ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Для преподавателя
К проведению семинарско-практического занятия по ПМ 01. Диагностическая деятельность. МДК 01.01. Диагностика заболеваний. Диагностика инфекционных болезней
Тема: «Диагностика ВИЧ- инфекции».
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело.
Преподаватель Щигровского филиала
«Курского
базового медицинского колледжа»
Курск 2019
Утверждена
На заседании ЦМК Медико-
Профилактической деятельности
___________
_____________________________
Протокол № __________________
«____» _________________ 2019 г.
Председатель ЦМК
_______________________ (Ф.И.О)
Зам. директора по учебной работе
________________ И.Н. Кучинская
Тема: «Диагностика ВИЧ- инфекции».
Форма организации учебного процесса:
практическое занятие
Тип занятия:
Формирование и закрепление практических навыков
Цели занятия:
учебная- создать условия для формирования у студентов профессиональных компетенций (ПК).
Развивающая- развивать самостоятельное мышление, речь студентов.
Воспитательная- формирование здорового образа жизни, правильного поведения.
Межпредметные связи. Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии.
Основы латинского языка с медицинской терминологией.
Фармакология.
ПМ04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра. Решение проблем пациента путем сестринского ухода.
ПМ01 Проведение профилактических мероприятий.
ПМ01. Диагностическая деятельность. МДК 01.Диагностика заболеваний. Диагностика в терапии.
Лабораторная диагностика.
уметь: - планировать обследование пациента; - осуществлять сбор анамнеза; - применять различные методы обследования пациента; - формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями; - интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики; - оформлять медицинскую документацию;
знать:
- топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды;
-биоэлектрические, биомеханические и биохимические процессы, происходящие в организме;
- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
- строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;
- основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе;
- определение заболеваний; - общие принципы классификации заболеваний; - этиологию заболеваний; - патогенез и патологическую анатомию заболеваний; - клиническую картину заболеваний, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп; - методы клинического, лабораторного, инструментального обследования.
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - Высокая учебно-познавательная активность на теоретических и практических занятиях. - Участие в кружковой работе. - Ответственная и добросовестная работа на практике. | Наблюдение за деятельностью студентов и оценка их деятельности на практических занятиях и на производственной практике. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Соответствие выбранных средств деятельности и способа деятельности поставленной цели. Рациональное планирование и осуществление деятельности в соответствии с целями и производственными возможностями на фоне постоянного самоконтроля, самокоррекции. Соответствие планируемых вмешательств целям диагностики и оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе. | Наблюдение за деятельностью студентов и оценка их деятельности в процессе освоения ВПД. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Обоснованный выбор способов и средств действия в зависимости от реальной ситуации. Соответствие действий нормативно- правовым актам. | Наблюдение и оценка деятельности студента в процессе освоения ВПД. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Оптимальный выбор источника информации в соответствии с поставленной задачей. Оперативность поиска информации. Соответствие найденной информации поставленной задаче. Эффективное использование информации. | Наблюдение за деятельностью студентов и оценка их деятельности на практических занятиях и на производственной практике. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. | Эффективное решение профессиональных задач группой студентов. Бесконфликтные отношения на теоретических и практических занятиях, на производственной практике. Соблюдение норм профессиональной этики. Положительные отзывы руководителей практики, потребителей медицинских услуг. | Наблюдение за деятельностью студентов в коллективе и оценка их деятельности на практических занятиях и на производственной практике. |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | Соответствие оснащения рабочего места требованиям СанПиН, противопожарной безопасности. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении профессиональных задач. | Наблюдение и оценка подготовки рабочего места. |
Место проведения: Областная клиническая инфекционная больница им. Семашко.
Оснащение занятия: бланки экстренного извещения, таблицы, медицинский инструментарий, лабораторная посуда. Сан. пин., образцы дезинфицирующих растворов, дидактический материал.
Хронокарта практического занятия 315 мин.
1. Организационный момент - 3мин.
2. Мотивация темы - 10 мин.
3. Постановка целей занятия совместно со студентами- 7 мин.
4.Семинар - 90мин.
5.Самостоятельная работа студентов – 155 мин.
6. Рефлексия -30 мин.
7. Подведение итогов занятия - 10 мин.
8. Задание на дом - 10 мин.
Ход занятия
Этапы | Компетенции, формируемые на занятии | Условия формирования компетенций |
1. Организационный момент. | ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производительной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | Своевременное начало занятий, студентам предлагается проверить готовность свою, друг друга и каждого рабочего места к занятию, отметки отсутствующих, наличие учебной документации, сообщение плана и цели занятия. |
2. Мотивация темы | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Мотивируя тему, преподаватель подчеркивает актуальность темы, акцентирует внимание на вопросах распространения ВИЧ- инфекции, возможных осложнениях, особенности дифференциальной диагностики на догоспитальном этапе, активизирует студентов к беседе (информационно-развивающий метод), оценивая у студентов уровень знаний по инфекционным заболеваниям. |
3. Постановка цели занятий совместно со студентами | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Преподаватель совместно со студентами, исходя из знаний изучаемой темы, определяет практические навыки, подлежащие отработке на практическом занятии: воспитание личностных качеств, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности студента, доброжелательность, дисциплинированность. |
4.Семинар 1.Расскажите о распространении ВИЧ-инфекции в мире и в РФ. 2.Воспроизведите схему этиологии ВИЧ- инфекции. 3.Какие системы органов поражаются? 4.Расскажите об этапах эпидемического процесса. 5.Классификация ВИЧ- инфекции. 7.Назовите лабораторные методы исследования. 8.Принципы лечения и ухода. 9.Подготовьте презентацию «Профилактика ВИЧ-инфекции». 10.Повторить Сан. Пин. «Профилактика ВИЧ- инфекции», приказ № 208 «Профилактика ВИЧ- инфекции в Курской области». | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Выявление уровня теоретической подготовки у студентов преподаватель проводит в виде тест-эталонного контроля с последующим анализом ответов, оценкой степени усвоения студентами материала. |
5. Самостоятельная работа студентов: решение ситуационных задач, проведение дифференциальной диагностики, постановка предварительного диагноза, планирование тактики фельдшера при работе с пациентами. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выявления профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. ПК 1.1. Проводить обследование пациентов различных возрастных групп ПК 1.2. Проводить диагностические исследования ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию, использовать медицинскую терминологию | Преподаватель делит студентов на динамические группы по два человека, предлагает поэтапно решить ситуационные задачи и выполнить задания: 1. Определить тактику фельдшера. 2. Заполнить экстренное извещение. 3. Поставить предварительный диагноз, провести дифференциальную диагностику. 4. Составить план обследования пациента. 5. Интерпретируйте результаты лабораторных и инструментальных методов исследования. 6. Отработать манипуляции: 1.забор крови на серологическое, исследование (ИФА, иммуноблотинг) 3.подготовка пациента к сдаче общего анализа мочи; 4.подготовка пациента к сдаче общего анализа крови; 5.разведение и введение антибиотиков. Выпишите латинские термины. Составьте таблицу дифференциальной диагностики. |
6. Рефлексия | | Студенты самостоятельно оценивают работу на занятии. Содержание проделанной работы студенты записывают в тетрадь. Преподаватель контролирует записи. |
7. Подведение итогов занятия | | При оценке деятельности студентов учитывается: - качество ответов; - обоснованность и убедительность в решении ситуационных задач; - активное участие в обсуждении, само и взаимоанализ; - умение излагать мысли, демонстрировать уровень усвоения учебного материала, формирования у студентов профессиональных и общих компетенций. |