Тема урока: Сетевая мастерская на уроке информатики
Цели урока:
с точки зрения деятельности учителя:
познакомить учащихся с возможностями реализации совместного проекта посредством использования ресурсов сети Интернет;
создать содержательные и организационные условия для закрепления материала и комплексного применения знаний по темам «Работа в компьютерных сетях», «Автоматизация разработки веб - документов»;
с точки зрения деятельности группы учащихся:
реализовать совместный проект;
научиться работать в группе, достигая общих целей.
Задачи урока:
образовательные:
обеспечить у учащихся целостной системы знаний по темам «Работа в компьютерных сетях», «Автоматизация разработки веб – документов»;
обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межотраслевых связей;
обеспечить закрепление материала по указанным темам с помощью практических знаний;
формировать у учащихся навыки проектной деятельности;
развивающие:
создать условия для развития коммуникативной культуры учащихся в процессе создания и защиты проекта;
создать условия для развития у учащихся культуры представления информации средствами информационных технологий;
содействовать развитию у учащихся чувства времени.
Место урока в учебном плане: данный урок может быть заключительным при изучении темы «Автоматизация разработки веб-документов».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Оборудование урока:
компьютеры – рабочее место учителя и 6 рабочих мест учеников;
программное обеспечение – Front Page 2003, Internet Explorer.
мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Литература, использованная при подготовке урока.
Давыденко Т.М., Тонков Е.В. Проектирование учебного занятия – основа успешности обучения. Белгород. 2003.
Пронин А.А., Пронина Т.А. Творческий проект «Необычный КВН»// Информатика и образование, 2005. №10.
План урока.
Организационный момент – 1 мин.
Мотивация создания проекта – 5 мин.
Проверка домашнего задания – 2 мин.
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности – 2 мин.
Реализация совместного проекта – 22 мин.
Защита и обсуждение проекта – 7 мин.
Подведение итогов урока – 2 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Рефлексия – 2 мин.
Ход урока
Организационный момент
Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих, повторяет с учениками правила техники безопасности и гигиены труда при работе с компьютером.
2. Мотивация создания проекта
Учитель: Сегодня я предлагаю вам экскурсию по столице нашей Родины. Откуда же еще начинать осмотр столицы, как ни с самой древней и центральной ее части. Кремль - сердце Москвы. Это и древний памятник культуры и зодчества, и место сосредоточения государственной власти, и просто одно из самых красивых мест города Москвы. Мы создадим виртуальный ресурс(Web-сайт) и назовем его «Московский Кремль». Каждый из вас примет участие в общем проекте. С помощью сети Интернет найдет информацию о понравившейся башне Кремля и отразит её в одной из страниц будущего сайта. Это наша общая цель, в которой каждый из вас сможет реализовать свои индивидуальные способности.
Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания проходит в форме фронтального опроса:
1. Что такое Web-страница?
(Ответ: Web-страница – это электронный документ, в котором кроме
текста содержаться специальные команды форматирования, а также
встроенные объекты (рисунки, аудио- и видеоклипы и др.)
2. Что такое Web-узел?
(Ответ: Web-узлом, Web-сайтом называется группа документов
взаимосвязанных с помощью гиперссылок. Web-страницы, входящие в сайт,
обычно обледенены по тематическому признаку).
3. Как просмотреть Web-страницы?
(Ответ: Просматривают Web-страницы с помощью специальных программ,
называемых браузерами. Например: Internet Explorer, Opera, Firefox)
4. С помощью какой программы можно создать веб-сайт?
(Ответ: для создания веб-страниц и веб-узлов может использоваться
простой текстовой редактор Блокнот, а также программа Microsoft Office
FrontPage)
Как осуществляется поиск информации в Интернете?
(Ответ: для поиска информации в сети Интернет используются специальные поисковые серверы, которые содержат постоянно обновляемую информацию о Web-страницах, файлах и других документах, хранящихся на десятках миллионов серверов Интернета.)
6. Назовите наиболее известные поисковые системы.
(Ответ: Русскоязычными являются серверы: Rambler, Яндекс, Апорт, а по всему Интернету Yahoo)
4. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности
Учитель: Мы вспомнили основные определения, назвали программные средства для создания нашего веб-ресурса.
А теперь определимся с должностями. В нашей мастерской будут работать:
администратор, координирующий работу мастерской;
дизайнер, отвечающий за подбор цветовой схемы, форматирование текста и заголовков.
веб-программист – разработчик структуры сайта, отвечающий за его работоспособность и удобство навигации;
остальные учащиеся – ведущие специалисты, которые создадут четыре страницы и главную страницу, на которой будут изложены суть работы сетевой мастерской, цель создания сайта и имена разработчиков проекта.
За работу!
5. Реализация совместного проекта
Учитель: Каждый специалист, занимая свое место, получает должностную инструкцию, в которой указаны его обязанности и цель работы.
Роль администратора выполнит учитель. Его работа ответственна, он следит за согласованной деятельностью всей мастерской.
Должностная инструкция администратора.
1. Координировать согласованную работу всех специалистов в мастерской.
2. Обеспечить работоспособность сети, доступ учащихся к необходимой информации.
3. Создать папку для сохранения работ.
Место за первым компьютером занимает дизайнер, который подбирает цветовое и стилевое оформление веб-ресурса. Его задача непроста, ведь от его работы зависит то, как веб-ресурс будет воспринят: будет ли он приятен для глаз и легко читаем, появится ли у посетителя желание оставаться на этих страницах, возвращаться на них снова.
Должностная инструкция дизайнера.
1. Разработать и сообщить своим коллегам единые правила оформления страниц.
2. Во время работы оказывать помощь своим коллегам в подборе и размещении графики на веб-страницах.
Учитель: Второй компьютер предоставляется веб-программисту. Его задача-изготовление сайта и главной страницы, так как именно эта структура веб-ресурса больше всего подходит для создания группового проекта, где каждая страница создается независимо от других.
Должностная инструкция веб-программиста.
1.Совместно с ведущими специалистами договориться об именах страниц: например: index.html (главная страница), spask.html (Спасская башня), senat.html (Сенатская башня), troizk.html(Троицкая башня), tainsk.html(Тайнинская башня).
2. Изготовить сайт.
3. Разработать удобную и интуитивно понятную навигацию.
Учитель: Оставшиеся компьютеры занимают ведущие специалисты.
Должностная инструкция ведущего специалиста.
1.Строго выполнять указания дизайнера, администратора, веб-программиста.
2. Разместить на страницах текстовую и графическую информацию.
3. Сохранить результат своей работы в указанной папке под соответствующим именем.
Учащиеся должны хорошо ориентироваться во времени и рассчитывать свои силы, чтобы закончить проект одновременно.
6. Защита и обсуждение проекта
Учитель: Вот и закончена работа. Давайте критически посмотрим на наш общий проект. Не будем слишком щепетильны, ведь создание полноценного сайта требует большего времени и больших усилий. А это все у вас впереди.
Учащимися предлагается оценить свой ресурс по следующим критериям:
дизайн, стилевое единство;
удобство навигации;
информационное решение (структура, оригинальность, полнота информационного наполнения).
7. Подведение итогов урока
Учитель: Итак, в нашей сетевой мастерской сегодня плодотворно трудились десять человек. Мы создали сайт и наполнили его информацией. А если бы мы это делали по одиночке, то сделали бы в десять раз меньше. И это есть закон информации сегодняшнего дня.
На следующем уроке мы поместим наш сайт в сеть Интернет.
8. Домашнее задание
Подготовить материал по теме «Размещение веб-ресурсов в Интернете».
9. Рефлексия
Реализация рефлексивного алгоритма:
«Я»: как чувствовал каждый себя на уроке, с каким настроением работал, доволен ли собой;
«Мы»: комфортно ли было работать в «мастерской», какие затруднения были в общении;
«Дело»: были ли достигнуты поставленные цели, какие положительные и отрицательные моменты можно выделить.