СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сфера искусства Петровской России

Нажмите, чтобы узнать подробности

С приходом к власти Петра I начинается новая культурная эпоха России. Изменяется не только само искусство и но отношение к нему. У художников и архитекторов  появляется больше свободы в творчестве, совершенствуются новые техники, появляются новые стили и жанры.

Просмотр содержимого документа
«Сфера искусства Петровской России»

Сфера искусства в Петровской России

Сфера искусства в Петровской России

 В XVIII веке на смену средневековой культуре, основанной на традиционном религиозном мировоззрении приходит новая культура. Среди ее отличительных черт можно назвать: Светское направление; Рационалистическое мировоззрение; Внимание к человеческой личности. Демократизм, открытость в контактах с культурами других стран. Иоганн Готфрид Таннауэр. «Пётр I в Полтавской битве», 1724

В XVIII веке на смену средневековой культуре, основанной на традиционном религиозном мировоззрении приходит новая культура. Среди ее отличительных черт можно назвать:

  • Светское направление;
  • Рационалистическое мировоззрение;
  • Внимание к человеческой личности.
  • Демократизм, открытость в контактах с культурами других стран.

Иоганн Готфрид Таннауэр. «Пётр I в Полтавской битве», 1724

АРХИТЕКТУРА  В начале XVIII века в искусстве продолжает господствовать стиль  барокко . В России, преимущественно в Санкт-Петербурге, широко использовалось петровское барокко, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской архитектуры Кадриорг (Екатериненталь), Николо Микетти,1718-1727 гг., Таллин.

АРХИТЕКТУРА

В начале XVIII века в искусстве продолжает господствовать стиль  барокко . В России, преимущественно в Санкт-Петербурге, широко использовалось петровское барокко, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской архитектуры

Кадриорг (Екатериненталь), Николо Микетти,1718-1727 гг., Таллин.

 Для строительства Петербурга были приглашенными европейские архитекторы из разных стран, что предопределило смесь итальянского, немецкого и голландского в облике столицы. Для строительства Петропавловской крепости Петр пригласил итальянского архитектора Доменико Трезини. Главным украшением крепости был Петропавловский собор с острым высоким шпилем. Церковь представляла в плане базилику, то есть вытянутый к алтарю храм без четкого центра. Это было не свойственно православным храмам.  Петр сосредотачивал все свои архитектурные усилия в Петербурге, так что другие города оставались практически не затронуты новыми веяниями. В целом, русские города, не говоря уже о деревнях, сохранили свой допетровский облик и характер жизни. Доменико Трезини

Для строительства Петербурга были приглашенными европейские архитекторы из разных стран, что предопределило смесь итальянского, немецкого и голландского в облике столицы. Для строительства Петропавловской крепости Петр пригласил итальянского архитектора Доменико Трезини. Главным украшением крепости был Петропавловский собор с острым высоким шпилем. Церковь представляла в плане базилику, то есть вытянутый к алтарю храм без четкого центра. Это было не свойственно православным храмам.

Петр сосредотачивал все свои архитектурные усилия в Петербурге, так что другие города оставались практически не затронуты новыми веяниями. В целом, русские города, не говоря уже о деревнях, сохранили свой допетровский облик и характер жизни.

Доменико Трезини

Петропавловская церковь в Ярославле — редкий пример петровского барокко в провинции, 20-е гг. XVIII в. Петропавловский собор, Доменико Трезини, 1712-1733, Санкт-Петербург Храм апостолов Петра и Павла в Басманной слободе, Зарудный И.П, Мичурин И.Ф., 1705-1728, Москва

Петропавловская церковь в Ярославле — редкий пример петровского барокко в провинции, 20-е гг. XVIII в.

Петропавловский собор, Доменико Трезини, 1712-1733, Санкт-Петербург

Храм апостолов Петра и Павла в Басманной слободе, Зарудный И.П, Мичурин И.Ф., 1705-1728, Москва

Живопись   Живопись претерпевает большие изменения, складывается станковая картина с её смысловыми и композиционными особенностями. Человеческие фигуры начинают изображать согласно верным принципам анатомии, совершенствуются. Происходит сложение жанра светского портрета. Первые портреты русских мастеров схожи с парсуной. Парсуна отходит от колористического изобилия XVII века, однако скрупулёзная передача орнамента и деталей костюма сохраняется, придавая полотнам повышенное декоративное звучание Неизвестный художник. Портрет Г. Чернышева

Живопись 

Живопись претерпевает большие изменения, складывается станковая картина с её смысловыми и композиционными особенностями. Человеческие фигуры начинают изображать согласно верным принципам анатомии, совершенствуются. Происходит сложение жанра светского портрета. Первые портреты русских мастеров схожи с парсуной. Парсуна отходит от колористического изобилия XVII века, однако скрупулёзная передача орнамента и деталей костюма сохраняется, придавая полотнам повышенное декоративное звучание

Неизвестный художник. Портрет Г. Чернышева

 Пенсионерство при Петре I. Петр не только активно приглашал зарубежных художников и архитекторов на работу в Россию, но и отправлял русских людей знакомиться с европейским искусством.  Наиболее способных отправляли обучаться как пенсионеров, т.е. за государственный счет, «пенсион». Первые посланцы – художники братья Никитины, Михаил Захаров и Федор Черкасов в 1716 г. отправились в Италию, Андрей Матвеев как личный пенсионер Петра и Екатерины уехал в Голландию. Работы Ивана Никитича Никитина

Пенсионерство при Петре I. Петр не только активно приглашал зарубежных художников и архитекторов на работу в Россию, но и отправлял русских людей знакомиться с европейским искусством.  Наиболее способных отправляли обучаться как пенсионеров, т.е. за государственный счет, «пенсион». Первые посланцы – художники братья Никитины, Михаил Захаров и Федор Черкасов в 1716 г. отправились в Италию, Андрей Матвеев как личный пенсионер Петра и Екатерины уехал в Голландию.

Работы Ивана Никитича Никитина

Работы Андрея Матвеевича Матвеева

Работы Андрея Матвеевича Матвеева

Гравюра В первой четверти XVIII в. Особо популярна стала гравюра. Из-за своей дешевизны они получили широкое распространение. Их использовали в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером в этом направлении был А. Ф. Зубов. Он прославился своими баталиями и видами Петербурга.  Баталия про Гренгаме 27 июля 1720 года Васильевский остров

Гравюра

В первой четверти XVIII в. Особо популярна стала гравюра. Из-за своей дешевизны они получили широкое распространение. Их использовали в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером в этом направлении был А. Ф. Зубов. Он прославился своими баталиями и видами Петербурга. 

Баталия про Гренгаме 27 июля 1720 года

Васильевский остров

 С приходом к власти Петра I начинается новая культурная эпоха России. Изменяется не только само искусство и но отношение к нему. У художников и архитекторов появляется больше свободы в творчестве, совершенствуются новые техники, появляются новые стили и жанры.  Переход к светским формам художественного творчества в России по сравнению с европейскими странами происходил позже, но гораздо быстрее и активнее. Поэтому новое русское искусство очень скоро обрело профессиональную зрелость.  Многие искусствоведы подчеркивают, но не смотря на такой взлет русского искусства, культура петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции патриархальной Руси. Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Остальную часть населения изменения в искусстве никак не затрагивали.

С приходом к власти Петра I начинается новая культурная эпоха России. Изменяется не только само искусство и но отношение к нему. У художников и архитекторов появляется больше свободы в творчестве, совершенствуются новые техники, появляются новые стили и жанры.

Переход к светским формам художественного творчества в России по сравнению с европейскими странами происходил позже, но гораздо быстрее и активнее. Поэтому новое русское искусство очень скоро обрело профессиональную зрелость.

Многие искусствоведы подчеркивают, но не смотря на такой взлет русского искусства, культура петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции патриархальной Руси. Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Остальную часть населения изменения в искусстве никак не затрагивали.