СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шаблон конспекта по внеклассному мероприятию. Я гражданин России. 3 класс. Дэм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Шаблон конспекта по внеклассному мероприятию. Я гражданин России. 3 класс. Дэм»

ФИО участника экзамена

Остапенко Марина Денисовна

Тема мероприятия

«Я-гражданин России»

Цель мероприятия

Организация деятельность по формированию патриотизма у учащихся 4 класса

Задачи мероприятия

1. Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан;

2. Развивать познавательный интерес к своей Родине и известным людям России;

3. Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.

Форма (ы) мероприятия

Игра по станциям

Методы и средства воспитания, используемые в мероприятии

Методы: Словесные (беседа, рассказ, объяснение) Наглядные (демонстрация, слайды)


Средства: маршрутные листы, канцелярия, флаг, карточки

Ход внеклассного мероприятия

Этап планируемого мероприятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность обучающихся

Подготовительный этап

Приветствует учащихся. Мотивирует на дальнейшую деятельность. Проверяет готовность к игре.



Вводное слово классного руководителя.

Послушайте стихотворение.

Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин России!
И, если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь! 

Организует определение темы и цели занятия

- Какая главная мысль этого стихотворения?


- Верно. Какая тема сегодняшнего занятия?


- Какую цель поставим на занятие?



Объясняет суть игры по станциям

-Сегодня я предлагаю вам пройти маршрутами игры «Россия – Родина моя».

Вам предстоит путешествие по станциям, на которых вы должны будете проявить находчивость, смекалку и показать знания о нашей стране.

Но перед тем как получить маршрутные листы, ваша задача придумать название команды и девиз


Спрашивает названия команды у учащихся


Разъясняет распределение ролей в команде

Ваша главная задача распределить роли в команде.

«Хранители тишины»-отвечают за тишину в команде, особенно пи выполнении заданий.

«Хранитель времени»-следит за временем выполнения заданий и переходов от одной станции к другой

«Капитан»-ведет за собой команду, поддерживает каждого участника

«Хранитель маршрутного листа»-следит за тем, чтобы маршрутный лист не потерялся, не порвался и на нем, были отмечены пройдённые станции.

«Зажигалочки» -мотивирует всех, поддерживает эмоционально-положительный настрой в команде


Раздает маршрутные листы

У каждой команды будет свой маршрутный лист. Где будут написаны станции по очередности, ваша задача следить за тем, чтобы отмечено было то, где вы уже были.


Организует объяснение станций

Наша игра-путешествие будет проходить по станциям:

1. Станция «Флаг и герб России».

2. Станция «Гимн России».

3. Станция «Моя Родина – Россия».

4. Станция «Русские пословицы».

5. Станция «Русские загадки».

6. Станция «Русские сказки».

7. Станция «Праздничная».

На каждой станции вам будут заданы вопросы или даны задания. За

правильный ответ и хорошую работу команда получает баллы в маршрутный лист. На станциях будут стоять библиотекарь, учитель музыки, учитель по физкультуре, учитель ИЗО, педагог дополнительного образования, педагог-организатор.

Если вы готовы начать путешествие, хлопните один раз.

Приветствуют классного руководителя. Настраиваются на активную работу. Проверяют готовность к занятию.


Слушают классного руководителя






Слушают стихотворение










Формулируют ответ: Я-гражданин России. Моя родина-Русь

Формулируют тему: «Я – гражданин России»




Слушают классного руководителя


Слушают классного руководителя



Придумывают название команды и девиз:

Название: Граждане

Девиз: мы граждане России-идем всегда вперед

Мы граждане России- здесь каждый патриот



Распределяют роли:

ученик 1, 2, 9-хранители тишины

Ученик 3, 4, 10-хранители времени

ученик 5-капитан

ученик 6-хранитель маршрутного листа




Ученик 7,8,11-зажигалочки





Изучают маршрутные листы






Внимательно слушают классного руководителя










Слушают классного руководителя




Хлопают один раз

Основной этап

Станция 1. «Стартовая точка»-классный руководитель

Формулирует задание

Итак, начинаем наше путешествие.

Каждый гражданин своей страны должен знать государственные символы. Командам нужно найти в филворде слова, которые можно отнести к государству и государственные символы.

(Каждое слово – 1 балл)


К

А

Ь

Р

Ф

Л

О

Н

С

Т

И

А

Ч

В

Т

П

Т

Г

Г

Т

О

Г

У

Ж

Е

Б

Л

З

Ц

Я

Р

К

И

Г

И

М

Б

Ы

Ц

В

Я

Н

Щ

Э

А

И

Ф

Ч

Организует проверку задания, задавая вопросы

Какие слова нашли?

Назовите государственные символы.

2. Станция «Флаг и герб России»-библиотекарь

Как называлась наша первая станция?

На этой станции мы с вами вспомним всё, что вы знаете о флаге и гербе.

Предлагаю выполнить несколько заданий.



Побуждает к высказыванию о флаге

Что такое флаг?







Формулирует задание

Из предложенных заготовок бумаги разного цвета выберите нужные и выложите флаг России. (если вы справитесь за 1 минуту, то получаете 1 балл)

Что означают цвета российского флага?

Подводит учащихся к выводу

Цвета российского флага выбраны не случайно: белый - благородство; синий – верность и честность; красный – мужество, отвага, героизм, смелость.

Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. (демонстрация флага)

Побуждает к высказыванию о гербе

Что такое герб?



Назовите, что является гербом России?

Объясняет, что обозначает герб России

Орёл – символ вечности, уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии. Три короны – союз народов, живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.

Где мы встречаемся с изображением герба?





Организует задание

Из фрагментов составьте герб России (пазлы). (Если вы справитесь за 2 минуты, то получите 1 балл)

Подводит учащихся к выводу о том, что такое герб и флаг

3. Станция 2 «Гимн России»-учитель музыки

Как называется следующая станция?

В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн.

Побуждает учащихся к высказыванию о том, что такое гимн

Что такое гимн? 


Как нужно слушать гимн?




Кто знает авторов современного гимна?

Резюмирует

Автор современного текста гимна России – С. В. Михалков, музыку написал А.В. Александров.


Организует прослушивание гимна

Предлагаю послушать гимн России перед тем, как выполнить задание.


Напоминает правила прослушания гимна

Мы с вами повторили как нужно его слушать.


Какие чувства вызвало у вас прослушивание гимна?


Организует задание

Задание – восстановите текст гимна России. (получают карточку с текстом гимна и с пропущенными словами в тексте)

(Выполните все правильно за 3 минуты, ставится 1 балл)

Россия - …………………… наша держава!

Россия – любимая наша …………….!

………………………. Воля, великая слава –

Твое достоянье на все ……………………….



Славься, …………………… наше свободное –

Братских народов ………………….вековой.

…………………..данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы ………………… тобой!



От ………………… морей до ………………. Края

Раскинулись наши ………………… и поля.

……………ты на свете! ……………….. ты такая!

Хранимая Богом родная …………………………

Подводит учащихся к выводу

Мы с вами как достойные граждане должны гордиться, знать и чтить государственные символы: герб, флаг и гимн. Они являются частичкой каждого из нас и символами нашей необъятной Родины – России, которую мы должны почитать, любить и охранять. (воспитательный момент)

- Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие.

4. Станция 3 «Моя Родина – Россия»-учитель физкультуры

- Наша следующая станция называется «Моя Родина – Россия».

- Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.

Организует беседу

Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?



Откуда же произошло слово родина?

Подводит к выводу

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. От этого слова произошло и много других.

Организует задание

Первое задание для команд – подобрать как можно больше однокоренных

слов к слову «Родина», за каждое слово – 1 балл



Организует задание

Второе задание – Викторина. Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.

1. Как сейчас называется наше государство? 

2. Назовите столицу нашей Родины России?

3. Назовите Президента России.

4. Как называется самый главный документ граждан РФ, в котором

отражены все законы?

5. Какие крупные реки России вам известны?

9. Какая река считается главной рекой России и самой длинной в Европе?

5. Станция 4 «Русские пословицы»-педагог-организатор

На этой станции мы с вами вспомним русские пословицы. Что такое пословица?

Подводит к выводу

Пословицы – это краткие устойчивые изречения, употребляемые в разговорной речи для углубления ее смысла или для украшения. В пословицах отражается жизнь народа, особенности национального характера. Пословицы - коллективное творчество народа, и они употребляются в речи всем народом.

Много пословиц и поговорок сложено народом про нашу любимую Родину – Россию. Вот и сейчас задание командам – вспомнить пословицы и поговорки про Родину.

Организует задание

Вам будут даны пословицы. Нужно соединить части пословиц.

Пословицы: (За каждый ответ 1 балл)

Родимая сторона - мать,

Где кто родился,

Человек без Родины,

Своя земля

что соловей без песни.

и в горести мила.

чужая — мачеха.

там и пригодился.

Поводит к выводу

Чему посвящены пословицы?

- Термин, который передает смысл.

6. Станция 5 «Русские загадки»-педагог доп.образования

Загадки вы знаете с раннего детства. Русские загадки очень эмоциональны, в них много сравнений красочных определений, т.е. загадка – это поэтическое описание какого-либо предмета или явления, сделанное чтобы испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.

Организует задание

Задание: И сейчас я попрошу вас отгадать загадки про Россию. (За правильный ответ 1 балл)

1. Где белоствольные берёзки
Растут кругом под небом синим?
Они милы и так неброски,
Берёзки родом из… (России)

2. У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный … (Флаг)

3. На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (Гимн)

4. Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (Герб)

5. По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой. (Береза)

Рассказывает и символе «береза»
В переводе на русский язык название дерева означает «беречь», от слова «берегиня» (языческое божество у славян, которое они считали матерью всех известных духов и именно ее образ ассоциировался у людей с березкой).

8. Станция 6 «Русские сказки»

Мы уже с вами говорили на занятии что такое конституция. Повторим еще раз.

Конституция - это основной закон, свод законов по которым живёт государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей Конституции.

Побуждает к высказыванию

А как вы понимаете слова «права», «обязанности»?

- Какие права имеет гражданин России? Прочитаем вместе.

- Всеми этими правами человек обладает с самого своего рождения.

- А какие обязанности гражданина России вы знаете?

- Давайте прочитаем по цепочке основные обязанности.

- А сейчас чуть отдохнем - я предлагаю разобрать конституцию в сказках. За каждый ответ 2 балла.

1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?

2. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени?

3. Кто продал свою азбуку и не воспользовался правом на бесплатное обучение? (Буратино)

9. Станция 7 «Праздничная»

- Отдыхать мы любим все, но лучше всего это делать в праздники. А знаете ли вы их? Проверим. Совместите, пожалуйста, названия праздников и их даты. (За правильный ответ 1 балл)

23 февраля

9 мая

12 июня

1 мая

1 июня

День Победы

День защитников Отечества

Праздник Весны и Труда

День защиты детей

День России






Слушают задание














Отвечают: конституция, столица, флаг, гимн, герб

Отвечают: гимн, герб и флаг


Формулируют: стартовая точка


Слушают





Высказываются: Флаг — полотнище правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку.




Слушают


Выполняют задание: белый, синий красный


Предполагают: белый-благородство, синий-верность, красный-мужество




Слушают







Высказываются: Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города.


Предполагают: Герб России – золотой двуглавый орёл на фоне красного цвета.




Слушают



Отвечают: на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, на денежных знаках, почтовых марках, открытках.



Выполняют задание


Делают вывод: герб и флаг, 2 важнейших символа нашей страны


Отвечают: Гимн России



Слушают



Высказываются: гимн-торжественная песня и мелодия

Гимн слушают стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.


Предполагают: С.В. Михалков



Слушают




Слушают гимн


Называют: стоя, без головных уборов, не разговаривать

Отвечают: гордость за свою страну




Слушают



Выполняют задание. Вставляют пропущенные слова




















Делают вывод совместно с учителем










Слушают




Слушают








Предполагают: потому что, мы родились там


Предполагают: от слова родная, родня, род




Слушают




Слушают задание



Отвечают: родня, родословная, народ, родич, родители,



Слушают задание



Отвечают: Российская Федерация


Отвечают: Москва

Отвечают: В.В. Путин


Отвечают: Конституция


Отвечают: Волга, Дон, Амур, Енисей


Отвечают: Волга-протяженность около 3 530 км



Предполагают: творчество народа





Слушают





Слушают задание







Выполняют задание

Где кто родился-там и пригодился

Родимая сторона мать-чужая-мачеха

Своя земля и в горести мила

Человек без Родины-что соловей без песни




Отвечают: Любви к своей Родине


Отвечают: Патриотизм





Слушают





Слушают задание




Отвечают: России





Отвечают: Флаг




Отвечают: Гимн





Отвечают: Герб





Отвечают: береза






Слушают






Слушают



Слушают




Высказываются: то что ты можешь делать

Обязанности, то что ты должен делать

Вспоминают: право на жизнь, на свободу слова


Отвечают: Соблюдать законы, беречь природу





Отвечают: лягушка путешественница


Отвечают: Золушка


Отвечают: Буратино





Слушают задание




Выполняют задание

Заключительный этап

Подводят итоги

Вот и подошла к концу наша интеллектуально-познавательная игра «Россия – Родина моя». Посчитайте ваши баллы.

- Какая тема классного часа?

- Как называется наша Родина?

- Какие государственные символы есть у нашей страны?

- Какие права и обязанности граждан ты знаешь?

- Итак, какой вывод мы можем сделать? Почему мы должны гордиться и беречь нашу Родину?

Вывод: Я горжусь своей страной Россией за то, что она такая красивая и необъятная. Горжусь историей России, горжусь настоящим русским духом и русским характером. Горжусь тем, сколько Россия дала миру талантливых людей. Горжусь природой и природными богатствами.

- Что значит быть гражданином России?

Быть гражданином России — это значит быть его патриотом. Но свою родину нужно любить не на словах, а на поступках, так как только добрыми делами человек может доказать искреннюю любовь к своему государству, заботясь о природе, помогая людям, уважая права других.

Рефлексия

- Если вы считаете, что справились со всеми заданиями отлично и у вас не возникло трудностей, покажите солнышко. Если что-то не получалось, поднимите руку и расскажите о своих трудностях.