СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматный всеобуч. Шах, мат, пат

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка факультативного занятия по шахматному всеобучу для учеников 1 класса (первый год обучения). В состав неё входят : разработка, демонстрационный и наглядный материал, раздаточные пазлы и презентация для определения шахматных фигур. Большое спасибо Кощееву Михаилу Михайловичу, чьи шахматные презентации очень помогли мне в составлении данной разработки.

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Дети сидят за столами по четверо (по двое с каждой стороны)

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру,

- сказал ребятам Петя.

Где бы ни был я, везде

В неё играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король

- его хранит отряд.

Хочу задание вам дать

Игры названье угадать.

-Сегодня мы, как обычно по понедельникам отправимся в королевство Шахмат. Как вы знаете, там постоянно ведутся боевые действия. В ходе одной из войн был разрушен и разграблен замок. На его месте были найдены остатки картины.

1.Решив примеры на обороте – восстановите картинку. (у каждой пары на столе по набору пазлов). Самостоятельная работа.

Проверка на доске на большом формате (у меня А-3).

- Кто это на картине?

- О да, это наши шахматные фигуры: пешка, конь, ферзь (королева), ладья с башенками и офицер, воюющий на слоне. А кто догадался что обозначают цифры под фигурами?

-Да, это их ценность при потере во время сражения. Оно закончилось со счётом 6:5 в пользу белых.

2.Какие потери могли быть у противника? (возможные варианты рассматриваются на доске с использованием из документа «Ценность фигур»).

Сейчас в шахматном королевстве, как и у нас, подготовка к Новому году. У жителей карнавал. Догадайтесь кто скрывается под маской? 3.(презентация)

4.Физкультминутка

Быстро встали, тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Продолжается урок!

Знакомство с новой темой

-Какой фигуры нет на портрете?

- Как вы думаете, почему?

-В чём смысл шахмат? (ШАХ –король, МАТ – умер).

Значит смыслом шахмат является поставить мат королю – т. е. убить его. ( на доске надпись мат). Это самый лучший исход игры.

Но чаще возникает только угроза королю. В таком случае королю объявляют шах ( надпись на доске).

И третья ситуация – пат, или ничья ( надпись на доске)

5. А сейчас подробно разберём наиболее частую ситуацию – шах.

На тебя решил нагнать

твой противник страх:

королю сейчас опять

объявил он шах.

Ты пугаться не спеши

вражеских атак,

поразмысли-ка в тиши:

может, шах — пустяк?

Короля-владыки честь

войску дорога —

посмотри, нельзя ли съесть

дерзкого врага?

А ещё я путь другой

подсказать могу:

ты дорогу перекрой

этому врагу.

Стань фигурою своей

на его пути —

короля всего верней

сможешь так спасти.

Подскажу тебе, позволь,

я и третий путь:

не сумеет ли король

в сторону шагнуть? (Стихотворение иллюстрируется примерами на демонстрационной доске)

6.Мат и пат объясняю с помощью детей на примере данной ситуации:

7. А сейчас практическая работа – расставьте, пожалуйста, на своих шахматных досках фигуры, подготовьте их к началу игры.

Проверяем:

8. физкультминутка

Границы государства охраняют ладьи (жестами показывают фигуры)

Рядом с ладьями пасутся кони

Возле коней проезжают важные военачальники на слонах

Правит королевством толстый король

Во всём ему помогает ферзь

А всё королевство охраняют пешки.

9. самостоятельная игра 10- 15 минут. Подсчёт набранных очков за счёт поверженных фигур.

10 Подведение итогов занятия. Вспомним изученные сегодня понятия и термины

Если в шахматы играешь

То, конечно это знаешь –

Будет лучший результат,

Если ты поставишь …

Вот я выиграл почти

И заранее был рад

Но противнику зайти

Удалось в ничейный …

Какие способы вы знаете, как вывести короля из-под шаха.







Просмотр содержимого документа
«пазлы»

Лицевая сторона пазла


Обратная сторона пазла – разрезается по линиям


Лист 2 на него накладываются разрезанные части




Просмотр содержимого документа
«ценность фигур»





3

3



3





3



3



3





3



3



3



5



5



5



3



3



3







5



5



5







1

1

1





1



1



1







1



1



1















Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft PowerPoint»

Видимо, она упряма,  Если ходит только прямо,  Не петляет: прыг да скок,  Не шагает наискосок.  Так от края и до края  Может двигаться она.  Эта башня боевая  Неуклюжа, но сильна. ЛАДЬЯ

Видимо, она упряма, Если ходит только прямо, Не петляет: прыг да скок, Не шагает наискосок. Так от края и до края Может двигаться она. Эта башня боевая Неуклюжа, но сильна.

ЛАДЬЯ

Прыгнет он. Подковы звяк!  Необычен каждый шаг:  Буква «Г» и так и сяк.  Получается зигзаг !

Прыгнет он. Подковы звяк! Необычен каждый шаг: Буква «Г» и так и сяк. Получается зигзаг !

До конца игры они  Цвету одному верны. Два братца через грядку смотрят,  А подойти друг к другу не могут .

До конца игры они Цвету одному верны.

Два братца через грядку смотрят, А подойти друг к другу не могут .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!