ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В Федеральном курсе И.Г. Сухина «Шахматы - школе» отмечается, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение шахматных уроков позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, дидактические задания и игры.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением, а также по П.Я.Гальперину «способности действовать в уме».
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству многим детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится перечень различных дидактических игр и заданий, дается распределение программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые используются в учебном процессе и сделанные своими руками. Курс «Шахматы-школе» И.Г.Сухина построен на основе принципов развивающего обучения.
Цель программы: организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
Задачи: обучающие – 1) познакомить с историей шахмат; 2) изучить детально силы и слабости каждой шахматной фигуры, её игровые возможности; 3) дать учащимся общие теоретические знания по шахматной игре; развивающие – 1) развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением и др. положительные качества личности; 2) расширять круг общения и возможности полноценного самовыражения и самореализации, а также представления об окружающем мире; воспитывающие – 1) привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом; 2) научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственное правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно; 3) научить уважать соперника.
Данная программа разработана на основании основной образовательной программы начального общего образования с учётом новых ФГОС второго поколения, предусмотрены универсальные учебные действия (УУД). Программа соответствует главной задаче «Формирование социально жизнеспособной личности в современном образовательном пространстве».
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные УУД. Формировать основы здоровой личности, картины здорового образа жизни: чувство ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих людей, их социальной значимостью и содержанием; формировать адекватную, позитивную и осознанную самооценку личности. Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания; мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Развивать этические чувства как регуляторы морального поведения, знания основных моральных норм: взаимопомощь, честность, ответственность, доброжелательность, доверие, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи; развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Формировать установки на здоровый образ жизни, нетерпимость и умение противостоять действиям и влияниям, представляющих угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Регулятивные УУД. Развивать способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; уметь действовать по плану и планировать свою деятельность; преодолевать импульсивность, непроизвольности, уметь сотрудничать с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать оценки, уметь различать объективную трудность задачи.
Формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
Формировать установки на поиск способов разрешения трудностей, основ оптимистического восприятия мира.
Познавательные УУД. Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств. Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности; ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Уметь строить логические цепи рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД. Формировать потребность ребёнка общаться со взрослыми и сверстниками, владеть определёнными вербальными невербальными средствами общения, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества, уметь слушать собеседника, ориентировать на партнёрские отношения.
В данной программе начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. 1год обучения 2 классы 34 у.ч. 2 год обучения 3 классы 34 у.ч. 3 год обучения 4-5 классы 68 у.ч (1 урок в неделю)
На занятиях используются следующие методы: словесные, наглядные, практические; деятельность учащихся организуется групповой, индивидуальной формами занятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ
2 класс 34 у.ч. (1 урок в неделю)
Урок | Тема | Характеристика учебной деятельности учащихся |
1 | Шахматная доска | Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре |
2 | Шахматная доска |
3 | Шахматная доска |
4 | Знакомство с шахматны-ми фигурами | Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры. |
5 | Начальная расстановка фигур | Познакомиться с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой |
6 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. |
7 | Ладья в игре | Научиться играть фигурой в отдельности и в |
8 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. |
9 | Слон в игре | |
10 | Ладья против слона | Уважать мнение и решение других |
11 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь | Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное |
12 | Ферзь в игре | решение. |
13 | Ферзь против ладьи и слона | Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. |
14 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь | Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. |
15 | Конь в игре | Работать в парах. |
16 | Конь против ферзя, ладьи, слона | |
17 | Знакомство с пешкой | |
18 | Пешка в игре | |
19 | Пешка против ферзя, ладьи, слона | |
20 | Знакомство с шахматной фигурой. Король | |
21 | Король против других фигур | |
22 | Шах | Познакомиться с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. |
23 | Шах | Научиться рокировать. |
24 | Мат. Цель шахматной партии | Научиться объявлять шах. Научиться ставить мат. |
25 | Мат | Уметь организовать комфортные отношения с |
26 | Ставим мат | партнерами по игре. |
27 | Ставим мат | Анализировать положение фигур на шахматной |
28 | Ничья, пат | доске. |
29 | Рокировка | Оценивать правильность ходов. |
30 | Рокировка | |
31 | Шахматная партия | Познакомиться с элементарными шахматными |
32 | Шахматная партия | задачами. |
33 | Повторение программно-го материала. Игра всеми фигурами | Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. |
34 | Повторение программно-го материала. Игра всеми фигурами | Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА)
ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Знакомство с шахматной доской. Белые, чёрные поля. Расположение доски между партнёрами. Горизонтальная, вертикальная линии. Количество полей в горизонтали и вертикали. Количество горизонталей и вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрные диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и чёрные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая, маленькая».
НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР. Ладья, её место в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Слон, его место в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные, чернопольные слоны. Одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Лёгкая и тяжёлая фигура. Термин «Стоять под боем». Ферзь, его место в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжёлая фигура. Конь, его место в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – лёгкая фигура. Пешка, её место в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Король, его место в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах. Шах ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания и игры «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Дай открытый шах», «Дай двойной шах», «Первый шах». Мат. Цель игры. Мат ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ладьёй, ферзём, слоном, конём, пешкой (простые примеры). Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактические задания и игры «Мат или не мат», «Мат в один ход», «Дай мат в один ход». Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические задания и игры: «Два хода» на каждый ход делается два хода.
К концу учебного года дети способны применять и знать:
шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей, шахматных фигур.
К концу учебного года дети способны применять и уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнёрами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать; объявлять шах; ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ II ГОДА ОБУЧЕНИЯ
3 класс 34 у.ч. (1 урок в неделю)
Урок | Тема | Характеристика учебной деятельности учащихся |
1 | Повторение пройденного материала | Первый год обучения |
2 | Повторение пройденного материала |
3 | Краткая история шахмат | Познакомится с историей рождения шахмат. От чатуранги к шатранджу. Узнать об изменениях правил в шахматах Шахматы в Европе. Чемпионы мира по шахматам |
4 | Шахматная нотация | Понимать обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Читать запись краткой и полной шахматной нотации. Запись шахматной партии. Запись начального положения |
5 | Шахматная нотация |
6 | Ценность шахматных фигур | Понимать ценность фигур. Определять сравнительную силу фигур. Анализировать материальный перевес. Понимать способы защиты |
7 | Ценность шахматных фигур | |
8 | Ценность шахматных фигур | |
9 | Ценность шахматных фигур | |
10 | Техника матования одинокого короля | Найти самый быстрый способ из многих вариантов матования короля с королем и двумя ладьями, королем ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей. Делать ыводы. |
11 | Техника матования одинокого короля | |
12 | Техника матования одинокого короля | |
13 | Техника матования одинокого короля | |
14 | Достижение мата без жертвы материала | Анализировать учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Научится защищаться от мата. |
15 | Достижение мата без жертвы материала | |
16 | Достижение мата без жертвы материала | |
17 | Шахматная комбинация | Оценивать варианты для достижения мата путем жертвы шахматного материала. Анализировать типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Комбинации ведущие к достижению материального перевеса, комбинации для достижения ничьей. |
18 | Шахматная комбинация | |
19 | Шахматная комбинация | |
20 | Шахматная комбинация | |
21 | Шахматная комбинация | |
22 | Шахматная комбинация |
23 | Шахматная комбинация | |
24 | Шахматная комбинация | |
25 | Шахматная комбинация | |
26 | Шахматная комбинация | |
27 | Шахматная комбинация | |
28 | Шахматная комбинация | |
29 | Шахматная комбинация | |
30 | Шахматная комбинация | |
31 | Шахматная комбинация |
32 | Повторение программного материала | Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. Делать выводы. Анализировать положение фигур на шахматной доске. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. |
33 | Повторение программного материала | |
34 | Повторение программного материала | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА)
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Дидактические задания и игры: «Назови вертикаль». «Назови горизонталь». «Назови диагональ». «Какого цвета поле». «Кто быстрее». «Вижу цель».
ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Дидактические задания и игры: «Кто сильнее». «Обе армии равны». «Выигрыш материала». «Защита».
ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и два слона против короля (простые случаи). Король, слон и конь против короля. (простые случаи). Дидактические задания и игры: «Шах или мат». «Мат или пат». «Мат в один ход». «На крайнюю линию». «В угол». «Ограниченный король».
ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Защита от мата. Дидактические задания и игры: «Объяви мат в два хода». «Защитись от мата».
ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала. Типы матовых комбинаций: темы разрушения пешечного прикрытия короля, отвлечения, завлечения, блокировки, уничтожения защиты, освобождения пространства и т.д. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и т.д.). Дидактические задания и игры: «Объяви мат в два хода». «Сделай ничью». «Выигрыш материала».
К концу учебного года дети способны применять и знать:
Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей, шахматных фигур. Ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу учебного года дети способны применять и уметь:
- записывать шахматную партию
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей, королем и двумя слонами, королем, слоном и конем.
- проводить элементарные комбинации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ III ГОДА ОБУЧЕНИЯ
4-5 класс 68 у.ч. (1 урок в неделю)
Урок | Тема | Характеристика учебной деятельности учащихся |
1 | Повторение пройденного материала | За предыдущие 2 года обучения |
2 | Игровая практика | Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. Делать выводы. Анализировать положение фигур на шахматной доске. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. |
3 | Повторение пройденного материала | За предыдущие 2 года обучения |
4 | Практика матования одинокого короля | Игра в паре |
5 | Основы дебюта | Разыгрывать двух и трех ходовые партии. Определять невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзей. Планировать игру на мат с первых ходов. Осознавать понятия детский мат и защита от него. Разыгрывать игру против «повторюшки-хрюшки». Понимать принципы игры в дебюте. Осознавать быстрое развитие фигур. Понятие о темпе. Анализировать гамбиты. Наказывать «пешкоедов» Бороться за центр. Планировать безопасность короля. Гармонично развивать пешечное расположение. Понимать силу связки в дебюте. Коротко о дебюте. Дидактические задания: «мат в 1 ход», «Поймай ладью», «Поймай ферзя», «Защита от мата», «Выведи фигуру», «Поставить мат в 1 ход «повторюшке»», «Мат 2 хода», «Выигрыш материала», «Можно ли побить пешку», «Захвати центр», «Можно ли сделать рокировку», «В какую сторону можно рокировать», «Чем бить черную фигуру», «Сдвой пешки противнику». |
6 | Решение задания «мат в 1 ход». Игровая практика |
7 | Основы дебюта |
8 | Решение задания «Поймай ладью», «поймай ферзя». Игровая практика |
9 | Основы дебюта |
10 | Решение задания. Игровая практика |
11 | Основы дебюта |
12 | Решение задания. Игровая практика |
13 | Основы дебюта |
14 | Решение задания. Игровая практика |
15 | Основы дебюта |
16 | Решение задания. «Выведи фигуру» Игровая практика |
17 | Основы дебюта |
18 | Решение задания. Игровая практика |
19 | Основы дебюта |
20 | Решение задания. Игровая практика |
21 | Основы дебюта |
22 | Решение задания. Игровая практика |
23 | Основы дебюта |
24 | Решение задания. Игровая практика |
25 | Основы дебюта |
26 | Решение задания. Игровая практика |
27 | Основы дебюта |
28 | Решение задания. Игровая практика |
29 | Основы миттельшпиля |
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Определять тактические приемы. Понимать о силе связки в миттельшпиле, двойном ударе, открытом нападении, открытом шахе, двойном шахе. Анализировать матовые комбинации на мат в три хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения пешечного прикрытия короля, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена» , перекрытия, и т.д. комбинации для достижения ничьей. Дидактические задания «Выигрыш материала», «Мат в 3 хода», «Сделай ничью», «» |
30 | Игровая практика |
31 | Основы миттельшпиля |
32 | Решение задания. «Выигрыш материала» Игровая практика |
33 | Основы миттельшпиля |
34 | Решение задания «Выигрыш материала» Игровая практика |
35 | Основы миттельшпиля |
36 | Решение задания. Игровая практика |
37 | Основы миттельшпиля |
38 | Решение задания. Игровая практика |
39 | Основы миттельшпиля |
40 | Решение задания. Игровая практика |
41 | Основы миттельшпиля |
42 | Решение задания. Игровая практика |
43 | Основы миттельшпиля |
44 | Решение задания «Сделай ничью» Игровая практика |
45 | Основы миттельшпиля |
46 | Решение задания. Игровая практика |
Разыгрывать, анализировать, понимать, научиться оценивать и рассчитывать варианты в элементарных окончаниях. Ферзь против слона, коня, ладьи, ферзя. Ладья против ладьи, слона, коня. Матование двумя слонами. Матование слоном и конем. Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи с помощью своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения. Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Дидактические задания: «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Выигрыш фигуры», «Квадрат», «Толкание плечом», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш или ничья», «Куда отступить королем», «путь к ничьей» |
47 | Основы эндшпиля |
48 | Решение задания. Игровая практика |
49 | Основы эндшпиля |
50 | Решение задания. Игровая практика |
51 | Основы эндшпиля |
52 | Решение задания. Игровая практика |
53 | Основы эндшпиля |
54 | Решение задания «Квадрат» Игровая практика |
55 | Основы эндшпиля |
56 | Решение задания. Игровая практика |
57 | Основы эндшпиля |
58 | Решение задания. Игровая практика |
59 | Основы эндшпиля |
60 | Решение задания. Игровая практика |
61 | Основы эндшпиля |
62 | Решение задания. Игровая практика |
63 | Основы эндшпиля |
64 | Игровая практика |
65 | Повторение программного материала | Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. Делать выводы. Анализировать положение фигур на шахматной доске. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. |
66 | Повторение программного материала |
67 | Повторение программного материала |
68 | Повторение программного материала |
ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и зашита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Дидактические задания и игры: «Мат в 1 ход». «Поймай ладью». «Защита от мата». «Выведите фигуру». «Поставь мат в 1 ход «повторюшке»». «Мат в 2 хода». «Выигрыш материала». «Можно ли побить пешку». «Захвати центр». «Можно ли сделать рокировку». «В какую сторону можно рокировать». «Чем бить черную фигуру». «Сдвой противнику пешки».
ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского пешечного прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. Дидактические задания: «Выигрыш материала». «Мат в 3 хода». «Сделай ничью».
ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами. Матование слоном и конем. Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило квадрата. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. «Толкание плечом». Пешка на 7,6,5,4,3,2-ой горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том как играть в эндшпиле. Дидактические задания: «Мат в два хода», «Мат в три хода», «Выигрыш фигуры», «Квадрат», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш или ничья», «Куда отступить королем», «Путь к ничьей».
К концу учебного года дети способны применять и знать:
Принципы игры в дебюте
Основные тактические приемы
Что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля
К концу учебного года дети способны применять и уметь:
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации.
Точно разыгрывать простейшие окончания.