Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»
“Серебряный век» русской поэзии
«Король поэтов – Игорь Северянин»
Открытый урок
литературы в 11 классе
учителя русского языка и
литературы
МБОУ Войковская школа
Алиумеровой Вильмары
Энверовны
с. Войково, 2019 г
Цели урока:
1) познакомить с особенностями футуризма как литературного течения; отметить характерные черты русского футуризма; обзорно познакомить с творчеством русских поэтов - футуристов; познакомить с жизнью и творчеством Игоря Северянина.
2) формировать навыки самостоятельной работы и совершенствовать умение пользоваться дополнительными источниками информации при подготовке к уроку, развивать навык отбора материала в соответствии с темой сообщения; развивать логическое и образное мышление, связную речь; совершенствовать навыки выразительного чтения;
3) воспитывать нравственные и эстетические начала и интерес к авангардным направлениям в искусстве и литературе; продолжить формирование читательского вкуса, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту и гармонию поэтического слова.
Тип урока:
Урок – презентация (c элементами театрализации)
Оформление, оборудование:
1.Портрет Игоря Северянина.
2.Аудио, видеоносители с записями музыкальных отрывков.
3.Слайд-презентация.
4.Букетик фиалок (фиалки и сирень – любимые цветы поэта).
5.На доске эпиграфы:
- Есть такая сторона –
Русская поэзия:
Дорогие имена,
Редкая профессия…
(Н. Ушаков)
Шампанская сила в поэте бурлила,
На встречи с ним публика валом валила,
И взорами девы поэта ласкали,
И лопались лампы от рукоплесканий.
( В.Шефнер «Поздняя рецензия»)
Не пой толпе! Ни для кого не пой!
Для песни пой, не размышляя -
кстати ль?..
Пусть песнь твоя – мгновенья звук
пустой, -
Поверь, найдётся почитатель.
(И. Северянин)
“Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! – Могущественные слова!”
(И.Северянин)
Ход урока:
I. Мотивация учебной деятельности:
1. Слово учителя.
Мир образов находится в тесной связи с миром людей: и прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни; они то учат, то зовут, то благословляют; среди них есть ангелы-хранители, мудрые вожди, искусители-демоны или милые друзья. Под их влиянием люди любят, враждуют, умирают. Сегодня мы с вами перенесёмся в мир стихотворений Игоря Северянина. Итак, на дворе начало ХХ века, Серебряный век русской поэзии. А помогут нам в этом дамы и господа.
2.Инсценировка стихотворения И.Северянина «Она критикует»
1-я дама.
Нет, положительно, искусство измельчало,
Не смейте спорить, граф, упрямый человек!
По пунктам разберём и с самого начала,
Начнем с поэзии: она полна калек.
2-я дама.
Хотя бы Фофанов: пропойца и бродяга,
А критика дала ему поэта роль…
3-я дама.
Поэт! Хорош поэт… ходячая малага!
И в жилах у него не кровь, а алкоголь.
1-я дама.
Как вы сказали, граф? До пьянства нет нам дела?
И что критиковать мы можем только труд?
Так знайте ж, книг его я не смотрела,
Неинтересно мне!..
2-я дама.
Тем более, что тут
Навряд ли вы нашли занятные сюжеты,
Изысканных людей привычки, нравы, вкус,
Блестящие балы, алмазы, эполеты,
О, я убеждена, что пишет он «en uisе».
1-й господин.
Естественно, что нам, взращенным на Шекспире,
Аристократам мысли, чувства и идей,
Неинтересен он, бряцающий на лире
Руками пьяными, безвольный раб страстей.
3-я дама.
Ах, да не спорьте вы! Поэзией кабацкой
Не увлекусь я, граф, тысячу раз нет!
Талантливым не может быть поэт
С фамилией – пардон – такой…дурацкой…
1-й господин.
И как одет! Мой бог! Он прямо хулиган!..
Вчера мы с Полем ехали по парку,
Плетётся он навстречу - грязен, пьян;
2-й господин.
Кого же воспоёт такой мужлан?.. кухарку?!
Смазные сапоги, оборванный тулуп,
Какая-то ужасная папаха…
2-я дама.
Сам говорит с собой… Взгляд страшен, нагл и туп.
Поверите? Я чуть не умерла со страха.
Не говорите мне: «Он пьёт от неудач!»
Мне, право, дела нет до истинной причины.
1-я дама.
И если плачет он, смешон мне этот плач:
Сентиментальничать ли создан мужичина
Без положенья в обществе, без чина?!
4-я дама. Ах, господа, как хочется изысканного, возвышенного, утонченного.
Я хотела бы упиваться музыкой поэтических строк.
3-й господин. Извольте, сударыни, - «Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!»
4-й господин. «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!»
5-й господин. «Шампанское в лилию! Шампанское в лилию!»
3-й господин. «Я выпил грёз фиалок фиалковый фиал…»
1-я дама. О, Боже! Чьи это строки? Кто автор?
1-господин. Как, вы не знаете? Это же Король поэтов, Игорь Северянин!
2-я дама. Северянин?
3-я дама. Северянин?!
4-я дама. ( мечтательно) Се-ве-ря-нин…
II Актуализация опорных знаний.
1. Чтение стихотворения учителем.
Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.
Фокстрот, кинематограф и лото –
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над нею первенствующей планетой…
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.
Этот сонет Игорь Северянин написал в 1926 году, в котором объяснил самого себя.
- Так кто же он, поэт – эгофутурист Игорь Северянин?
III Изучение нового материала.
1. Слово учителя. Его настоящее имя – Игорь Васильевич Лотарев. Родился он в Петербурге 16 мая 1887 года. Мать, Наталия Степановна Шеншина, в первом браке Домонтович, после смерти мужа-генерала вышла замуж вторично за поручика Василия Петровича Лотарева.
2. Показ презентации «Игорь Северянин». (1-12слайды)
3. Слово учителя.
Итак, четыре года его признавал поэтом только Константин Фофанов. В 1909 году стихи Северянина попались на глаза Л.Н. Толстому. Великий писатель высказался о них, не сдерживая своего возмущения. Этот отзыв попал в московскую прессу.
4-й господин.
« С тех пор, - признавался Северянин, - каждая моя новая брошюра тщательно комментировалась критикой на все лады, и с легкой руки Толстого… меня стали бранить все, кому не лень. Но журналы стали охотно печатать мои стихи, а устроители благотворных вечеров усиленно стали приглашать меня принять в них участие».
2-я дама. Читает стихотворение И.Северянина «Сонет».
2-й господин.
Я – царь страны несуществующей,
Страны, где имени мне нет…
Душой, созвездия колдующей,
Витаю я среди планет.
Я, интуит с душой мимозовой,
Постиг бессмертия процесс.
В моей стране есть терем грёзовый
Для намагниченных принцесс.
5-й господин.
В моём междупланетном тереме
Звучат мелодии Тома.
Принцессы в гений мой поверили,
Забыв земные терема.
Их много, дев нерассуждающих,
В экстазе сбросивших плащи,
Так упоительно страдающих
И переливных, как лучи.
1-й господин.
Им подсказал инстинкт их звончатый
Избрать мой грёзовый гарем.
Они вошли душой бутончатой.
Вошли как Ромул и как Рем.
И распустилось царство новое,
Страна безразумных чудес…
И, восхищен своей основою,
Дышу я душами принцесс!..
(Стихотворение «Грёзовое царство»)
4.Учитель читает наизусть стихотворение «Её монолог».
2-я дама. Читает отрывок из стихотворения В. Шефнера «Поздняя рецензия»
Шампанская сила в поэте бурлила,
На встречи с ним публика валом валила,
И взорами девы поэта ласкали,
И лопались лампы от рукоплесканий.
5.Слово учителя. (13, 14 слайд)
Да. Успех у него был ошеломительный, сборники его стихов издавались огромными тиражами. За 5 лет, с 1913 по 1918 годы, вышли в свет 10 сборников стихотворений в количестве 86 138 экземпляров. Среди них «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» и др. В своих стихах он воссоздал мир “золотой молодёжи” в интерьере дымных ресторанов и будуаров, мир лёгкой любви и кафешантанных празднеств.
3-й господин.
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!
До долгой встречи! В беззаконце
Веротерпимость хороша.
В ненастный день взойдёт, как солнце,
Моя вселенская душа.
6. Продолжение показа презентации c 15 слайда.
Комментарии учителя: В 1911 Северянин объявляет о создании эгофутуризма (см. слайды 15, 16,17,18,19)
- Оцените лозунги “эгофутуризма” - где здесь самолюбование, эпатаж и пошлость?!
1-я дама. Читает стихотворение «Фиалка».
Учитель: Так что же все-таки такое эгофутуризм?
1-й господин. Да хотя бы вот это…
Читает стихотворение «Увертюра». (слайд 20)
7. Анализ стихотворения.
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чём-то норвежском! весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! и берусь за перо!
Учитель:
"Ананасы в шампанском" в этом произведении не экзотический плод и даже не изысканное блюдо, а символ настроения времени.
- Найдите в стихотворении ряд технических новинок, создающих образ эпохи.
( Кроме «ананасов в шампанском», в "Увертюру" включён ряд технических новинок, создающих образ эпохи)
Стрекот аэропланов! беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буэров!
Кто-то здесь зацелован! там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!
8.Слово учителя.
Успеху Игоря Северянина во многом способствовала особая манера исполнения им своих стихотворений. Именно Северянину принадлежит открытие нового жанра эстрадного искусства – авторское чтение стихов. Это были поэзоконцерты, где Северянин нараспев читал свои поэзы, рассчитанные, скорее, на слушателя, чем на читателя: “Кто не слушал меня, тот меня не постиг”. Чтение им своих поэз сравнивали с пением Вертинского.
Прослушивание одной из песен Вертинского
«Ах, мадам, уже падают листья».
9. Продолжение показа презентации с 21 слайда.
Слово учителя. 27 февраля 1918г. зал Политехнического музея переполнила публика. Происходило избрание «короля поэтов». Игорь Северянин вырос на эстраде в чёрном длиннополом сюртуке и исполнил стихи из «Громокипящего кубка». Слушали его баритональный голос в полном молчании, покоренные энергией ритмов и мелодикой строф. Когда поэт закончил чтение, зал взорвался аплодисментами и криками восторга. После подсчета голосов было объявлено: королем поэтов избран Игорь Северянин. Второе место занял В.Маяковский, третье – К.Бальмонт. К своему избранию Северянин отнесся серьезно. Это был пик его всероссийской славы. Стихотворение «Рескрипт короля». (22слайд)
10. Слово учителя. Как-то Николай Гумилев сказал: «Затуманенные взоры девушек увеличивают красоту мира». О, да! Если читающий или слушающий стихотворение испытывает то же, что и сам поэт, то мысль изреченная становится уже не ложью, а правдой.
2-я дама. Читает стихотворение «Янтарная элегия».
1-я дама. Читает стихотворение «Июневый набросок»
Учитель: Ну как после этого не согласиться с тем, что «поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке». Такие стихотворения могут жить века, переходя от временного забвения к новой славе и внушая священный трепет людям.
3 дама. Господа, меня все время мучает вопрос: почему Игорь Лотарев стал Игорем Северяниным?
Учитель: Ответ прост и безыскусен. Еще в 1905г. был написан очерк в стихах «В северном лесу». Там с сыновней любовью воспеты с детства милые поэту лесные края вокруг Череповца. В величавом образе сурового края юный Игорь Лотарев (еще не Северянин) воспел неуловимые понятия русского духа, славянской души:
Мне нравится унылая природа
Мне дорогого Севера с красой
Свободного славянского народа
С великою и гордою душой…
Учитель читает стихотворение «Русская».
Кружевеет, розовеет утром лес,
Паучок на паутине вверх полез.
Бриллиантится веселая роса;
Что за воздух! Что за свет! Что за краса!
Хорошо гулять утрами по овсу,
Видеть птичку, лягушонка и осу,
Слушать сонного горлана-петуха,
Обменяться с дальним эхом: «ха-ха-ха!»
Ах, люблю бесцельно утром покричать,
Ах, люблю в березах деву повстречать,
Повстречать и, опираясь на плетень,
Гнать с лица её предутреннюю тень.
2-господин. Стихотворение «Весенний день»
11. Продолжение показа презентации с 23 слайда.
В начале 1918г. вместе с больной матерью Игорь Северянин выехал из голодного Петрограда в эстонский поселок Тойла, а в феврале 1920г. Эстония объявила себя самостоятельным государством, и поэт оказался по ту сторону российской границы. Он не считал себя беженцем и эмигрантом: «Я просто дачник. С 1918 года».
Однако этот «грёзофарс» обернулся для поэта трагедией. «Вне политики» и «без родины» Игорь Северянин оказался ненужным ни одной из противодействующих сил: ни «белым», ни «красным».
В этот трагический год судьба подарила ему встречу с возлюбленной, Фелиссой Михайловной Круут. Они обвенчались 21 декабря 1921 года в Успенском соборе г. Тарту.
Она была статная, сероглазая, хорошо начитанная, сама писала стихи и составляла Северянину подстрочники для переводов с эстонского. Они прожили вместе в Тойла 15 лет. Фелиссе Круут поэт посвятил свои лучшие любовные стихи.
12. Слово учителя. (25-26 слайды)
Любовь к женщине не спасла от одиночества. Он до дна испил настоящую беду утраты Родины. Неизлечимая ностальгия разрывала сердце поэта, и он напомнил людям о дорогом чуде – о чувстве родины, разрыв с которой всегда мучителен.
Всё самое прекрасное для поэта навсегда осталось связанным с Россией: любовь, солнце, Пушкин. Он посвятил Родине множество проникновенных стихотворений. Но его отношение к России никогда не было “ура – патриотическим”. Он любил её, как любят порой больного ребёнка.
Звучит стихотворение «Что нужно знать».
Ты потерял свою Россию,
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Толку ехать и тужить –
Россию нужно заслужить!
3-дама. Читает стихотворение “Запевка».
2-й господин.
В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Но дни идут – уже стихают грозы,
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
13.Продолжение показа презентации с 27 слайда.
14. Заключительное слово учителя.
Он пел о России. И этим заслужил бессмертие.
Читает стихотворение Е.Евтушенко:
Когда идет поэтов собиранье,
Тех, кто забыт и кто полузабыт,
То забывать нельзя про Северянина –
Про грустного Пьеро на поле битв.
IV. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.
- Почему же всё-таки его стихи были интересны читателю, публике?
Конец XIX – начало XX века – время рождения нового мироощущения. Вслед за наукой, радикально изменившей представление о пространстве, времени и движении, искусство перестраивает свой взгляд на то, как мы видим мир и как надо его изображать. Это – время бунта в искусстве, время Авангарда, это время стиля “Модерн” с его изысканно-чувственной эклектичностью, соединяющей фантазию и реальность, Восток и Запад, архаику и современность. В начале XX века неудовлетворённость жизнью, предчувствие грядущих катастроф: войны и революции рождали у многих стремление уйти от реальности. Воображение поэта создаёт грёзовую страну Миррелию (по имени любимой поэтессы Мирры Лохвицкой). Миррелия была наполнена ветром времени, как и “Алые паруса” Александра Грина.
V. Оценивание учащихся. Рефлексия.
VI. Домашнее задание. Познакомившись с поэзией И.Северянина, попробуйте ответить, какие же основные темы творчества поэта? К каждой теме подберите соответствующее стихотворение.
Стихи для чтения:
«Сонет»
«Грёзовое царство»
«Её монолог»
«Фиалка»
«Хабанера»
«Увертюра»
«Поэма раскрытых глаз»
«Рескрипт короля»
«Янтарная элегия»
«Июневый набросок»
«Отличной от других"