Обществознание, 8 класс
Урок № 04
Глава II
СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Сфера
духовной
жизни
Д.З.: § 6, ?? (с.53-54), задания (с.54), «Вспомним» к §7
© А.И. Колмаков
Задачи урока:
- Познакомить учащихся со структурой духовной сферы общества, путями приобщения человека к культуре и процессами, происходящими в современной культурной жизни России.
- Способствовать осознанию учащимися относительной целостности духовной сферы общественной жизни, привлекательности духовных ценностей, созидаемых в обществе, их влияния на культуру отдельной личности и всего социума.
- Совершенствовать умение определять сущностные характеристики духовной культуры; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления, оценки культурных явлений современного общества.
- Создать условия для освоения учащимися роли хранителей и ценителей культуры своей страны.
- Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: использование различных источников научной и текущей информации для характеристики процессов, типичных для современной культурной жизни страны, своего региона; парная или проектная работа (в зависимости от выбранного учителем варианта проведения урока).
Знать и уметь (УУД)
- Определять сущностные характеристики понятия «культура».
- Различать и описывать явления духовной культуры.
- Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников.
- Характеризовать духовные ценности российского народа.
- Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии
Понятия, термины
- духовная сфера общества;
- культура;
- компоненты и формы,
- разновидности и функции культуры;
- религия;
- искусство
Изучение нового материала
- Сфера духовной жизни и её особенности.
- Культура личности и общества.
- Диалог культур как черта современного мира.
- Тенденции развития духовной культуры в современной России
Вспомним. Подумаем.
- ВСПОМНИМ. В чём проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни? Что составляет духовный мир человека? Почему культура нашей страны называется многонациональной?
- ПОДУМАЕМ. Что объединяет понятия «культурное растение» и «культурный человек»? Почему нет «царского» пути в культуре?
Основные особенности духовной сферы:
характеристики
Приведите примеры
1) сложный характер (сфера включает ряд подсистем, в которых реализуется творческая природа человека и его деятельности по производству, сохранению и распространению духовных ценностей);
2) реализация функций духовной культуры в творческой профессиональной и самодеятельной активности человека;
3) творческая природа человека и его деятельности по производству, сохранению и функционированию социальных институтов и организаций, профессионально занятых духовной деятельностью.
Основные особенности духовной сферы:
характеристики
Приведите примеры
1) сложный характер (сфера включает ряд подсистем, в которых реализуется творческая природа человека и его деятельности по производству, сохранению и распространению духовных ценностей);
2) реализация функций духовной культуры в творческой профессиональной и самодеятельной активности человека;
Нравственность, наука, познание, религия, искусство, культура, воспитание, просвещение, право, философия, этика, эстетика, мифология, литература
3) творческая природа человека и его деятельности по производству, сохранению и функционированию социальных институтов и организаций, профессионально занятых духовной деятельностью.
Писатель, поэт, артист, сотрудник музея, экскурсовод, учитель, преподаватель, художник, хореограф, священнослужитель
Библиотеки, архивы, школы, вузы, театры, клубы, филармонии, музеи, храмы, кино и т.д.
Духовная сфера = культура
1. Слово « Культура » (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»
2. « Культура » - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
3. « Культура» - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)»- американский культуролог
М. Херсковиц
Компоненты культуры
Формы культуры
- Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке
- Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей
- Народная – анонимность, коллективность, первичность
- Экранная – видео, компьютеры
Разновидности культуры
- По мнению большинства исследователей разновидностей три :
- Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества
- Субкультура (от лат. Sub- под ) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
- Контркультура (от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре
Функции культуры
- Гуманистическая
- Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом
- Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной
- Познавательная (гносеологическая)
- Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей
- Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней
Религия (лат. Religae - связывать)
Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом
Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом
Функции религии
- Мировоззренческая - создание религиозной картины мира
- Компенсаторная , снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни
- Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению
- Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих
Религия существует в различных формах
Искусство - это сфера духовно-практической деятельности , которая направлена на художественное постижение и освоение мира
Мастерство
Творческая деятельность
Произведения искусства
Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором
ВИДЫ ИСКУССТВА
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
ВРЕМЕННЫЕ
ЛИТЕРАТУРА
МУЗЫКА
ДУХОВНО-
ПРИКЛАДНЫЕ
АРХИТЕКТУРА
БАЛЕТ
СКУЛЬПТУРА
ДРАМА
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ЖИВОПИСЬ
ПАНТОМИМА
ГРАФИКА
ЦИРК
СИНТЕТИЧЕСКИЕ
Культура личности и общества
- Культура внешняя (создание человеком неодушевлённых вещей) и внутренняя (превращающаяся в достояние богатство человека);
- Пути постижения культуры: подлинный (самостоятельного глубокого проникновения в гуманистический смысл произведений) и поверхностный («коснуться до всего слегка учёным взглядом знатока»);
- Культурный человек – широкообразованный, порядочный, человечный
Духовная жизнь
Утверждение человеческого достоинства
в межличностном общении
Право человека на
духовную свободу
Человек способен быть нравственным,
справедливым, добрым, милосердным.
Каждый из нас является ценностью и
имеет право на уважение
В процессе жизни складываются
свои собственные взгляды
на жизнь - убеждения
Убеждения складываются
Человеческое достоинство есть
уважение к людям. Чувство
благодаря работе вашего ума,
собственного достоинства
вашим чувствам и оценкам
является формой самоконтроля.
Международный пакт о гражданских и
политических правах устанавливает
ограничение свободы мысли в двух
условиях: 1. На основании закона
2. В целях охраны общественной
безопасности
Человек ,обладающий чувством
собственного достоинства, общается
на равных, т.к. для него характерны
терпимость и самоуважение
Достоинство человека и подлинно человеческое общение между людьми –
нерасторжимые понятия. Достоинство реализуется лишь в общении ,
а подлинно человеческое общение утверждает и развивает
чувство собственного достоинства
Развитие культуры в современной России
- Освобождение от господства одной идеологии;
- Государство перестало быть единственным источником финансирования культуры (коммерциализация культура: ++, --);
- Доступность массового пользования достижениями культуры;
- Уникальность российской культуры: многонациональность, многоконфессиональность, палитра традиций, обычаев, моральных норм, эстетических вкусов
Проверь себя
- Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира?
- Что представляет собой духовная сфера?
- Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
- Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Литература
- Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
- Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
- Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
- Иллюстрации из сети Интернет.
- Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2017. — 191, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
©шаблон презентации, источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: http://pedsovet.su/