СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Серебряный век" русской поэзии «Король поэтов – Игорь Северянин»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературы в 11 классе “Серебряный век" русской поэзии «Король поэтов – Игорь Северянин»

Просмотр содержимого документа
«“Серебряный век" русской поэзии «Король поэтов – Игорь Северянин»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»




Серебряный век» русской поэзии


«Король поэтов – Игорь Северянин»

Открытый урок

литературы в 11 классе

учителя русского языка и

литературы

МБОУ Войковская школа

Алиумеровой Вильмары

Энверовны




с. Войково, 2019 г


Цели урока:

1) познакомить с особенностями футуризма как литературного течения; отметить характерные черты русского футуризма; обзорно познакомить с творчеством русских поэтов - футуристов; познакомить с жизнью и творчеством Игоря Северянина.

2) формировать навыки самостоятельной работы и совершенствовать умение пользоваться дополнительными источниками информации при подготовке к уроку, развивать навык отбора материала в соответствии с темой сообщения; развивать логическое и образное мышление, связную речь; совершенствовать навыки выразительного чтения;

3) воспитывать нравственные и эстетические начала и интерес к авангардным направлениям в искусстве и литературе; продолжить формирование читательского вкуса, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту и гармонию поэтического слова.


Тип урока:

Урок – презентация (c элементами театрализации)

Оформление, оборудование:

1.Портрет Игоря Северянина.

2.Аудио, видеоносители с записями музыкальных отрывков.

3.Слайд-презентация.

4.Букетик фиалок (фиалки и сирень – любимые цветы поэта).

5.На доске эпиграфы:

- Есть такая сторона –

Русская поэзия:

Дорогие имена,

Редкая профессия…

(Н. Ушаков)

Шампанская сила в поэте бурлила,

На встречи с ним публика валом валила,

И взорами девы поэта ласкали,

И лопались лампы от рукоплесканий.

( В.Шефнер «Поздняя рецензия»)



Не пой толпе! Ни для кого не пой!

Для песни пой, не размышляя -

кстати ль?..

Пусть песнь твоя – мгновенья звук

пустой, -

Поверь, найдётся почитатель.

(И. Северянин)


Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! – Могущественные слова!”

(И.Северянин)



Ход урока:

I. Мотивация учебной деятельности:

1. Слово учителя.

Мир образов находится в тесной связи с миром людей: и прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни; они то учат, то зовут, то благословляют; среди них есть ангелы-хранители, мудрые вожди, искусители-демоны или милые друзья. Под их влиянием люди любят, враждуют, умирают. Сегодня мы с вами перенесёмся в мир стихотворений Игоря Северянина. Итак, на дворе начало ХХ века, Серебряный век русской поэзии. А помогут нам в этом дамы и господа.

2.Инсценировка стихотворения И.Северянина «Она критикует»

1-я дама.

Нет, положительно, искусство измельчало,

Не смейте спорить, граф, упрямый человек!

По пунктам разберём и с самого начала,

Начнем с поэзии: она полна калек.

2-я дама.

Хотя бы Фофанов: пропойца и бродяга,

А критика дала ему поэта роль…

3-я дама.

Поэт! Хорош поэт… ходячая малага!

И в жилах у него не кровь, а алкоголь.

1-я дама.

Как вы сказали, граф? До пьянства нет нам дела?

И что критиковать мы можем только труд?

Так знайте ж, книг его я не смотрела,

Неинтересно мне!..

2-я дама.

Тем более, что тут

Навряд ли вы нашли занятные сюжеты,

Изысканных людей привычки, нравы, вкус,

Блестящие балы, алмазы, эполеты,

О, я убеждена, что пишет он «en uisе».

1-й господин.

Естественно, что нам, взращенным на Шекспире,

Аристократам мысли, чувства и идей,

Неинтересен он, бряцающий на лире

Руками пьяными, безвольный раб страстей.

3-я дама.

Ах, да не спорьте вы! Поэзией кабацкой

Не увлекусь я, граф, тысячу раз нет!

Талантливым не может быть поэт

С фамилией – пардон – такой…дурацкой…



1-й господин.

И как одет! Мой бог! Он прямо хулиган!..

Вчера мы с Полем ехали по парку,

Плетётся он навстречу - грязен, пьян;

2-й господин.

Кого же воспоёт такой мужлан?.. кухарку?!

Смазные сапоги, оборванный тулуп,

Какая-то ужасная папаха…

2-я дама.

Сам говорит с собой… Взгляд страшен, нагл и туп.

Поверите? Я чуть не умерла со страха.

Не говорите мне: «Он пьёт от неудач!»

Мне, право, дела нет до истинной причины.

1-я дама.

И если плачет он, смешон мне этот плач:

Сентиментальничать ли создан мужичина

Без положенья в обществе, без чина?!


4-я дама. Ах, господа, как хочется изысканного, возвышенного, утонченного.

Я хотела бы упиваться музыкой поэтических строк.


3-й господин. Извольте, сударыни, - «Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!»


4-й господин. «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!»


5-й господин. «Шампанское в лилию! Шампанское в лилию!»


3-й господин. «Я выпил грёз фиалок фиалковый фиал…»


1-я дама. О, Боже! Чьи это строки? Кто автор?


1-господин. Как, вы не знаете? Это же Король поэтов, Игорь Северянин!


2-я дама. Северянин?


3-я дама. Северянин?!


4-я дама. ( мечтательно) Се-ве-ря-нин…

II Актуализация опорных знаний.


1. Чтение стихотворения учителем.


Он тем хорош, что он совсем не то,

Что думает о нём толпа пустая,

Стихов принципиально не читая,

Раз нет в них ананасов и авто.

Фокстрот, кинематограф и лото –

Вот, вот куда людская мчится стая!

А между тем душа его простая,

Как день весны. Но это знает кто?

Благословляя мир, проклятье войнам

Он шлёт в стихе, признания достойном,

Слегка скорбя, подчас слегка шутя

Над нею первенствующей планетой…

Он в каждой песне, им от сердца спетой,

Иронизирующее дитя.


Этот сонет Игорь Северянин написал в 1926 году, в котором объяснил самого себя.


- Так кто же он, поэт – эгофутурист Игорь Северянин?


III Изучение нового материала.

1. Слово учителя. Его настоящее имя – Игорь Васильевич Лотарев. Родился он в Петербурге 16 мая 1887 года. Мать, Наталия Степановна Шеншина, в первом браке Домонтович, после смерти мужа-генерала вышла замуж вторично за поручика Василия Петровича Лотарева.

2. Показ презентации «Игорь Северянин». (1-12слайды)

3. Слово учителя.

Итак, четыре года его признавал поэтом только Константин Фофанов. В 1909 году стихи Северянина попались на глаза Л.Н. Толстому. Великий писатель высказался о них, не сдерживая своего возмущения. Этот отзыв попал в московскую прессу.

4-й господин.

« С тех пор, - признавался Северянин, - каждая моя новая брошюра тщательно комментировалась критикой на все лады, и с легкой руки Толстого… меня стали бранить все, кому не лень. Но журналы стали охотно печатать мои стихи, а устроители благотворных вечеров усиленно стали приглашать меня принять в них участие».

2-я дама. Читает стихотворение И.Северянина «Сонет».

2-й господин.

Я – царь страны несуществующей,

Страны, где имени мне нет…

Душой, созвездия колдующей,

Витаю я среди планет.

Я, интуит с душой мимозовой,

Постиг бессмертия процесс.

В моей стране есть терем грёзовый

Для намагниченных принцесс.

5-й господин.

В моём междупланетном тереме

Звучат мелодии Тома.

Принцессы в гений мой поверили,

Забыв земные терема.

Их много, дев нерассуждающих,

В экстазе сбросивших плащи,

Так упоительно страдающих

И переливных, как лучи.

1-й господин.

Им подсказал инстинкт их звончатый

Избрать мой грёзовый гарем.

Они вошли душой бутончатой.

Вошли как Ромул и как Рем.

И распустилось царство новое,

Страна безразумных чудес…

И, восхищен своей основою,

Дышу я душами принцесс!..

(Стихотворение «Грёзовое царство»)

4.Учитель читает наизусть стихотворение «Её монолог».

2-я дама. Читает отрывок из стихотворения В. Шефнера «Поздняя рецензия»

Шампанская сила в поэте бурлила,

На встречи с ним публика валом валила,

И взорами девы поэта ласкали,

И лопались лампы от рукоплесканий.


5.Слово учителя. (13, 14 слайд)

Да. Успех у него был ошеломительный, сборники его стихов издавались огромными тиражами. За 5 лет, с 1913 по 1918 годы, вышли в свет 10 сборников стихотворений в количестве 86 138 экземпляров. Среди них «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» и др. В своих стихах он воссоздал мир “золотой молодёжи” в интерьере дымных ресторанов и будуаров, мир лёгкой любви и кафешантанных празднеств.


3-й господин.

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоён:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утверждён!


До долгой встречи! В беззаконце

Веротерпимость хороша.

В ненастный день взойдёт, как солнце,

Моя вселенская душа.

6. Продолжение показа презентации c 15 слайда.

Комментарии учителя: В 1911 Северянин объявляет о создании эгофутуризма (см. слайды 15, 16,17,18,19)

- Оцените лозунги “эгофутуризма” - где здесь самолюбование, эпатаж и пошлость?!

1-я дама. Читает стихотворение «Фиалка».

Учитель: Так что же все-таки такое эгофутуризм?

1-й господин. Да хотя бы вот это…

Читает стихотворение «Увертюра». (слайд 20)

7. Анализ стихотворения.

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чём-то норвежском! весь я в чём-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! и берусь за перо!

Учитель:

"Ананасы в шампанском" в этом произведении не экзотический плод и даже не изысканное блюдо, а символ настроения времени.

- Найдите в стихотворении ряд технических новинок, создающих образ эпохи.

( Кроме «ананасов в шампанском», в "Увертюру" включён ряд технических новинок, создающих образ эпохи)


Стрекот аэропланов! беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буэров!

Кто-то здесь зацелован! там кого-то побили!

Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!



8.Слово учителя.

Успеху Игоря Северянина во многом способствовала особая манера исполнения им своих стихотворений. Именно Северянину принадлежит открытие нового жанра эстрадного искусства – авторское чтение стихов. Это были поэзоконцерты, где Северянин нараспев читал свои поэзы, рассчитанные, скорее, на слушателя, чем на читателя: “Кто не слушал меня, тот меня не постиг”. Чтение им своих поэз сравнивали с пением Вертинского.

Прослушивание одной из песен Вертинского

«Ах, мадам, уже падают листья».


9. Продолжение показа презентации с 21 слайда.

Слово учителя. 27 февраля 1918г. зал Политехнического музея переполнила публика. Происходило избрание «короля поэтов». Игорь Северянин вырос на эстраде в чёрном длиннополом сюртуке и исполнил стихи из «Громокипящего кубка». Слушали его баритональный голос в полном молчании, покоренные энергией ритмов и мелодикой строф. Когда поэт закончил чтение, зал взорвался аплодисментами и криками восторга. После подсчета голосов было объявлено: королем поэтов избран Игорь Северянин. Второе место занял В.Маяковский, третье – К.Бальмонт. К своему избранию Северянин отнесся серьезно. Это был пик его всероссийской славы. Стихотворение «Рескрипт короля». (22слайд)

10. Слово учителя. Как-то Николай Гумилев сказал: «Затуманенные взоры девушек увеличивают красоту мира». О, да! Если читающий или слушающий стихотворение испытывает то же, что и сам поэт, то мысль изреченная становится уже не ложью, а правдой.

2-я дама. Читает стихотворение «Янтарная элегия».

1-я дама. Читает стихотворение «Июневый набросок»

Учитель: Ну как после этого не согласиться с тем, что «поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке». Такие стихотворения могут жить века, переходя от временного забвения к новой славе и внушая священный трепет людям.

3 дама. Господа, меня все время мучает вопрос: почему Игорь Лотарев стал Игорем Северяниным?

Учитель: Ответ прост и безыскусен. Еще в 1905г. был написан очерк в стихах «В северном лесу». Там с сыновней любовью воспеты с детства милые поэту лесные края вокруг Череповца. В величавом образе сурового края юный Игорь Лотарев (еще не Северянин) воспел неуловимые понятия русского духа, славянской души:

Мне нравится унылая природа

Мне дорогого Севера с красой

Свободного славянского народа

С великою и гордою душой…


Учитель читает стихотворение «Русская».


Кружевеет, розовеет утром лес,

Паучок на паутине вверх полез.

Бриллиантится веселая роса;

Что за воздух! Что за свет! Что за краса!


Хорошо гулять утрами по овсу,

Видеть птичку, лягушонка и осу,

Слушать сонного горлана-петуха,

Обменяться с дальним эхом: «ха-ха-ха!»


Ах, люблю бесцельно утром покричать,

Ах, люблю в березах деву повстречать,

Повстречать и, опираясь на плетень,

Гнать с лица её предутреннюю тень.


2-господин. Стихотворение «Весенний день»

11. Продолжение показа презентации с 23 слайда.

В начале 1918г. вместе с больной матерью Игорь Северянин выехал из голодного Петрограда в эстонский поселок Тойла, а в феврале 1920г. Эстония объявила себя самостоятельным государством, и поэт оказался по ту сторону российской границы. Он не считал себя беженцем и эмигрантом: «Я просто дачник. С 1918 года».

Однако этот «грёзофарс» обернулся для поэта трагедией. «Вне политики» и «без родины» Игорь Северянин оказался ненужным ни одной из противодействующих сил: ни «белым», ни «красным».

В этот трагический год судьба подарила ему встречу с возлюбленной, Фелиссой Михайловной Круут. Они обвенчались 21 декабря 1921 года в Успенском соборе г. Тарту.

Она была статная, сероглазая, хорошо начитанная, сама писала стихи и составляла Северянину подстрочники для переводов с эстонского. Они прожили вместе в Тойла 15 лет. Фелиссе Круут поэт посвятил свои лучшие любовные стихи.

12. Слово учителя. (25-26 слайды)

Любовь к женщине не спасла от одиночества. Он до дна испил настоящую беду утраты Родины. Неизлечимая ностальгия разрывала сердце поэта, и он напомнил людям о дорогом чуде – о чувстве родины, разрыв с которой всегда мучителен.

Всё самое прекрасное для поэта навсегда осталось связанным с Россией: любовь, солнце, Пушкин. Он посвятил Родине множество проникновенных стихотворений. Но его отношение к России никогда не было “ура – патриотическим”. Он любил её, как любят порой больного ребёнка.

Звучит стихотворение «Что нужно знать».

Ты потерял свою Россию,

Противоставил ли стихию

Добра стихии мрачной зла?

Нет? Так умолкни: увела

Тебя судьба не без причины

В края неласковой чужбины.

Толку ехать и тужить –

Россию нужно заслужить!

3-дама. Читает стихотворение “Запевка».

2-й господин.

В те времена, когда роились грёзы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!

Но дни идут – уже стихают грозы,

Вернуться в дом Россия ищет троп…

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!


13.Продолжение показа презентации с 27 слайда.


14. Заключительное слово учителя.

Он пел о России. И этим заслужил бессмертие.

Читает стихотворение Е.Евтушенко:

Когда идет поэтов собиранье,

Тех, кто забыт и кто полузабыт,

То забывать нельзя про Северянина –

Про грустного Пьеро на поле битв.




IV. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.


- Почему же всё-таки его стихи были интересны читателю, публике?


Конец XIX – начало XX века – время рождения нового мироощущения. Вслед за наукой, радикально изменившей представление о пространстве, времени и движении, искусство перестраивает свой взгляд на то, как мы видим мир и как надо его изображать. Это – время бунта в искусстве, время Авангарда, это время стиля “Модерн” с его изысканно-чувственной эклектичностью, соединяющей фантазию и реальность, Восток и Запад, архаику и современность. В начале XX века неудовлетворённость жизнью, предчувствие грядущих катастроф: войны и революции рождали у многих стремление уйти от реальности. Воображение поэта создаёт грёзовую страну Миррелию (по имени любимой поэтессы Мирры Лохвицкой). Миррелия была наполнена ветром времени, как и “Алые паруса” Александра Грина.


V. Оценивание учащихся. Рефлексия.


VI. Домашнее задание. Познакомившись с поэзией И.Северянина, попробуйте ответить, какие же основные темы творчества поэта? К каждой теме подберите соответствующее стихотворение.



Стихи для чтения:

  • «Сонет»

  • «Грёзовое царство»

  • «Её монолог»

  • «Фиалка»

  • «Хабанера»

  • «Увертюра»

  • «Поэма раскрытых глаз»

  • «Рескрипт короля»

  • «Янтарная элегия»

  • «Июневый набросок»

  • «Отличной от других"