СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серебряный век русской поэзии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Серебряный век русской поэзии

Просмотр содержимого документа
«Серебряный век русской поэзии»

Воплощение мечтаний, Жизни с грезою игра, Этот мир очарований, Этот мир из серебра.   В. Брюсов

Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра.

В. Брюсов

Серебряный век русской поэзии.

Серебряный век русской поэзии.

Составить собственное представление о модернизме и его основных течениях. 2. Привить культуру речи, трепетное отношение к поэтическому слову. 3. Активизировать познавательную деятельность, развить интеллектуально-творческие способности. 4. Воспитывать чувство ответственности, внимательного и чуткого читателя и слушателя. 5. Проверить знания и кругозор. 6. Расширить круг знаний по теме. 7. Свой вариант цели.
  • Составить собственное представление о модернизме и его основных течениях.

2. Привить культуру речи, трепетное отношение к поэтическому слову.

3. Активизировать познавательную деятельность, развить интеллектуально-творческие способности.

4. Воспитывать чувство ответственности, внимательного и чуткого читателя и слушателя.

5. Проверить знания и кругозор.

6. Расширить круг знаний по теме.

7. Свой вариант цели.

символизм акмеизм МОДЕРНИЗМ футуризм имажинизм

символизм

акмеизм

МОДЕРНИЗМ

футуризм

имажинизм

 1. Укажите временные границы Серебряного века русской поэзии  1. Начало XX века 2. Конец XIX - начало XX века 3. Начало - середина XX века 4. Конец XIX века

1. Укажите временные границы Серебряного века русской поэзии

1. Начало XX века

2. Конец XIX - начало XX века

3. Начало - середина XX века

4. Конец XIX века

 2. Кто из философов первым предложил название «Серебряный век»? 1. В.Соловьёв 2. Н.Оцуп 3. Н.Бердяев 4. И.Анненский

2. Кто из философов первым предложил название «Серебряный век»?

1. В.Соловьёв

2. Н.Оцуп

3. Н.Бердяев

4. И.Анненский

  3. Как называлась художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века и воплотившаяся в системе самостоятельных художественных направлений и течений? 1. декаданс 2. модернизм 3. символизм 4. футуризм

3. Как называлась художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века и воплотившаяся в системе самостоятельных художественных направлений и течений?

1. декаданс

2. модернизм

3. символизм

4. футуризм

  4. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?   1. символизм 2. имажинизм 3. футуризм 4. акмеизм

4. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1. символизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. акмеизм

   5. Какое поэтическое течение было первым в литературе Серебряного века?   1. символизм 2. акмеизм 3. футуризм 4. имажинизм

5. Какое поэтическое течение было первым в литературе Серебряного века?

1. символизм

2. акмеизм

3. футуризм

4. имажинизм

 6. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?   1. символизм 2. имажинизм 3. футуризм 4. акмеизм

6. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

1. символизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. акмеизм

7. Кто обосновал теоретические основы символизма? 1. В.Соловьёв 2. Ф.Сологуб 3. В.Брюсов 4. Д.Мережковский

7. Кто обосновал теоретические основы символизма?

1. В.Соловьёв

2. Ф.Сологуб

3. В.Брюсов

4. Д.Мережковский

 8.  Название какого поэтического течения переводится с греческого как «высшая степень чего-либо»?   1. акмеизм 2. имажинизм 3. футуризм 4. символизм

8. Название какого поэтического течения переводится с греческого как «высшая степень чего-либо»?

1. акмеизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. символизм

 9. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?   1. Н.Гумилёв 2. А.Ахматова 3. В.Брюсов 4. О.Мандельштам

9. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

1. Н.Гумилёв

2. А.Ахматова

3. В.Брюсов

4. О.Мандельштам

 10. Кто из поэтов является представителем имажинизма?   1. С.Есенин 2. З.Гиппиус 3. А.Белый 4. В.Маяковский

10. Кто из поэтов является представителем имажинизма?

1. С.Есенин

2. З.Гиппиус

3. А.Белый

4. В.Маяковский

  11. Кто из поэтов является представителем футуризма?   1. А.Блок 2. В.Маяковский 3. М.Цветаева 4. А.Ахматова

11. Кто из поэтов является представителем футуризма?

1. А.Блок

2. В.Маяковский

3. М.Цветаева

4. А.Ахматова

  12. «Цех поэтов» - это название союза:   1. символистов 2. имажинистов 3. футуристов 4. акмеистов

12. «Цех поэтов» - это название союза:

1. символистов

2. имажинистов

3. футуристов

4. акмеистов

   13. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» - это призыв:   1. акмеистов 2. имажинистов 3. футуристов 4. символистов

13. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» - это призыв:

1. акмеистов

2. имажинистов

3. футуристов

4. символистов

 14. Что, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл? 1. стихотворение 2. образ 3. слово 4. время

14. Что, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл?

1. стихотворение

2. образ

3. слово

4. время

15. Что К.Бальмонт считал основой лирики? 1. магию слов 2. личность 3. рифму 4. образ

15. Что К.Бальмонт считал основой лирики?

1. магию слов

2. личность

3. рифму

4. образ

 16. Кто из поэтов осмелился напрямую обвинить И.В.Сталина в геноциде собственного народа? 1. Н.Гумилёв 2. А.Ахматова 3. В.Брюсов 4. О.Мандельштам

16. Кто из поэтов осмелился напрямую обвинить И.В.Сталина в геноциде собственного народа?

1. Н.Гумилёв

2. А.Ахматова

3. В.Брюсов

4. О.Мандельштам

 17. Слова какой части речи И.Северянин образовывал от существительных, добавляя приставку «о»? 1. наречие 2. междометие 3. глагол 4. прилагательное

17. Слова какой части речи И.Северянин образовывал от существительных, добавляя приставку «о»?

1. наречие

2. междометие

3. глагол

4. прилагательное

18. Что в качестве краеугольного камня было положено в поэзии акмеизма? 1. тайна 2. слово 3. мимолётность 4. реалистический взгляд на вещи

18. Что в качестве краеугольного камня было положено в поэзии акмеизма?

1. тайна

2. слово

3. мимолётность

4. реалистический взгляд на вещи

  19. Кто проповедовал слияние искусства с ускоренным жизненным процессом ХХ века путём разрушения форм и условностей? 1. символисты 2. имажинисты 3. футуристы 4. акмеисты

19. Кто проповедовал слияние искусства с ускоренным жизненным процессом ХХ века путём разрушения форм и условностей?

1. символисты

2. имажинисты

3. футуристы

4. акмеисты

20. Как назывался первый манифест футуристов? 1. «Садок судей» 2. «Пощёчина общественному вкусу» 3. «Адище города» 4. «Из улицы в улицу»

20. Как назывался первый манифест футуристов?

1. «Садок судей»

2. «Пощёчина общественному вкусу»

3. «Адище города»

4. «Из улицы в улицу»

 Ответы 1. 2 2. 3 3. 2 4. 3 5. 1 6. 4 7. 4 8. 1 9. 3 10. 1 11. 2 12. 4 13. 3 14. 3 15. 1 16. 4 17. 3 18. 4 19. 3 20. 2

Ответы

1. 2

2. 3

3. 2

4. 3

5. 1

6. 4

7. 4

8. 1

9. 3

10. 1

11. 2

12. 4

13. 3

14. 3

15. 1

16. 4

17. 3

18. 4

19. 3

20. 2

Символ. Звукопись. Жест, движение, деталь. Прекрасную ясность. Образ. Будущее. «Пощечина общественному вкусу»
  • Символ.
  • Звукопись.
  • Жест, движение, деталь.
  • Прекрасную ясность.
  • Образ.
  • Будущее.
  • «Пощечина общественному вкусу»
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл  А.А.Ахматова

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл

А.А.Ахматова

Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба

Начало века дало такое количество

талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба

Велимир Хлебников

Велимир Хлебников

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пuээо пелись брови, Лuэээй - пелся облик, гзu-гзu-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий вне протяжения жило лицо.

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пuээо пелись брови,

Лuэээй - пелся облик,

гзu-гзu-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

вне протяжения жило лицо.

 Бобэоби пелись губы Вээоми пелись взоры Пиээо пелись брови Лиээй – пелся облик Гзи-гзи-гээо пелась цепь, Так на холсте каких-то соответствий Вне притяжения жило Лицо.

Бобэоби пелись губы

Вээоми пелись взоры

Пиээо пелись брови

Лиээй – пелся облик

Гзи-гзи-гээо пелась цепь,

Так на холсте каких-то соответствий

Вне притяжения жило Лицо.

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ Вхожу я в темныe храмы,  Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи,  Но я верю: Милая - Ты. 25 октября 1902

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ

Вхожу я в темныe храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты. 25 октября 1902

Сжала руки под темной вуалью... «Отчего ты сегодня бледна?» - Оттого что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру». 1911

Сжала руки под темной вуалью...

«Отчего ты сегодня бледна?»

- Оттого что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

1911

ПОСЛУШАЙТЕ!   Ведь, если звезды зажигают­ значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь, в метелях полуденной пыли, врывается к Богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит ­ чтоб обязательно была звезда!­ клянется ­ не перенесет эту беззвездную муку!   А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают ­ значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! 1914

ПОСЛУШАЙТЕ!

Ведь, если звезды зажигают­

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь,

в метелях полуденной пыли, врывается к Богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит ­

чтоб обязательно была звезда!­

клянется ­

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают ­

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

1914

Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Зерна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук, Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук. В тихий час, когда заря на крыше, Как котенок, моет лапкой рот, Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих ветром сот. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи ­ К светлой тайне приложил уста. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи ­

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

  Серебряный век – это блеск, яркость, звон, утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, свечение, сияние, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза, тени, луна…

Серебряный век – это блеск, яркость, звон, утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, свечение, сияние, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза, тени, луна…

 Домашнее задание .  Напишите письмо запомнившемуся поэту и выразите свое мнение о его творчестве, задайте интересующие вас вопросы, поделитесь своими поэтическими открытиями, чувствами.

Домашнее задание .

Напишите письмо запомнившемуся поэту и выразите свое мнение о его творчестве, задайте интересующие вас вопросы, поделитесь своими поэтическими открытиями, чувствами.

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!