Тема урока: «Серебряный век русской культуры».
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с особенностями стилей культуры начала XX века, творчеством композиторов, литераторов и художников данного периода;
Развивающая: развивать познавательный интерес к истории, применяя новые информационные технологии; развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему;
Воспитательная: учить самостоятельно получать знания в новых для учащихся условиях; учить работать в группах на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности; пробудить у учащихся интерес к Отечественной культуре
Оборудование: презентации по творчеству М. Врубеля, В.Васнецова, портреты представителей культуры Серебряного века, учебники.
Ход урока:
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока, постановка проблемного вопроса, представление экспертной группы
Проверка домашнего задания:
Вступительное слово учителя.
Посмотрите на портреты, чьи лица отмечены высокой думой, вслушайтесь в музыку. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры. Я говорю: «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» и повторяю снова: «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК».
? Какие мысли и ассоциации возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
Составим ассоциативную цепочку: « Серебряный век - …» (блеск, хрусталь, сияние, тайна, волшебство…)
Особый звуковой облик слов «Серебряный век» создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о чём – то возвышенном, прекрасном и завораживающем.
Традиция называть эпоху конца Х1Х – начала ХХ века в России серебряным веком или «русским культурным ренессансом» возникла в русском зарубежье, в кругах русских писателей – эмигрантов, которые считали себя наследниками богатейшей культуры рубежа этого времени. Предположительно эта историко – культурная метафора была употреблена впервые Н.А.Бердяевым.
Вопрос же о хронологических границах этого явления до сих пор в литературоведении окончательно не решён. Существуют разные точки зрения, но большинство сходятся к тем историческим событиям, которые произошли на рубеже веков: Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война.
? Проблемный вопрос. Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?
Вопрос записывается в тетрадь.
? Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?
Ученики слушают сообщения одноклассников, выступающих в роли историка, искусствоведа и литературоведа. Демонстрируются презентации.
Делаем вывод, лучший записываем в тетрадь.
Поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль…и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века. Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален…
А теперь послушаем поэтов начала века, вслушаемся в их голоса. ( Класс записывает их имена, строки произведений).
Владимир Сергеевич Соловьёв ( 1853 – 1900) – философ, богослов, публицист и поэт. Кумир молодых поэтов начала века.
Хоть мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам,
Но и в цепях должны свершить мы сами
Тот круг, что боги очертили нам.
Все, что на волю высшую согласно,
Своею волей чуждую творит,
И под личиной вещества бесстрастной
Везде огонь божественный горит.
Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая (1869 – 1905) – удостоена Пушкинской премии Академии наук, публичные выступления имели шумный успех.
В кудрях каштановых моих
Есть много прядей золотистых –
Видений девственных и чистых
В моих мечтаньях огневых.
Слилось во мне сиянье дня
Со мраком ночи беспросветной,-
Мне мил и солнца луч приветный,
И шорох тайн манит меня.
И суждено мне до конца
Стремиться вверх, скользя над бездной,
В тумане свет провидя звёздный
Из звёзд сплетённого венца.
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942) – был самым известным из русских поэтов в десятилетие 1895 – 1905.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865 – 1941) – автор историко – философских романов, пьес, литературоведческих трудов.
Стихотворение «Поэт».
Фёдор Сологуб (Фёдор Кузмич Тетерников) (1963 – 1927) – начал широко печататься в 90 – х годах.
Я - бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
Моей божественной природы
Я не открою никому.
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму.
Марина Иванова Цветаева (1892 – 1941)
Стихотворение «Душа и имя».
Игорь Северянин ( Игорь Васильевич Лотарёв) (1885 – 1941) – в 1918 году на поэтическом вечере в Политехническом музее в Москве был провозглашён публикой « королём поэтов».
Стихотворение «Эгополонез».
Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930) – был в числе авторов первых футуристических манифестов.
Стихотворение «А вы могли бы?»
В тетрадях получается следующая таблица:
Авторы | Поэтическая Я – концепция |
В. Соловьёв (1853 – 1900) | «…Мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним берегам» |
М. Лохвицкая (1869 – 1905) | «Слилось во мне сиянье дня Со мраком ночи…» |
К.Бальмонт (1867 – 1942) | «Я заключил миры в едином взоре, Я властелин» |
Д.Мережковский (1865 – 1941) | «Я люблю безумную свободу» |
Ф.Сологуб (1863 – 1927) | «Я – бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах». |
М.Цветаева (1892 – 1941) | «…Душа не уснёт в покое» «…Душу Бог мне иную дал» |
И.Северянин (1885 – 1941) | «Во всей вселенной нас только двое И эти двое – всегда одно…» |
В.Маяковский (1893 – 1930) | «Я сразу смазал карту будня…» |
Делаем вывод:
Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одарённая личность. Каждый считает себя в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в своё творчество весь мир. Стремится защитить его, оградить от вторжения оппонентов, доказать свою правоту читателю.
А чтобы отразить нападки противников, поэты объединились в литературные группировки.(Ученики, слушая учителя, заполняют таблицу).
Критерии для сопоставления творческих программ символистов, акмеистов и футуристов: цель творчества, отношение к миру, отношение к слову, особенности формы произведений.
Слово учителя.
В 1909 году И.Анненский в программной для Серебряного века статье писал: « Современная поэзия чужда крупных замыслов, в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение…»
Таковым стал символ – многозначное иносказание.
СИМВОЛИЗМ ( греч. symbolon – знак, символ) – направление в искусстве 1870 – 1910-х годов.
Выделяют следующие основные черты символизма:
- поэтика намёка и иносказаний;
- эстетизация смерти;
- знаковое наполнение обыденных слов;
- мимолётность, в которой отражается Вечность;
- стремление создать картину идеального мира;
- отношение к слову как к шифру духовной тайнописи;
- образность, музыкальность и лёгкость слога.
АКМЕИСТЫ – (греч. аcme - высшая степень чего – либо, цветущая сила), главные принципы:
- отказ от символов, возвращение поэзии ясности;
- придание слову точного значения;
- обращение к человеку, к «подлинности» его чувств.
На смену неопределённым, красивым, возвышенным символам, недосказанности пришли простые предметы. ( Раздаточный материал позволяет назвать поэтов – акмеистов). В основе этой группы очень разных талантливых поэтов лежала личная дружба.
Одновременно возникает другое модернистское течение –
ФУТУРИЗМ – ( лат. futurum – будущее) . Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Это была своеобразная пощёчина общественному вкусу.
Футуризму свойственны
- культ техники индустриальных городов;
- отрицание гармонии;
- словесные деформации, интерес к «самовитому слову», к неологизму;
- пафос эпатажа.
Были и другие группировки. ( Называем их, согласно раздаточному материалу).
Таблица будет иметь следующий вид:
Критерии для сопоставления | СИМВОЛИСТЫ | АКМЕИСТЫ | ФУТУРИСТЫ |
Цель творчества | Расшифровка тайнописи, воплощённой в слове. | Возвращение поэзии ясности. | Вызов традиции |
Отношение к миру | Стремление создать картину идеального мира | Понимание мира как совокупности простых предметов. | Одержимость идеей разрушения старого мира. |
Отношение к слову | Слово как послание, весть, элемент тайнописи. | Стремление придать слову точное значение. | Интерес к словесным деформациям, создание неологизмов. |
Особенности формы | Господство намёков, изысканная образность, музыкальность, лёгкость слога. | Конкретная образность. | Обилие неологизмов, разговорная интонация. |
? Что же объединяло столь разных поэтов?
- время, эпоха, участие в духовном обновлении России;
- ощущение хаоса, смятения;
- трепетное отношение к слову, образу, ритму;
- беззаветное и трепетное поклонение искусству.
Домашнее задание: учебник истории § 68.