О происхождении названия «Севан» существуют несколько легенд. По одной из легенд озеро образовалось, когда одна из невесток забыла положить крышку, преграждающую путь роднику. Разливаясь по сторонам, вода стала затоплять дома, покидая которые жители приговаривали: «Пусть окаменеет тот, кто оставил родник открытым». Забывчивая невестка тут же превратилась в камень, который виднеется на поверхности озера под названием — Арснакар («камень невестки»). Согласно другому преданию, ванские армяне, вынужденные покинуть свои края, переселились на берега озера Севан, напоминавшие им родину. Но холодный и суровый высокогорный климат не понравился им. Вспоминая мягкий и тёплый воздух озера Ван, они с горечью восклицали: «Чёрный Ван (сев Ван) достался нам, чёрный Ван!».
Позднее озеро называлось также Гокча , что в переводе с тюркских языков означает «синяя вода» («гёк-чай»). Название в форме «Гэкче-дениз» встречается в рукописи XVI века огузского героического эпоса «Китаби Деде Коркут» Также использовалось название Севанга.
В энциклопедии Южакова (1901) приводится древнеперсидское название озера Гаосрава
На севере историко-географической области Армении Сюник Профессор Гарвардского университета Джеймс Рассел причисляет Севан к трем крупнейшим озерам исторической Армении. После признания Ашота I царём Армении около 885 года, византийский патриарх Фотий послал последнему письмо с фрагментом Животворящего Креста. Линн Джонс отмечает, что реликвия хранилась в монастыре, основанном его дочерью Мариам, на острове озера Севан]. В 921 армянский царь Ашот II Железный, укрепившись на острове Севана, разбил арабскую армию военачальника Бешира на берегу озера, очистив Армянское царство от иноземных захватчиков Сражение вошло в историю как Севанская битва. Согласно британскому историку Стивену Рансимену, в XIII веке областью озера Севан владели армянские князья из рода Орбел
Просмотр содержимого документа
«Севан. Озеро Севан. Легенды.»
Еленовка – Севан -170
Одной из стории из забытых страниц России и Армении является история этнических русских, которые исповедовали иудаизм.. Русская православная церковь на протяжении веков искореняла различные ереси, подрывавшие ее авторитет. К еретикам относились и русские, исповедующие иудаизм. Поэтому по указу императрицы Екатерины װ многие из этих людей были высланы из родных мест на Кавказ . В их числе были русские из Тамбовской области, ,Саратовской и Тульской губернии,- которые обрели для себя в Армении вторую родину.. Основным местом их поселения стало село Еленовка (сейчас город Севан.) Обилие воды, нежаркий климат, напоминающий климат родных мест, достаточно большие площади пахотных земель стало село Еленовка привлекли их сюда.До начала ХХ века практически все население Еленовки принадлежало к иудейскому вероисповеданию. Быт Еленовки был типично русским – в домах русские печи, сельчане сами пекли хлеб, на лошадях пахали землю. Перед революцией в Еленовке было около 400 дворов. Жители построили свою синагогу (в годы советской власти ее здание использовалось как магазин), замостили центральную улиицу. Еленовка славилась тремя плодовыми садами (чуть ли не единственными на весь Севанский бассейн), где выращивались сливы, груши, яблоки, смородина. В 30-е годы ХХ века житель Еленовки Иосиф Петрович Соловьев специально выписывал из-за границы элитные саженцы плодовых деревьев. Было и до сих пор существует свое кладбище, где сохранились могилы первых поселенцев Еленовки. В синагоге имелось два старых свитка Торы, которые в конце 80-х – начале 90-х были переданы в дар синагогам Тбилиси и Еревана
10 ноября в армянском городе Севан праздновали День города. Начало празднества, посвященного 170-летию со дня его основания, ознаменовало благословление предводителя Гегаркуникской епархии отца Маркоса.В юбилейном торжестве активное участие приняли основоположники города (Село Еленовка, так до 1942 года назывался город Севан) русские – молокане. Представители русской общины города организовали красочное мероприятие под девизом «Еленовка-Севан». Усилиями учеников севанских школ №1 и №2 на просторных красочно оформленных павильонах, украшенных разнообразными плакатами были представлены русский быт, богатая национальная кухня и культура. Рассказы старожилов города об истории селения Еленовка перемежались русскими и армянскими народными песнями и плясками.
Поздравления и пожелания Посла России в Армении Вячеслава Коваленко по случаю празднования .Дня города представил руководитель Представительства Россотрудничества в Армении, советник Посольства России в Армении Виктор Кривопусков. «Совместное празднование 170-летнего юбилея является неоспоримым подтверждением того, что уже веками живущие бок о бок братские русский и армянский народы не имеют языковых и культурных барьеров. А наша дружба также прочна, как и многими веками ранее»,- сказал В.Кривопусков.