С. А. Северов, учитель русского языка и литературы ГУО «Крошинская средняя школа» Барановичского района Брестской области
Тестовые работы по русской литературе
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Вариант I
В центре комедии «Недоросль» три темы. Выберите из предложенных правильные варианты:
а) крепостное право;
б) воспитание молодёжи;
в) война и мир;
г) самодержавие;
д) декабристы;
е) поэт и его предназначение.
В течение какого времени происходит действие в комедии:
а) 1 сутки;
б) 2 суток;
в) 1 неделя;
г) 1 месяц;
д) 1 год?
В соответствии с правилами классицизма основные герои:
а) только положительные;
б) только отрицательные;
в) положительные и отрицательные.
К передовым дворянам в пьесе относятся (выберите несколько вариантов ответа):
а) Простакова;
б) Правдин;
в) Стародум;
г) Цыфиркин;
д) Софья;
е) Милон.
В комедии использована линейная композиция. Соотнеси цифры и буквы в столбцах.
1. Экспозиция | А. Приезд Милона, Стародума и Правдина |
2. Завязка | Б. Имение Простаковой взято под опеку государства |
3. Развитие действия | В. Сцена примерки кафтана Митрофаном |
4. Кульминация | Г. Похищение Софьи |
5. Развязка | Д. Получение письма Софьей |
Какая фраза из комедии стала крылатой:
а) «И сегодня матушка всё утро изволила провозиться с холопами»;
б) «Эта? (дверь) Прилагательна... Потому что она приложена к своему месту!»;
в) «Не хочу учиться, хочу жениться!»;
г) «Среди людей всяк меня умнее, а среди свиней я самый умный»?
Соотнесите качество характера и характеристику с персонажем пьесы.
1. Скотинин | А. Деспотична, уверена в своей безнаказанности, льстива, нагла, груба |
2. Милон | Б. Воплощение жадности |
3. Простакова | В. Гуляка, страстный любитель табака, бездарный невежда, бывший конюх |
4. Вральман | Г. Честный, справедливый чиновник |
5. Правдин | Д. Благородный, честный, порядочный, воспитанный молодой офицер |
Кто в пьесе назвал учителей Митрофана невеждами:
а) Милон;
б) Правдин;
в) Стародум;
г) Софья;
д) Митрофан?
Действующее лицо в произведении, которое не принимает активного участия в развитии сюжета, но даёт морально-этическую оценку действиям других героев, близкую авторской, называется:
а) режиссёр;
б) резонёр;
в) драматург;
г) писатель;
д) рассказчик.
Грамматике Митрофанушку обучает недоучившийся семинарист епархии Кутейкин. Почему Фонвизин дал этому учителю именно такую фамилию? Что она обозначает, о чём нам «рассказывает»?
Вариант II
Формально комедия следует правилам классицизма. Выберите из предложенных правильные варианты ответа:
а) В пьесе используется речь героев, характерная для «высокого штиля»;
б) сюжет развивается вокруг Правдина и Стародума;
в) действие происходит в одном месте — в доме Простаковых;
г) автор использует «говорящие» фамилии в качестве одного из приёмов создания образов;
д) действие происходит в течение одних суток.
К положительным героям комедии относятся:
а) Стародум;
б) Простакова;
в) Простаков;
г) Правдин;
д) Милон;
е) Митрофан;
ж) Софья.
Учителя в комедии — это:
а) Прав дин;
б) Цыфиркин;
в) Милон;
г) Кутейкин;
д) Вральман;
е) Скотинин.
Митрофан в переводе на русский язык означает:
а) похожий на мать;
б) похожий на отца;
в) единоличник;
г) недоросль.
В доме Простаковых всем заправляет:
а) Кутейкин;
б) Простакова;
в) Митрофан;
г) Правдин;
д) Софья;
е) Простаков.
6. Соотнесите героя и его слова.
1. Скотинин | А. «...Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому...» |
2. Митрофан | Б. «Я отроду ничего не читывал...» |
3. Простакова | В. «Не хочу учиться, хочу жениться!» |
4. Стародум | Г. «С умными лютьми не свясыфайся, так и пудет плаготенствие пожие» |
5. Вральман | Д. «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят ещё и деньги невеждам-учителям?..» |
7. Учителя в пьесе являются людьми:
а) образованными;
б) малограмотными.
8. Приверженец петровских преобразований; его идеал монарха — государь, который думает о благе своих подчинённых. Сам отказался от службы при дворе, увидев его порочность. О ком идёт речь:
а) о Правдине;
б) о Милоне;
в) о Простакове;
г) о Стародуме;
д) о Митрофанушке?
9. Столкновение противоположных мнений, позиций, жизненных идеалов и т. п. называется:
а) композиция;
б) кульминация;
в) конфликт;
г) трагедия;
д) метафора.
10. Расскажите о конфликте в комедии «Недоросль».
Ответы к тестовой работе «Д. И. Фонвизин. Комедия “Недоросль”»
Вариант I | Вариант II |
1. а, б, г | 1. в, г, д |
2. а | 2. а, г, д, ж |
3. в | 3. б, г, д |
4. б, в, д, е | 4. а |
5. 1В, 2Д, ЗА, 4Г, 5Б | 5. б |
6. В | 6. 1Б, 2В, ЗА, 4Д, 5Г |
7. 1Б, 2Д, ЗА, 4В, 5Г | 7. б |
8. в | 8. г |
9. б | 9. в |
10. Фамилия происходит от слова «кутья» — блюдо, которое у славянских народов принято подавать на похороны, поминки. Кутейкин — отжившее явление, таких, как он, давно пора «похоронить», то есть забыть. | 10. Внешний (личный) конфликт — любовный. Внутренний (социальный) конфликт — социально-нравственный. |