СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сестринский уход при гломерулонефритах и ХПН

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит материалы для преподавателя к практическому занятию в кобинетах доклиники

Просмотр содержимого документа
«Сестринский уход при гломерулонефритах и ХПН»

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»

Щигровский филиал



Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК _________________________________

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от «______»_________________ 20___

Председатель ЦМК ___________________________________

(подпись, Ф.И.О.)










Методическая разработка


практического занятия для преподавателя


Тема: «Сестринский уход при гломерулонефрите. Сестринский уход при хронической почечной недостаточности »



ПМ 02. «Участие в лечебно- диагностическом и реабилитационном процессе»





Специальность «Сестринское дело»
















Щигры – 2018

Тема занятия: «Сестринский уход при гломерулонефритах. Сестринский уход при хронической почечной недостаточности»

1 Тип занятия: практическое занятие закрепления знаний, совершенствования умений.

2 Место проведения, продолжительность занятия: кабинет доклинической практики,

270 минут

3 Методы обучения: метод стимулирования мотивации и интереса к учению, проблемно- поисковый метод, репродуктивный, организационно- деятельностной игры, метод само и взаимоконтроля.

4 Цели занятия

Образовательная

- создать условия для закрепления знаний учащихся по вопросам сестринской диагностики и планирования сестринского ухода при гломерулонефритах и хронической почечной недостаточности

-обеспечить студентами условия для формирования умений проведения сестринской диагностики при гломерулонефритах и хронической почечной недостаточности и постановки обоснованных сестринских диагнозов

- обеспечить условия для формирования умений по разработке и осуществлению мотивированного плана сестринских вмешательств при гломерулонефрите и хронической почечной недостаточности

- обеспечить условия формирования умения осуществлять медикаментозную терапию в соответствии с назначениями врача и вести необходимую отчетную документацию.

Развивающая:

- способствовать формированию клинического мышления на примерах конкретных практических ситуаций;

- развивать память, речь студентов с применением наглядно – иллюстративного метода, использования видеоматериалов;

- развивать коммуникативные способности и умение работать в команде;

- формировать у будущих медицинских работников умения эффективного общения с больными, родственниками и коллегами

Воспитательная:

- воспитывать у будущих медицинских работников чувство социальной значимости выбранной специальности;

- способствовать формированию нравственной модели поведения, определяемой спецификой будущей профессии;

- способствовать развитию личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности: сострадания, заботливости, чуткости, внимательности, человеколюбия

5 Требования к уровню освоения дидактических единиц:

Уметь:

- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;

- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

- проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

- вести утвержденную медицинскую документацию;

Знать:

- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья;

- пути введения лекарственных препаратов;

- правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.



6 Компетенции, на освоение которых ориентировано практическое занятие (в соответствии с рабочей программой):

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства взаимодействия с участниками лечебного процесса

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию

7.Оснащение занятия:

- пособие для самостоятельной работы студентов; копии листов назначений пациентов с гломерулонефритом и ХПН;

- дидактический материал

- тонометр, фонендоскоп, термометр

- стерильный стол с набором инструментов и материалов,

- рабочий стол с набором инструментов и материалов.

- иглосъемники, емкости для дезинфекции инструментов и материалов,

- перчатки.

- наборы лекарственных средств,

- шприцы, капельные системы

- слайды, видеофильмы

- учебные плакаты

8 План занятия :

Этап занятия

Продолжительность этапа

Организационный момент

5 минут

Мотивация изучаемой темы

10 минут

Совместное целеполагание

10 минут

Контроль домашнего задания

15 минут

Контроль уровня знаний студентов тест- эталонный контроль, устный фронтальный опрос.

30 минут

Решение практических ситуационных задач малыми группами, представление и защита решения

40 минут

Представление сообщений с презентациями как элемента самостоятельной внеаудиторной работы

20 минут

Самостоятельное выполнение практических манипуляций, с элементами взаимоконтроля и взаимооценки

100 минут

Рефлексия, само- и взаимооценка (решение задачи с заполнением таблицы, устная самооценка и оценка достижения поставленных целей занятия)

20 минут

Заполнение документации (манипуляционные листы)

5 минут

Подведение итогов занятия. Выставление оценок

10 мин

Задание на дом по методичкам для внеаудиторной самостоятельной работы

10 мин





9 Ход занятия

1. Организационный момент

Взаимное приветствие преподавателя и студентов, проверка отсутствующих в бригаде в соответствии со списками, оценка готовности аудитории к практическому занятию, рабочих мест и внешнего вида студентов, наличие необходимых учебных материалов, определение темы занятия (5 минут)

2. Мотивация изучаемой темы

Уважаемые студенты, представьте себе практическую ситуацию: в отделение поступила больная 45 лет с жалобами на отеки на лице, головную боль, снижение зрения, тупые боли в области поясницы, выделение мочи цвета мясных помоев. Четыре недели назад пациентка перенесла ангину. Как вы думаете, нуждается ли данная пациентка в сестринском уходе, каковы будут его основные элементы и что нужно знать медицинской сестре для организации правильного ухода за больной?

Студенты должны отметить возможность развивающегося гломерулонефрита при котором пациент находится на постельном режиме и требует качественного сестринского ухода, а не просто выполнения врачебных назначений. Медицинская сестра должна контролировать режим, диету, суточный диурез, динамические показатели, осуществлять мероприятия по личной гигиене пациента в постели. А для этого она должна знать содержание всех этапов сестринского процесса при данной патологии и возможном осложнении в виде ХПН, уметь осуществлять сестринскую диагностику, наблюдение и все элементы ухода. Это позволит качественно осуществить сестринский процесс в отношении пациентов с такой сложной патологией мочевыделительной системы (10 минут)

3. Совместное целеполагание

Преподаватель спрашивает, какие знания по данной теме должны закрепить студенты.

Студенты перечисляют:

- основные методы обследования больных с заболеваниями системы мочевыделения;

- этиологию, его патогенез гломерулонефрита;

- основные клинические проявления гломерулонефрита;

- методы инструментальной и лабораторной диагностики гломерулонефрита, роль медсестры в подготовке и проведении лабораторно инструментальных исследований;

- элементы плана сестринского ухода при гломерулонефрите, уход и самоуход за такими больными в условиях стационара и после выписки;

- принципы лечения гломерулонефрита и роль медицинской сестры в организации лечения пациента;

- особенности диеты при гломерулонефрите

- понятие ХПН;

- причины ХПН;

- клинические проявления ХПН;

- проблемы пациента и его семьи при развитии ХПН;

- основные элементы плана сестринского ухода за пациентом с ХПН;

- диспансерное наблюдение за пациентами с ХПН, роль медицинской сестры в этом процессе.

Преподаватель спрашивает, какими умениями необходимо овладеть студентам на данном занятии по их мнению.

Студенты отвечают:

провести сбор анамнеза жизни у пациента с гломерулонефритом и ХПН, определив при этом факторы риска;

- провести сестринское обследование и первичную сестринскую оценку состояния пациента с гломерулонефритом и ХПН;

- провести сестринскую диагностику на основе данных обследования;

- составлять мотивированные планы ухода по типичным проблемам пациентов с гломерулонефритом и ХПН;

- готовить пациента к сбору мочи на общий анализ, по Нечипоренко, по Амбурже, по Аддис –Каковскому, по Зимницкому, на бактериологическое исследование;

- готовить пациента к рентгенологическому исследованию почек и мочевыводящих путей;

- готовить пациента к УЗИ почек;

- проводить забор крови на биохимический анализ;

- давать рекомендации по назначенной диете;

- осуществлять все пути введения лекарственных средств назначенных пациенту;

- вести утвержденную медицинскую документацию. (10 минут)

4. Контроль домашнего задания

В методичках по самостоятельной работе к данной теме студентам был представлен кроссворд для решения, который позволяет повторить основные понятия, отражающие изменения в составе мочи и лабораторные и инструментальные методы исследования, применяемые для диагностики нефропатологии.

Проверяя кроссворд, преподаватель обращает внимание на важнейшие понятия по теме.

Затем преподаватель проверяет выписку рецептов представленных в методической разработке для самостоятельной работы, которые студенты должны были выписать с использованием справочной литературы. Это обеспечивает межпредметные связи и способствует укреплению знаний по особенностям применения различных препаратов при гломерулонефритах и ХПН (Приложение 1) (15 минут).

5. Контроль уровня знаний студентов

Проводится тест - эталонный контроль по вариантам. Каждый включает 15 разноуровневых заданий. Затем осуществляется взаимоконтроль в соответствии с представленным эталоном (он может быть представлен на слайде или печатном варианте) студенты проводят взаимооценку в соответствии с критериями (Приложение 2).

Устный фронтальный опрос по вопросам позволит закрепить знания учащихся и обратить внимание на наиболее важные аспекты теоретического материала. При опросе возможны дополнения, уточнения, это позволит включить в беседу всех студентов и использовать дифференцированный подход в работе с обучающимися (Приложение 3) (30 минут).

6. Решение практических ситуационных задач малыми группами (по 2-3 человека) под руководством преподавателя.

Преподаватель дает студентам задачи по теме на выбор. Каждая задача предполагает реализацию 3 этапов сестринского процесса в соответствии с клинической ситуацией. После решения задачи каждая группа представляет решение и защищает его, отвечая на вопросы сокурсников и преподавателя. Это учит работать в команде, отстаивать свое мнение, способствует практикоориентированности (Приложение 4) (40 минут)

7. Представление сообщений с презентациями. Темы сообщений были даны в методической разработке для самостоятельной работы.

- Фитотерапия при гломерулонефритах и ХПН;

- Гемодиализ у больных с ХПН, роль медицинской сестры в его подготовке и проведении.

Преподаватель предлагает студентам выступить по желания, другие могут давать дополнения и уточнения. Материал сообщений может использоваться затем на практической работе во время учебной практики (20 минут)

8. Самостоятельная работа студентов по отработке практических манипуляций применяемых в уходе за пациентами с гломерулонефритом иХПН.

Студенты выполняют манипуляции методом вертушки:

- забор крови на биохимический анализ вакуумными пробирками;

- постановка очистительной клизмы;

- обработка полости рта тяжелобольному;

- заполнение и подключение капельной системы пациенту 200 мл реополиглюкина;

- ввести 15000 ЕД гепарина.

При выполнении манипуляции контроль осуществляет наблюдатель из числа студентов, который фиксирует ошибки и в конце проводит оценку, преподаватель контролирует всю работу, может проводить коррекцию работы контролеров.

Применение принципа взаимопроверки позволяет включить в работу одновременно всех студентов и способствует лучшему овладению умениями. В конце обсуждаются типичные ошибки допущенные в работе студентов и как их не допустить (100 минут).

9 Рефлексия, само- и взаимооценка

Для решения студентам предлагается клиническая задача, по которой они должны определить проблемы пациента и заполнить в таблицу на виды действий медицинской сестры. Данная задача была представлена в методической разработке для самостоятельной работы, но имела другие задания, если студенты работали дома самостоятельно и на занятии активно, они быстро и правильно справятся с заданием. После этого под контролем преподавателя проводится взаимопроверка.

Студентам предлагается оценить работу на занятии свою и своих коллег и в устной беседе определить, достигнуты ли поставленные в начале занятия цели (Приложение 5) (20 минут)

10. Заполнение документации

Студенты под руководством преподавателя вносят оценки в манипуляционный лист по манипуляциям, выполненным на занятии (5 минут)

11. Подведение итогов занятия. Выставление оценок

Преподаватель с учетом оценки на каждом этапе занятия и с учетом само и взаимооценки выставляет каждому студенту оценку за практическое занятие (10 минут)

12. Задание на дом

Студентов знакомят с темой следующего занятия, им предлагается для работы методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы в печатном и электронном виде. Объясняются задания, которые необходимо выполнить письменно. Это определяет направление самостоятельной подготовки обучающихся и повышает ее эффективность (10 минут).

13 Дидактический материал для занятия:

Приложение № 1

В рабочих тетрадях с помощью справочной литературы должны быть выписаны рецепты

- Преднизолон 0,005 гр.- 2 таблетки 2 раза в день

- Гипотиазид 0,05 гр.- 1 таблетка через 2 дня

- Абактал 0.4гр- 1 таблетка 2 раза в день

- Цефотаксим 1 гр в/м 2 раза в день

- Спиртовая настойка «Леспенефрил»- по 1 чайной ложке 1 раз в день

- Настой листьев толокнянки 10,0 – 200 мл по 0,5 стакана 2 раза в день

Приложение № 2


Тестовые задания для оценки уровня знаний студентов

Вариант 1

Выберите один правильный ответ

1. Для определения соотношения между дневным и ночным диурезом назначают анализ мочи по: а) Нечипоренко б) Зимницкому в) Ребергу г) Аддис-Каковскому

2. Больному с острым гломерулонефритом назначают режим:

а) постельный б) полупостельный в) свободный г) амбулаторный

3. Основная причина острого гломерулонефрита:

а) бета-гемолитический стрептококк б) грибковая инфекция

в) кишечная палочка г) микобактерии

4. При гломерулонефрите преимущественно поражаются почечные:

а) канальцы б) клубочки в) лоханки г) чашечки

5. Приоритетные проблемы пациента при остром гломерулонефрите:

а) слабоcть, недомогание

б) повышенная утомляемость, лихорадка

в) снижение работоспособности и аппетита

г) головная боль, отеки

6. Ранним проявлением развивающихся скрытых отеков является:

а) гидроторакс; б) гидроперикард

в) увеличение живота г) увеличение массы тела и уменьшение суточного диуреза

7. При остром гломерулонефрите моча имеет цвет:

а) бесцветный; б) "пива" в) соломенно-желтый г) "мясных помоев"

8. У пациента с острым гломерулонефритом медсестра обнаруживает:

а) повышение АД; б) понижение АД; в) желтуху г) акроцианоз

9. Суточный диурез у пациента с острым гломерулонефритом составил 400 мл – это:

а) анурия б) олигурия в) полиурия г) протеинурия

10. Для проведения анализа мочи по методу Нечипоренко медсестра отправляет в лабораторию:

а) 50 мл свежевыделенной теплой мочи; б) 100-200 мл из суточного количества

в) 10-часовую порцию; г) 3-5 мл из средней порции

11. При хронической почечной недостаточности происходит:

а) атрофия канальцев; б) воспаление канальцев

в) атрофия клубочков; г) воспаление клубочков

12. При хронической почечной недостаточности в диете ограничивают:

а) белки; б) витамины; в) жиры; г) углеводы

13. Установите соответствие анализа мочи и показателей которые определяются

1. Моча по Нечипоренко а) белка, глюкозы

2. Моча по Зимницкому б) солей, билирубина

в) количество, относительная плотность мочи

г) лейкоцитов, эритроцитов

14 Укажите триаду симптомов при остром гломерулонефрите_______________________

15. При уремической коме в выдыхаемом воздухе отмечается запах__________________

Вариант 2

1. Острый гломерулонефрит возникает после ангины через:

а) 1-2 дня; б) 3-4 дня; в) 1-2 недели; г) 1-2 месяца

2. Характерный признак для острого диффузного гломерулонефрита:

а) отеки б) повышение АД в) полиурия г) цианоз

3. Изменения в общем анализе мочи у пациента с острым гломерулонефритом:

а) гематурия, протеинурия, цилиндрурия; б) гематурия, глюкозурия, цилиндрурия

в) лейкоцитурия, протеинурия, цилиндрурия; г) лейкоцитурия, бактериурия

4. Для проведения анализа мочи по методу Зимницкого медсестра готовит пациенту:

а) сухую банку; б) стерильную банку в) сухую пробирку г) 8 сухих банок

5. Основной синдром при остром гломерулонефрите:

а) гипертермический; б) диспепсический; в) болевой; г) отечный

6. При остром гломерулонефрите постельный режим назначают:

а) до нормализации температуры тела

б) до исчезновения боли в поясничной области

в) до нормализации анализов мочи

г) до исчезновения отеков и нормализации АД

7. Подготовка пациента к рентгенологическому исследованию почек:

а) накануне вечером - проба на переносимость препарата

б) клизма накануне вечером и утром в день исследования

в) клизма накануне вечером и утром в день исследования, проба на переносимость препарата за 15 мин. до исследования

г) не проводится

8. При хронической почечной недостаточности в биохимическом анализе крови отмечается:

а) увеличение белка; б) увеличение креатинина

в) уменьшение креатинина; г) уменьшение холестерина

9. Применение искусственной почки основано на принципе:

а) перитонеального диализа;

б) плеврального диализа;

в) гемодиализа;

г) гастроинтестинального диализа.

10. ХПН развивается на фоне хронического:

а) гломерулонефрита; б) гепатита; в) пиелонефрита; г) цистита

11. При ХПН в диете ограничивают

а) белки; б) витамины; в) жиры; г) углеводы

12. При уходе за пациентами в состоянии уремии медсестра применяет:

а) банки; б) горчичники; в) горячие ванны; г) очистительную клизму

13. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе свидетельствует о ________________________

14. Установите соответствие заболевания и основных симптомов

1. при ХПН наблюдается а) снижение температуры и АД

2 при гломерулонефрите наблюдается б) тошнота, рвота

в) рези при мочеиспускании, боли в животе

г) отеки, повышение АД

15 При гломерулонефрите в диете уменьшаю количество____________________________

Приложение № 3

Вопросы для устного фронтального опроса.

  1. Дать определение острого гломерулонефрита

  2. Распространенность заболевания

  3. Этиология и патогенез острого гломерулонефрита

  4. Элементы сестринского обследования при остром гломерулонефрите

  5. Клиническая картина острого гломерулонефрита, особенности сестринской диагностики

  6. Типичные сестринские диагнозы при остром гломерулонефрите

  7. Принципы сестринского ухода при остром гломерулонефрите

  8. Особенности хронического гломерулонефрита

  9. Клиническая картина хронического гломерулонефрита, особенности сестринского ухода при нем

  10. Роль медицинской сестры в диагностике острого и хронического гломерулонефрита

  11. Принципы ухода за пациентами с хроническим гломерулонефритом

  12. Хроническая почечная недостаточность, как одно из осложнений гломерулонефрита

  13. Сестринская диагностика ХПН

  14. . Основные элементы плана сестринского ухода при ХПН

  15. Современные принципы лечения ХПН, роль в их реализации медицинской сестры


Приложение № 4

Задача № 1

В нефрологическое отделение поступила пациентка 28 лет с диагнозом – острый гломерулонефрит. При сестринском обследовании выявлены жалобы на одышку, головные боли, отеки на лице. 10 дней назад перенесла ангину, работает продавцом на продуктовом рынке. Озабочена своим состоянием, переживает. Что не сможет работать.

Объективно: температура 38,4 С, лицо отечно, ЧДД 25 в минуту, пульс 98 уд/мин, напряженный, АД 180/90 мм.рт.ст, диурез 1 литр при потреблении жидкости 1,5 литра в сутки.

Назначено: 1. Режим строгий постельный.

2. Диета 7а.

3. УЗИ почек, ЭКГ.

4. Общий анализ мочи, моча по Нечипоренко.

5. Кровь на биохимию, на общий анализ.

6. Метилпреднизолон 1000 мг в/в; Лазикс 1 мл в/м, Цефотаксим 1г в/м 2 р в день, Индометацин 0,025 г 2 р в день, Делагил 0,25 г 1 р в день, Берлиприл 5 мг 1 р в день.

Задания

1. Выявить потребности, удовлетворение которых нарушено: сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Составить памятку по диете № 7а.

Задача№2

В отделение поступает пациент с жалобами на выраженную слабость, утомляемость, кожный зуд, отеки стоп, голеней, поясницы, одышку при физ. нагрузке, снижение зрения, тяжесть в пояснице с двух сторон. В анамнезе 15 лет хронический гломерулонефрит, Объективно лицо одутловатое бледное, кожа сухая со следами расчесов, выраженные отеки нижних конечностей, поясницы. ЧДД 26 в 1 мин., АД 195/120 мм. рт. ст., ЧСС 96 в 1 мин. В анализах крови повышен уровень креатинина, в ОАМ- белок 0,6 г/л, уд.вес 1002

Задания

1. Выявить потребности, удовлетворение которых нарушено: сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Составьте обучающую беседу для родственников по уходу за кожей.

Задача№3

Пациент 36 лет находится в нефрологическом отделении с диагнозом: хроническая почечная недостаточность. Предъявляет жалобы на резкую слабость, утомляемость, жажду и сухость во рту, тошноту, периодическую рвоту, снижение аппетита, плохой сон. Плохо переносит ограничение жидкости, часто не может удержаться и пьёт воду в палате из-под крана. Всё время спрашивает, почему ему не становится лучше.

Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы бледные, лицо одутловатое, небольшие отеки в области стоп и голеней. Рост 166 см, вес 58 кг. Частота дыхания 24 в минуту, пульс 96 ударов в минуту, ритмичный, АД 150/90 мм рт. ст.

Врачом назначен постельный режим.

Задания

1. Выявить потребности, удовлетворение которых нарушено: сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Составьте беседу с пациентом о необходимости соблюдения постельного режима.

Приложение № 5


В нефрологическое отделение поступил пациент 18 лет с диагнозом – острый гломерулонефрит. При сестринском обследовании выявлены жалобы на отеки лица, нижних конечностей, головную боль, ноющие боли в области поясницы, общую слабость, появление мутной розовой мочи. Больным считает себя в течение трех дней. Перенесенные заболевания: две недели назад перенес ангину, лечился самостоятельно.

Объективно: температура 37,7 С. Общее состояние средней тяжести. Лицо отечное, отеки на стопах и голенях. Кожа бледная. Дыхание везикулярное. Тоны сердца ритмичные, приглушены. PS – 81 в минуту, ритмичный, напряжен. АД 165/100 мм рт. ст. Язык чистый. Живот мягкий, безболезненный. Симптом Пастернацкого слабоположительный с обеих сторон. В общем анализе мочи: гематурия, протеинурия, цилиндрурия.

Задания:

  1. Определить настоящие и потенциальные проблемы пациента.

  2. Разработать план ухода и определить виды действий медицинской сестры заполнив таблицу:

Независимые действия медицинской сестры по уходу

Зависимые действия медицинской сестры по уходу

Взаимозависимые действия медицинской сестры по уходу














Преподаватель: ______________ Сапронова Н.В

(подпись) (ФИО)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!