СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В методической разработке «Сестринский процесс при нарушениях мозгового кровообращения» представлены задания для различных методов оценки и закрепления знаний обучающихся по теме занятия: вопросы для фронтального опроса, индивидуального опроса, тестовые задания, ситуационные задачи, слайд-презентация.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский
колледж им.Р.П.Аскерханова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого практического занятия
по теме:
«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ НАРУШЕНИЯХ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ»
ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02.01.06 Сестринский уход в неврологии
Для специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Автор – составитель: З.Р. Магдиева
Махачкала 2024г.
Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой методической комиссии ________________________________ Протокол №___________ _________________________ 20___г. Председатель ЦМК _________________________________
(ФИО)
Согласовано
Методист
_____________________
(ФИО)
В методической разработке «Сестринский процесс при нарушениях мозгового кровообращения» представлены задания для различных методов оценки и закрепления знаний обучающихся по теме занятия: вопросы для фронтального опроса, индивидуального опроса, тестовые задания, ситуационные задачи, слайд-презентация.
Методическая разработка рекомендована для проведения практических занятий по МДК 02.01.06 Сестринский уход в неврологии.
Автор – составитель: З.Р.Магдиева
Содержание:
1. Пояснительная записка 4
2. Основная часть 5
2.1. Технологическая карта учебного занятия 5
2.2. Содержание учебного материала 8
2.3. Дидактический материал 18
3. Заключительная часть 33
4.Информационные источники……………………………………………………………………………………………35
5. Приложение 36
В основу методического пособия легла тема «Нарушения мозгового кровообращения» для отделения «Сестринское дело».
Синдромологический подход в изложении клинических неврологических расстройств обусловлен спецификой неврологии, как клинической дисциплины, а также доминированием синдромального симптоматического медикаментозного лечения неврологических расстройств. Исключение сделано для эпилепсии, как и для шизофрении , биполярного аффективного расстройства, алкоголизма и болезни Альцгеймера в связи с эпидемиологической значимостью этих заболеваний.
Методическая основа изложенного материала направлена на приобретение знаний по дисциплине, формирование активного обучения и профессиональной компетентности медицинских сестер.
Полученные знания помогут распознать психопатологическую симптоматику выбрать правильную тактику в оказании неотложной помощи в неврологии, применять правила профессиональной медицинской этики.
В методразработке уделено внимание клинической картине эпилептического припадка, эпилептического статуса, серии припадков, дисфории. Даны алгоритмы оказания неотложной помощи при эпилептическом припадке, эпилептическом статусе, серии припадков, дисфории и особые приемы общения с пациентами. С целью совершенствования знаний по данной теме в помощь студентам даны:
1.Основные понятия и клинические проявления эпилепсии, способы оказания неотложной психиатрической помощи.
2.Графологические структуры.
3.Стандарты по психиатрии.
4. Ситуационные задачи
5.Тест - эталонный контроль.
Данная разработка необходима для самоподготовки по теме эпилепсия в связи с недостаточностью количества часов, отводимых для прохождения предмета, и большого объема специфической информации, обилие новых медицинских терминов, эпидемиологической значимостью данного заболевания.
Полученные знания помогут распознать психопатологическую симптоматику выбрать правильную тактику в оказании неотложной помощи в психиатрии, применять правила профессиональной медицинской этики
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: практика.
Цели: изучение и первичное закрепление новых знаний.
ФИО преподавателя, квалификационная категория | Магдиева Заграт Ризвановна
| ||||||
Код, наименование специальности | 34.02.01. Сестринское дело | ||||||
Учебная дисциплина/МДК | МДК 02.01.03Сестринский уход в неврологии | ||||||
Интегративные связи | Межпредметные | Внутрипредметные | |||||
Анатомия, физиология, патология, фармакология, психология. | Анатомо-физиологические особенности нервной системы. | ||||||
Формируемые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | |||||
ОК 1 - 8. | ПК2.1 –2.6 | ||||||
Уровень освоения | 3 – базовый | ||||||
Тема учебного занятия | Сестринский процесс при эпилепсии. | ||||||
Количество часов | 4час (180мин) | ||||||
Вид учебного занятия | Практическое занятие | ||||||
Тип учебного занятия | Изучение нового материала | ||||||
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный метод | ||||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | ||||
Усвоить признаки хронических расстройств питания у детей, принципы оказания сестринской помощи, возможные осложнения и их профилактика. | Активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, развитие аналитического мышления. | Воспитать чувство ответственности и понимания социальной значимости своей будущей профессии. | |||||
Методы контроля результатов обучения темы учебного занятия | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестовый контроль, решение ситуационных задач, демонстрация практических навыков, самостоятельная работа обучающихся. | ||||||
Организация образовательного пространства учебного занятия | Материально-техническое обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Методическая литература | |||
Мультимедийное оборудование, ноутбук, оборудование для оказания неотложной помощи при акушерских кровотечениях | С.М.Бортникова Нервные и психические болезни. Ростов-на-Дону Феникс, 2022. | Ю.Г.Тюльпин Психические болезни Издательство ГЭОТАР-Медиа, 2022г. | Рабочая программа, календарно-тематический план, поурочный план, методическая разработка | ||||
Характеристика этапов урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формы обучения | Результат | |||
Организационный момент (5 мин) | Приветствует, проверяет готовность к занятию | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | Фронтальная | Волевая саморегуляция | |||
Первичная проверка понимания изученного (10 мин) | Озвучивает важные положения ранее пройденной темы, осуществляет постановку учебной проблемы. | Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной проблемы. | Фронтальная | Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить. | |||
Проверка домашнего задания (55 мин) | Проводит проверку домашнего задания с целью выявления обучающихся, не выполнивших данный вид работы; организует повторение базового теоретического и практического материала | Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы. | Фронтальная, индивидуальная | Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. | |||
Изучение новых знаний (55мин) | Излагает новый материал, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами обучающихся | Слушают объяснения, задают уточняющие вопросы | Иллюстративно-демонстрационная
| Подведение под понятие, целеполагание | |||
Самостоятельная работа обучающихся (45 мин) | Осуществляет контроль за соблюдением алгоритма действий при выполнении медицинской манипуляции | Отрабатывают практические навыки на фантомах путем многократного повторения | Самостоятельная работа | Знание алгоритма выполнения манипуляции | |||
Подведение итогов занятия, рефлексия (10мин) | Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. | Тестовый контроль | Самоопределение, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. |
Тема: Сестринский процесс при нарушениях мозгового кровообращения.
Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения. Обучающие:
Этиологию и патогенез сосудистых заболеваний ЦНС.
Ведущие клинические симптомы и синдромы заболевания.
Дифференциальную диагностику ишемических и геморрагических инсультов.
Современные методы лечения инсультов.
Особенности ухода за больными с инсультами.
Воспитательные:
Формировать интерес студентов к будущей профессии.
Воспитывать чувство ответственности при оказании помощи.
Формировать познавательную потребность студентов.
Развивающие:
Развивать умение воспринимать и осмысливать знания
Делать обоснованный выбор в назначении лекарственных препаратов
Активизировать мыслительную деятельность студентов
Уровни усвоения
Представления:
Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях.
Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами.
Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники.
Знания:
1. Этиология и патогенез при нарушениях мозгового кровообращения.
2. Причины, симптомы НМК.
3. Неотложная помощь острых нарушениях мозгового кровообращения.
4. Особенности диагностики при нарушениях мозгового кровообращения.
5. Лечение нарушений мозгового кровообращения.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнение тестовых заданий по теме занятия.
2.Решение ситуационных задач по теме занятия.
3.Отработка практических навыков по проведению манипуляций (на муляже).
Внутрипредметные связи
Анатомо-физиологические особенности головного мозга, реанимация, фармакология, реабилитация, хирургия, сестринское дело.
Межпредметные связи
Медицинская психология, гигиена, патология,
План урока:
НМК определение. Основные причины и факторы способствующие развитию НМК. Уровень заболеваемости.
Клинические симптомы НМК, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и оказания неотложной помощи.
Показания к госпитализации при НМК.
Правила транспортировки.
Сестринский процесс при НМК.
Содержание темы
ПЛАН
1.Этиология и классификация сосудистых заболеваний ЦНС.
2.Преходящие нарушения мозгового кровообращения.
3. Инсульты.
4.Лечение инсультов.
5.Последствия ранее перенесенного инсульта (более 1 года)
Этиология и классификация сосудистых заболеваний ЦНС.
Сосудистая патология занимает ведущее место среди заболеваний нервной системы, являясь часто причиной смерти или стойкой утраты трудоспособности. В развитых странах смерть от сосудистых заболеваний мозга занимает третье место после болезней сердца и опухолей. 25% инсультных больных гибнут в первые сутки, 40% -в течение 2-3 недель; около 50% выживших погибают в последующие 4-5 лет.
Наиболее частыми причинами нарушения мозгового кровообращения являются церебральный атеросклероз и гипертоническая болезнь, реже — аномалии сосудов (аневризмы, патологические изгибы, сужения), ревматизм, васкулиты, патология сердца, сахарный диабет, болезни крови.
Сосудистые поражения головного мозга подразделяют на острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) и хроническую сосудисто-мозговую недостаточность (ХСМН). В ОНМК выделяют преходящие нарушения мозгового кровообращения и инсульты; Согласно классификации выделяют следующие клинические формы.
1. Начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения (НПНМК).
2. Преходящие нарушения мозгового кровообращения (ПНМК).
Транзиторные ишемические атаки.
Гипертонические церебральные кризы. Острая гипертоническая энцефалопатия.
Инсульт.
Субарахноидальное кровоизлияние.
Геморрагический инсульт.
Ишемический инсульт.
Малый инсульт.
Последствия ранее перенесенного инсульта (более1 года).
3. Прогрессирующие нарушения мозгового кровообращения (Дисциркуляторная энцефалопатия).
Преходящие нарушения мозгового кровообращения
ПНМК — это остро наступающие нарушения мозгового кровообращения, проявляющиеся очаговыми или обще мозговыми симптомами или их сочетанием длящимися не более 1 суток Ими могут быть небольшие кровоизлияния или инфаркты, возникающие в результате закупорки небольшого сосуда, тромбоэмболии, ангиоспазма, нарушения гемодинамики с уменьшением кровоснабжения мозга и других механизмов.
Причиной этой патологии могут быть склероз сосудов мозга, гипертоническая болезнь, артериальная гипотония, повышение вязкости и свертываемости крови, шейный остеохондроз. Способствуют появлению ПНМК физическое и психическое напряжение, употребление алкоголя, перегревание и другие факторы.
Преходящие нарушения мозгового кровообращения подразделяются на транзиторные ишемические атаки (ТИА) и гипертонические кризы.
Транзиторные ишемические атаки характеризуются очаговой симптоматикой (слабость и онемение конечностей, затруднения речи, диплопия и т. д.), возникающей обычно или без всяких обще мозговых симптомов, или на фоне их слабой выраженности. Симптоматика зависит от локализации сосудистого спазма. Транзиторные ишемические атаки чаще возникают в вертебробазилярном бассейне, реже - в каротидном.
При нарушениях кровообращения в вертебробазилярном бассейне появляются головокружение, тошнота, рвота, боли в затылке, нарушения зрения (двоение, выпадение полей зрения), снижение слуха, неустойчивость, нарушение ходьбы.
При нарушении в каротидном бассейне возможны нестойкие центральные парезы, параличи, нарушения чувствительности по гемитипу, расстройства речи и письма.
Гипертонический церебральный криз характеризуется головной болью, тошнотой, рвотой; иногда оглушением, заторможенностью или психомоторным возбуждением на фоне артериальной гипертензии. В связи с отеком мозга возникают менингеальные симптомы. Гипертонический криз отличается от острой гипертонической энцефалопатии отсутствием стойких органических симптомов.
Все симптомы, свойственные преходящим нарушениям мозгового кровообращения, регрессируют в течение 24 часов. При диагностике ТИА необходимы исследование магистральных сосудов мозга (УЗДГ), микроциркуляции, свертывающей системы крови, КТ, МР-ангиография.
Лечение предусматривает покой, постельный режим во весь период проявления неврологической симптоматики, а также 2-3 недели после ее исчезновения.
Медикаментозное лечение зависит от этиопатогенеза и проводится по схемам терапии инсультов.
Инсульты
Малый инсульт
Малый инсульт (микроинсульт) - это инсульт, при котором восстановление пострадавших функций происходит в течение трех недель. Причинами малого инсульта являются атеросклероз, гипертоническая болезнь. Развивается болезнь по ишемическому типу. Течение благоприятное. Лечение проводится как при мозговом инсульте. Больные подлежат диспансерному наблюдению.
Мозговой инсульт
Мозговым инсультом называется внезапно наступающее нарушение мозгового кровообращения, в результате которого развиваются деструктивные изменения в ткани мозга и появляются стойкие симптомы его органического поражения. Различают два вида инсультов: геморрагический (кровоизлияние в мозг) и ишемический (мозговой инфаркт).
Геморрагический инсульт
Это острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся кровоизлиянием в ткань мозга (паренхиматозное кровоизлияние), подпаутинное пространство (субарахноидальное кровоизлияние) или в желудочки мозга (вентрикулярное кровоизлияние). Возможны и смешанные формы, когда сочетаются очаги кровоизлияния и ишемии. Течение инсультов может быть благоприятным с полным восстановлением функций, регредиентное с остаточными явлениями, ремиттирующее с периодическими ухудшениями состояния и прогредиентное - с нарастанием симптоматики вплоть до летального исхода. Анатомически на месте инсультов формируются глиомезадермальные рубцы или кисты.
Клиническая картина зависит от особенностей локализации и размеров кровоизлияния. В течении болезни выделяют три периода: острый, восстановительный и резидуальный. КТ и МРТ позволяют определить гематому уже в первые часы.
Внутримозговое (паренхиматозное) кровоизлияние происходит в основном в бассейне средней мозговой артерии в области внутренней капсулы и базальных ядер. Основная причина кровоизлияния в мозг - гипертоническая болезнь. Кровоизлияние может быть следствием диапедеза или разрыва сосуда. Излившаяся кровь разрушает мозговую ткань, раздражает мозговые оболочки, что проявляется очаговыми и менингеальными симптомами. Возникает отек головного мозга, повышается внутричерепное давление, возможно смещение и ущемление участков мозга, что приводит к нарушению сознания и расстройству жизненно важных (витальных) функций: дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, терморегуляции.
Заболевание начинается остро (апоплектиформно), без предвестников, в момент физического или эмоционального напряжения.
Больной ощущает сильную головную боль, падает, теряет сознание, развивается кома. При этом артериальное давление повышено, пульс напряжен, дыхание хрипящее, шумное, зрачки на свет не реагируют, позывы на рвоту, лицо багрово-красное, голова и глаза больного повернуты в противоположную параличу сторону («больной смотрит на очаг»).
На стороне паралича носогубная складка сглажена, угол рта опущен, щека «парусит», стопа ротирована наружу. При осмотре больного выявляют гемиплегию, тонус мышц снижен, парализованные конечности падают «как плети», отмечается симптом Бабинского, возможны менингеальные симптомы. Уже в первые-вторые сутки температура тела может подняться до 41°С, на вторые-третьи сутки развивается пневмония или отек легких, появляются пролежни.
Состояние больных5 как правило, крайне тяжелое, смерть наступает у 60%.
При благоприятном исходе больной постепенно выходит из коматозного состояния, сознание становится ясным, более четко вырисовывается очаговая симптоматика. У больных отмечаются гемиплегии, гемианестезии, иногда гемианопсии.
При поражении левого полушария нарушается речь, чтение, письмо; при поражении правого — нарушается психика, возможны апраксия, агнозия и паракинезы (автоматические движения в непарализованных конечностях). Спустя 10-14 дней начинается восстановительный период. Сначала восстанавливаются движения в ноге, затем в руке, улучшаются чувствительность, речь, зрение, слух, психическая деятельность. Паралич приобретает черты спастического. Постепенно интенсивность восстановления уменьшается и наступает резидуальный период.
Особенно тяжело протекает вентрикулярное (желудочковое) кровоизлияние. Ему свойственны внезапное начало, потеря сознания, кома, шумное дыхание типа Чейн-Стокса; пульс учащен, напряжен, температура тела повышена до 40°С; выявляются ознобоподобный тремор, обильное потоотделение, кровь в ликворе. Очень типична горметония -приступы тонического напряжения мышц, сменяющиеся гипотонией. Почти все больные умирают в первые 2-3 дня.
Субарахноидалъное кровоизлияние развивается преимущественно у лиц молодого возраста. Основная причина - разрыв аневризмы сосудов головного мозга. Разрыву аневризмы способствует физическое и эмоциональное напряжение, травма головы.
Для начала заболевания характерны внезапные, сильные головные боли, психимоторное возбуждение (больной мечется, кричит, хватается руками за голову), лицо гиперемировано, температура тела повышена, определяются ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига и Брудзинского. В ликворе определяется примесь свежей крови и повышающее давление. Летальный исход наступает в 30% случаев. Возможны рецидивы кровоизлияния.
Ишемический инсульт (инфаркт мозга)
Ишемический инсульт возникает в связи с полным или частичным прекращением поступления крови в мозг по какому-либо сосуду в результате тромбоза, эмболии, спазма сосудов, патологии магистральных сосудов или резкого падения артериального давления.
Основная причина ишемического инсульта — атеросклероз сосудов мозга. Поэтому он чаще встречается у людей пожилого возраста, особенно при наличии заболеваний сердца и повышенной свертываемости крови.
Ишемический инсульт по типу тромбоза сосудов головного мозга развивается постепенно. Для него характерны предвестники, которые ощущаются больными за несколько часов, суток и даже месяцев до начала инсульта в виде парестезии, кратковременных парезов, зрительных, речевых и других расстройств.
Нередко инсульт развивается во время сна. Проснувшись, больные ощущают слабость, онемение конечностей, головокружение. При этом сознание сохраняется, АД в пределах нормы, кожные покровы бледные или обычной
окраски.
Неврологическая симптоматика нарастает в течение нескольких минут или часов и зависит от локализации пораженных сосудов.
При нарушении кровообращения в каротидном бассейне возникают парезы и нарушения чувствительности в противоположной половине тела по моно- или гемитипу. Поражение левого полушария сопровождается расстройствами речи, чтения и письма, а поражение правого — апрактоагностическими нарушениями.
При закупорке общей или внутренней сонной артерии развивается оптикопирамидный синдром, при котором на стороне тромбоза нарушается зрение, а на противоположной — движения в конечностях.
При нарушении кровообращения в вертебробазилярном бассейне наблюдаются выпадение полей зрения, двоение в глазах, нарушение координации и другие мозжечковые и вестибулярные расстройства; возможны бульварные симптомы с нарушением глотания, фонации и альтернирующие
параличи.
Эмболический инсульт развивается внезапно. Больные теряют сознание, однако кома обычно недлительная и неглубокая. Источником эмболии могут быть распадающиеся атеросклеротические бляшки в устьях магистральных сосудов головы, внутрисердечные тромбозы, болезни эндокарда и клапанов сердца и др.
Возможны также жировые(при переломе трубчатых костей) и газовые (кессонная болезнь) эмболии.
Патофизиология церебральной ишемии заключается в следующем. Прекращение мозгового кровотока приводит к необратимым изменениям уже через 5-8 минут. Вокруг очага ишемии находится зона «ишемической полутени», в которой нервные клетки не функционируют, но еще жизнеспособны. При неблагоприятном течении происходит массивная гибель нейронов, истощаются запасы глюкозы, накапливается молочная кислота, запускаются процессы апоптоза - программируемой гибели клеток, расширяется зона поражения. Очаг ишемии формируется от 3-6 (терапевтическое окно) до 48-56 часов.
Ишемический инсульт нередко имеет тяжелое течение, хотя летальность при нем ниже, чем при кровоизлияниях в мозг (20-30%). После стабилизации очаговых симптомов начинается восстановительный период, который длится месяцы и годы и сменяется периодом остаточных явлений (резидуальным).
Лечение инсультов.
Лечение инсультов должно начинаться немедленно, в промежутке «терапевтического окна» (первые 3-6 часов после начала заболеваниея). На первом этапе, когда характер инсульта еще не установлен, проводят лечебные мероприятия, направленные на сохранение жизни больного. Это так называемая недифференцированная помощь.
Прежде всего, больного надо уложить на спину, слегка приподняв голову. Необходимо снять съемные зубные протезы, расстегнуть одежду, при наличии рвоты повернуть голову набок и очистить ротовую полость.
Инсультные больные подлежат госпитализации (желательно в первые 2 часа от начала инсульта) в специализированные неврологические отделения, за исключением агонирующих, нетранспортабельных пациентов. При транспортировке больного необходимо соблюдать особую осторожность, переносить его, избегая толчков, сохраняя равновесие при подъеме и спуске с лестницы.
Базисное (недифференцированное) лечение: — поддержка дыхания (обеспечить проходимость дыхательных путей, очистить полость рта, удалить слизь из верхних дыхательных путей, дать увлажненный кислород, для предупреждения западения языка и облегчения дыхания возможно введение воздуховода, по показаниям - интубация, ИВЛ, трахеотомия с отсосом слизи). Для предотвращения рвоты и.аспирации рвотных масс в дыхательные пути вводят назогастральный зонд). Для профилактики пневмонии с первого дня назначают антибиотики широкого спектра действия (пенициллин, цефалоспорины);
— ликвидация острых сердечно-сосудистых нарушений.-Если АД превышает 200/120, то его снижают на 10— 20% посредством атенолола, лабеталола 10 мг в/в, эсмо-лола, энаприла, нифедипина или дибазола 1% - 3-5 мл в/в, клофелина 1мл в/в, или в/м, рауседила 1-2 мл в/в или в/м. При артериальной гипотензии вводят физраствор, полиглюкин в сочетании с кортикостероидами (преднизолон, дексаметазон), или норадреналин, кордиамин, мезатон, поддерживая АД на уровне 140/85. Если инсульт сочетается с кардиальной патологией, то вводят сердечные гликозиды (строфантин, коргликон), дают антиаритмические средства);
для снятия отека мозга применяют маннитол, лазикс, дексаметазон;
корректируется водно-электролитный баланса крови путем введения физраствора, р-ра Рингера (2000-3000 мл в сутки) с постоянным контролем диуреза;
для улучшения метаболических процессов в мозге вво
дят в/в пирацетам 20% - 5мл, церебролизин 1-5 мл, глиатилин, инстенон, глицин;
для повышения устойчивости мозга к гипоксии и купирования психомоторного возбуждения вводят натрия оксибутират, реланиум 2-4 мл в/в или в/м, дроперидол
борьба с гипертермией - при повышении температуры тела выше 38° проводят наружное охлаждение (водно-спиртовые обтирания, пузыри со льдом в подмышечные и паховые области), вводят анальгин, диклофенак, аспизол;
вводят антиоксиданты (эмоксипин, витамин Е).
Дифференцированное лечение. При геморрагическом
инсульте больного следует уложить в постель, придать голове приподнятое положение и приложить к ней пузырь со льдом, а к ногам - теплые грелки. Вводят кровоостанавливающие препараты: аминокапроновую кислоту - по 100 мл внутривенно капельно 4—6 раз в сутки, амбен в/в, контрикал в/в, викасол, дицинон. Для предупреждения спазма мозговых сосудов вводят внутривенно капельно ниотон 5-10 мл или лидокаин 2% - 2 мл.
При лечении субарахноидального кровоизлияния необходимы: строгий постельный режим первые три недели , систолическое АД удерживать не выше 130-150 мм, ограничение объема вводимой жидкости до 1,5 л, введение ни-модипина.
Больного с ишемическим инсультом нужно уложить горизонтально, слегка приподняв голову. Назначают препараты, улучшающие церебральную гемодинамику (кавинтон, трентал, ницерголин); для улучшения реологических свойств крови внутривенно капельно вводят реополиглюкин, реоглюман, гемодез (до снижения гематокрита до 35-30%).
Для уменьшения вязкости крови назначают антикоагулянты - гепарин 20-40 тыс. ЕД в сутки в течение 5 дней. За один-два дня до его отмены добавляют антикоагулянты непрямого действия (синкумар, фенилин), применяют также фраксипарин, аспирин. При введении антикоагулянтов необходимо строго следить за показателями свертываемости крови (протромбиновый индекс не следует снижать ниже 60% анализами мочи, чтобы не допустить передозировки. При подтверждении тромбоза или эмболии вводят стрептокиназу, альтеплазу.
Для профилактики геморрагии в зону ишемии назначают дицинон, оксигенаторы - цитохром, актовегин, солкосерил.
Некоторым инсультным больным, особенно с аневризмой сосудов мозга, желудочковым кровоизлиянием, проводятся нейрохирургические операции.
Последствия ранее перенесенного инсульта (более 1 года)
Несмотря на то, что причины, патогенез и патоморфологические изменения при геморрагических и ишемических инсультах различны, неврологическая симптоматика резидуального периода этих заболеваний сходна.
Поскольку чаще всего поражается бассейн средней мозговой артерии, то у больных, перенесших инсульт, остаются гемипарезы и нарушения чувствительности на противоположной очагу стороне. При поражении левого полушария страдает также и речь. Развивается поза Вернике-Манна, при которой у больного на стороне паралича рука согнута (гипертонуе сгибательных мышц руки), м нога выпрямлена (гипертонус разгибателей ноги). Походка становится сластико-паретической (гемиплегической) - парализованная нога выпрямлена, как бы удлинена, и при попытке сделать шаг, описывает полукруг.
Поскольку у больных, перенесших инсульт, основной причиной потери трудоспособности являются нарушения движений и речи, то реабилитационные мероприятия направлены на устранение этих дефектов. В поликлиниках, диспансерах, реабилитационных центрах и санаториях больным проводятся курсы лечебной гимнастики, массажа, физиопроцедур, бальнеолечения, логопедических занятий.
Больным назначаются препараты, корректирующие АД, улучшающие микроциркуляцию (курантил, кавинтон, фепам, бетасерк), понижающие свертываемость крови (аспирин 0,125 г в сутки, плавике), снижающие спастичность (Гшклофен), антидепрессанты (амитриптилин). Также проводят курсы лечения витаминами, биостимуляторами, ноотропными средствами.
Различают первичную и вторичную профилактику острых нарушений мозгового кровообращения. Первичная направлена на предотвращение инсульта, снижение фактора риска. Она предусматривает рациональный режим, питание, снижение факторов риска (эмоциональное напряжение, переедание, курение, алкоголь, гиподинамия), своевременное лечение начальных проявлений недостаточности кровоснабжения мозга. Вторичная профилактика направлена на предупреждение рецидивов - повторных инсультов, и проводится в плане диспансерного наблюдения.
Тема: Сестринский процесс при нарушениях мозгового кровообращения.
Форма организации учебного процесса: доклиническая практика.
Цели занятия:
1. учебная: отработать и закрепить практические навыки по сестринскому уходу при хронических расстройствах питания у детей.
2.воспитательная: усвоить значение своевременного и правильного оказания сестринской помощи, формирование у обучающихся чувства ответственности, этики, воспитание чуткого, внимательного отношения к больному.
3.методическая: определить степень усвоения материала, данного на предыдущем занятии, умения логически и последовательно мыслить, применять полученные знания на практике.
Место проведения занятия:
кабинет доклинической практики ДБМК.
Время, отведенное на изучение темы:
4 часа – 180 мин.
Оснащение занятия
Стенд «Анатомо-физиологические особенности головного мозга», плакат «Инсульт», лотки, шприцы, ватные тампоны, этиловый спирт, резиновые перчатки, емкости с дезраствором, пинцет, иглоотсекатель, контейнеры для отходов класса А и Б.
Ситуационные задачи, тестовые задания, учебное пособие для обучающихся «Сестринский уход в неврологии», алгоритмы практических манипуляций.
Оснащение занятия:
• Фантомы
• Медикаменты
• Шприцы 2,5,10,20 мл
• Пробирки
• Иглы для люмбальной пункции с мандреном
• Аппарат для измерения артериального давления
Раздаточный материал:
• Тесты
• Таблицы
• Стандарты лечебных манипуляций
• Ситуационные задачи
Основные этапы занятия.
Организационный момент – 2 минуты
Изложение плана и методики проведения занятия – 5 минуты
Проверка готовности студентов по теме занятия – 40 минут
Демонстрационная часть – 25 минут
Самостоятельная работа – 170 минут
Закрепление материала – 20 минут
Подведение итогов занятия – 5 минуты
Задание на дом – 3 минуты
2.3 Дидактический материал
Вопросы для фронтального опроса:
1.Этиология нарушений мозгового кровообращения.
(наиболее частыми причинами нарушения мозгового кровообращения являются церебральный атеросклероз и гипертоническая болезнь, реже — аномалии сосудов, ревматизм, васкулиты, патология сердца, сахарный диабет, болезни крови).
2. Что относится к ПНМК?
(транзиторные ишемические атаки и церебральные гипертонические кризы).
3. Какая неврологическая симтоматика характерна для церебральных гипертонических кризов?
(общемозговая: головная боль, тошнота, рвота на фоне артериальной гипертензии).
4. Дайте определение инсульту
(внезапно наступающее нарушение мозгового кровообращения, в результате которого развиваются деструктивные изменения в ткани мозга и появляются стойкие симптомы его органического поражения. Различают два вида инсультов: геморрагический (кровоизлияние в мозг) и ишемический (мозговой инфаркт).
5. Как начинается геморрагический инсульт, паринхиматозное кровоизлияние?
(начинается остро без предвестников, в момент физического или эмоционального напряжения).
6. Какие неврологические симптомы характерны для субарахнаидального кровоизлияния?
(менингиальные: ригибность затылочных мышц, смптом Кернига, симптом Брудзинского, светобоязнь).
7. На какие два типа делится ишемический инсульт?
(по типу тромбоза и по типу эмболии).
8. Какая неврологическая симтоматика будет характерна для ишемических инсультов?
(очаговая: парезы и нарушения чувствительности в противоположной половине тела по моно- или гемитипу, растройсва речи, чтения, письма, глотания, выпадение полей зрения).
9. Принципы базисного лечения инсультов.
(поддержка дыхания, ликвидация острых сердечно-сосудистых нарушений, борьба с отеком мозга, улучшение метаболических процессов в головном мозге).
10. Дифференцированное лечение инсультов.
(геморрагические – гемостатики, ишемические – антикоагулянты).
11. Как осуществляется транспортировка пациентов с инсультами?
(Транспортировка осуществлялась на носилках, лежа на спине, с поднятым до 30’ головным концом).
12. Последствия ранее перенесенного инсульта.
(развивается поза Вернике-Манна, при которой у больного на стороне паралича рука согнута а нога Походка становится сластико-паретической (гемиплегической) - парализованная нога выпрямлена, как бы удлинена, и при попытке сделать шаг, описывает полукруг.
Фармакологический диктант.
Распределить препараты по группам:
Семакс
Дексаметазон
Маннитол
Лазикс
Дицинон
Пирацетам
Викасол
Гидрокортизон
Церебролизин
Аминокапроновая к-та
Фуросемид
Преднизолон
Эталон ответов.
Ноотропы | Диуретики | Глюкокортикоиды | Гемостатики |
Семакс | Маннитол | Дексаметазон | Дицинон |
Пирацетам | Лазикс | Гидрокортизон | Викасол |
Церебролизин | Фуросемид | Преднизолон | Аминокапроновая к-та |
Заполнить таблицу.
«Дифференциальная диагностика мозговых инсультов»
Признак | Ишемический инсульт | Геморрагический инсульт |
Начало |
|
|
Возраст |
|
|
Сознание |
|
|
Нарушения движения |
|
|
Кожные покровы |
|
|
Температура тела |
|
|
Артериальное давление |
|
|
Зрачки |
|
|
Менингиальные симптомы |
|
|
Эталон ответов:
Заполнить таблицу.
«Дифференциальная диагностика мозговых инсультов»
Признак | Ишемический инсульт | Геморрагический инсульт |
Начало | Начало постепенное | Начало внезапное |
Возраст | До 50 лет | Старше 50 лет |
Сознание | Сознание сохранено | Сознание утрачено |
Нарушения движения | Гемипарез, монопарез | Гемиплегия |
Кожные покровы | Кожные покровы бледные | Кожные покровы гиперимированы |
Температура тела | В норме | Выше 39 С |
Артериальное давление | Артериальное давление в норме | Артериальное давление значительно повышено |
Зрачки | Зрачки без изменений | Зрачки сужены |
Менингиальные симптомы | Менингеальные симптомы отрицательные | Менингеальные симптомы положительные |
Демонстрационная часть.
Преподаватель демонстрирует лечебную манипуляцию «Подготовка инструментария для люмбальной пункции».
Демонстрация учебного фильма «Проведение люмбальной пункции»
Подготовка инструментария для люмбальной пункции.
Цель: диагностическая и лечебная
Показания:
Взятие спинномозговой жидкости для исследования (кровь, белок, цитоз);
Взятие спинномозговой жидкости для уменьшения внутричерепного давления;
Введение лекарственных средств и анестезирующих растворов;
Введение воздуха в субарахноидальное пространство при пневмоэнцефалографии.
Противопоказания:
Инфекционные процессы в месте пункции
Составление набора инструментов для люмбальной пункции:
Стерильно:
2 — 3 иглы для люмбальной пункции с мандренами;
Пинцет или зажим;
2 стерильные пробирки
Марлевые шарики, салфетки;
Стерильный лоток
На не стерильной части стола поместить:
Р - р новокаина 0,25%,
Р - р спирта 70%,
Р - р йодоната,
3 шприца емкостью 5 мл;
Лейкопластырь;
Стерильные перчатки;
Иглоотсекатель;
Емкость с дезраствором;
Лоток для отработанного материала
Кроссворд
По горизонтали:
1. Причиной кровоизлияния в головной мозг чаще всего является
4. При геморрагическом инсульте ликвор содержит в большом количестве …
5. … инсульт — это следствие заболеваний и пороков сердца, для которых характерно образование пристеночных тромбов
6. Диагностическая процедура, которая позволяет выявить смещение срединных структур мозга уже в ранние сроки при крупных гематомах
7. Инсульт с очагом поражения незначительных размеров
9. Какой вид инсульта обусловлен поражением небольших перфорирующих артерий Как правило возникает на фоне повышенного артериального давления, постепенно, в течение нескольких часов
11. Вид инсульта который чаще всего развивается при разрыве артерий. Излившаяся кровь пропитывает часть мозга, поэтому такой тип инсульта называют еще кровоизлиянием в мозг
13. Закупорка сосуда воздухом
14. … -это полное отсутствие движений, которое возникает из-за поражения двигательных путей нервной системы – совокупности ее нервных структур, которые отвечают за двигательную активность
15. прижизненное формирование внутри кровеносных сосудов свёртков крови, препятствующих свободному потоку крови по кровеносной системе
По вертикали:
2. Инсульт в следствие острого снижения кровообращения без нарушения целостности сосудов
3. Это кровоизлияние в заполненное спинномозговой жидкостью пространство между паутинной и мягкой оболочками, называемое подпаутинным пространством
8. врожденное истончение стенок мозговых сосудов
10. – это гетерогенная группа заболеваний, обусловленная внезапным очаговым прекращением мозгового кровотока, которое вызывает развитие неврологических нарушений
11. патологическое состояние, при которой происходит паралитическое поражение одной части тела
12. один из наиболее частых симптомов инсульта
Эталон ответов:
Выписать рецепты на следующие препараты:
Раствор Фуросемида 1% - 2 мл № 10
Раствор Преднизалона 30 мг в 1 мл № 5
Раствор Викасола 1% 1мл № 10
Ноотропил в капс. № 60
Раствор Пирацетама 20% 5 мл № 10
Эталоны ответов:
Rp: Sol. Furosemidi 1% - 2 ml
D.t.d. N 10 in amp.
S. в/м, в/в
Rp: Sol. Prednisoloni 30 mg in 1ml
D.t.d. N 5 in amp.
S. в/в.
Rp: Sol. Vikasoli 1% - 1ml
D.t.d. N 10 in amp.
S. в/м.
Rp: Nootropyli 0,4
D.t.d. N 60 in caps.
S. внутрь по 1 капсуле 2-3 раза вдень.
Rp: Sol. Pyracetami 20% - 5 ml
D.t.d. N 10 in amp/
S. в/в, в/м.
Ситуационные задачи.
Задача № 1
Вызов фельдшера скорой помощи на дом к мужчине 60 лет, находящемуся без сознания. Со слов жены за несколько часов до потери сознания жаловался на сильную головную боль, головокружение, тошноту, рвоту.
Накануне было застолье с употреблением алкоголя.
В анамнезе – гипертоническая болезнь, систематически не лечился.
Объективно: неконтактен, речь отсутствует.
Гиперемия лица, зрачки расширены с обоих сторон, равны, реакция на свет отсутствует, психомоторное возбуждение. АД 280/120 мм рт. ст., пульс 120 ударов в минуту, дыхание шумное, глубокое с периодами апноэ до 5-10 сек.
Задания1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте стандарт оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
Задача № 2
Вызов на дом фельдшера скорой помощи. Мужчина 60 лет, жалобы на нарушение речи (по типу «каши во рту»), общую слабость, головокружение, головную боль (умеренно выраженную), онемение в правых конечностях и правой половине лица. Болеет второй день.
Сначала онемели правые конечностях, сегодня с утра появились нарушения речи.
Объективно: АД 120/70 мм рт. ст., пульс 68 ударов в минуту, температура 36,6 град. С. Опущен угол рта справа, опущено правое веко. Снижена чувствительность в правых конечностях. Сила мышц рук и ног чуть снижена справа. Походка нарушена: слегка подволакивает правую ногу. Речь нарушена: нечетко выговаривает слова, «проглатывает» окончания фраз. Понимание речи сохранено.
ЗаданияСформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
Расскажите об объеме догоспитальной помощи и транспортировке по назначению.
Задача № 1
1. Острое нарушение мозгового кровообращения (геморрагический инсульт).
Заключение основано на данных анамнеза: гипертоническая болезнь, употребление алкоголя, внезапное начало, степень неврологических нарушений.
2. Стандарт оказания неотложной помощи:
ввести гипотензивные препараты (фуросемид, лазикс 1% (0,4-0,6 внутривенно) для снижения АД не более 1/3 от исходного;
ввести пирацетам 5 мл 20% для улучшения метаболических процессов в головном мозге;
госпитализировать на носилках в неврологический стационар с поднятым головным концом.
Задача № 2
Острое нарушение мозгового кровообращения (ишемический инсульт в левой средней мозговой артерии).
Относительно постепенное развитие симптомов заболевания, «сторонность» двигательных и чувствительных нарушений, моторная афазия.
Догоспитальная помощь:
ввести пирацетам 5 мл 20% (с целью улучшения мозгового кровообращения);
ввести фуросемид 1% - 2,0 в/в для предупреждения отека мозга;
ввести преднизолон 30 мг в/в (противоотечный эффект);
снять ЭКГ;
транспортировать на носилках в неврологический стационар
Тестовый контроль.
Вариант № 1.
ОНМК и ХСМН-это проявления:
А) сосудистого поражения головного мозга;
Б) НПНМК
В) инсульта
Г) ТИА
В ХСМН выделяют преходящие нарушения мозгового кровообращения и инсульты?
А) да
Б) нет
3. В лечении НПНМК сон необходимо удлинять до:
А) 10-12
Б) 6-7
В) 8-9
Г) 7-8 часов
4. Клиническая картина дисциркуляторной недостаточности проявляется:
А) церебральным атеросклерозом
Б) гипертонической болезнью
В) вазомоторной дистонией
5. ТИА чаще возникают в:
А) вертебральном бассейне
Б) каротидном бассейне
Малый инсульт-это:
А) инсульт, при котором восстановления пострадавших функций происходит в течение трех недель
Б) внезапно наступающее нарушение мозгового кровообращения
В )мозговой инфаркт
Г) острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующиеся кровоизлиянием в ткань мозга
7. Субарахноидальное кровоизлияние развивается преимущественно:
А) у лиц пожилого возраста
Б) у лиц молодого возраста
В) в старческом возрасте
Г ) у детей
8. Ишемический инсульт по типу тромбоза сосудов головного мозга начинается:
А) остро, без предвестников
Б) постепенно, с предвестниками
В) остро
Г) постепенно, без предвестников
9. Клиническая картина геморрагического инсульта имеет:
А) 4
Б) 5
В) 2
Г) 3 периода
10. Приступы тонического напряжения мышц, сменяющиеся гипотонией, это:
А) тик
Б) тремор
В) нистагм
Г) горметония
Принципы лечения сосудистых заболеваний ЦНС.
Вариант № 2.
Наиболее частыми причинами нарушения мозгового кровообращения является церебральный атеросклероз и ГБ?
А) да
Б) нет
2. ПНМК делятся на:
А) ТИА и гипертонические кризы
Б ) инсульты
В) ОНМК и ХСМН
Г) острые и подострые
3. Вентрикулярное кровоизлияние характерно для:
А) микроинсульта
Б) мозгового инсульта
В) Геморрагического инсульта
4. Эмболический инсульт развивается:
А) внезапно
Б) постепенно
В) остро, с предвестниками
Г) постепенно, с предвестниками
5.Атеросклероз сосудов мозга, является ли основной причиной ишемического инсульта?
А) да
Б ) нет
6. «Терапевтическое окно» ишемии формируется:
А) от 3-6 часов до 48-56 часов
Б) от суток до недели
В) 2-3 часа
7. Шейный остеохондроз и деформирующий спондилез, это основная причина:
А) геморрагического инсульта
Б) Ишемического инсульта
В) вертебрально-базилярной недостаточности
Г ) ПНМНК
8. Мозговым инсультом называется:
А) инсульт, при котором восстановление пострадавших функций происходит в течение трех недель
Б) острое нарушение мозгового кровообращения
В) Внезапно наступающее нарушение мозгового кровообращения, в результате которого развиваются деструктивные изменения в ткани мозга
9. Для уменьшения вязкости крови назначают:
А) антикоагулянты
Б) препараты, улучшающие церебральную динамику
В) оксигенаторы
10. Поза Вернике-Манна,это:
А) повышение тонуса сгибателей руки и разгибателей ноги
Б) у лежащего на боку больного ноги приведены к ивоту, голова запрокинута, позвоночник выгнут дугой назад
В) приведение и сгибание ног при надавливании на лобок
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:
№ | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | А | А |
2 | Б | А |
3 | В | В |
4 | А | А |
5 | А | А |
6 | А | А |
7 | Б | В |
8 | Б | В |
9 | Г | А |
10 | Г | А |
3.Заключительная часть
Глоссарий
Аграфия - ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Аменция - ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Амнезия - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Арефлексия - _____________________________________________________
Афазия - _________________________________________________________
Аффект - _________________________________________________________
Анакузия - ________________________________________________________
Анальгезия - _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Анамнез - ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Аневризма - ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Анестезия - _____________________________________________________ __________________________________________________________________
Апатия - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Арефлексия - ________ ____________________________________________
__________________________________________________________________
Астения - ________________________________________________________ __________________________________________________________________
Атаксия - _________________________________________________________ __________________________________________________________________
Атеросклероз - ___________________________________________________ __________________________________________________________________
Атония - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Атрофия - _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Афазия - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Афония - ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Гематома - _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Гематомиелия - __________________________________________________
__________________________________________________________________
Гемианестезия - __________________________________________________
__________________________________________________________________
Гемиатрофия - ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Гемипарез - ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Гемиплегия - _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Гипертензия - _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Гипертония - _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Диагноз - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Диагностика - ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Дисграфия - ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Инсульт - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ишемия - ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Коллапс - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Кома - ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Моноплегия - _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Нистагм - ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Обморок - ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Олигурия - _______________________________________________________
__________________________________________________________________
ОСА - ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Паралич - ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Параплегия - _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Парез - ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Парестезия - ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Плегия - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Пульс - ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рефлекс - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Симптом - ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Синдром - ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сопор - __________________________________________________________
__________________________________________________________________
Стресс - __________________________________________________________
__________________________________________________________________
Судороги - ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Тахипноэ - ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Тонус - __________________________________________________________
_________________________________________________________________
Тремор - ________________________________________________________
_______________________________________________________________
Тромбоз - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Тромбоэмболия - __________________________________________________
_________________________________________________________________
Эмболия - ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Этиология - ______________________________________________________
_______________________________________________________________
Ятрогения- ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Эталон ответа
Аграфия - потеря способности письма (письменной речи) при сохранности двигательных функций в руках. Обычно сочетается с афазией, но может быть и самостоятельным расстройством при поражении второй лобной извилины левого полушария. Возникает аграмматизм при письме - больные заменяют, переставляют или выпускают (пропускают) буквы и слоги. Иногда наблюдают расстройство списывания слов и букв.
Аменция - синдром помрачённого сознания, характеризующийся дезориентировкой, бессвязностью мышления, двигательно-речевым возбуждением, амнезией.
Амнезия - потеря памяти, утрата воспоминаний о тех или иных событиях. Различают прогрессирующую (с постепенной утратой воспоминаний), фиксационную (ослабление или отсутствие запоминания текущих событий при сохранности приобретённых в прошлом знаний), конградную, ретроградную, антероградную амнезию.
Аневризма - патологическое расширение просвета кровеносного сосуда головного мозга вследствие аномалии развития или изменения стенок сосудов под влиянием различных патологических факторов.
Анестезия - полная потеря того или иного вида чувствительности. Утрату всех видов чувствительности называют общей или тотальной анестезией.
Апатия - состояние эмоциональной тупости, опустошения, безразличия.
Арефлексия - отсутствие рефлекса (вследствие нарушения целостности рефлекторной дуги или тормозящего влияния вышестоящих отделов нервной системы).
Атаксия - нарушения равновесия и координации движений, проявляется в виде изолированных расстройств статики и координации или может сочетаться с двигательными (пирамидными или экстрапирамидными) нарушениями.
Атеросклероз - хроническое заболевание артерий крупного и среднего калибра, характеризующееся отложением в интиме сосудов атерогенных липопротеинов с последующим разрастанием соединительной ткани в виде бляшек, вызывающих сужение просвета артерий и нарушение кровоснабжения органов.
|
|
Рефлекс - реакция организма на раздражение
Симптом - случай, болезненный признак - характерная для болезни жалоба, ощущение (признак патологического состояния).
Синдром - скопление признаков болезни, симптомокомплекс: совокупность симптомов и признаков, объединённых единым патогенезом.
Сопор - расстройство сознания, при котором больной совершенно безучастен к окружающему, на вопросы не отвечает, но рефлексы ещё сохранены, при повторных громких обращениях может открыть глаза.
Стресс - состояние напряжения реактивности организма, возникающее у человека при действии чрезвычайных или патологических раздражителей и проявляющееся адаптационным синдромом: реакцию организма на умеренный раздражитель, способствующий сохранению здоровья, называют эустресс-синдромом, реакцию патологического характера, ведущую к болезням адаптации - дистресс-синдромом.
Судороги - непроизвольные прерывистые мышечные сокращения с локомоторной реакцией. Тахикардия - учащение сердечных сокращений (свыше 90 в минуту). Тахипноэ - учащённое дыхание (более 20 в минуту) без его углубления.
Тонус - напряжение
Тремор - насильственные колебательные движения во всем теле или в отдельных его частях, чаще в руках, характеризующиеся ритмичностью, стереотипностью и незначительной амплитудой. Тромбоз (thrombosis, is, f; греч. thrombos - сгусток крови + -osis - болезнь) - процесс образования плотных масс крови (тромбов) в кровеносных сосудах, которые могут затруднять движение крови или полностью закупоривать кровеносный сосуд. Тромбоэмболия (thromboembolia, ae, f; греч. thrombos - сгусток + embolus - эмбол, закупоривающая частица) - занос тромба или его части в сосуд с полным или частичным закрытием просвета сосуда, что приводит к нарушениям кровообращения, развитию ишемии и некрозов - инфарктов органов. Эмболия - закупорка кровеносного сосуда поступившим в кровь и перенесённым дальше током крови эмболом (оторвавшимся тромбом, бактериальной массой, частицей опухоли и др.). Эпикриз - запись в истории болезни, содержащая обоснование диагноза и проведённого лечения, а также медицинский прогноз и лечебно-профилактические рекомендации. Ятрогения - порождаемый, возникающий) - отрицательное воздействие врача на больного.
Задание на дом: «Сестринский процесс при психических нарушениях вызванных острыми и хроническими интоксикациями».
Учебное пособие В.Д.Тульчинская. Сестринское дело в педиатрии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2019.
Информационные источники
Список литературы.
Основная:
1. Нервные и психические болезни с основами медицинской психологии / под ред. Г.В.
Морозова – М.: Медицина, 1987г.
2.Смолева ,Э.В., Шутов, Ю.Э.Терапия для фельдшера [Текст] / Э.В. Смолева, Ю.Э. Шутов.- Ростов-н/Д:Феникс, 2007.-213 с.
3.Спринц А.М. Нервные болезни: учебник для медицинских училищ и колледжей. – СПб.: СпецЛит, 2011.- 431с.: ил.
4.Бортникова С.М. Нервные и психические болезни : учеб. пособие / С.М. Бортникова ( Цыбалова), Т.В.Зубахина. – Изд. 9-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 478 с. : ил. – ( Медицина ).
5.Косарев В.П. Общая и клиническая фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В.В.Косарев, С.А.Бабанов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 477 с.
6. Ласков, В.Б. Неотложная неврология (догоспитальный этап): учебное пособие для студентов мед. вузов / В.Б. Ласков.-М.: МИА, 2010.- 376
7.Верткин, А.Л. Скорая помощь: руководство для фельдшеров и медсестер / А.Л.Верткин.-М.:Эксмо, 2010.- 528с.
Дополнительная:
Виленский Б.С. Инсульт: профилактика, диагностика, лечение.-СПб.: Фолиант, 2005.-397с.
Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова, издательство МЕДИА СФЕРА 2006.
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=511186
http://www.lvrach.ru/1998/05/4527041/
http://www.eurolab.ua/diseases/620
ПРИЛОЖЕНИЕ
Слайд-презентация