СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Севастополь: взгляд путешественника (виртуальное путешествие улицами города во второй половине ХIХ века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая разработка урока по курсу Севастополеведения позволяет познакомить обучающихся с восстановлением и развитием города после крымской войны, его достопримечательностями, показать преемственность в развитии Севастополя. Данная разработка может быть использована как на уроках, так и  на занятиях внеурочной деятельностью. 

Просмотр содержимого документа
«"Севастополь: взгляд путешественника (виртуальное путешествие улицами города во второй половине ХIХ века"»

Разработка урока по предмету Севастополеведение

Севастополь: взгляд путешественника

(виртуальное путешествие улицами города

второй половины XIX века)

Цель: − познакомить учащихся с культурной жизнью города;

− проследить изменения в жизни горожан к началу XX века;

- воспитывать уважение к прошлому, культурному наследию, чувство патриотизма и гражданственности;

  • развивать творческие способности учащихся, развивать навыки работы с различными источниками информации, коммуникативные компетенции (представлять мини – проект),

  • развивать умение преобразовывать информацию (переводить информацию из текстовой формы в табличную форму).


Тип урока: урок применения полученных знаний и умений

Форма урока: виртуальное путешествие.


Севастополь: взгляд путешественника

Вступительное слово учителя.

Мотивация познавательной деятельности обучающихся.

С момента основания города в 1783 г появилась улица Балаклавская, в 1787 году получившая название Екатерининская. В конце XVIII века возникла улица Морская, с начала XIX века она стала называться Большая Морская.

Эти улицы являются свидетелями удивительной истории нашего города.

Итак, перенесемся в 1898 год… В городе уже работала городская электрическая железная дорога (трамвай), было электрическое освещение улиц. В город приезжали на отдых, увидеть места сражений Крымской войны.

Изучение нового материала (представление мини – проектов обучающихся сопровождается мультимедийной презентацией).

В ходе знакомства с новым материалом обучающиеся составляют таблицу, которая поможет при подготовке творческого домашнего задания)


Маршрут нашего путешествия –

  • вокзал,

  • Екатерининская улица,

  • музей Севастопольской обороны,

  • Приморский бульвар,

  • улица Большая Морская,

  • памятник Э.И.Тотлебену,

  • Владимирский собор на Городском холме,

  • Херсонес.

Путешественнии прибывали в город по железной дороге. Они проезжали Городской туннель и перед ними появлялось здание вокзала.

На трамвае от железнодорожного вокзала попадаем на Екатерининскую улицу. На улице Екатерининской располагался музей, о котором журнал «Новый мир» писал в 1904 году : “...среди немногих русских музеев есть один, которому, можно сказать, нет равного в мире, – это музей Севастопольской обороны…” Он был открыт в 1869 году по инициативе участников обороны Севастополя. В течение 25 лет экспозиция размещалась в доме генерала Э.И.Тотлебена. В 1895 году по решению Военно-морского ведомства на улице Екатерининской специально для музея построено здание по проекту архитектора А.М.Кочетова.

Далее наш путь – на Екатерининскую площадь.

Сообщение об открытии памятника П.С.Нахимову.

Наше путешествие продолжается у Графской пристани.

  • Когда она была заложена?

  • Почему так называется?

  • Какие названия пристани вам известны?

  • Когда пристань приобрела современный вид?

  • Кто был градоначальником в то время?

С Екатерининской площади мы движемся к Приморскому бульвару

Он был разбит в 1885 году на территории Николаевской батареи, уничтоженной защитниками города в конце обороны Севастополя 1854-1855 годов. В 1884 году городским головой стал Ф.Н. Еранцев, по инициативе которого начинается создание Приморского бульвара.

Начали с расчистки территории и возведения подпорной стенки, которую украсили якорями. На выровненной площадке разбили дорожки, цветники, посадили деревья. Большие работы по озеленению были проведены севастопольскими садовниками М. Завадским и Р. Эбериусом. Планировка бульвара сохранилась полностью. Открытие бульвара состоялось 1 сентября 1885 года.

В западной части бульвара в конце 1880х годов было построено двухэтажное здание яхт-клуба в мавританском стиле. К маю 1886 года здание было закончено. На втором этаже располагался ресторан, на первом – яхт-клуб. Часто помещение использовалось для концертов. В клубе было не более 10-15 яхт и несколько байдарок. (Сообщение учащихся)

Летом 1886 года была построена «ракушка» (эстрада) для оркестра.

В 1871 году Новороссийским обществом естествоиспытателей была открыта Севастопольская биологическая станция. Инициатором стал выдающийся ученый Н. Миклухо-Маклай.

В 1897 года для станции было построено собственное здание по проекту архитекторов Марфельда и Вейзена, где размещались лаборатории, жилые помещения, музей, научная библиотека. В цокольном этаже разместился первый в России публичный аквариум. Здесь демонстрировались представители фауны Черного, Средиземного и Мраморного морей.

Сообщение об истории Биологической станции и аквариума.

На Приморском бульваре был театр. В марте 1887 года было начато строительство театра на малом Примбуле у Графской пристани по проекту городского архитектора Б.А.Рожнова. Внешне здание напоминало терем.

И вновь мы на Екатерининской площади. Здесь располагалась гостиница Киста, где могли останавливаться приезжавшие.

На территории древнегреческого города Херсонес еще в 1827году начались археологические раскопки. Создание археологического музея – «Склада местных древностей» - связано с именем Карла Казимировича Косцюшко- Валюжиновича.

Сообщения о К.К.Косцюшко-Валюжиновиче, создании археологического музея .

Еще до первой обороны Севастополя на территории Херсонеса был заложен Херсонесский монастырь святого Владимира (сообщение о строительстве Владимирского собора) .

Сообщение об истории Херсонесского колокола (видеосюжет).

Таким был наш удивительный город, город, о котором знал весь мир.


Контроль первичного усвоения знаний.

Проверка выполнения задания – заполнение таблицы


Название достопри-мечательности города

Где располагается, год открытия, автор (основатели)

Краткая характеристика объекта










Домашнее задание

Творческое задание «Севастополь второй половины XIX века»:

  • составить план экскурсии по памятным местам первой оброны города (1898-1900 гг);

  • подготовить рассказ по плану.