СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шанаа - колыбель моя

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по творчеству Энгельсины Михайловны Гармаевой.

Просмотр содержимого документа
«Шанаа - колыбель моя»

МБОУ СЕЛЕНДУМСКАЯ СОШ

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»



Краеведение











Шанаа – колыбель моя

(По творчеству Э.М. Гармаевой)















Работа выполнена: Николаевой Адисы

Руководитель: Николаева Оюна Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Селендумская СОШ









2023

План :

  1. Введение

  2. Основная часть

    1. Жизненный путь Гармаевой Э.Г.

    2. Творческие искания поэтической души

    3. Песня «Сэнхирхын Шанамай»

  3. Заключение





































Введение

У каждого человека на нашей земле есть свой заветный уголок, где он вырос и родился, память о котором он бережно хранить в своём сердце всю жизнь.

Многие поэты воспевали свою малую родину. О земле Селенгинской сложено немало песен и легенд. Но всё, же человеку всегда будет казаться, что открывать свою землю можно ещё и ещё. Моя малая Родина- село Шанаа.

Шаналнаб шамайгаа, шанамни

Шамдажал ерехэб нютагтаа,

Шэнэлхэн нухэдэйнгоо мэндые

Шанадал хурэжэ мэдэхэб.

Эти прекрасные слова о нашей земле принадлежат нашей землячке,поэтессе, астрологу.

Цель моего исследования – познакомить ровесников с творчеством этой удивительно талантливой женщиной. В наше время усилился и интерес к национальным корням, составляющих содержание этнической культуры. Важно владеть не только знаниями, но стараться их соблюдать их в наши дни. Ведь все это играет ведущую роль в воспитании личности людей, и мы должны знать, прежде всего, тех людей, которые пытаются прославить нашу малую Родину - это и является актуальностью в моей работе.

Задачи первая:

  1. Рассмотреть основные теоретические и практические вопросы, связанные с исследованием творческого процесса.

  2. Выявить основные особенности поэтического творчества поэтэссы отображающей основную идею исследования

Для решения данных задач были применены такие исследовательские методы:

- метод наблюдения

-метод исследования

-анализ материала.

Прошлым летом мы узнали, что с. Шана будут снимать клип на песню Золто хоорхэн Шанаамни», написанную нашей землячкой. В проведении этого мероприятия земляки и мы провели большую роль работу по сбору материала для сьемок. В организации приняли участие все наши земляки. Встреча Гармаевой Энгельсины Михайловны была одной из самых интересных. Здесь она рассказывала о себе. Мы приняли участие в небольшом концерте. «. В эпизодах снимались мои одноклассники и даже мой папа.

Встреча была одной самых интересных. И мне захотелось поближе познакомиться с ней, с её творчеством.

2.Основная часть

2.1 Жизненный путь Гармаевой Э.М.

Гармаева Энгельсина Михайловна родилась 1946 году в селе Шанаа недалеко от поселка Селендума Селенгинского района. Родилась она в нелегкое послевоенное время. Война опалила ее детство суровым дыханием. Вчерашние дети рано повзрослели и взяли на все заботы старших.

Трудности детства остались в ее воспоминаниях, которые отразились в статьях, напечатанных в газете «Буряад Унэн». В статьях «Возрождая малую Родину - Шанаа», «Достойный сын Селенгинской долины», она рассказывает о своем дяде, Цыдыпове Абье Гармаевиче, и обо всем, что с ним связано. В поэме, наполненной уважением к своим землячкам,

« Женщины синей Шанаа», прослеживаются ее детские воспоминания о трудной жизни. В стихах «Красавицы у колодца», «Небесные девы Тамчи»,

« Парящая ласточка Пагма» прототипами женских образов являются подруги ее матери. О них она пишет с мягким юмором, называя их «Кармен», «Шаганэ», сравнивая с «парящей ласточкой». А в стихотворении « Наказ моих предков» чувствуется высокий пафос, оптимизм, непоколебимый дух и любовь к родной земле. «Шанаа-моя колыбель!»- пишет она. – Я обожествляю свою малую Родину. С виду она неприглядная, особой красоты нет, но сила Земли настолько огромная ее сравниваю со страной Шамбала».

Шамбайхан шанартай Шанаагаа

Шамбалын оронтой жэшэлнэ.

Шорохи ночные, вы

Слышите родимый звон

Шар небесный солнечный

Шамбала моё село Шанаа.

После окончания Селендумской средней школы Энгельсина Михайловна поступила в педучилище №1 г. Улан-Удэ. Потом долгое время работала учителем начальных классов . Большинство её учеников получили высшее образование. Она до сих пор поддерживает связь с ними и радуется их успехам. Девушкой полной энергии, задора, она уехала в город Братск, затем по вызову отправилась на стройку века, Байкало-Амурскую магистраль. Прожила на бабе около 20 лет. Перед выходом на пенсию она переехала в город Улан-Удэ, где устроилась на работу в театре Оперы и балета.





2.2 Творческое искание поэтической души.

«Мне посчастливилось общаться, трудиться в одном коллективе со всеми знаменитыми певцами, танцорами, за что я благодарна судьбе - пишет в своей биографии сЭ.Гармаева. Сейчас, на склоне лет, судьба преподнесла мне дар творчества: сочинять стихи песни для своего родного прославленного театра» . В данное время на слова и музыку около 20 симфонических профессиональными композиторами Дамирановым П.Н. и Санжиевой Л.Н. Желание воспеть свой родной край увенчалась триумфальным успехом в оперном театре. Несколько раз состоялись презентации её новых песен, куда были приглашены администрация Селенгинского района и земляки - селендумцы.

Говоря о творчестве Энгельсины Михайловны, хочется отметить знакомые

Народные мотивы. В стихах и прозе прослеживается глубокий философский взгляд на жизнь:

Я черпаю силу всегда

С сизого цветка сахилдак,

Что цветет из- под снега

Ранней весной.

От степной до боли знакомой,

Огненно-красной саранки

С синего пламени земли

С сильной моей Шанаа.

От божественных молитв,

От связи с Космосом,

От веры к Всевышнему

Я возвращаюсь и добрею душой.

Люди! Живите на радость себе и всем на этой

Прекрасной планете.

В данное время в Селендумской средней школе функционирует музей, где собирается материал о выпускниках нашей школы. Там же Энгельсина Михайловна отправила нам несколько своих статей, напечатанных в газете «Буряад Унэн», а также автобиографию. В этом музее создан стенд, где отражена ее творческая работа. В центре досуга «Темник» уже давно существует ансамбль «Аялга», который исполняет песни на русском и бурятском языке. Песни Энгельсины Михайловны воспитывают в нас уважение к старшему поколению, которое всегда почиталось у бурятского народа, вызывает у нас интерес и любовь к родному краю. Своей внутренней Энергией и задором она заряжает окружающих их людей. Энгельсина Михайловна приняла участие в фестивале бурят-монгольских народов «Алтаргана », где в номинации «Астрология и мистика» заняла первое место за поэму «Хозяин Байкала - седой старик».несмотря на возраст она полна энтузиазма, бодрости. В 2005 году заочно закончила Академию в Монголии, в 2006 году защитила докторскую диссертацию. В настоящее время является психологом – консультантом , членом комитета монгольской астрологии.

Недавно она закончила написание книги « Песни синей Шанаа», постоянно готовит концерты своих песен в г. Улан- Удэ, а также выездные концерты в селе Селендума и в соседней Монголии.

Мы, земляки, стараемся достойно встретить нашу поэтессу .

2.3.Песня « Сэнхирхэн Шанаамнай»

Энгельсине Михайловне принадлежат прекрасные слова о нашем селе. Главным подарком для нас земляков , является ее песня «Сэнхирхэн Шанамнай», положенная на музыку известного Бурятского композитора Дамиранова Пурбо Найдановича.

Песня :Гумэр заахан ябахадамни

Гузээ дээрээ гэшхусэн

Гансал Энисгэ баабайтай

Гое сайхан Шанаамни

Эдир залуу ябахадам

Эльгэн дээрээ эльбэсэн,

Эмгэй эжи тахилтай

Элдин Сэнхирхэн Шанаамни

Таабай болоод ябахадам

Таалжа дахин угтадаг

Талын Толгой уулатай

Талмай нууртай Шанаамни.

Гулмар заахан ябахадамни

Первой исполнительницей песни была Сультимова Наталья Цырендоржиевна, заслуженный работник культуры РБ. Эта песня стала визитной карточкой в творчестве поэтессы.

В песне очень тонко подмечена красота природы нашего края, синего озера, «озера синих цветов ирис», что раскинулось вокруг нашего села. Именно эти образы являются символами малой родины. Эта песня богата яркими эпитетами, сравнениями, обладают удивительной задушевностью. Символическое преобладание синего цвета говорит о чистоте , о божественности , напоминающее будийский хадак, который преподносят богам , уважаемым людям.

Заключение

В библиотеке села Шанаа собраны все стихи и статьи Энгельсины Михайловны, вышедшие в периодической печати. Они бережно хранятся и регулярно дополняются. Есть видеофильмы , диски с песнями в исполнении народных артистов, а также ее клипы и выступления увидеть на просторах ютуба.

Мы гордимся тем, что наша малая родина дает миру таких талантливых людей, которые умеют видеть прекрасное и воспевают красоту нашего края.

Я хочу еще пополнить свой материал и ожидаю встречи с этой удивительной женщиной.

Список литературы

  1. Балданов С.Ж. Художественная деталь в бурятской прозе.- Улан-Удэ, 1987год 176стр

  2. С.Д. Бабуева , Ц.Ц. Бальжинимаева. Буряад зоной урданай hуудадалбайдалай тайлбари толи.

  3. Возрождая малую Родину- Шанаа// Буряад унэн.-9.06.2005

  4. В.В. Башкеева, , Н.Д. Хосомоев, писатели Бурятии.

  5. Пробы пера о сокровенном // Буряад Унэн 23.03.2006

  6. В.Д. Бабуева, Материальная и духовная культура бурят.

  7. Тарова Н.П. Историко-культурный атлас села Селендума. Улан-Удэ, ООО «Нон Порель» , 2010

  8. Народная педагогика и современная национальная школа . Д.М. Бурхинов, Данилов Д.А., Намсараев С.Д. . Издательство «Белиг», 1993


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!