муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 12»
городского округа Самара
Тема открытого урока: «Шахматные фигуры. Ладья»
Урок проводит: педагог ДО – Цырюльников Дмитрий Сергеевич
Краткое описание:
На уроке обучающиеся познакомятся с новой шахматной фигурой, узнают о ее ходе и возможностях в игровой, познавательной форме.
Цель: Освоение шахматной фигуры Ладья.
Задачи:
Развить у обучающихся память, мышление, внимание
Научить различать фигуру ладья. Научить ходу этой фигуры. Научить возможностям фигуры (взятие и атака).
Воспитать навыки работы в коллективе, выработать уверенность в своих силах, повышать шахматную культуру.
Технические средства:
Демонстрационная доска
Компьютер
Проектор
Раздаточный материал
Шахматные фигуры
Тип урока: открытие нового знания.
2 класс урок с обучающимися по шахматам.
Ход урока:
Вступление
Приветствие и знакомство с обучающимися.
Обучающиеся знакомятся с ладьей, рассматривают ее, трогают и находят различия.
Изучение нового материала
Ладья ходит по двум из трех линий на шахматной доске, по вертикали и горизонтали. Вертикаль – это линия, состоящая из черных и белых клеток идущая с верху вниз и снизу вверх. Горизонталь - это линия, состоящая из черных и белых клеток идущая слева на право и справа на лево. Ладья может ходить на любое количество клеток, как на 1 клетку, так и пересечь все шахматное поле.
Задание для совместной работы: найти количество атакуемых клеток ладьей из трех вариантов размещения ладьи на доске (а1, а4, d4). Ученики делают вывод, что Ладья может из любого положения на доске может атаковать 14 полей и ходить в две три или четыре стороны.
Задание для совместной работы: найти кратчайший путь. На доске располагается Ладья, желтый магнит – пункт назначения, также могут быть расположены красные магниты – мины, на которые нельзя наступать и перепрыгивать. Задача Ладьи добраться до желтого магнита за минимальное количество ходов. Ученики по очереди выходят к доске и выполняют задание.
Взятие Ладьи. Ладья убивает фигуры и встает на их место. Демонстрация слайда.
Игра: Один в поле воин. На демонстрационной доске расставляется позиция из фигур. Ученики по очереди выходят к доске и делают ход. Итог: ребята совместно одерживают победу в игре.
Динамическая пауза:
Игра волшебный мешочек. Ученикам нужно достать из мешка с разными шахматными фигурами Ладью.
Дидактическая игра на фрагменте шахматной доски «поймай Ладью».
Для каждого ученика расставляется позиция из фигур и задача ребенка найти правильный ход и победить учителя.
Закрепление знаний
Самостоятельная работа. Каждому ученику раздается лист с 3 вопросами и вариантами ответов. Ребята самостоятельно отвечают на вопросы. Вместе с учителем проверяют свои ответы.
Анализ урока:
Результат урока показал, что поставленные цели и задачи достигнуты, так как содержание урока было направленно на освоение нового материала. Задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты.
Для решения поставленных задач использовались следующие приемы и методы работы:
- четкость и ясность поставленных задач перед учащимися
- задания и дидактические игры
- подача теоретических понятий
- самостоятельная работа для закрепления новых знаний