.
  • Резкое неприятие обыденности , а также «обыденного вточества» других поэтов.
  • Литературные эксперименты с жанрами, формами, стихотворными размерами и пр.
  • Метафоризация действительности. Эпатаж как вид творчества.
Мировосприятие футуристов Мир будущего («будетляне») – цель жизни сегодня. Воспевание технологического прогресса , индустриального города Преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией Поэт – творец мира, языка . К. Малевич. Точильщик

Мировосприятие футуристов

  • Мир будущего («будетляне») – цель жизни сегодня.
  • Воспевание технологического прогресса , индустриального города
  • Преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией
  • Поэт – творец мира, языка .

К. Малевич. Точильщик

Из манифеста: Мы дали образец иного звука и словосочетания:  Дыр, бул, щыл,  убещур  скум  вы со бу  р л эз  (Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всей  поэзии Пушкина). Стихотворение А. Крученых – первый пример новой поэзии

Из манифеста:

Мы дали образец иного звука и словосочетания: Дыр, бул, щыл, убещур скум вы со бу р л эз (Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина).

Стихотворение А. Крученых – первый пример новой поэзии

Имажинизм от англ. и фр. image – «образ» Имаж изм возник в Англии, в США (т.е. англоязычные страны). * Имаж инизм – в России .

Имажинизм

от англ. и фр. image – «образ»

Имаж изм возник в Англии, в США

(т.е. англоязычные страны).

* Имаж инизмв России .

Представители имажинизма В. Шершеневич С. Есенин  А. Мариенгоф

Представители имажинизма

В. Шершеневич

С. Есенин

А. Мариенгоф

Черты имажинизма  Основной целью этого течения стало изображение мира именно таким, каким он представлялся в действительности . Провозглашал самоценность поэтического образа как такового На первое место умение правильно и красиво создавать образы , а не только слова.  Каждое слово – это образ. « Поедание» образом смысла, образ важнее смысла , который он может нести. Творчество – « каталог образов ». Основное средство – метафора . Выступления против политизации искусства . Частый жанр – свободный стих , «свободный» от размера, ритма и т.д.

Черты имажинизма

  • Основной целью этого течения стало изображение мира именно таким, каким он представлялся в действительности .
  • Провозглашал самоценность поэтического образа как такового
  • На первое место умение правильно и красиво создавать образы , а не только слова.
  • Каждое слово – это образ.
  • « Поедание» образом смысла, образ важнее смысла , который он может нести. Творчество – « каталог образов ».
  • Основное средство – метафора .
  • Выступления против политизации искусства .
  • Частый жанр – свободный стих , «свободный» от размера, ритма и т.д.
Вне литературных стилей  и направлений Марина Ивановна Цветаева 26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Вне литературных стилей и направлений

Марина Ивановна Цветаева

26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!