Этап урока (задача каждого этапа) | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Организационный момент | -Приветствие учащихся Положительный настрой на урок Перемена пролетела, Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в класс И урок начнем сейчас. | - Приветствуют учителя, садятся на свои места |
Мотивация. | Прослушайте загадки Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года… – Как зовётся? - Правильно. Осенью зовётся. Какая погода чаще всего бывает осенью - Сейчас я загадаю вам загадки, которые имеют непосредственное отношение к осени. Попробуйте отгадать, о чём идёт речь? Это кто такой садовник? Полил вишню и крыжовник, Полил сливы и цветы, Вымыл травы и листы, А как сумерки настали Нам по радио сказали Что и завтра он придёт И польёт наш огород.
Бежал по тропке луговой Кивали маки головой Бежал по речке голубой Речка сделалась рябой. - Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой, Сергея Григорьевича Козлова «Как оттенить тишину?» - Посмотрите в учебник, кто может определить жанр произведения, которое мы будем изучать? - В учебнике посмотрите на сказку и скажите, по ее первым строкам, почему загадки были про время года осень? | - Осень - Дождь - Ветер - В сказке говорится про это время года |
Подготовка к восприятию художественного произведения. | – Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил Сергей Козлов, и я расскажу вам о нем немного. | Слушают рассказ учителя о писателе |
Первичное восприятие художественного текста | - Теперь давайте перейдем к сказке. - И узнаем, о чем нам в ней рассказал Сергей Григорьевич Козлов Учитель читает сказку вслух. | Слушают сказку. |
Проверка первичного восприятия | - Понравилась ли вам сказка? - Какие главные герои в ней? -Кто из героев понравился больше и почему? - С чего начинается сказка? - Как мы с вами сказали, в какое время года происходят события? - О чем вы узнали из этой сказки? - Вы поняли, что слышал Ежик? А медвежонок? -Почему Медвежонок ничего не услышал? | - Да/нет - Ежик и медвежонок - … - Сказка начинается с того, как ежик и медвежонок разговаривают, но не понимают друг друга. - Осенью - У Ежика больше развито воображение. Он умеет наблюдать, видеть окружающий мир одушевленным и живым, он умеет фантазировать. А медвежонок наоборот, не умеет фантазировать |
Постановка проблемы | - Посмотрите на иллюстрацию, скажите, можно ли смотря только на картину определить, какой характер у медвежонка? Какой характер у ежика? - Как вы уже сказали, сколько героев в сказке? Назовите их. - Предлагаю стать героями нашей сказки. Распределение ролей | -Нет, не можем, нужно прочитать и разобрать текст - 2 героя и автор. Ежик, медвежонок Выбирают, кто будет ежиком, медвежонком и автором |
Физминутка. Задача: смена вида деятельности. | Только в лес мы вошли, Появились комары. Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Вдруг мы видим: У куста птенчик выпал из гнезда. Тихо птенчика берём И в гнездо его кладём. Чтобы хитрая лиса Не достала до птенца. | Повторяют движения за учителем. |
Вторичное чтение и анализ | - Перед тем как мы начнем читать, скажите, при выразительном чтении, что мы должны передать? Что должно быть в интонации? - Обратите внимание на все вопросительные и восклицательные знаки! - Кто первый начинает диалог? Начинаем читать по ролям. |
- Ежик Чтение по ролям |
Обобщение | - Ребята, какие слова в сказке показались вам непонятными и незнакомыми для вас? - Расскажите, как вы поняли способ ежика, оттенить тишину? - Попробуйте определить и обсудить главную мысль этой сказки. Подумайте, чему учит Ежик Медвежонка? Я бы хотела, чтобы вы выразительно прочитали последнюю фразу Ёжика. Как вы думаете, что он имел ввиду? - А только Ёжик слышит и чувствует красоту и умеет наблюдать? Как в литературе называется такой приём, когда неподвижность оттеняется движением, тишина – криком? - Как друзья использовали прекрасный осенний день? -Что им больше по душе - наслаждаться наблюдениями или играми? -А вам что интересней? - С какой сказкой мы познакомились? - Кто автор этой сказки? - Кто главные герои? - Основная мысль сказки? | Оттенить - делать темнее значит, показать как лес тих и не подвижен, по сравнению с тем, что происходит перед лесом, т.е. с тем как ежик бегает и прыгает. -Чтобы оттенить тишину, надо крикнуть, а чтобы оттенить неподвижность леса, надо бежать - Главная мысль в том, что все должны видеть прекрасное. - Нет -Контраст (противоположность черт, качеств, свойств одного предмета или явления, другому.) - Играли - Им по душе игры, весь оставшийся день они бегали и прыгали -Играть/наблюдать - «Как оттенить тишину» - Сергей Козлов - Ежик и медвежонок - Видеть прекрасное, воображать. |
Домашнее задание | Предлагает на выбор д/з: 1. Придумать продолжение сказки; 2. Представить, осенний день и нарисовать иллюстрацию; 3. Найти и прочитать другое произведение Сергея Козлова о Ёжике; | Выбирают домашнее задание, которое хотят выполнить |
Рефлексия. | Задает вопросы по пройденному материалу. | Отвечают на вопросы учителя |