СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серёгина О. Статья "Уроки позитивного взаимодействия" (С чего начать организацию групп в классе)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Серёгина О. Статья "Уроки позитивного взаимодействия" (С чего начать организацию групп в классе)»

Ольга СЕРЕГИНА,

Лицей «Ковчег-XXI», Красногорск

Уроки позитивного взаимодействия

Я хочу – вы должны

Мои ученики совершенно не умели конструктивно взаимодействовать друг с другом. Активные дети, хорошо подготовленные предметно, стремящиеся во что бы то ни стало продемонстрировать себя, даже не понимали, что значит «попросить». Для них попросить – это сказать «я хочу». Некоторые вели себя агрессивно, если другой ребенок мешал им реализовать «хотение», громко и зло кричали, жестоко дрались. Понимая, что человек – существо социальное, я постаралась организовать учебный процесс таким образом, чтобы у детей появились:

– необходимость конструктивного взаимодействия на уроке,

– положительные эмоции от такого взаимодействия;

– необходимость использовать приобретенные коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные навыки за рамками уроков.

Для этого включала ребят в работу в группах разной численности, то с распределением ролей между участниками, то без распределения.

Работа в парах

Одна из самых распространенных форм групповой работы – работа в парах. В моем случае пары часто менялись, так как у детей не было строго определенного учителем места в классе. Ребята с самого начала (и до настоящего времени) рассаживались в зависимости от своего желания и взаимных симпатий. С моей стороны задавалось только одно условие: работа пары не должна мешать другим, иначе пара расформировывается.

Некоторые задания для парной работы давались с ограничением по времени и были такого объема, чтобы в одиночку ребенок их выполнить не мог. Так ученики видели смысл взаимодействия: вместе мы можем сделать больше.

Вот небольшая коллекция заданий для парной работы.

Уроки обучения грамоте «Письмо пальцем» («написание» букв и слов друг на друге). Один ученик («писец») пальцем «пишет» букву (печатную или письменную, в дальнейшем – слоги и короткие слова) на ладони или спине у другого; второй («читатель») должен узнать и сказать, что именно написано. Через несколько минут (по сигналу учителя) ребята меняются ролями.

В конце такой работы обязательно обсуждали детали процесса, акцентируя внимание в первую очередь на положительных эмоциональных моментах. Кем больше понравилось быть: писцом или читателем? Почему? Кому понравился его писец? Почему? Кто может похвалить своего читателя? За что? Возможность услышать что-то хорошее о себе от соседа по парте – это основа формирования положительного отношения к коллективной работе.

Решение логических задач повышенной сложности.

Прежде чем выслушать ответы детей (а желающих много!), я предлагаю им сообщить свое мнение (и обосновать его!) соседу по парте, выслушать его, и от пары дать один аргументированный ответ. При этом ребята сами решают, кто будет говорить и чья версия будет озвучена.

При такой организации работы ребенок получает возможность:

– высказаться самому,

– убедить другого в собственной правоте.


Ребенку приходится:

– выслушать иное мнение,

– осознать, что могут существовать разные точки зрения,

– эмоционально устойчиво принять ситуацию, в которой он не получил желаемого (например, не выступил от пары).


Каждая пара должна:

– самостоятельно определить правильность ответа по степени его обоснованности (или убедительности речи автора),

– найти конструктивный выход из конфликтной ситуации (если, к примеру, оба ученика хотят выступить или не могут решить, кто дал верный ответ.


Работа в «тройках»

В «тройке» каждому члену группы отводится определенная роль. Скажем, если мы тренируем устный счет, нам понадобятся «капитан», «ученик» и «таймер».

Каждая группа получает около 50 карточек (10 х 5 см) с примерами на сложение и вычитание: на одной стороне карточки пример, на другой – ответ. «Капитан» показывает примеры «ученику». Тот должен устно их решать. «Капитан» сверяет ответ с тем, что видит на карточке, – это дает возможность «слабым» детям не терять время на подсчеты и чувствовать себя комфортно. Если ответ назван правильно, «ученик» забирает карточку себе, если нет, она остается у «капитана». Каждый «ученик» решает примеры ровно одну минуту, за этим строго следит «таймер», который дает сигнал к началу и окончанию работы. Затем происходит смена ролей: каждый должен испытать все возможности.

По окончании работы выясняем, кому сколько примеров удалось правильно решить за одну минуту. Так как игра проводится регулярно, учимся обращать внимание на положительную динамику: «На прошлой неделе у Антона было 12 карточек, а сегодня уже 17. Молодец!» Для сильных детей усложняем задание: показываем примеры вверх ногами, открываем только на 1–2 секунды… Неожиданно для меня, по своей инициативе, дети стали суммировать количество карточек и сообщать мне общий результат команды.

Работа в «четверках»

Поставили парты так, чтобы у каждой команды был свой «круглый стол».

Каждый ученик на листе А4 получал инструкцию по выполнению опыта, описывающего одно из свойств воды или воздуха. Инструкции у каждого были одинаковые, но само выполнение опыта требовало одновременного участия всех членов команды.

Дети самостоятельно читают инструкцию, выясняют, что именно не- обходимо для опыта. Все материалы и оборудование располагаются на отдельном столе, откуда ребята должны выбрать то, что им понадобится для работы. Затем ставят опыт и наблюдают за результатом. При выполнении опыта необходимы ассистенты: один держит, другой нажимает, отрезает…

Следующий этап работы – коллективное обсуждение. А почему так произошло?

Каждый ребенок в группе (по очереди) высказывает свое мнение, все мнения обсуждаются. Затем выбирается «спикер» – человек, который озвучит решение команды для всего остального класса.

Целый класс

Серия практических работ завершилась коллективным выступлением (с демонстрацией опытов и их объяснением) для параллельного класса.

При подготовке выступления каждому ученику предстояло:

– выбрать опыт (из тех, что ставились на уроках), который хочешь показывать;

– объединиться с другими, которые будут показывать этот же опыт, и распределить обязанности внутри команды;

– подготовить небольшой рассказ о том свойстве воздуха (воды), которое показано в выбранном опыте;

– потренироваться в показе выбранного опыта и рассказывании о нем.

Все эти задачи были сформулированы вместе с детьми и записаны на доске. Задачи решались пошагово (с моей помощью – если ученики за ней обращались).

Уже при выполнении первого пункта плана у детей возникли трудности: самые зрелищные опыты хотели показывать многие. Я предложила им самим найти выход.

Дети предложили три варианта (с которыми согласились все):

– попробовать убедить/уговорить другого отказаться от показа выбранного опыта,

– добровольно отказаться самому и выбрать себе для показа другой (незанятый) опыт,

– положиться на судьбу (использовать считалочку или тянуть жребий).

Перейдем ко второму пункту плана: объединение в группы и распределение обязанностей.

Распределение частично произошло вполне ожидаемо: вместе стали работать друзья. Но неожиданно появилась группа детей, которые до этого никогда вместе не кооперировались. Ребятам так хотелось показать опыт с воздушным шариком, что этот интерес «перевесил» все остальное, а умение выстраивать деловое сотрудничество позволило решиться на этот шаг.

С распределением обязанностей внутри группы ученики справились легко. Всем хотелось, чтобы их группа «не ударила в грязь лицом», поэтому они готовы были для этого поработать в любой роли.

В каких-то группах сразу выделились явные лидеры (с решением которых соглашались остальные), где- то ребята спрашивали друг у друга, кто что хочет делать, и распределяли обязанности в зависимости от этих желаний.

Чтобы подготовить рассказ, ученикам потребовалась дополнительная информация. Где ее взять? Мы обсудили возможные источники: книги, интернет, другой человек... И в итоге отправились на небольшую экскурсию по школьной библиотеке (конечно, по предварительной договоренности с заведующей) за энциклопедиями и справочниками. Забрали их в класс – добывать желанные знания. Выступление прошло успешно, была сделана его видеозапись, которая нам помогла обсудить итоги.