СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ШАХМАТНАЯ ДОСКА» план – конспект урока по программе И.Г. Сухина «Шахматы – школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка вводного занятия по шахматам 1-ый год обучения.

Просмотр содержимого документа
««ШАХМАТНАЯ ДОСКА» план – конспект урока по программе И.Г. Сухина «Шахматы – школе»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»





Тема :

«ШАХМАТНАЯ ДОСКА»

план – конспект урока

по программе И.Г. Сухина «Шахматы – школе»





Работу выполнила:

Чубукова Вера Ивановна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №3

г.Каменск-Шахтинский






Тема: Шахматная доска.

Цель: дать представление детям о шахматной доске.

Образовательная: создать условия для ознакомления с шахматной доской.
Развивающая: развитие наблюдательности, внимания, умения думать и составлять план действий, расширение кругозора учащихся;
Воспитательная: воспитание интереса к шахматам, привитие любви к шахматной игре;
Оборудование, дидактическое оснащение урока:
1. Демонстрационная магнитная доска;
2.Наборы шахматных фигур;
3. Комплекты учебников, автор И.Г. Сухин «Шахматы» 1 год обучения

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные УУД

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место

2.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

3.Принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные УУД

1.Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом учебных ситуаций.

Познавательные УУД

1.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы .

Личностные

1.Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

2. Умение анализировать свое эмоциональное состояние на конец урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат деятельности

УУД

Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!


Настрой на урок

Р1.



Л1

Актуализация знаний.























1.

–Чтобы понять , чем мы будем заниматься на уроке, предлагаю прослушать стихотворение.

Игра.

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

-Знаю я одну игру,-

Сказал ребятам Петя.

Где б я ни был и везде

В неё играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

С лон, конь и пешек ряд.

А возглавляет всех король-

Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!(Шахматы)
-Итак, чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?

Ребята, а что такое шахматы?

Какая это игра?

2.Давайте посмотрим волшебную сказку « Мудрые сказки тётушки Совы – Медвежонок Ых и цветы дружбы. Шахматы.»

Просмотр видео-материала «Мудрые сказки тётушки Совы – Медвежонок Ых и цветы дружбы. Шахматы.»











Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.












Просмотр видео-материала. Ответы на вопросы





Р3.


К1












П1



Изучение нового материала



















































































































Подведение итогов

урока.







Рефлексия


















Итак, что такое шахматы?( спортивная игра)


3.Мы с вами отправляемся в Волшебную сказочную страну.

Послушайте одну удивительную историю.

Учитель читает 1главу « Шахматная беседка» из книги И.Сухина « Приключения в Шахматной стране».

Текст приводится ниже.

«Если очень-очень захотеть научиться играть в шахматы, то желание непременно сбудется. И, возможно, ты попадешь в такую же волшебную историю, как и Юра...

Однажды ранним воскресным утром в Юрину квартиру позвонили. Юра открыл дверь и увидел девочку в клетчатом платьице.

– Здравствуй, Юра. Меня зовут Клеточка. Я приехала за тобой из Шахматной страны.

Девочка взяла Юру за руку и привела к велосипеду с тремя сидениями, шестью педалями и маленькими колесами. Клеточка села за руль. Юра примостился сзади.

Путешествие началось. Велосипед мчался с невероятной скоростью. Мимо мелькали города, леса, реки. С гулко бьющимся сердцем Юра ждал чего-то особенного и удивительного.

Вдруг Клеточка резко затормозила, и велосипед остановился перед красивой беседкой, похожей на башенку.

– Это Шахматная беседка. Здесь мы проведем первое занятие, – проговорила Клеточка.

Юра вслед за девочкой вошел в беседку и в восхищении замер. На массивном столе, излучая мягкий розовый свет, лежала большая квадратная доска со множеством темных н светлых клеток.

– Это ШАХМАТНАЯ ДОСКА. На ней ведется шахматное сражение, – начала занятие Клеточка. – Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.

– Белые поля. Черные поля, – повторил Юра.

Вдруг клетки-квадратики затрепетали, спрыгнули с шахматной доски, стали водить хоровод вокруг девочки и озорно подмигивать Юре.

– Это мои сестренки, – улыбнулась Клеточка. – В Шахматной беседке поля волшебные.

Клетки-квадратики дружно вспорхнули и вернулись на шахматную доску. Юра растерялся. Он не мог понять – было ли все это на самом деле или ему показалось. Он направился к столу, чтобы потрогать клетки-квадратики, но обо что-то споткнулся и чуть не упал. У ног мальчика лежала толстая-претолстая тетрадь. Юра поднял ее и на обложке прочитал: "Загадки из тетрадки".

– Это тетрадка моего друга Загадая, – удивилась Клеточка. – Хорошо, что ты нашел ее. В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий. Будешь понемногу решать их и научишься играть в шахматы. Начнем?

– Начнем, – кивнул Юра.

4.Учитель задаёт вопросы.

1. Покажи шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?

2. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная? А у шахматного поля?

3. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?

Далее продолжается знакомство с шахматной доской

в ходе беседы.

-А кто может сосчитать , сколько на доске белых полей?( 32)

- А чёрных?(32)

-А каких полей больше: белых или чёрных?(поровну)

-Сколько их всего? (64)


5.Шахматная физкультминутка.

Исходное положение - сидя на стуле.

Раз и два, и три, четыре – (руки поочередно: вверх, затем на плечи)

Ставим ноги мы пошире. (ноги на ширину плеч)

Руки вбок, наклон вперед, (руки на поясе, наклон вперед)

Вправо, влево. Вот народ! (наклоны туловища вправо-влево)

Засиделся, застоялся – (руки на плечи,

В шахматы так заигрался… вращения вперед-назад)

Раз – наклон, вправо – два: (наклоны головы влево-вправо)

Отдохнула голова. (вращение головы)

Смотрим вниз, смотрим вверх, (вращательные упражнения

Охватить нам нужно всех. для глаз)

Обнять себя, приободрить, (обхватить себя, похлопать по плечам)

И про друга не забыть! (погладить соседа)

Побежали наши ножки (имитация бега)

Вперед, по шахматным дорожкам!


5. Закрепление.

















Работа в тетрадях в крупную клетку.

Задание такое:. Внимательно посмотрите на демонстрационную доску. Как расположены на ней поля?

(чередуются белые и чёрные поля). Обратите внимание, что у одних вначале стоит черное поле, а у других – белое. Закрасьте поля , как на доске.



А теперь давайте поиграем в игру « Да»-« Нет»

Согласны ли вы, что:

-каждое шахматное поле квадратное?

-шахматное поле больше шахматной доски?

-белых полей больше, чем чёрных?

-чёрных и белых полей поровну?




Какие задания понравились больше всего

Что показалось трудным?

Спасибо всем за работу





Слушают сказку, по ходу чтения отвечают на вопросы.





























Рассматривают различные шахматные доски, которые показывает учитель: обычную деревянную доску, маленькую доску дорожных шахмат, доску, нарисованную картонную,

наконец, разворачивает

к детям шахматную доску для демонстрационных шахмат, которая стояла лицевой стороной к стене, не привлекая внимание детей.




















Показывают шахматные доски, поля на них. Отвечают на вопросы.

Находят на демонстрационной доске отдельно белые поля, отдельно чёрные поля.














Выполняют физкультминутку.


























Выполняют практическое задание под музыку.









Отвечают на вопросы












П1





Р2.




П1


К2

















































Р3


К1



















































К1









Л2








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!