СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматные сказки и загадки от старика Хоттабыча

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый волшебник Хоттабыч загадывает  ребятам свои шахматные загадки в увлекательной  игравой форме изучается тема " Шахматный конь"даннай урок предназначен для проведения занятий по шахматам для младших школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Шахматные сказки и загадки от старика Хоттабыча»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов»



«Шахматные сказки и загадки волшебника старика Хоттабыча»













Кемерово 2018

Тема: Урок седьмой. Как ходит шахматный конь. Цель: обучение прыжкам коня (на это потребуется 2-3 занятия).

Задачи: способствовать формированию устойчивой мотивации к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур.

  • активизировать мыслительную деятельность младших школьников, развивать навыки ориентироваться на плоскости выполняя варианты хода коня.

  • закреплять материал в упражнениях игровой практики: «Перехитри часового», как белому коню на доске 3x3, перебраться в противоположный угол, лабиринт «Проберись конем в противоположный угол», «Ход конем» напади одним ходом на две белые фигуры, в предложенных позициях» развивать мышление, память, наблюдательность, внимание.

Оборудование и материалы: ваза или любой керамический сосуд, элементы костюма старика Хоттабыча (шляпа, борода, накидка), шахматная доска, шахматные фигуры, иллюстрации с изображением Белого и Черного королевичей, аудиозапись. Демонстрация презентации «Шахматный конь».

Ритуал вхождения в сказку

Здравствуйте ребята, я приглашаю вас в сказку всех кто любит решать задачи и головоломки все испытания с которыми будут сталкиваются сказочные герои мы с вами должны помочь им преодолеть отправившись в гости к Хоттабычу. Знаете ли Вы , что герой детской книги маг и волшебник Хоттабыч увлекался шахматы. Которые любят и знают во всех уголках нашей планеты. Прежде они считались изысканной забавой мудрецов и властителей, но постепенно завоевали умы и сердца всех. А пришла эта игра из далекой и загадочной Индии много-много веков назад…. Я вам предлагаю закрыть глаза и не открывать пока не остановится музыка (включает аудиозапись, входит Хоттабыч, с окончанием музыки дети открывают глаза). А мне кажется, что это не простая ваза и если нам ее потереть, то может произойти волшебство.

Добрый герой старый волшебник своим лучшим друзьям ребятам сегодня расскажет одну из своих «шестидесятичетырехклеточных загадок». Может быть мы послушаем старого мага и волшебника? Хоттабыч: (входит,кланяется под музыкальное сопровождение) здравствуйте мои почтеннейшие, добрейшие, милейшие ребятки! Перед вами старичок Милейший, славный, чудачек Если очень захочу В мир чудес вас уведу. Старик Хоттабыч, к вашим услугам! (кланяется). Ребята я хочу вас пригласить отправиться в необыкновенное путешествие в шахматное королевство. Хотите отправиться туда? Дети: да…! Хоттабыч дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах – тибитах – тибитох…). Перед детьми выставляется шахматная доска с фигурами. Хоттабыч: (предлагает послушать сказку как осел Ходжи Насреддин испугал шаха) - Когда – то давным-давно, мой давний знакомый Ходжа Насреддин приехал в столицу одной страны. Привязал он своего осла на базарной площади , а сам ушел куда-то. Ослу надоело стоять на одном месте (на шахматной доске это поле е4). Он перегруз веревку которой его привязал Ходжа Насреддин им отправился бродить по улицам города. Осел проголодался, а вокруг было не мало вкусной еды – золотистого ячменного зерна. Но как на грех, этого лакомства никак нельзя было отведать : хозяева зерна с криками , а то и с палками прогоняли осла прочь. Бродил так осел, бродил и вдруг мелькнула у него одно мысль. Да не удивляйтесь, что у осла могут быть мысли: ведь это был осел Ходжи Насреддина, тот самый осел о котором все достопочтенные жители города говорили, что он умеет читать. А мысль осла была конечно связана с зерном. Самое отборное , самое лучшее зерно увидел осел через ограду в шахском дворце. Рассыпал это зерно полусонный возница, везший его для шахских скакунов. Когда вы узнаете что было дальше вы не удивитесь тому, что придворные обвинили этого возницу в покушении на жизнь шаха и приказали отрубить преступнику голову.

Но всего этого наш осел пока не знал. Он считал, что сторож во дворце крепко спит, и некто не помешает ему насладиться зерном.

Осел беспрепятственно прошел путь через узкую калитку и с жадностью принялся за еду (Ход 1. Кd2 +)

В это время из своих покоев появился сам шах. Осел как увидел шаха, так с испуга и бросился в сторону, стремясь скорее выбежать через калитку. Но хотя и был ученым, но найти калитку с перепуга было нелегко… А шах тоже был не храброго десятка . Увидев он, что осел мечется из стороны в сторону и решил , что он , наверно бешенный. И шах тоже пустился бежать по дворцовой дорожке (Ход 1..Кр b2) .Только и был слышан его крик: «На помощь! Стража ! Бешенный осел»! Шах кричал таким перепуганным, изменившимся голосом, что проснувшиеся стражники не знали, что и подумать: неужели шах сошел с ума? Они словно застыли на месте, боясь пошелохнуться. А осел с шахом все метались по дворцовому саду друг за дружкой: шах - с криком, осел - с ревом. (Ходы 2. Кс4+ Крb3 3.Ка5+ Крb4 4.Kc6+)/

Неизвестно сколько времени продолжалось бы все это, если бы на счастье Ходжа Насреддин не находился по близости и не услышал рева своего осла. Он прибежал во дворец, схватил осла за болтающийся у него на шее обрывок веревки и поскорее увел его . вскоре осел Ходжи Насреддина мирно похрустывал ячменным зерном, которое приготовил для него хозяин . и только шах с тех пор страдать бессонницей …

Выход из сказки.

Сегодня на шахматном занятии  – как вы уже наверное догадались что шахматный конь, выступает главной фигурой на нашей шахматной доске, история рассказанная ребятам не спроста, она научила нас ходить конём? Фигуру коня никогда ни с кем не перепутаешь. Какое-то время конь таскал своего наездника на себе. Теперь же об этом говорит лишь название шахматного коня в западных странах Европы. Там эту фигуру кличут и кавалером, и наездником, и рыцарем, и всадником.
Прежде всего, гордый конь решил скинуть с себя своего седока – решил, что сам прекрасно справится. Да ещё за долгое время конь потерял длинные ноги и хвост. Осталась лишь лошадиная голова. Но очень лихая – прыгает! В славянских странах за свои прыжки его прозвали прыгуном и скакуном. Шахматных коней у противников по два.

Закрепление. Демонстрация презентации «Шахматный конь»

Наша задача помочь ребятам научиться ещё лучше прыгать этой фигурой.
Известно, что конь ходит буквой «Г». Но ход по этой букве иногда вырастает до невероятных размеров и конь может оказаться совсем не там, где нужно. Поэтому учиться ходам коня будем так: посчитаем от белого коня раз – два – в сторону. Сначала два раза вверх и налево – конь оказался на цифре 1 (d7).
Раз – два – в сторону (теперь направо). Конь приземлился на цифре 2 (f7). Или так: ход шахматной ладьи + ход шахматного слона. Движемся вниз на одну клетку ходом ладьи и на одну клетку вниз ходом слона. Наш конь окажется на цифре 3 (поле d3) или цифре 4 (поле f3). Поиграем в Цветочки. Ты видел когда-нибудь стреноженного коня? Это когда коню спутывают ноги, чтобы он не мог далеко ускакать.
Так вот. Нашему коню спутали ноги на поле е5. А вокруг него большое поле с цветами. И наш конь выбирает вкусные цветы, которыми он полакомится, когда ему развяжут ноги.
Наша задача: расставить цветочки-пешки вокруг коня. Первую пешку ставим вместе, считая знакомое раз – два – в сторону. Получилось f7.
Назовём все поля, куда мечтает прыгнуть конь:
Ке5 – f7, g6, g4, f3, d3, c4, c6, d7.


Наш сытый конь захотел в гости как в недавно услышанной сказке. Самое интересное задание – это путешествие конём из угла в угол. Захотелось белому коню, живущему на поле а1, сходить в гости к чёрному. А чёрный конь в другом углу живёт, на поле h8. Дорог много. Вот одна из них.
Ka1 – b3 : с5 – d7 – e5 – f7 : h8
По дороге конь может «подкрепиться» пешкой с5, а самые кровожадные могут «закусить» и конём. Будем вежливы – нанесём ответный визит.
Kh8 – g6 – h4 – g2 – e3 – c2 : a1
Часто путешествие коня заканчивается на полях g7, g8, h7. А вот оттуда в угол не попасть.

Теперь упражнения для совершенствования прыжка этой интересной фигуры. Постарайся попасть конём в угол доски. Смотри не свались с доски!
Для коня с6:
1. Kc6 – a7 2. Ka7 – c8
3. Kc8 – b6 4. Kb6 – a8
Для коня g7:
1. Kg7 – e6 2. Ke6 – f8 3. Kf8 – g6 4. Kg6 – h8
Для коня a2: 
1. Ka2 – c1 2. Kc1 – b3 3. Kb3 – a1
Для коня g1: 
1. Kg1 – h3 2. Kh3 – f2 3. Kf2 – h1

Вы ещё не заметил одну особенность прыжков коня? При прыжке шахматный конь всегда меняет цвет поля. Стоял на белом – значит приземлится на чёрном.

Когда конь хочет кого-то побить, то при этом он может прихватить фигуры, стоящие на его пути. Как избежать таких ошибок?

Запомни, что конь бьёт только фигуру на том поле, на которое приземляется! Конь как бы протискивается или перелетает через фигуры, не обращая на них никакого внимания.

Практическая часть

Игры

1. «Попади в центр»

2. «Ход конем» (запись чисел на клеточном листе)

3. «Игра на уничтожение» Фигуры: конь, ладья, слон, ферзь.


Чтобы ты стал настоящим шахматным джигитом, выполни такие задания.

  1. Дома немного попрыгай конём по доске.

  2. Если в квартире паркет квадратиками – «скачи на коне» в кухню и обратно. Привлеки к этому процессу всю свою семью. Походите след в след. Можно станцевать коневой танец.

  3. Перейди шахматное поле конём наискосок из угла в угол. Побывай конём во всех углах.

  4. Поставь на доску несколько пешек и фигур (не забудь углы!) и поиграй в Зёрнышки. Кстати, удастся ли тебе очистить всю шахматную доску за 21 ход?

  5. Нарисуй в тетради квадрат размером 8x8 и ходом коня обойди как можно больше клеток, останавливаясь в каждой только один раз. Каждый новый прыжок коня обозначается следующим числом. На диаграмме чуть повыше показано движение коня по квадрату (конь прыгнул на b3 – пишем «2», на а5 – пишем «3», b7 – «4»).

Кто больше займёт клеток на нарисованном квадрате доске, прежде чем все ходы у коня закончатся, – тот чемпион!


 











Приложение №1









































































































































Оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей шахматной игре

  1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

  2. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984. Гришин В., Ильин Е.

  3. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

  4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.



Список литературы

  1. Дидактические шахматные сказки Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа , - Вып. 5.1995

  2. Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка //Сухин И. Книга- выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993. Сухин И.

  3. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2. Сухин И. Шахматная сказка //Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика , 1991г.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

  1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.

  2. Добрыня, посол князя Владимира (былина).

  3. Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король. Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!