Дети сидят за столами по четверо (по двое с каждой стороны)
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
- Знаю я одну игру,
- сказал ребятам Петя.
Где бы ни был я, везде
В неё играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король
- его хранит отряд.
Хочу задание вам дать
Игры названье угадать.
-Сегодня мы, как обычно по понедельникам отправимся в королевство Шахмат. Как вы знаете, там постоянно ведутся боевые действия. В ходе одной из войн был разрушен и разграблен замок. На его месте были найдены остатки картины.
1.Решив примеры на обороте – восстановите картинку. (у каждой пары на столе по набору пазлов). Самостоятельная работа.
Проверка на доске на большом формате (у меня А-3).
- Кто это на картине?
- О да, это наши шахматные фигуры: пешка, конь, ферзь (королева), ладья с башенками и офицер, воюющий на слоне. А кто догадался что обозначают цифры под фигурами?
-Да, это их ценность при потере во время сражения. Оно закончилось со счётом 6:5 в пользу белых.
2.Какие потери могли быть у противника? (возможные варианты рассматриваются на доске с использованием из документа «Ценность фигур»).
Сейчас в шахматном королевстве, как и у нас, подготовка к Новому году. У жителей карнавал. Догадайтесь кто скрывается под маской? 3.(презентация)
4.Физкультминутка
Быстро встали, тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Продолжается урок!
Знакомство с новой темой
-Какой фигуры нет на портрете?
- Как вы думаете, почему?
-В чём смысл шахмат? (ШАХ –король, МАТ – умер).
Значит смыслом шахмат является поставить мат королю – т. е. убить его. ( на доске надпись мат). Это самый лучший исход игры.
Но чаще возникает только угроза королю. В таком случае королю объявляют шах ( надпись на доске).
И третья ситуация – пат, или ничья ( надпись на доске)
5. А сейчас подробно разберём наиболее частую ситуацию – шах.
На тебя решил нагнать
твой противник страх:
королю сейчас опять
объявил он шах.
Ты пугаться не спеши
вражеских атак,
поразмысли-ка в тиши:
может, шах — пустяк?
Короля-владыки честь
войску дорога —
посмотри, нельзя ли съесть
дерзкого врага?
А ещё я путь другой
подсказать могу:
ты дорогу перекрой
этому врагу.
Стань фигурою своей
на его пути —
короля всего верней
сможешь так спасти.
Подскажу тебе, позволь,
я и третий путь:
не сумеет ли король
в сторону шагнуть? (Стихотворение иллюстрируется примерами на демонстрационной доске)
6.Мат и пат объясняю с помощью детей на примере данной ситуации:
7. А сейчас практическая работа – расставьте, пожалуйста, на своих шахматных досках фигуры, подготовьте их к началу игры.
Проверяем:
8. физкультминутка
Границы государства охраняют ладьи (жестами показывают фигуры)
Рядом с ладьями пасутся кони
Возле коней проезжают важные военачальники на слонах
Правит королевством толстый король
Во всём ему помогает ферзь
А всё королевство охраняют пешки.
9. самостоятельная игра 10- 15 минут. Подсчёт набранных очков за счёт поверженных фигур.
10 Подведение итогов занятия. Вспомним изученные сегодня понятия и термины
Если в шахматы играешь
То, конечно это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь …
Вот я выиграл почти
И заранее был рад
Но противнику зайти
Удалось в ничейный …
Какие способы вы знаете, как вывести короля из-под шаха.