СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серия технологических карт уроков с элементами профориентации

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Серия технологических карт уроков по технологии в 5 классе с элементами профориентации, в том числе знакомящие с компетенциями и профессиями будущего

Просмотр содержимого документа
«Серия технологических карт уроков с элементами профориентации»

Технологические карты уроков технологии 5 класс


Раздел. Современные технологии и перспективы их развития.

Тема урока: Надпрофессиональный навык – экологическое мышление. Профессия – менеджер-эколог

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия «экологическое мышление», истории развития технологий, влияния технологий на мировое хозяйство, проблем антропогенного воздействия технологий на окружающую среду.

Задачи:

обучения — расширить представление о классификациях технологий, о развитии технологий в регионе и их антропогенном влиянии на экосистему и жизнь человека; познакомить со спецификой работы менеджера-эколога;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, классифицировать), умений учебного труда (наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: электронные средства обучения: презентация; эл.ресурсы Атлас новых профессий, персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: технология, жизненный цикл технологии, экологическое мышление, менеджер-эколог.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о современных технологиях и перспективах их развития, овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; сформированность представлений о различных профессиях.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

Этап I. Актуализация знаний, постановка темы и цели урока

Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Организует дискуссию по вопросам.

1. Какие навыки позволят всегда быть востребованными специалистами на рынке труда? 2. Кто знает, что такое «надпрофессиональные навыки и умения»? 3. Почему экологическое мышление - навык будущего? 4. Как развить экологическое мышление? 5. Для каких профессий необходимо обладать таким надрофессиональным навыкам как экологическое мышление?

Обобщает результаты дискуссии.

Подводит обучающихся к определению темы и целей урока

Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы.

Контролируют правильность ответов одноклассников.

Согласовывают тему и формулируют цель урока.

Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока

Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь

Понимать значимость целостного мировоззрения. Обеспечивать мотивацию и деятельность.

Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагает провести самостоятельное исследование закономерностей технологического развития человеческой цивилизации, развитии технологий в регионе, проблем антропогенного воздействия технологий на окружающую среду.

Предлагает заполнить таблицу «Качества, которыми обладает менеджер-эколог. Направления работы»

Классифицирует технологии.

Организует обсуждение результатов исследования.

Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь.

Подводит итоги выполненной работы

Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов).

Представляют результаты исследования.

Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили.

Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных технологий

Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей исследовательской работы в соответствии с её целью и задачами.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 10 из учебника (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения задания

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Понимать значимость технологий в практической жизни

Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание

Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам.

1. Когда появилась профессия эколог? 2. Какие направления работы у менеджера-эколога? 3. Востребована ли данная профессия у нас в регионе?

Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей

деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке.

Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Обсуждает варианты выполнения домашнего задания:

1) выполнить самостоятельную работу стр. 16 учебника;

2) составить личный маршрут для получения профессии, обладающий надпрофессиональным навыком – экологическое мышление (Атлас новых профессий)

Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.

Записывают домашнее задание

Давать определение понятий, обобщать понятия, осуществлять

сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания

Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые

приоритет

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог

Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий




Раздел. Современные технологии и перспективы их развития.

Тема урока: Специфика профессиональной деятельности родителей

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: создать условия для формирования интереса к разным профессиям

Задачи:

обучения —расширить и уточнить представление обучающихся о труде людей разных профессий; познакомить со спецификой работы родителей, содержанием применяемых в рабочем процессе технологиями;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать), умений учебного труда (запоминать, планировать);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность, отношение к образованию как к важному и необходимому фактору для развития личности и общества).

Дидактические средства: электронные средства обучения: презентация, персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: профессия, профессиональная деятельность, специфика работы, технологии и технологическая карта.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о различных профессиях.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)


познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные


1

2

3

4

5

6


Этап I. Актуализация знаний, постановка темы и цели урока

Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Вовлекает в проблемный диалог по вопросам:

Что такое профессия? Что нужно учитывать при выборе профессии?

Какие профессии вы себе более или менее представляете?

Кто знает, какая профессия у ваших родителей?

Предположите цель нашего занятия? Что нового мы хотим

узнать?

Подводит обучающихся к определению темы и цели

урока

Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы.

Контролируют правильность ответов одноклассников.

Формулируют тему и цель урока.

Составляют план своих

действий по достижению

поставленной цели урока

Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи

Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы

Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания

Обеспечивать мотивацию и деятельность. Уважать окружающих


Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой

Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах.

Предлагает провести исследование, заполнить маршрутный лист.

1. Выберите одну профессию своих родителей, назовите технологии, используемые в их профессиональной деятельности. 2. Какую пользу обществу приносит профессиональная деятельность?

3. Составьте технологическую карту профессии ваших родителей (см пример стр. 20 учебника)

4. Составьте план получения профессии.

5. Назовите перспективы профессионального роста.

Организует обсуждение полученной новой информации.

Предлагает выполнить практическую работу.

Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь.

Подводит итоги выполненной работы

Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах.

Проводят исследование,

отбирают и используют

необходимую информацию (из справочных, дидактических материалов

и интернет-ресурсов).

Представляют сведения

о полученной информации.

Обобщают (осознают и

формулируют) то новое,

что усвоили.

Проводят анализ, сравнение, сопоставление

различных профессий.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную на слайдах (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем

Понимать границы собственного знания и незнания


Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание

Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам.

1. Приведите примеры профессий.

2. Какая же профессия вам показалась самой нужной и важной?

3. Какие современные технологии делают работу специалистов комфортнее, быстрее и эффективнее?

4. Нужно ли учиться для получения профессии?

Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке.

Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам

работы на уроке.

Обсуждает варианты выполнения домашнего задания:

1) выполнить самостоятельную работу стр. 16 учебника;

2) подготовьте вопросы, на которые надо обратить внимание при исследовании выбранной профессии

Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.

Записывают домашнее задание

Структурировать знания, выделять главное.

Осознанно строить речевые высказывания

Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь

Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий





Раздел. Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект.

Тема урока: Надпрофессиональный навык – управление проектами. Профессия – менеджер проектов, креативный менеджер

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия «управление проектами»; познакомить с новыми направлениями профессиональной деятельности.

Задачи:

обучения – сформировать актуальное представление учеников о методах и инструментах управления проектами; создать модельную ситуацию для получения опыта управления проектами с помощью онлайн-тренажера; познакомить со спецификой работы менеджера проектов;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, классифицировать), умений учебного труда (наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: электронные средства обучения: презентация; эл.ресурсы: Атлас новых профессий, тренажер «Управление проектами» (Урок цифры); персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: проект, управление проектами, менеджер проектов

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса,

так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — изучение специфики реализации и управления современными проектами (как области профессиональной деятельности); знакомство с этапами выполнения проекта; овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; формирование представлений о различных профессиях.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

Этап I. Актуализация знаний, постановка темы и цели урока

Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Организует дискуссию по вопросам.

1. Знаете ли вы какие профессии сейчас востребованы на рынке труда? 2. Какими знаниями необходимо обладать для освоения выбранной профессии? 3. Перечислите, с помощью «Атласа новых профессий» для каких профессий необходимо обладать таким надрофессиональным навыком как «управление проектами». 4. Что такое проект? 5. Назовите этапы планирования и реализации проекта.

Обобщает результаты дискуссии.

Подводит обучающихся к определению темы и целей урока

Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы, находят необходимую информацию из интернет-ресурса.

Контролируют правильность ответов одноклассников.

Согласовывают тему и формулируют цель урока.

Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока

Самостоятельно выделять и

формулировать познавательные цели.

Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Слушать собеседника,

при необходимости вступать с ним в диалог.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь

Понимать значимость целостного мировоззрения. Обеспечивать мотивацию и деятельность.

Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагает составить план-график (таблицу) реализации проекта на начальном этапе и визуализировать его с помощью диаграммы.

Организует обсуждение по вопросам: поможет ли вам визуализация в управлении проектом? Если да, то каким образом?

Какие сложности вы прогнозируете в реализации такого плана проекта?

Что изменится и что вы будете делать, если

○ кто-то заболеет?

○ материал подорожал или его не хватает для выполнения проекта?

○ вы выполняете проект в одиночку?

Предлагает выполнить тренажер «Управление проектами»

Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь.

Подводит итоги выполненной работы

Заполняют таблицу, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов).

Представляют результаты.

Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили.

Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей работы в соответствии с её целью и задачами.

Выполняют работу на компьютере Тренажер «Управление проектами»

Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 12 из учебника (аспект смыслового чтения).

Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения задания

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Понимать границы собственного знания и незнания

Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание

Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам.

1. Какие направления работы у менеджера проектов? 2. В чем проявляется гибкость управления проектами? 3. Назовите инструменты для планирования/ управления проектами.

Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке.

Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Обсуждает варианты выполнения домашнего задания:

1) ответить на вопросы стр. 26;

2) используя надпрофессиональные навыки, придумайте свою профессию будущего (название, навыки, описание обязанностей, в какой сфере деятельности будет востребована эта профессия, какими знаниями необходимо обладать для получения). (Атлас новых профессий)

Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.

Записывают домашнее задание

Давать определение понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию.

Осознанно строить речевые высказывания

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые

приоритет

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог

Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий




Раздел. Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект.

Тема урока: Решение проектной задачи «Моя реклама»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по выполнению творческой проектной задачи; подвести к обоснованию выбора темы проекта на основе личных и общественных потребностей

Задачи:

обучения — сформировать понятие творческого проекта; обобщить и систематизировать знания об этапах выполнения творческого проекта; научить распознавать виды рекламы;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, обобщать, систематизировать), творческого

мышления и воображения;

воспитания — воспитывать творческое начало личности, мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: электронные средства обучения: презентация; персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор, для работы в группе: ватман, цветные карандаши.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, решение проектной задачи, показ видеофрагмента.

Опорные понятия: творческий проект, этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, аналитический), презентация проекта, реклама.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о творческих проектах, этапах их выполнения; овладение умениями обосновывать выбор темы проекта на основе личных и общественных потребностей; ознакомление с принципами организации рекламы, способами её воздействия на потребителя и его потребности; ознакомление с современными профессиями в рекламном бизнесе.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)


познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные


1

2

3

4

5

6


Этап I. Актуализация знаний, постановка темы и цели урока

Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «Как старик корову продавал»

Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам.

1. Убедительно ли рекламировал молодой человек корову на базаре? 2. Что такое реклама, для чего она служит? С какой

формой рекламы вы сталкивались в повседневной

жизни? 3. Готовы ли вы сразу следовать требованиям рекламы? 4. В современном рекламном бизнесе существует много профессий. Можете ли вы назвать эти профессии?

Обобщает результаты эвристической беседы.

Подводит обучающихся к определению темы и целей

урока

Просматривают фрагмент мультфильма, дают оценку.

Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы.

Контролируют правильность ответов одноклассников.

Согласовывают тему и формулируют цель урока.

Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока

Адекватно и

аргументированно строить речевое высказывание в устной речи

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Сознательно

ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Мобилизировать внимание.

Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях


Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагает перечислить и охарактеризовать этапы проектной деятельности.

Стимулирует высказывания об опыте проектной деятельности.

Предлагает охарактеризовать предложенные рекламы по следующему плану:

1. Объект рекламы.

2. Цель рекламы.

3. Кому адресована реклама.

Организует работу в группах (каждая группа - рекламное агентство), предлагает распределить роли в группах, выбрать и обосновать тему проекта на основе личных и общественных потребностей.

Вовлекает в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Подводит обучающихся к осмыслению результатов дискуссии.

Предлагает выполнить проектную задачу: «Выбрать один из предложенных товаров, представленных учителем и разработать рекламу продукта»

Подводит итоги выполненного задания, поощряет правильные предложения.

Перечисляют и характеризуют каждый этап выполнения проекта.

Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах.

Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы.

Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили.

Решают учебную задачу, предложенную учителем.

Обобщают, делают выводы.

Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на

рис. 12 из

учебника

(аспект смыслового чтения)

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Управлять своей познавательной деятельностью.

Ориентироваться в межличностных отношениях


Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание

Организует рефлексию по вопросам.

1. Как вы думаете, что должно содержаться в обосновании темы проекта? 2. Для чего выполняют оценку стоимости материалов для изделия? 3. Что нужно подготовить к защите проекта? 4. Каковы способы воздействия рекламы на потребителя?

Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Обсуждает варианты выполнения домашнего задания:

1) выполнить самостоятельную работу стр. 28 учебника;

2) создать лозунг одного товара на выбор

Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.

Записывают домашнее задание

Делать выводы и умозаключения из наблюдений,

изученных закономерностей.

Структурировать знания, выделять

главное

Адекватно

воспринимать

оценку учителя.

Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты

Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие.

Слушать и вступать в диалог

Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий





Раздел. Конструирование и моделирование

Тема урока: Новые технологии в машиностроении: Робототехника

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с принципами конструирования и программирования роботов; обучить их осуществлять сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции, конструировать модель по заданному прототипу, проводить испытания модели.

Задачи:

обучения — сформировать политехнические знания о наиболее распространённых и перспективных технологиях в робототехнике; познакомить детей с основными направлениями робототехники и современного робототехнического производства, с профессиями специалистов, участвующих в создании роботов; обучить переносу знаний и умений в новую ситуацию при конструировании моделей конструктора;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), умений учебного труда (наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль), творческого мышления и воображения (репродуктивного, творческого);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку

считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: конструктор LegoWeDo, карточки-подсказки для программирования робота, электронные средства обучения: презентация; эл.ресурс Атлас новых профессий, персональный компьютер (ПК), эл. платформа Scratch, мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, конструирование и программирование

Опорные понятия: машиностроение, робототехника, робот, программирование, управление роботом

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о конструировании и программировании; знакомство с базовыми технологическими принципами, которые применяются при создании роботов.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)


познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные


1

2

3

4

5

6


Этап I. Актуализация знаний, постановка темы и цели урока

Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам:

Что такое машиностроение? Какие новейшие отрасли машиностроения вы знаете? Что такое робот? А есть у вас дома роботы-машины, помогающие вам в быту?

Подводит обучающихся к определению темы и цели

урока

Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы.

Контролируют правильность ответов одноклассников.

Формулируют тему и цель урока.

Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока

Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи

Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы

Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания

Обеспечивать мотивацию и деятельность.

Уважать окружающих


Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой

Организует самостоятельную деятельность в малых группах.

Предлагает посмотреть профессии по робототехнике и машиностроению.

Организует обсуждение полученной новой информации.

Предлагает собрать робота и составить программу для его движения по линии по следующему алгоритму:

1) Распределить функции работы в группе.

2) Конструирование продукта с необходимыми блоками, моторами, сенсорами.

(При отсутствии конструктора можно воспользоваться имитационным моделированием в среде Scratch)

3) Программирование с помощью карточек-подсказок.

4) Отработка.

Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь.

Подводит итоги выполненной работы

Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных профессий.

Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах.

Собирают модель, используют необходимую информацию (карточки-подсказки) для программирования собранного робота.

Представляют сведения о полученной информации.

Обобщают (осознают и формулируют) то новое,

что усвоили.


Понимать и интерпретировать информацию, представленную на слайдах (аспект смыслового чтения).

Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем

Понимать

значимость

человеческой

деятельности

в развитии

науки и техники


Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание

Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам.

1. Какую роль робот играет в жизни человека?

2. Приведите примеры профессий, связанных с робототехникой.

3. Перечислите этапы конструирования робота.

4. Из каких механизмов состоял созданный вами робот?

Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке.

Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Обсуждает варианты выполнения домашнего задания:

1) создать в среде Scratch программу движения для виртуального робота;

2) охарактеризовать «способности» машины-робота: характер движения, область применения, особенности внешнего вида

Обобщают то новое, что

открыто и усвоено на уроке.

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют

степень их соответствия

и намечают дальнейшие цели деятельности.

Записывают домашнее

задание

Структурировать знания, выделять главное.

Осознанно строить речевые высказывания

Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты.

Адекватно воспринимать оценку учителя

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь

Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!