СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Северо-Запад: хозяйство урок в 9 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Северо-Запад: хозяйство урок в 9 классе»

Тема. Северо-Запад: хозяйство.

Цели:

Раскрыть особенности хозяйства Северо-Запада. Выяснить, как экономические связи повлияли на специализацию района. Выяснить, как изменилось положение Северо-Запада после распада СССР. Определить особенности сельской местности Северо-Запада. Дать характеристику Калининградской области.

Основное содержание: хозяйство Северо-Запада. Отрасли специализации. Изменение специализации района во времени. Влияние экономических связей на развитие хозяйства. Сельская местность Северо-Запада.

Ценностный компонент урока: отношение учащихся к проблемам Северо-Запада; создание ситуаций ценностного обмена противоположными смыслами.

Оборудование: демонстрационная карта Северо-Западный и Северный районы России (экономическая), географические   атласы для учащихся, учебники.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой блок.

1) В состав какого федерального округа входит Северный район. (Северо-Западный).

2) Назовите административный центр Северо-Западного федерального округа. (г. Санкт-Петербург)

3) Что входит в состав Северного района?

4) Охарактеризуйте ЭГП района. (Выгодное, т.к район граничит с развитыми государствами Норвегией, Финляндией и самыми мощными в хозяйственном отношении районами страны- Центральным и Северо-Западным. Имеет выход к Баренцеву и Белому морям. Здесь находится 2 крупных порта- Мурманск и Архангельск. С Центральным экономическим районом связывает водный путь по р. Волге).

5) Назовите единственный незамерзающий порт Европейского Севера, объясните причину этого явления. (Мурманскк, т.к. теплое Северо-Атлантическое течение омывает берега)

6) Назовите главные особенности природных условий Европейского Севера (Вечная мерзлота, заболоченность, суровый климат).

7) Богат ли регион природными ресурсами? Какими?

III. Изучение нового материала

1. Факторы формирования района

– Вспомните, какие факторы повлияли на формирование Северо-Западного экономического района в целом?

– Приморское положение (выход в Балтийское море, через Финский Залив)

– Приграничное положение (граничит со странами Европы)

– Столичное положение г. Санкт-Петербурга (с 1712– 1918гг.– 200 лет)

– В каких городах Северо-Запада стала зарождаться экономика?

– Великий Новгород, Псков.

– Какие причины тому послужили?

– Через территорию проходил торговый путь “Из варяг в греки”, а города

В.Новгород и Псков входили в Ганзейский торгово-политический союз Северной Германии, который осуществлял посредническую торговлю между Западной, Восточной, и Северной Европой, в этих городах были конторы Ганзы.

– Основные занятия людей?

– Ремесло, торговля.

– Какое важное историческое событие в этом районе происходит в 1703 году?

– На пустом месте царь Пётр 1“прорубает окно в Европу”, строится

Санкт- Петербург.

2. Ведущие отрасли хозяйственной специализации, факторы, определившие их размещение, проблемы, возникающие при взаимодействии человека и природы.

Работа с экономической картой

– Как вы думаете, что же сейчас представляет собой данный экономический район, какие отрасли хозяйства здесь развиты?

– Здесь развиваются различные отрасли промышленности, много центров машиностроения, химической промышленности, развита лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, есть предприятия лёгкой и пищевой отрасли, на юго-западе района существуют льнозаводы.

– Выделите отрасли хозяйственной специализации, которые, по-вашему, составляют основу данного района (учебник стр. 85).

– Машиностроение, химическая промышленность, АПК.


Составьте характеристику машиностроения Северо-Западного района по плану:

1.Назовите отраслевой состав машиностроения (Машиностроение и металлообработка, судостроение и судоремонт, производство военных судов).

2. Какие факторы определили данную специализацию?

а) ориентация на передовую науку; г) потребительский; б) трудоемкость; д) транспортный.

в) металлоёмкость (обоснуйте своё решение)

3. Назовите и покажите центры машиностроения и продукцию, которую они выпускают. (С.Петербург, В.Новгород, Псков, В.Луки, Выборг, Калининград).

-Энергетическое оборудование для разных типов электростанций – “Ижорский завод”, объединение “Электросила”, “Кировский завод”, “Металлический завод”

– Судостроительные предприятия: военные суда, танкеры, сухогрузы, рыболовецкие траулеры.

– Оптико-механическое объединение “Ломо”: фотоаппараты, телескопы, оптические приборы для подводных лодок, танков.

-Объединение “Светлана”: электронное оборудование.

– г. Выборг: плавучие платформы для добычи нефти и газа на шельфе.

4. Как вы думаете, возникают ли какие-то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России?

(Экологические проблемы, связанные с загрязнениями атмосферы и гидросферы)

Характеристика химической промышленности Северо-Запада России.

1.Назовите отраслевой состав химической промышленности района(Химическая, нефтеперерабатывающая, производство минеральных удобрений).

2.Какие из перечисленных факторов определили данную специализацию?

а) потребительский; в) обеспеченность сырьём, водой, дешёвой электроэнергией;

б) сырьевой; г) экологический (обоснуйте своё решение).

3.Назовите и покажите центры и продукцию, которую они выпускают.

(С.Петербург, Н.Новгород, Бокситогорск, Волхов, Кингисепп, Сланцы).

– Изделия из резины, шины, обувь– “Красный треугольник”.

– Разнообразные удобрения.

– Бензин, дизельное топливо, смазочные масла– Кириши (нефтепровод).

4.Как вы думаете, возникают ли какие то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России? Какие?

(Экологические проблемы, связанные с загрязнением вод и воздуха)

Характеристика АПК (сельского хозяйства) Северо-Западного района России.

Каковы природные предпосылки для развития сельского хозяйства: характер рельефа, особенности климата? (Равнинный рельеф – Русская равнина, умеренно-континентальный климат, с умеренно холодной зимой и нежарким летом, достаточное, даже избыточное увлажнение – дают хорошие предпосылки для развития АПК. Проблемы возникают при обработке почвы – территория подвергалась оледенению, избыточное увлажнение территории).

  1. Состав отрасли: растениеводство, животноводство. ( Льноводство, зерновое хозяйство – выращивание ржи, овощеводство, картофелеводство. Молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, пригородное хозяйство).

  2. Особенности размещения. ( северо-запад района – овощеводческий с молочным животноводством и свиноводством, юго-восток и Калининградская область – льно – животноводческий, с картофелеводством).

  3. Центры пищевой ( Невель, Остров, Псков, С.Петербург, Калининград – маслосыродельная, рыбная), и лёгкой промышленности ( Опочка, Псков, Невель, Остров, Старая Русса – лёгкая и льняная )и их продукция.

  4. Как вы думаете, возникают ли какие то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России? ( Заболоченность почв, необходимы мелиоративные работы – последствия ледника, в связи с интенсивной с/х деятельностью наблюдается истощение почв).

 Свободная экономическая зона “Янтарь” 

Сообщение учащегося

– Калининградская область стала анклавом России после распада СССР. Анклав это часть территории страны, окружённая со всех сторон территорией других государств. Но Калининградская область с одной стороны имеет морской берег, а если анклав имеет морской берег, его называют полуанклав.

Калининградская область является свободной экономической зоной – СЭЗ.

СЭЗ Калининградской области называется “Янтарь” ( в области находится единственный в мире карьер по добычи янтаря). Ежегодно здесь добывается более 1000 т. янтаря. Из прозрачных экземпляров этой окаменевшей древней смолы деревьев изготавливают ювелирные украшения. Особо ценны экземпляры с древними насекомыми, застывшими внутри янтаря. Крошки янтаря используют как удобрение.

 

IV.Закрепление:

– Что значит Северо-Западный экономический район для России сейчас?

– Как вы оцениваете его экономическое развитие?

– Существуют ли проблемы в районе?


V. Домашнее задание: § 21; в.


VI. Рефлексия

– Как вы оцениваете свои знания, которые получили на уроке?

-Глубокие знания.

- Предстоит осмыслить.

- Осознанные знания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!