СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сетевой экологический проект "Экологический поезд"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

сетевой экологический проект, направленный на формирование экологической культуры учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Сетевой экологический проект "Экологический поезд"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г.Бикина Бикинского муниципального района Хабаровского края



Научно-практическая конференция

«Мир моих увлечений»



Эколого - просветительский проект

Тема «Экологический поезд»

Разработчики проекта:

  1. Акулова Алена

  2. Астафьева Виктория

  3. Баширова Сабина

  4. Бруева Алена

  5. Дулимова Татьяна

  6. Куприянова Дарья

  7. Рудакова Анастасия

Ученицы 10 класса

МБОУ СОШ № 6

Руководители проекта:

Балыкова Е.М. учитель химии

Кожухаренко В.И., учитель биологии МБОУ СОШ №6























2019г.

Паспорт проекта

Номинация (секция)

Химия, биология

Тип проекта

Эколого-просветительский

Название проекта

проект «Экологический поезд»

Данные об организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Бикина Бикинского муниципального района Хабаровского края

Контакты организации

 Российская Федерация, Хабаровский край, г. Бикин, ул. Зачеславского, д. 30, почтовый индекс 682973

8 (42155) 2-17-29

Данные о руководителе проекта

1)Балыкова Евгения Михайловна, учитель химии МБОУ СОШ № 6, 682970, Хабаровский край г.Бикин, ул Киевская, 9 ; 89147708293

2)Решетова Светлана Михайловна, учитель биологии и химии МБОУ ООШ № 5, Хабаровский край, г.Бикин, ул.Лазо 185-108; 89146055604

3) Кожухаренко Валентина Ивановна, учитель биологии, 682970, Хабаровский край г.Бикин, ул Киевская, 13 ;89990866221


Данные о исполнителе проекта

1. Акулова Алена

2. Астафьева Виктория

3. Баширова Сабина

4. Бруева Алена

5. Дулимова Татьяна

6. Куприянова Дарья

7. Рудакова Анастасия

















Эколого-просветительский проект

«Экологический поезд»

Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в  мире. Человечество столкнулось с  жесточайшим экологическим кризисом. Ресурсы планеты постоянно иссякают. С огромной скоростью загрязняются вода и  воздух, при этом пригодной для питья воды становится всё меньше. Превращаются в  пески плодородные земли  — главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь лесов, которые дают Земле кислород, стабилизируют климат и  циркуляцию вод. Повсеместно мы видим химические загрязнения. В  результате варварского хозяйствования человека образуются горы отбросов, удушающих всё живое. Выбросы в  атмосферу различных газов ускоряют «парниковый эффект», в  результате усиленно тают ледники, вокруг планеты истощается озоновый слой. Экологические проблемы не  знают границ и  природных рубежей  — они глобальны. Проблемы экологии становятся настолько серьезными, что решить их невозможно только усилиями одних только специалистов - экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей - или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели - повышения экологической безопасности - необходимо активное участие всех людей. В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. В связи с этим, необходимо усилить и больше уделять внимания экологическим мероприятиям в современной школе уже с первых лет обучения. Результативность таких мероприятий выше, если сами ребята являются активными участниками. Проводят исследование, ставят эксперименты, используют интерактивные формы. В таких формах нет разделения учитель – ученик, где первый всегда прав, а второй должен внимать первому и повторять за ним прописные истины; здесь осуществляется совместный поиск истины, в котором учитель и ученики действуют на равных, каждый из них имеет право проявить инициативу, исходя из своих потребностей и возможностей. В этом и состоит актуальность нашего проекта.

Цель проекта: привлечение школьников к экологическим проблемам; формирование экологической культуры школьников через участие в различных мероприятиях эколого - просветительского направления.

Задачи проекта:

-формирование  чувства личной ответственности за состояние окружающей среды у школьников;

-проведение информационно – просветительской работы по пропаганде экологической культуры;

-информирование об экологической ситуации города, района;

-создание инициативной команды школьников, занимающихся эколого-просветительской деятельностью;



 Идея проекта заключается в разработке и реализации интерактивных мероприятий эколого-просветительского направления.



Участники проекта:

Руководители проекта: Балыкова Е.М., учитель химии МБОУ СОШ № 6 г.Бикина; Кожухаренко В.И., учитель химии и биологии МБОУ СОШ № 6 г.Бикина; Решетова С.М., учитель химии и биологии МБОУ ООШ № 5 г.Бикина

Для осуществления эколого – просветительской деятельности, на базе МБОУ СОШ № 6 г.Бикина собрана инициативная команда 10 классов: Рудакова Анастасия, Баширова Сабина, Акулова Алена, Дулимова Татьяна, Астафьева Виктория, Куприянова Дарья.

Команда старшеклассников совместно с педагогами организует и проводит экологические мероприятия для обучающихся разных школ города.

Аудитория проекта: обучающиеся 6 – х классов МБОУ ООШ № 5 г.Бикина



Содержание проекта:

Истоки современных экологических проблем — в бездумном и жестоком отношении человека к  природе. Решить эту проблему можно только через бережное отношение к природе. И начинать такую работу по изменению общественного сознания необходимо с  детства. Детям среднего школьного возраста свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний. Повышение экологической культуры, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной, гуманной позиции по  отношению к  природе, ответственности за  судьбу общего дома  — планеты Земля — основная задача. Из числа обучающихся старшей школы была собрана инициативная команда. Необходимый опыт в данной сфере ребята приобретают на уроках химии, биологии, физики. Посещение элективных курсов дает возможность расширить свои знания.

Для определения цели и задач проекта было проведено предварительное анкетирование обучающихся 6-х классов МБОУ ООШ № 5 г.Бикина. (Анкета в виде теста (авторская методика: Калюкова Е.А., Шишова А.В.; «Мое отношение к природе» (Иванова М.М.; «Экологические ситуации» (по Берюховой Е.К., Груздевой Н.В.). По результатам проведенных исследований можно сделать вывод, что у ребят преобладает средний уровень  экологической культуры, для которого характерно проявление  интереса к познанию природных явлений и сохранению среды обитания, осознание   важности экологии для здоровья и полноценного развития человека и природы, активное участие в экологической деятельности. Но при этом ребята не демонстрируют глубоких знаний по вопросам экологических проблем. Видна необходимость в проведении практических занятий.

Планируемые занятия дают желаемый эффект в том случае, если они интересны, содержат занимательный и игровой материал. В содержание занятий включены эксперименты. Поэтому озвученные факты не остаются неподтвержденными. Для проведения эколого-просветительского мероприятия была выбрана форма путешествие на экологическом поезде. В нашем экологическим поезде было четыре вагона: «Биосфера», «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера». В каждом вагоне рассматривались проблемы загрязнения окружающей среды. Отправляясь в путешествие на экологическим поезде, участники проекта выбирают интересующее их направление. В своих вагонах  дети получают различные знания об  основных загрязнителях окружающей среды: о  природных загрязнениях, антропогенных загрязнениях, возникающих в результате деятельности человека. В  беседах мы говорим об  экологических катастрофах, зачастую возникающих на  основе прямого или косвенного воздействия человеческой деятельности на  природные процессы и  ведущих к  неблагоприятным последствиям. Именно так мы помогаем преодолевать потребительское отношение к  природе, способствуем формированию умения и  желания беречь и  защищать природу, развивать экологическое сознание детей. Важной составляющей является и краеведение. В вагоне «Биосфера» ребята рассматривают проблемы, связанные с исчезновением некоторых видом растений и животных Хабаровского края. Данное направление позволяет познакомить ребят с  богатством и  разнообразием животного и  растительного мира нашего края. При подготовке мероприятий используются различные видеоролики обучающего содержания, мультфильмы, фрагменты документальных фильмов.



Вагон «Биосфера»

Цель: формирование позитивного отношения ко всему разнообразию живой природы

Оформление: компьютерное оборудование, презентация «По страницам красной книги Хабаровского края», костюмы Амурского тигра, медведя, цветная бумага, краски, цветные маркеры.

Форма работы: малые группы

С целью создания благоприятной атмосферы для творческой работы учащихся, ведущие облачаются в костюмы животных. Формируются 3 группы участников. Каждая группа получает свое задание, которое должны выполнить в ходе испытания и презентовать его на конечной станции экологического путешествия. На первом этапе школьников погружают в историю создания «Красной книги». Ребятам демонстрируется мультфильм «Смешарики. Красная книга» (

https://www.youtube.com/watch?v=OABMBBJS3pQ)

После просмотра, группам предлагается выполнить задания:

1 группа: обозначить причины снижения численности животных и растений в Хабаровском крае.

На листе ватмана, с помощью цветной бумаги, маркеров ребята отображают свое коллективное видение данной проблемы.

2 группа: предложить варианты - как школьники могут поучаствовать в решении данной проблемы?

Используя цветную бумагу, учащиеся делают аппликации, иллюстрирующие способы решения проблемы.

3 группа: сочинить сказку для младших школьников о растениях и животных, занесенных в «Красную книгу» Хабаровского края.

Ведущие организуют работу в малых группах, создают благоприятную атмосферу для творческой работы учащихся.

Вагончик «Атмосфера»

Цель: формирование у детей знания о видах загрязнения атмосферы: рациональных способах защиты атмосферы от загрязнений

Оформление: компьютерное оборудование, воздушные шарики, цветная бумага, краски, цветные маркеры, листы ватмана.

Форма работы: малые группы

Ведущие организуют работу в малых группах, создают благоприятную атмосферу для творческой работы учащихся.

Формируются 3 группы участников. Каждая группа получает свое задание, которое должны выполнить в ходе испытания и презентовать его на конечной станции экологического путешествия. Школьникам предлагается просмотреть видеосюжет «Воздух и его охрана»

(https://www.youtube.com/watch?v=w8q_J_Zbr2Y)

На основе информации, полученной во время просмотра видеосюжета, ребятам предлагается выполнить задания:

1 группа: Используя воздушные шарики разных цветов, создать модель атмосферы Земли. Аргументировать выбранные цвета воздушных шаров знаниями о составе и свойствах воздуха.

Белые, голубые шарики означают основные газы, входящие в атмосферу Земли (кислород, азот, углекислый газ, пары воды), черные – загрязняющие вещества.

На черные шары ребятам предлагается наклеить листочки с надписями основных загрязнений воздуха.

Одной из главных экологических проблем современности является парниковый эффект. Ребятам предлагается посмотреть учебный фильм «Парниковый эффект»

(https://www.youtube.com/watch?v=PQdbQhf_6pE)

2.группа: Создать макет парникового эффекта, используя лист ватмана, аппликации из цветной бумаги, краски, цветные маркеры.

3 группа: Предложить способы защиты атмосферы от загрязнений. Презентовать в виде цветных аппликаций, которые будут наклеиваться на черные шары.

На конечном этапе экологического путешествия ребята проведут лопание черных шариков, демонстрируя решение проблем загрязнений воздуха.





Вагон «Литосфера»

Цель: формирование у детей знания о видах загрязнения литосферы; проблем загрязнения окружающей сред мусором.

Оформление: компьютерное оборудование, цветная бумага, краски, цветные маркеры, листы ватмана, мусорный пакет (мусор бумажный, полимеры, стекло, металл)

Форма работы: малые группы

Ведущие организуют работу по изучению экологических проблем, связанных с загрязнением литосферы. Актуализируют внимание участников на проблемах загрязнения нашей планеты мусором, т.к на сегодняшний день загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Ребятам предлагают посмотреть видеоролик. Из данного видеоролика ребята узнают о видах мусора, сроках его разложения.

Практическая часть работы заключается в разборе мусорного пакета ( пакет готовится заранее). Ребятам предлагают разобрать мусор по категориям: бумага, полимеры, металл, стекло, текстиль. После разбора и систематизации мусора, участники проекта проводят расчеты (определение количество мусора от одной семьи за год). По окончании работы ребята готовят презентацию для всех участников проекта.

В завершении эколого-просветительского мероприятия представители всех вагонов готовят мини-презентациями с результатами своей работы.



План реализации проекта

Этапы проекта

Мероприятия проекта

Сроки реализации

Подготовитель-ный этап

1.Сбор команды для реализации проекта (определение функциональных обязанностей членов команды)

Февраль

2019

Погружение команды в эколого-просветительскую деятельность


Разработка и утверждение сценария эколого-просветительского мероприятия


Основной этап

Проведение социального опроса среди учащихся школы с целью определения уровня сформированности экологической культуры

Март 2019

Эколого- просветительское мероприятие для учащихся основной школы «Экологический поезд»

(учащиеся основной школы рассматривали экологические проблемы литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы). В рамках мероприятия были выполнены исследовательские мини-проекты.

28 марта 2019 года

Заключительный этап

1.Проведение анкетирования

2.Подведение итогов проекта

Март

2019 года



Результаты реализации проекта:

-подготовлена команда инициативных школьников осознающих значимость формирования экологической культуры (по результатам анкетирования 100 % хотят продолжить заниматься данной деятельностью);

- повышение уровня экологической культуры, развитие экологического мышления, привитие навыков бережного использования природных ресурсов, формирование активной позиции по  отношению к  природе;

-по результатам анкетирования учащихся, принимавших участие в мероприятиях проекта, повысился уровень информированности об экологических проблемах; осознание значимости рационального использования природных ресурсов;














Литература

1. Воробьёва И. В. Школьное экологическое образование (воспитательный аспект) / И. В. Воробьёва, Е. В. Максимова // Воспитание школьников. — 2012. — № 4. — С.  32–39.

2. Данилова М. Занимательная экология / М. Данилова // Воспитание школьников. — 2005. — № 5. — С. 25. 4. Елистратова

3. Трифонова, Т.А. Прикладная экология / Т.А. Трифонова, Н.В. Селиванова, Н.В. Мишенко. – М.: Академический Проект, 2005. – 384 с.

4. Криксунов Е.А. Пасечник В.В. Экология. Учебник для общеобраз. учеб. заведений. - 7-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2005. - 256 с.:

5.  Экологическое состояние территории России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под редакцией С.А. Ушакова, Я.Г. Коца. - М.: изд. центр «Академия» 2002. - 128 с., 12л. ил.

Интернет ресурсы:

1.https://www.1000ideas.ru/article/biznes/ekologicheskie-i-sotsialnye-proekty/

2. https://www.youtube.com/watch?v=w8q_J_Zbr2Y

3. https://www.youtube.com/watch?v=PQdbQhf_6pE

4. Экологические проблемы Хабаровского края (статистические данные) https://www.kazedu.kz/referat/33832/5

5.Экологические состояние Хабаровского края http://libraryno.ru/ekologicheskoe-sostoyanie-habarovskogo-kraya-kraevedenie/