М. Н. Станцель
Подготовка к ОГЭ по обществознанию.
Сфера духовной культуры
Тетрадь-тренажёр
2020
ТЕМА II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Сфера духовной культуры и ее особенности
1. Заполните пропуски в тексте:
Духовная сфера включает ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. К духовным ценностям относятся ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Духовные ценности отличаются от материальных __________________________________. Созданием, сохранением и распространением духовных ценностей занимаются __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Достижения культуры создаются, сохраняются и распространяются в _________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Наука в жизни современного общества
1. Сформулируйте определение понятия:
Наука – ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Назовите любые три функции науки, каждую проиллюстрируйте примером:
1. ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Заполните схему:
4. Раскройте смысл понятия «этика науки»:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Назовите 3 любые специфические черты научных знаний, поясните каждую:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
1. Запишите понятие:
_______________________________ – процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям человеческого общества; результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, необходимых для жизни в обществе
2. Сформулируйте цели образования:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите любые три функции образования, каждую проиллюстрируйте примером:
1. ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите любые три направления развития образования, каждое проиллюстрируйте примером:
1. ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Назовите любые три принципа образования, каждое поясните:
1. ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Заполните таблицу:
Система образования в РФ |
Общее образование | Профессиональное образование |
_____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ | ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
7. Что входит в систему дополнительного образования: ___________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Объясните, почему самообразование играет большую роль:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Формированию каких личностных качеств должна способствовать система образования в условиях информационного общества? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
1. Сформулируйте определение понятия:
Религия– ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
2. Заполните схему:
__________________
_______________________
__________________
3. Охарактеризуйте роль религии:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
4. Запишите понятие:
__________________________________ – объединение верующих одной религии
5. В каких двух смыслах используется понятие «церковь»?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
6. Сопоставьте понятия и их определения:
А. Свобода совести | отказ от веры в существование бога, отрицание религии |
Б. Свобода вероисповедания | право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом |
В. Атеизм | право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать или отказаться от религии, встав на позиции атеизма |
Ответ:
Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
1. Дайте определения понятий:
Этика – ______________________________________________________________________
Мораль – ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Охарактеризуйте моральные категории «добро» и «зло»:
ДОБРО | ЗЛО |
_____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ | _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ |
_____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ | _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ |
3. Сформулируйте «золотое правило морали»:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заполните таблицу:
Мораль и нравственность |
общее |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
различия |
Мораль | Нравственность |
_____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ | _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ |
5. Дайте определения понятий:
Долг – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Совесть – ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гуманизм – __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Патриотизм – ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гражданственность – _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В каких двух значениях используется понятие «гражданин»?
ГРАЖДАНИН |
_____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ | _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ |
11