Сфера искусства в Петровской России
В XVIII веке на смену средневековой культуре, основанной на традиционном религиозном мировоззрении приходит новая культура. Среди ее отличительных черт можно назвать:
- Светское направление;
- Рационалистическое мировоззрение;
- Внимание к человеческой личности.
- Демократизм, открытость в контактах с культурами других стран.
Иоганн Готфрид Таннауэр. «Пётр I в Полтавской битве», 1724
АРХИТЕКТУРА
В начале XVIII века в искусстве продолжает господствовать стиль барокко . В России, преимущественно в Санкт-Петербурге, широко использовалось петровское барокко, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской архитектуры
Кадриорг (Екатериненталь), Николо Микетти,1718-1727 гг., Таллин.
Для строительства Петербурга были приглашенными европейские архитекторы из разных стран, что предопределило смесь итальянского, немецкого и голландского в облике столицы. Для строительства Петропавловской крепости Петр пригласил итальянского архитектора Доменико Трезини. Главным украшением крепости был Петропавловский собор с острым высоким шпилем. Церковь представляла в плане базилику, то есть вытянутый к алтарю храм без четкого центра. Это было не свойственно православным храмам.
Петр сосредотачивал все свои архитектурные усилия в Петербурге, так что другие города оставались практически не затронуты новыми веяниями. В целом, русские города, не говоря уже о деревнях, сохранили свой допетровский облик и характер жизни.
Доменико Трезини
Петропавловская церковь в Ярославле — редкий пример петровского барокко в провинции, 20-е гг. XVIII в.
Петропавловский собор, Доменико Трезини, 1712-1733, Санкт-Петербург
Храм апостолов Петра и Павла в Басманной слободе, Зарудный И.П, Мичурин И.Ф., 1705-1728, Москва
Живопись
Живопись претерпевает большие изменения, складывается станковая картина с её смысловыми и композиционными особенностями. Человеческие фигуры начинают изображать согласно верным принципам анатомии, совершенствуются. Происходит сложение жанра светского портрета. Первые портреты русских мастеров схожи с парсуной. Парсуна отходит от колористического изобилия XVII века, однако скрупулёзная передача орнамента и деталей костюма сохраняется, придавая полотнам повышенное декоративное звучание
Неизвестный художник. Портрет Г. Чернышева
Пенсионерство при Петре I. Петр не только активно приглашал зарубежных художников и архитекторов на работу в Россию, но и отправлял русских людей знакомиться с европейским искусством. Наиболее способных отправляли обучаться как пенсионеров, т.е. за государственный счет, «пенсион». Первые посланцы – художники братья Никитины, Михаил Захаров и Федор Черкасов в 1716 г. отправились в Италию, Андрей Матвеев как личный пенсионер Петра и Екатерины уехал в Голландию.
Работы Ивана Никитича Никитина
Работы Андрея Матвеевича Матвеева
Гравюра
В первой четверти XVIII в. Особо популярна стала гравюра. Из-за своей дешевизны они получили широкое распространение. Их использовали в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером в этом направлении был А. Ф. Зубов. Он прославился своими баталиями и видами Петербурга.
Баталия про Гренгаме 27 июля 1720 года
Васильевский остров
С приходом к власти Петра I начинается новая культурная эпоха России. Изменяется не только само искусство и но отношение к нему. У художников и архитекторов появляется больше свободы в творчестве, совершенствуются новые техники, появляются новые стили и жанры.
Переход к светским формам художественного творчества в России по сравнению с европейскими странами происходил позже, но гораздо быстрее и активнее. Поэтому новое русское искусство очень скоро обрело профессиональную зрелость.
Многие искусствоведы подчеркивают, но не смотря на такой взлет русского искусства, культура петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции патриархальной Руси. Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Остальную часть населения изменения в искусстве никак не затрагивали.