СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сергей Козлов «Как оттенить тишину?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта литератрного чтения на тему "Сергей Козлов «Как оттенить тишину?»"

Просмотр содержимого документа
«Сергей Козлов «Как оттенить тишину?»»


Тема урока: Сергей Козлов «Как оттенить тишину?»

Тип урока: Чтение и анализ художественного произведения

Цель урока: Формирование умения анализировать наблюдения писателя, поступки героев, работать с Толковым словарём; совершенствование умения находить в тексте и называть средства художественной выразительности; совершенствовать навыки чтения и его качества.

Задачи урока:

Общеобразовательные: учить делить текст на смысловые части, ориентироваться в тексте, анализировать его

Развивающие: развивать навыки чтения, мышление, умение анализировать, обобщать. Учить выражать свои мысли, чувства, настроение;  чётко отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные: воспитывать прекрасные чувства, слышать и видеть прекрасное, ценить красоту.

Формировать УУД:

Личностные: формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания;

Регулятивные: учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания;

Коммуникативные: уметь слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы;

Познавательные: развивать умения извлекать информацию из прослушанного текста, находить ответы на вопросы используя текст произведения .
























Ход урока


Этап урока

(задача каждого этапа)

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Организационный момент


-Приветствие учащихся

Положительный настрой на урок

Перемена пролетела,

Дверь певуче заскрипела.

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнем сейчас.

- Приветствуют учителя, садятся на свои места


Мотивация.


Прослушайте загадки

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года…
– Как зовётся?

- Правильно. Осенью зовётся. Какая погода чаще всего бывает осенью

- Сейчас я загадаю вам загадки, которые имеют непосредственное отношение к осени. Попробуйте отгадать, о чём идёт речь?

Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливы и цветы,
Вымыл травы и листы,
А как сумерки настали
Нам по радио сказали
Что и завтра он придёт

И польёт наш огород.



Бежал по тропке луговой
Кивали маки головой
Бежал по речке голубой
Речка сделалась рябой.

- Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой, Сергея Григорьевича Козлова «Как оттенить тишину?»

- Посмотрите в учебник, кто может определить жанр произведения, которое мы будем изучать?

- В учебнике посмотрите на сказку и скажите, по ее первым строкам, почему загадки были про время года осень?






- Осень









- Дождь









- Ветер








- В сказке говорится про это время года

Подготовка к восприятию художественного произведения.


– Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил Сергей Козлов, и я расскажу вам о нем немного.

Слушают рассказ учителя о писателе






Первичное восприятие художественного текста

- Теперь давайте перейдем к сказке.

- И узнаем, о чем нам в ней рассказал Сергей Григорьевич Козлов 

Учитель читает сказку вслух.

Слушают сказку.


Проверка первичного восприятия

- Понравилась ли вам сказка?

- Какие главные герои в ней?

-Кто из героев понравился больше и почему?

- С чего начинается сказка?

- Как мы с вами сказали, в какое время года происходят события?

- О чем вы узнали из этой сказки?

- Вы поняли, что слышал Ежик? А медвежонок?

-Почему Медвежонок ничего не услышал?

- Да/нет

- Ежик и медвежонок

- …

- Сказка начинается с того, как ежик и медвежонок разговаривают, но не понимают друг друга.

- Осенью

- У Ежика больше развито воображение. 

Он умеет наблюдать, видеть окружающий мир одушевленным и живым, он умеет фантазировать. А медвежонок наоборот, не умеет фантазировать

Постановка проблемы

- Посмотрите на иллюстрацию, скажите, можно ли смотря только на картину определить, какой характер у медвежонка? Какой характер у ежика?

- Как вы уже сказали, сколько героев в сказке? Назовите их.

- Предлагаю  стать героями нашей сказки. 

Распределение ролей

-Нет, не можем, нужно прочитать и разобрать текст




- 2 героя и автор. Ежик, медвежонок

Выбирают, кто будет ежиком, медвежонком и автором


Физминутка.

Задача: смена вида деятельности.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Вдруг мы видим:

У куста птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берём

И в гнездо его кладём.

Чтобы хитрая лиса

Не достала до птенца.


Повторяют движения за учителем.


Вторичное чтение и анализ

- Перед тем как мы начнем читать, скажите, при выразительном чтении, что мы должны передать? Что должно быть в интонации?

- Обратите внимание на все вопросительные и восклицательные знаки!

- Кто первый начинает диалог?

Начинаем читать по ролям.











- Ежик

Чтение по ролям


Обобщение

- Ребята, какие слова в сказке показались вам непонятными и незнакомыми для вас?

- Расскажите, как вы поняли способ ежика, оттенить тишину? 

- Попробуйте определить и обсудить главную мысль этой сказки. 

Подумайте, чему учит Ежик Медвежонка?

Я бы хотела, чтобы вы выразительно прочитали последнюю фразу Ёжика. Как вы думаете, что он имел  ввиду? 

- А только Ёжик слышит и чувствует красоту и умеет наблюдать? 

Как в литературе называется такой приём, когда неподвижность оттеняется движением, тишина – криком?

- Как друзья использовали прекрасный осенний день?

-Что им больше по душе - наслаждаться наблюдениями или играми?

-А вам что интересней?

- С какой сказкой мы познакомились?

- Кто автор этой сказки?

- Кто главные герои?

- Основная мысль сказки?


Оттенить - делать темнее значит, показать как лес тих и не подвижен, по сравнению с тем, что происходит перед лесом, т.е. с тем как ежик бегает и прыгает.

-Чтобы оттенить тишину, надо крикнуть, а чтобы оттенить неподвижность леса, надо бежать

- Главная мысль в том, что все должны видеть прекрасное.

- Нет

-Контраст (противоположность черт, качеств, свойств одного предмета или явления, другому.)

- Играли

- Им по душе игры, весь оставшийся день они бегали и прыгали

-Играть/наблюдать

- «Как оттенить тишину»

- Сергей Козлов

- Ежик и медвежонок

- Видеть прекрасное, воображать.

Домашнее задание

Предлагает на выбор д/з:

1. Придумать продолжение сказки;

2. Представить, осенний день и нарисовать иллюстрацию;

3. Найти и прочитать другое произведение Сергея Козлова о Ёжике;

Выбирают домашнее задание, которое хотят выполнить


Рефлексия.


Задает вопросы по пройденному материалу.

Отвечают на вопросы учителя