СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Северяне в Великой Отечественной войне. Классный час.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка классного часа по теме "Северяне в  Великой Отечественной Войне". (прилагается презентация, см. презентация: "Северяне в Великой Отечественной войне"

Просмотр содержимого документа
«Северяне в Великой Отечественной войне. Классный час.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2.








п. Октябрьский, 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ


1.Пояснительная записка к разработке классного часа………………………..3


2.План проведения занятия………………………………………………………6


3.Приложение 1…………………………………………………………………..13


4.Приложение 2…………………………………………………………………..15


5.Приложение 3…………………………………………………………………..18


6.Приложение 4…………………………………………………………………..20

7.Список использованной литературы………………………………………...23



































Пояснительная записка.


События последнего времени в политике, экономике, культуре подтверждают очевидность утраты нашим обществом патриотического сознания. В настоящее время нынешняя молодежь не имеет глубокого познания наших исторических ценностей, мало знает о героическом прошлом наших предков. Это ведет к падению нравственности, духовности, к забвению исторической памяти. Очевидно, что необходимо развивать патриотическое сознание учащихся, начиная с изучения и усвоения ими исторического материала о родном крае.

В этом году 9 мая наша страна отметит 65 – летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события войны. С каждым годом все меньше становится ветеранов, участников Великой Отечественной Войны. Достойный вклад в победу над фашистами внесли и наши земляки – северяне. Наш край, наша область испытали на себе тяжесть и бремя оккупации. Учащихся нужно ознакомить с этими историческими фактами. Чем полнее, глубже и содержательнее будут знания учащихся об этом, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотических чувств к родному краю.

Все выше изложенное и определило актуальность и значимость темы данного мероприятия: «Северяне в Великой Отечественной войне».


Основные цели мероприятия:

  • Расширение и углубление знаний учащихся о ратных и трудовых подвигах героев северян в Великой Отечественной войне;

  • Воспитание сознательной любви к родному краю, уважения к историческому прошлому земляков – северян в годы Великой Отечественной войны.


Задачи:

  • показать значимую роль г. Архангельска и северян в борьбе всего русского народа над фашистами;

  • вызвать чувство восхищения и гордости ратными и трудовыми подвигами, совершенными нашими земляками в годы войны.


Оборудование и материалы: презентация (компьютер, проектор, экран), стихотворения, фотографии героев- земляков, фотографии г. Архангельска, монумента Победы, наград.

Представленный сценарий разработан с учетом возрастных особенностей детей (6 – 9 класс).


Форма мероприятия – исторический экскурс.



Этапы проведения занятия:

1.Подготовительный (подбор материала, подготовка ведущих, подготовка выступлений учащихся о героях – северянах, подбор стихотворений, музыки, создание презентации).

2.Этап реализации (непосредственное проведение занятия).

3.Этап рефлексии (оценка собственного эмоционального состояния учащимися и самим учителем).


В содержание классного часа положены факты и события войны, основанные на краеведческом материале.

Данный классный час позволяет учащимся ознакомиться с малоизвестными страницами ратного и трудового подвига наших земляков, рассказывает о военных действиях на территории Архангельска, о памятных местах, связанных с этими действиями.

В содержание классного часа включены факты, примеры, музыка, стихи, взывающие к чувствам. Так, в разработке классного часа отмечено, что Родина высоко оценила вклад северян в победу. Об этом свидетельствуют исторические данные о награждении жителей области и района медалями и орденами, о присвоении званий героям, а так же тот факт, что теперь Архангельск, наравне с другими городами, носит высокое почетное звание «Город воинской славы».

Есть материал, который знакомит учащихся с подробностями жизни героев и их подвигами (Прокопий Галушин, Шанина Роза, Торцев Александр).

Огромная роль в проведении классного часа отводится ведущим.

При проведении мероприятия используются слайды, соответствующие по содержанию определенным этапам.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны

- воспринять исторический материал;

- осознать содержание мероприятия;

- осознать необходимость работать над изучением истории родного края;

- почувствовать значимость и важность военных событий в истории нашего края, области, в истории всей страны;

- почувствовать необходимость чтить память наших предков;

- формировать патриотические чувства.


Полученный результат.

У учащихся сформировалась определенная система знаний о военной истории родного края и области. Ребята проявили заинтересованность к историческому прошлому наших земляков. Об этом говорит тот факт, что дети, у которых есть проблемы с поведением, сидели и внимательно слушали.

Заключением мероприятия стало стихотворение, последними строчками которого были слова:

«Эта память – верьте, люди –

Всей земле нужна…

Если мы войну забудем, вновь придет война».

Через эти строки была проведена одна мысль: «память о нашей победе священна и мы не должны забывать, какой ценой завоевана мирная жизнь в 1945 г.». Я думаю, что эта мысль дошла до сознания ребят, т.к, хоть окончание мероприятия прозвучало, в классе стояла тишина, некоторые уходили молча.

Хочется добавить, что после классного часа мы с ребятами оформили классный уголок, который так и назвали «Северяне в Великой Отечественной войне». Он будет участвовать в конкурсе стендов о Великой Отечественной Войне и по нему дети проведут экскурсию для других классов.

Так же, мы съездили в д. Едьма, посетили музей Розы Шаниной.





































План проведения занятия.

1.Вступительное слово. (слайд 1)

Звучит отрывок стихотворения (фоном звучит тихая музыка):

Ведущий 1: Июнь… Клонился к вечеру закат,

              И белой ночи разливалось море,

               И раздавался звонкий смех ребят,

               Не знающих, не ведающих горя.

Июнь… Тогда еще не знали мы,

              Со школьных вечеров шагая,

               Что завтра будет первый день войны

               А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Учитель: 22 июня 1941 года в 12 часов дня из выступления В.М.Молотова по радио советские люди узнали о том, что войска фашистской Германии перешли границу и вторглись на территорию СССР. Почти четыре года длилась кровопролитная война с немецко-фашистскими захватчиками. Победа в этой войне потребовала напряжения всех физических и духовных сил советского народа. Достойный вклад в победу над врагом внесли и наши земляки.

Постановка проблемных вопросов.

Как пережили военные годы наши земляки – северяне? Какой вклад внесли они в разгром фашистов? Что нам напоминает о тех трагических событиях?

О малоизвестных страницах ратного подвига северян, о военных действиях на территории Архангельска, о трудовом вкладе наших земляков в разгром врага и о неимоверно высокой цене победы над врагом пойдет сегодня речь.



2. О ратном подвиге северян в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий 1: Архангельская область была объявлена на военном положении 22 июня 1941 г. Каждый четвертый житель области – 310 тысяч человек – встали в ряды защитников Родины.

Ведущий 2: Наших земляков можно было встретить на всех фронтах Великой Отечественной войны. Они защищали Москву и Ленинград, насмерть стояли у стен Сталинграда, Севастополя и Одессы, громили врага под Курском, форсировали Днепр, штурмовали Берлин. Умело и метко били врага из всех видов оружия.

Ведущий 1: Именами многих уроженцев Поморской земли сегодня гордится страна, а 79 из них удостоены на фронтах страны высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза. 30 жителей области – полные кавалеры ордена Славы.

Ведущий 2: Наш район испытал на себе тяжесть и бремя оккупации. Ушли на фронт 10200 устьяков. Погибли 3187 человек. Пропали без вести 1223 человек.

Устьянский район знаменит тем, что имена наших земляков стоят рядом с высоким званием Герой: (слайд 2)

- Едемский Александр Корнилович;

- Жаворонков Василий Гаврилович;

- Кашин Николай Иванович;

- Мякшин Геннадий Александрович;

- Попов Николай Михайлович.

(слайд 3)

Звание Героя Советского Союза являлось высшей степенью отличия и присваивалось за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига. Герою Советского Союза вручается: Орден Ленина – высшая награда СССР, медаль «Золотая Звезда», грамота Президиума Верховного Совета СССР.

(слайд 4)

Ведущий 1: Орден Славы. Основной особенностью данного ордена является то, что это единственное боевое отличие, предназначенное для награждения исключительно солдат и сержантов (в авиации также и младших лейтенантов). Цвета ленты ордена Славы повторяют расцветку ленты российского имперского ордена Святого Георгия.

Орден Славы был учрежден 8 ноября 1943 года. Состоит из трех степеней: I, II и III степени. Высшей степенью ордена является I степень. Награждение производится последовательно: сначала третьей, затем второй и, наконец, первой степенью.

Награждению подлежали лица, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия.

- Синицкий Павел Анисифирович – полный кавалер ордена Славы.

- Шанина Роза Егоровна – два ордена Славы.


Учитель. Читает стихотворение: (фоном звучит тихая музыка): Пылает днем и ночью пламя

И озаряет шар земной,

Не утихает наша память

О тех, кто был убит войной.

Ознакомимся с летописями боевых подвигов трех земляков – северян, удостоенных звания Героя Советского Союза:

- Торцева Александра Григорьевича;

- Шаниной Розы Егоровны;

- Галушина Прокопия Ивановича.

Выступают учащиеся (Приложение 1). (слайды 5,6,7)

(слайд 8)

Ведущий 1: Скульптор Валентин Андреевич Михалёв создал памятник, в основу которого положил подвиги наших земляков: пехотинца Прокопия Галушина, уроженца Холмогор; снайпера Розы Шаниной, уроженки Устьянского района и матроса Александра Торцева с Мезени.

Ведущий 2: Этот памятник - Монумент Победы – дань памяти нашим землякам, павшим за Родину. Он возведен на набережной Северной Двины г. Архангельск. Его высота 20 метров. Бетонная стела символизирует склоненное знамя. На ее фоне – отлитые из бронзы фигуры солдата, женщины-воина и моряка, застывшие в вечном карауле. Высота фигур составляет 4,5 метров. На памятнике надпись: «Вечная слава героям-северянам, павшим за Родину. 1941 – 1945».

Недалеко от монумента установлена стела, на которой запечатлены имена северян, удостоенных за ратные подвиги высокого звания Героя Советского Союза.

3. О военных действиях на территории Архангельска.
Учитель: В годы Великой Отечественной войны Архангельск, был прифронтовым городом. Он неоднократно подвергался бомбёжкам немецкой авиации, защищал северные рубежи России и обеспечивал бесперебойную деятельность тыловых учреждений армии и флота.

В Архангельске есть места, которые неразрывно связаны с ратным и трудовым подвигом северян в годы Великой Отечественной Войны.

(слайды 9 -10)

Ведущий 1: Красная пристань. Именно отсюда отряды мобилизованных горожан переправлялись на Левый берег и отправлялись по железной дороге к линии фронта. Мобилизованные пункты в Архангельске открылись 23 июня 1941 года. Не дожидаясь официальных повесток о мобилизации, тысячи северян подали заявления о зачислении добровольцами в ряды Красной Армии. Только за первый месяц войны ушли на фронт добровольцами около восьми тысяч человек.

Ведущий 2: Сквер на ул. Поморской был заложен в 1943 году на месте бомбежки и стал свидетельством непоколебимости духа архангелогородцев, их веры в Победу. Первый массовый налет немецкой авиации на Архангельск был совершен в ночь с 24 на 25 августа 1942 года. Над городом «прошлись» более 40 бомбардировщиков. В течение этого года авиация противника совершила еще пять налетов на областной центр. На Архангельск было сброшено более 1000 фугасных, 300 осветительных и свыше 20 тысяч зажигательных авиабомб. В результате сгорело около ста жилых домов, канатная и трикотажная фабрики, пострадало здание лесотехнического института.

Ведущий 1: Во многих зданиях размещались госпитали. Они размещались не только в лечебных заведениях. В городе под них приспособили и переоборудовали 23 учебных здания. Одним из них стал Дворец пионеров, ныне занимаемый Архангельским областным кукольным театром. Располагался госпиталь и в здании лесотехнического института (АГТУ). Об этом сейчас нам напоминают мемориальные таблички на стене зданий.

Ведущий 2: В Архангельске в 1941 году была создана Беломорская военная флотилия, сыгравшая значительную роль в обороне и охране Беломорского района военных действий. Через Архангельский морской порт прошло за годы войны около 4 миллионов тонн грузов. Порт принял и разгрузил более 330 советских и иностранных судов со стратегическими грузами.

4. Трудовой вклад наших земляков в разгром врага.

Учитель: Трудовой подвиг наших земляков заслуживает не меньшего уважения.

О трудовом подвиге наших земляков расскажет…

Выступает учащийся.

Несмотря на то, что наиболее трудоспособная часть мужского населения была мобилизована в ряды Красной армии, основной рабочей силой на предприятиях стали женщины, подростки, пенсионеры.

Лесопильные заводы получили срочные заказы на изготовление лыж, саней, укупорки для боеприпасов, аэродромного и инженерного оборудования.

Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности освоили выпуск пороховой целлюлозы, специальных сортов бумаги.

Наряду с основной продукцией, на комбинатах города были произведены тысячи тонн извести, сотни тонн скипидара, веревки, мыла и прочей продукции лесохимического производства.

А изделий, пошитых фабриками легкой промышленности города,- гимнастерок, кителей, подшлемников, пилоток, - вполне хватило, чтобы экипировать с десяток полнокровных дивизий.

Судоремонтные предприятия Архангельска и Молотовска (ныне Северодвинска) производили переоборудование гражданских судов для военных целей, ремонтировали боевые корабли и подводные лодки. В городе было налажено производство аэросаней, минометов, огнеметов, корпусов мин, авиабомб, гранат и других видов боевого оружия и снаряжения. Важные оборонные задания выполнял коллектив завода «Красная Кузница». За время войны здесь был произведен ремонт 500 военных и транспортных судов, в том числе 30 иностранных.

В кратчайшие сроки была сооружена железнодорожная линия Левый берег – порт Экономия. Строительство этой магистрали – настоящий трудовой подвиг северян.

(слайд 11)

Учёными Архангельска были совершены ряд открытий, имеющих значения для Вооружённых Сил СССР:

- создана горючая жидкость для уничтожения танков противника;

- создана специальная паста, предупреждающая обмерзание и запотевание оптических приборов;

- выработан антибиотик – нативный пенициллин;

- создан хвойный витаминный экстракт против цинги.

Для улучшения продовольственного снабжения населения изыскивались все возможные внутренние ресурсы. Производился сбор подснежной клюквы, грибов, ягод, крапивы, щавеля, березового сока, отстреливали дичь.

Учитывая исключительную сложность обеспечения органов здравоохранения медикаментами, в районах города и области заготовляли шиповник, рябину, черемуху, сосновые и березовые почки, мох сфагнум.

Организовывались промысловые экспедиции по добыче яиц и мяса кайры, тюленьего жира, мидий и морской капусты.

Замысел фашистов сжечь город, помешать работе порта и промышленных предприятий областного центра потерпел крах.

Около 140 тысяч жителей области награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.


5. Цена Победы в памяти потомков.

Учитель: Решающей битвой второй мировой войны была битва за Берлин. Многие солдаты мечтали дойти до Берлина и расписаться на Рейхстаге. И этот день настал. В начале мая 1945 года была взята главная крепость фашистов Рейхстаг. А в ночь с 8 на 9 мая представители германского командования подписали  акт о безоговорочной капитуляции Германской армии. С этих пор день 9 мая считается праздником Победы.

В этом году 9 мая наша страна отметит 65 –ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

Ведущий 1: Северяне свято чтут память всех тех, кто погиб в огне сражений с врагами. Свыше 94 тысяч наших земляков пало на полях Великой Отечественной войны.


Ведущий 2: Своеобразным памятником уроженцам жителей области, погибшим в годы войны, умершим от ран в госпиталях, пропавшим без вести, является многотомная «Книга Памяти», вышедшая в свет в дни 50-летия Победы. В настоящее время идет ее уточнение и доработка.

Учитель: Много городов имеют звание «Города воинской славы». Основным условием присвоения городу этого почетного титула является его расположение к местам сражений.

Город Архангельск не был на территории или в непосредственной близости от сражений и не мог называться « Городом воинской славы» длительное время.

(слайд 12)


5 декабря 2009 года указом президента Российской Федерации Д.А.Медведева за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, городу Архангельск присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».


Разрешение проблемных вопросов.


Учитель: Вот мы и подошли с вами к решению тех вопросов, которые поставили в начале классного часа.


Учитель задает проблемные вопросы, учащиеся на них отвечают.

Заканчивают классный час ведущие.
Ведущий 1: (фоном звучит тихая музыка): Боевые и трудовые свершения северян навсегда останутся в памяти потомков как образец служения своей Отчизне. А имена павших на полях войны – священными для всех поколений.

Ведущий 2:Задохнулись канонады.

В мире – тишина.

На большой земле однажды

Кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть,

Как всходило солнце в гари

И кружилась мгла,

А в реке – меж берегами –

Кровушка текла.

Были черными березы.

Долгими года.

Были выплаканы слезы –

Вдовьи – навсегда…


Ведущий 1:Вот опять пронзает лето

Солнечная нить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть!

Эта память – верьте, люди –

Всей земле нужна…

Если мы войну забудем, вновь придет война.




П риложение 1.





 

Галушин Прокопий Иванович
21. 8. 1925 - 18. 3. 1945
Герой Советского Союза





Прокопий Галушин родился 21 августа 1925 г в деревне Бушково Холмогорского района Архангельской области, в многодетной семье. Был последним двенадцатым ребёнком. Окончил неполную среднюю школу № 2 в городе Архангельске. Увлекался играми и спортом, занимался в самодеятельных кружках Дома пионеров. Учиться бы Прокопию дальше, но в семью пришло горе – на финском фронте погиб старший брат Иван. Пришлось оставить школу и пойти работать. Сначала был учеником машиниста, а потом и машинистом парохода «Сура» Северного морского пароходства.
Началась война. Старшие братья ушли на фронт, где погибли, защищая Родину. В эти тяжелые минуты младший брат мечтал попасть на фронт, чтобы отомстить врагу за смерть братьев, за страдание и горе всего народа…

10 февраля 1943 г Прокопия Галушина призвали в ряды Советской Армии (ему было 18 лет).

Прошёл боевую учебу в авиадесантных войсках и в конце 1944 года стал разведчиком в Гвардейском стрелковом полку. На фронте с февраля 1945 года.


В Марте 1945 г. гвардейцы вели бои за сильно укреплённый населенный пункт Шеред (Венгрия).

Нужно было, во что бы то ни стало, отразить танковый удар противника, нависла угроза выхода врага на тыловые коммуникации.

«Разведчик Галушин, понимая серьёзность создавшейся обстановки, пополз со связкой противотанковых гранат под самоходную установку противника «Фердинанд». Когда бронированная масса надвинулась на Галушина, он встал перед ней с противотанковыми гранатами в руках и бросился под гусеницы. Мощный грохот потряс воздух. Будто сама земля ахнула и удивилась силе русского богатыря. Вражеская самоходка замерла на месте, окутавшись черным дымом, вторая, – отстреливаясь, поползла назад…” (из книги Е. Овсянкина “За родной Север”) Советский воин победил в этом поединке.

«Весть о бесстрашном подвиге П. Галушина с быстротой молнии облетела гвардейцев. Его боевые друзья поднялись в атаку. Дружное «ура» покатилось по цепи. Гвардейцы стремительно ринулись вперёд и опрокинули врага».


Вот так, вдали от Родины, под венгерской деревней Шеред, простой крестьянский парень из села Бушково и совершил свой бессмертный подвиг.

Прокопию Ивановичу Галушину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, и он навечно зачислен в списки воинской части, в которой воевал в годы Великой Отечественной войны.

Архангельский Дворец пионеров носит имя героя.

Его имя присвоено улице в административном округе “Майская горка” г. Архангельска, на одном из домов по этой улице установлена мемориальная доска.

В селе Холмогоры установлен его бюст.













Приложение 2.


Шанина Роза Егоровна.(3 апреля 1924 – 28 января 1945)

Герой Советского Союза

Родилась 3 апреля 1924 года деревне Едьма, Устьянского района Архангельской области в многодетной крестьянской семье.

Мать, Анна Алексеевна, работала дояркой в колхозе. Отец, Егор Михайлович, — на лесозаготовках. Детей в семье было семь: две дочери и пять сыновей. Кроме своих детей воспитывали еще троих осиротевших.

В деревне Едьма Роза закончила 4 класса начальной школы, а с 5 по 7 класс она училась в деревне Березник.

Роза очень любила детей и мечтала стать воспитателем в детском саду.

После окончания школы в 14 лет, решив продолжить учиться, наперекор воле родителей она ушла из дому и, прошагав 200 километров до Коноши, приехала в Архангельск. Поступила в педагогический техникум.

А когда началась война, пошла в военкомат проситься на фронт. Отказали: ей было всего шестнадцать.

Роза вступила в отряд всеобуча, но не проходило недели, чтобы не зашла она в военкомат. Снова и снова, испробовав, казалось, уже все методы: и убеждения, и уговоры, и слезы, доказывала, что место ее только на фронте. В военкомате, поразившись ее настойчивости, наконец, сдались и направили Розу в Центральную женскую снайперскую школу в Москву.

С апреля 1944 г она на фронте, в составе женского снайперского взвода.

Первый выстрел Розы прозвучал 5 апреля 1944 года юго-восточнее Витебска. Он был точен. Вот ее рассказ:

« - Ну, пришли мы первый раз на передовую. Сидим в траншее. Внимательно наблюдаем за немецкими позициями, а у меня сердце так и бьется, так и бьется. Не волнуйся, Роза, говорю себе. А как не волноваться, когда руки дрожат, унять не могу. Вот тебе и снайпер. Вижу, появился немец. Озираясь, пробирается между кустами. Как увидела его, сердце еще больше забилось. Ах, ты, думаю, фашист поганый, по моей земле шагать смеешь. Неужели я тебе позволю делать это безнаказанно. Навожу прицел, стараюсь вспомнить все правила, которые в снайперской школе изучали. И не могу, от волнения, наверное, все забыла. А немец то за кустом прячется, то опять появится. Нет же, не уйдешь. Нажала я спуск, выстрелила, отчетливо, до мелочей этот миг врезался в память. И как упал немец, осел неуклюже на бок. И как каска слетела с головы и покатилась между кочками. Но тут же и у меня ослабели ноги, соскользнула в траншею, сознание потеряла. Девушки, мои подруги, подбежали, думали – ранило. А я пришла и говорю: убила человека, убила… « Да разве человека? Ведь не человека, а фашиста», – говорят. Это правда, сама знаю, что враг он нам, а в первый раз необычно было…»

На ее счету 57 уничтоженных немецких солдат и офицеров, трех она взяла в плен.

12 декабря 1944 года получила пулевое ранение в плечо. Из дневника:

13 декабря.

…. Вчера меня ранило в плечо. Интересно, два дня назад видела сон, как будто меня ранило, и тоже в плечо. Вчера сижу на огневой точке, вспомнила про сон. А через несколько минут вздрогнула. Пуля фашистского снайпера попала мне в то самое место, где я во сне видела рану. Боли я не ощутила, просто обдало все плечо чем-то горячим. На операции было больно. Но, кажется, рана неопасная — две маленькие дырочки, хотя разрезали так, что, наверное, месяц не заживет. Лежу. Сустав ноет. Скоро убегу, а что будет дальше, не знаю...

А когда и как погибла Роза Шанина - долго не знали...

...30 января 1945 года она была тяжело ранена в бою на территории Восточной Пруссии, около города Алленбурга (ныне город Знаменск) осколком снаряда, вблизи имения Рехау.

В госпиталь Розу нельзя было везти – оставили в медсанбате, где она несколько дней боролась со смертью. Ей было всего 20 лет.

Могила Шаниной Розы находится в Калининградской области. Роза сначала была похоронена под раскидистым грушевым деревом на берегу тихой речки Алля (теперь ее называют Лавой). А через два года ее прах вместе с прахом других воинов, павших в этих местах, перенесли в братскую могилу на территорию поселка Знаменск.

…Февральские вьюги, июльские грозы,
Пылает за Едьмой закат.
О славной землячке,
О Шаниной Розе,
Берёзы над Устьей грустят… ” [7]

Именем Шаниной Розы названы улицы в Архангельске, в селе Шангалы и Строевское. Военный дневник Шаниной и несколько её писем были опубликованы.







































Приложение 3.





Александр Торцев Григорьевич

Герой Советского Союза.

(18.05.1920 г., д. Жердь Мезенского района - 7.11.1941 г., Мурманская область).



“…Мезень. Далеко затерялась в её прибрежных лесах деревня со странным названием Жердь. Здесь прошли детство и юность Саши Торцева. Он был таким же, как и все мальчишки-сверстники, которые признавали Сашу своим вожаком. А взрослые говорили его отцу: “Хороший у тебя сын растёт, работящий”… Перед уходом в армию Александр работал секретарем сельсовета, а в 1940г. его призвали на военную службу. Всей деревней провожали Сашу в армию…

  • “Сашенька, пиши чаще, да карточку пришли в военной форме, - упрашивала, причитая, мать.”

  • “Ну, до свидания, сынок. Служи хорошо да домой возвращайся”, - скупо напутствовал отец, крепко сжимая в объятиях сына.

Когда грянула Великая Отечественная война, Александр Торцев учился в военной школе. Война застала Александра в объединенной школе юнг Северного флота на Соловецких островах. Александр стал добиваться отправки на фронт, и был зачислен в отряд морской пехоты, закончив ее, попал в отряд морской пехоты.

Девятнадцатилетним юношей ушел Саша Торцев из отчего дома, а через год его имя стало бессмертным.

   6 ноября 1941 года рота получила боевую задачу захватить сильно укрепленную противником командную высоту. Громадная скала, возвышавшаяся над всей местностью, на картах получила название «Важная». Сердюков и Торцев повели роту на штурм.

Морские пехотинцы карабкались по обледеневшим камням, преодолевали проволочные заграждения, лезли по обрывам и скользким гранитным стенам. Торцев первым поднялся на высоту. Отправив связного с докладом в штаб, он заметил большую группу противника, стремящуюся обойти морских пехотинцев с тыла. Взяв с собой отделение он скрытно повел его в сторону группы для нанесения внезапного удара с тыла.

Огонь морских пехотинцев внес замешательство в ряды противника, который потерял несколько десятков солдат и офицеров. Против группы Торцева были брошены два взвода солдат. Ряды морских пехотинцев поредели. Вражеская пуля сразила пулеметчика. Тогда раненый Торцев сам лег за пулемет и стрелял, пока не кончились патроны. К этому времени в живых оставался он один. Когда немцы подошли близко, Торцев поднялся во весь рост, бросил гранату и упал, сраженный осколками вражеской мины.  

Потомственный северянин Александр Торцев погиб в период третьего наступления немецко-фашистских войск на мурманском направлении.

“Враг не овладел высотой, она осталась советской. Подошедшая помощь нашла погибшего героя. Лицом к врагу у пулемета лежал политрук, младший лейтенант Александр Торцев… На самой вершине только что отвоёванной высоты похоронили отважных бойцов… Пленные фашисты потом заявили: “Ваши моряки стреляют живые и мертвые”…” [4]

В военной газете "Патриот Родины" опубликовали стихотворение о подвиге Александра Торцева. Там были такие строки:

...Я знал твое сердце, Саша:
В нем капелька моря жила.
И где бы ты ни был, - вечно
В груди твоей билось море,
И эта морская сила
На подвиг тебя вела.
В смертельной неравной схватке
Погиб ты на бранном поле.
И будучи даже мертвым,
Оружье держал в руках!
Таким вот должно быть сердце,
Такой вот должна быть воля,
Такой вот должна быть ненависть,
У воина-моряка!

Геройский поступок северянина стал символом верности воинскому долгу, примером для сотен и тысяч моряков.

Похоронен в Долине Славы, недалеко от Мурманска, в братской могиле.На его родине по-прежнему стоит та же школа, где учился герой. Теперь она носит имя Александра Торцева. Именем храброго североморца названа так же одна из улиц города Северодвинска. В родном селе Жердь ему установлен памятник.

Приложение 4.

Демонстрационные слайды:

1.Титульный слайд.

2. Герои Советского Союза Устьянского района.

3. Высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза.

4. Орден Славы.




5. Галушин Прокопий Иванович.

6. Шанина Роза Егоровна.

7. Торцев Александр Григорьевич.

8. Монумент Победы.








9 - 10. Военные места Архангельска.

11. Достижения архангельских ученых.

12. Город Архангельск – город воинской славы.

















Список используемой литературы:


  1. Отдел культуры Устьянской районной администрации Устьянский районный краеведческий музей «…Этот день мы приближали как могли. Устьяки на фронте и в тылу», п.Октябрьский, 1995г.

  2. Памятники архангельского севера (сборник, составитель Ю.К. Новожилов), Архангельск, Сев. – Зап. кн. изд – во, 1983.

  3. Осипов В.Н. Солдаты Победы. Воспоминания участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. и краткие автобиографические зарисовки тружеников тыла, работавших в Устьянском районе. – Вельск, 2005.

  4. Научно–методический журнал « Классный руководитель» №1 ,Москва 2005г.

  5. Ресурсы интернета.






24