СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серебряный век русской культуры.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиция  называть  эпоху  конца  Х1Х – начала  ХХ века  в  России  серебряным  веком  или  «русским  культурным  ренессансом»  возникла  в  русском  зарубежье,  в  кругах  русских  писателей – эмигрантов,  которые  считали  себя  наследниками  богатейшей  культуры  рубежа  этого  времени. 

Просмотр содержимого документа
«Серебряный век русской культуры.»

Тема урока: «Серебряный век русской культуры»

Цели урока: 

Обучающая: познакомить учащихся с особенностями стилей культуры начала XX века, творчеством композиторов, литераторов и художников данного периода;

Развивающая: развивать познавательный интерес к истории, применяя новые информационные технологии; развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему;

Воспитательная: учить самостоятельно получать знания в новых для учащихся условиях; учить работать в группах на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности; пробудить у учащихся интерес к Отечественной культуре

Оборудование: презентации по творчеству М. Врубеля, В.Васнецова, портреты представителей культуры Серебряного века, учебники.

Ход урока:

Организационный момент

Сообщение темы и целей урока, постановка проблемного вопроса, представление экспертной группы

Проверка домашнего задания:

  1. Вступительное слово учителя.

Посмотрите на портреты, чьи лица отмечены высокой думой, вслушайтесь в музыку. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры. Я говорю: «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» и повторяю снова: «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК».

? Какие мысли и ассоциации возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?

Составим ассоциативную цепочку: « Серебряный век - …» (блеск, хрусталь, сияние, тайна, волшебство…)

Особый звуковой облик слов «Серебряный век» создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о чём – то возвышенном, прекрасном и завораживающем.

Традиция называть эпоху конца Х1Х – начала ХХ века в России серебряным веком или «русским культурным ренессансом» возникла в русском зарубежье, в кругах русских писателей – эмигрантов, которые считали себя наследниками богатейшей культуры рубежа этого времени. Предположительно эта историко – культурная метафора была употреблена впервые Н.А.Бердяевым.

Вопрос же о хронологических границах этого явления до сих пор в литературоведении окончательно не решён. Существуют разные точки зрения, но большинство сходятся к тем историческим событиям, которые произошли на рубеже веков: Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война.

? Проблемный вопрос. Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?

Вопрос записывается в тетрадь.

? Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?

Ученики слушают сообщения одноклассников, выступающих в роли историка, искусствоведа и литературоведа. Демонстрируются презентации.

Делаем вывод, лучший записываем в тетрадь.

Поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль…и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века. Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален…

  1. А теперь послушаем поэтов начала века, вслушаемся в их голоса. ( Класс записывает их имена, строки произведений).



Владимир Сергеевич Соловьёв ( 1853 – 1900) – философ, богослов, публицист и поэт. Кумир молодых поэтов начала века.

Хоть мы навек незримыми цепями

Прикованы к нездешним берегам,

Но и в цепях должны свершить мы сами

Тот круг, что боги очертили нам.

Все, что на волю высшую согласно,

Своею волей чуждую творит,

И под личиной вещества бесстрастной

Везде огонь божественный горит.



Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая (1869 – 1905) – удостоена Пушкинской премии Академии наук, публичные выступления имели шумный успех.

В кудрях каштановых моих

Есть много прядей золотистых –

Видений девственных и чистых

В моих мечтаньях огневых.

Слилось во мне сиянье дня

Со мраком ночи беспросветной,-

Мне мил и солнца луч приветный,

И шорох тайн манит меня.

И суждено мне до конца

Стремиться вверх, скользя над бездной,

В тумане свет провидя звёздный

Из звёзд сплетённого венца.



Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942) – был самым известным из русских поэтов в десятилетие 1895 – 1905.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.



Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865 – 1941) – автор историко – философских романов, пьес, литературоведческих трудов.

Стихотворение «Поэт».



Фёдор Сологуб (Фёдор Кузмич Тетерников) (1963 – 1927) – начал широко печататься в 90 – х годах.

Я - бог таинственного мира,

Весь мир в одних моих мечтах.

Не сотворю себе кумира

Ни на земле, ни в небесах.

Моей божественной природы

Я не открою никому.

Тружусь, как раб, а для свободы

Зову я ночь, покой и тьму.



Марина Иванова Цветаева (1892 – 1941)

Стихотворение «Душа и имя».



Игорь Северянин ( Игорь Васильевич Лотарёв) (1885 – 1941) – в 1918 году на поэтическом вечере в Политехническом музее в Москве был провозглашён публикой « королём поэтов».

Стихотворение «Эгополонез».



Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930) – был в числе авторов первых футуристических манифестов.

Стихотворение «А вы могли бы?»



В тетрадях получается следующая таблица:

Авторы

Поэтическая Я – концепция

В. Соловьёв

(1853 – 1900)

«…Мы навек незримыми цепями

Прикованы к нездешним берегам»

М. Лохвицкая

(1869 – 1905)

«Слилось во мне сиянье дня

Со мраком ночи…»

К.Бальмонт

(1867 – 1942)

«Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин»

Д.Мережковский

(1865 – 1941)

«Я люблю безумную свободу»

Ф.Сологуб

(1863 – 1927)

«Я – бог таинственного мира,

Весь мир в одних моих мечтах».

М.Цветаева

(1892 – 1941)

«…Душа не уснёт в покое»

«…Душу Бог мне иную дал»

И.Северянин

(1885 – 1941)

«Во всей вселенной нас только двое

И эти двое – всегда одно…»

В.Маяковский

(1893 – 1930)

«Я сразу смазал карту будня…»



Делаем вывод:

Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одарённая личность. Каждый считает себя в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в своё творчество весь мир. Стремится защитить его, оградить от вторжения оппонентов, доказать свою правоту читателю.



А чтобы отразить нападки противников, поэты объединились в литературные группировки.(Ученики, слушая учителя, заполняют таблицу).

Критерии для сопоставления творческих программ символистов, акмеистов и футуристов: цель творчества, отношение к миру, отношение к слову, особенности формы произведений.

Слово учителя.

В 1909 году И.Анненский в программной для Серебряного века статье писал: « Современная поэзия чужда крупных замыслов, в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение…»

Таковым стал символ – многозначное иносказание.

СИМВОЛИЗМ ( греч. symbolon – знак, символ) – направление в искусстве 1870 – 1910-х годов.

Выделяют следующие основные черты символизма:

- поэтика намёка и иносказаний;

- эстетизация смерти;

- знаковое наполнение обыденных слов;

- мимолётность, в которой отражается Вечность;

- стремление создать картину идеального мира;

- отношение к слову как к шифру духовной тайнописи;

- образность, музыкальность и лёгкость слога.

АКМЕИСТЫ – (греч. аcme - высшая степень чего – либо, цветущая сила), главные принципы:

- отказ от символов, возвращение поэзии ясности;

- придание слову точного значения;

- обращение к человеку, к «подлинности» его чувств.

На смену неопределённым, красивым, возвышенным символам, недосказанности пришли простые предметы. ( Раздаточный материал позволяет назвать поэтов – акмеистов). В основе этой группы очень разных талантливых поэтов лежала личная дружба.

Одновременно возникает другое модернистское течение –

ФУТУРИЗМ – ( лат. futurum – будущее) . Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Это была своеобразная пощёчина общественному вкусу.

Футуризму свойственны

- культ техники индустриальных городов;

- отрицание гармонии;

- словесные деформации, интерес к «самовитому слову», к неологизму;

- пафос эпатажа.

Были и другие группировки. ( Называем их, согласно раздаточному материалу).

Таблица будет иметь следующий вид:

Критерии для

сопоставления

СИМВОЛИСТЫ

АКМЕИСТЫ

ФУТУРИСТЫ

Цель

творчества

Расшифровка

тайнописи,

воплощённой в

слове.

Возвращение

поэзии

ясности.

Вызов

традиции

Отношение

к миру

Стремление

создать картину

идеального мира

Понимание мира

как совокупности

простых предметов.

Одержимость

идеей разрушения

старого мира.

Отношение к

слову

Слово как послание, весть,

элемент тайнописи.

Стремление придать слову

точное значение.

Интерес к словесным деформациям,

создание неологизмов.

Особенности

формы

Господство намёков, изысканная образность, музыкальность,

лёгкость слога.

Конкретная образность.

Обилие неологизмов,

разговорная

интонация.



? Что же объединяло столь разных поэтов?



- время, эпоха, участие в духовном обновлении России;

- ощущение хаоса, смятения;

- трепетное отношение к слову, образу, ритму;

- беззаветное и трепетное поклонение искусству.



Домашнее задание: учебник истории § 68.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!