«Шахматы как инструмент успешной социализации школьников»
Модель успешной социализации учащихся в образовательном пространстве
Выполнила: Семенова Светлана Александровна, учитель физики и математики МОУ «Моркинская СОШ №6,
педагог дополнительного образования
Морки, 2020
Социализация
- процесс, посредством которого люди обучаются соответствию социальным нормам;
- процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей.
Социализация
- процесс, посредством которого люди обучаются соответствию социальным нормам;
- процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей;
- непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека.
Дополнительное образование детей призвано обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей и адаптации.
Цель проекта (мероприятия)
поэтапное создание условий для социализации, воспитания и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Члены кружка «Шахматы»
Общие задачи воспитания и социализации обучающихся в области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей.
Что дают шахматы детям?
Общие задачи воспитания и социализации обучающихся в области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей.
«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком»
Август Бебель
Участники проекта (для каждого проекта свой набор участников)
Обучающиеся группы
Родители
Классные руководители
Администрация учебного учреждения
Педагог-психолог
Социальный педагог
Педагоги дополнительного образования
Представители общественности
Социальные партнёры.
Шахматы –эффективное средство умственного развития и адаптации детей.
Механизм реализации проекта
предполагает комплексный подход, который включает:
формирование воспитательного пространства через систему мероприятий
(экскурсии, выставки, встречи, круглые столы, познавательные беседы, тренинги, предметные факультативы, тематические недели, олимпиады, тематические вечера, праздники, брейн-ринги, конкурсные и игровые программы, мастерские общения, агитбригады, самопрезентация, турниры и т.п.)
формирование методического пространства
(разработка программ; подготовка презентаций по комплексным проектам; изменение содержания программ предметов с включением блока дополнительного образования; подготовка методического материала для реализации проектов воспитания; разработка портфолио личных, спортивных, интеллектуальных, достижений; разработка портфолио достижений группы).
Шахматы = дисциплина, самоконтроль, ответственность
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Практический этап
Заключительный этап
Шахматы - психологическое испытание
Практический этап
Реализация воспитательных мероприятий по всем направлениям проекта.
Создание методических разработок и управленческих программ для организации работы с обучающимися образовательного учреждения по всем направлениям проекта.
Отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию у обучающихся таких ценностей как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, творчество, духовный мир человека, эстетическое развитие.
Шахматы – ожидание борьбы, переживание за каждый ход.
Подготовительный этап
Изучение и знакомство с документацией по реализации ФГОС среднего профессионального образования.
Знакомство педагогов с различными педагогическими и методическими приемами и методами, направленными на создание благоприятных условий для развития личности подростка как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Создание системы работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей.
Роль шахмат
- умение проявлять выдержку, самообладание, стойкость и упорство в экстремальных ситуациях;
- преодоление неуверенности, отрицательных эмоций;
- избежание неоправданной эйфории, преждевременно расслабляющей и лишающей объективности.
Заключительный этап
Мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.
Составления портфолио достижений в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
Отстаивая свое мнение, уважай чужое!
Общие задачи воспитания и социализации обучающихся в области формирования социальной культуры:
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
Интерактивные задания
Общие задачи воспитания и социализации обучающихся в области формирования социальной культуры:
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
Решение проблемной ситуации
Общие задачи воспитания и социализации обучающихся в области формирования социальной культуры:
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
Разбор ошибок партии
Общие задачи воспитания и социализации обучающихся в области формирования социальной культуры:
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
В детском саду №3 «Светлячок»
Классификация результатов деятельности обучающихся в проекте
Первый уровень результатов — приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение подростком опыта самостоятельного общественного действия.
В реабилитационном центре
На шахматных турнирах
Классификация результатов деятельности обучающихся в проекте
Первый уровень результатов — приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение подростком опыта самостоятельного общественного действия.
ШАХМАТЫ - ЭТО БОРЬБА УМОВ И ХАРАКТЕРОВ!
ЭТО СПОРТ, ИСКУССТВО И НАУКА!