СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ШИМАНОВИЧ Т. В. "Контрольная тестовая работа «Части речи» X класс, повышенный уровень" РЯиЛ 2020-10

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ШИМАНОВИЧ Т. В. "Контрольная тестовая работа «Части речи» X класс, повышенный уровень" РЯиЛ 2020-10»

Т. В. Шиманович, методист отдела методического обеспечения гуманитарного образования Национального института образования, учитель-методист

Контрольная тестовая работа «Части речи»

X класс, повышенный уровень

Урок 66

1 вариант

1. В каких рядах указаны существительные, принадлежащие к одному типу склонения:

1) санаторий, прохожий;

2) стремя, путь;

3) пустошь, степь;

4) гений, врач;

5) юноша, боа.

2. Укажите ряды, в которых оба неизменяемых существительных относятся к одному роду.

1) кофе, шимпанзе;

2) жюри, рефери;

3) рагу, БГУ;

4) Дели, конферансье;

5) портмоне, По.

3. В каких рядах оба существительных в родительном падеже множественного чис­ла будут иметь нулевое окончание:

1) вафли, гантели;

2) гектары, килограммы;

3) плечи, погоны;

4) шахматы, сутки;

5) яблоки, носки?

4. Укажите верные утверждения:

1) Имена существительные войско, леди, звезда (кино) являются одушевлёнными.

  1. В парах туфлитуфля, корректи­выкорректив верно образованы формы ед. числа.

  2. В прилагательных давнишний, кухон­ный, глиняный ударение падает на первый слог.

  3. В парах могучиймогуч, тёплыйтёпел верно образована краткая форма име­ни прилаг.

  4. В ряду себя, у меня, тобой представ­лены местоимения одного разряда.

  1. Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении числительному У семи нянек дитя без глазу:

  1. начальная форма — семь;

  2. количественное;

  3. собирательное;

  4. употреблено в родительном падеже;

  5. в предложении является дополнением?

  1. С учётом стиля вставьте на месте пропуска в предложении На столах дружи­ны князя красовались ... яства наиболее под­ходящее по смыслу имя прилагательное:

  1. иностранные;

  2. зарубежные;

  3. заграничные;

  4. заморские;

  5. чужестранные.

  1. В каких рядах формы всех слов об­разованы верно:

  1. обоими участницами, ехать из Бреста;

  2. пятьюстами рублями, по прибытии поезда;

  3. написал более красивее, книга об при­ключениях;

  4. из-за одной тысячи рублей, действуй согласно приказу;

  5. с семеро козлятами, смеялся над шут­кой?

  1. Укажите предложения, в которых правильным является первый из предло­женных в скобках вариантов:

  1. Куда нам (класть, ложить) тетради?

  2. (О кое-чём, кое о чём) пошептаться надо...

  3. Груша была (сладче, слаще) яблока.

  4. Вот (дремлешь, дремешь) в тишине — и вдруг звонок.

  5. (Работав, работая) на путях метро­политена, Антон заметил трещину в стене тоннеля.

  1. Укажите верные высказывания:

  1. От глагола слышать можно образо­вать страдательные причастия настоящего и пр. времени.

  2. Возвратные глаголы могут быть как переходными, так и непереходными.

  3. Глаголы в форме прошедшего време­ни изменяются по родам, лицам и числам.

  4. Деепричастия совершенного вида мо­гут образовываться от глаголов обоих видов.

  5. Причастие относится к склоняемым формам глагола.

  1. Какие из данных слов являются фор­мами одного и того же глагола:

  1. украшающая;

  2. украшенный;

  3. украсившие;

  4. украшавшийся;

  5. украсив.

  1. Пишется Е на месте пропуска в следу­ющих формах глаголов:

  1. завис..л от меня;

  2. взвеш..нный товар;

  3. разве..в прах над морем;

  4. реализу..мый замысел;

  5. услыш..нный лозунг.

  1. Пишется А(Я) на месте пропуска в следующих формах глаголов:

  1. отча..вшийся старик;

  2. кле..щий карандаш;

  3. понаде..вшись на помощь;

  4. выстро..вшиеся в колонну;

  5. кол..щая боль.

  1. Какие морфологические признаки со­ответствуют выделенному в предложении Пробежав около километра, он ничуть не запыхался деепричастию:

  1. начальная форма — пробегать;

  2. несовершенного вида;

  3. невозвратное;

  4. 3-го лица;

  5. в предложении является обстоятель­ством?

  1. В данных предложениях найдите глагол сов. вида, непереходный, II спряжения и образуйте от него действи­тельное причастие прошедшего времени. По­лучившееся слово запишите в область отве­тов в именительном падеже.

Получив Вашу просьбу, я сразу взялся за перо и всё же, написав какую-то чепуху, посовестился такое посылать. Вы пишете, что для Вас всё равно, каков бы ни был на­писанный мною рассказ, но я не разделяю этого взгляда.

  1. Выпишите из предложений в зада­нии 14 однокоренные глаголы, формы глаго­ла, разберите их по составу.

  2. Выделенные в предложениях слова отвечают двум условиям: являются предло­гами и пишутся слитно:

  1. Он решил поговорить (на)счёт отпуска.

  2. Мама не поехала (на)встречу друзей-одноклассников.

  3. Мне нравятся полевые цветы (на )подобие этих.

  4. Позвони обязательно, что(бы) я не беспокоился.

  5. Девочки прыгали через скакалку (в)течение всего дня.

  1. Укажите номера пропусков, где нуж­но употребить частицу не:

Мы н_ можем 2) н_ сказать о наших результатах. Где бы мы 3) н_ выступали, ото­всюду по традиции возвращались с победой. Мы 4) н_ разу 5) н_ подвели тренера.

  1. Определите, какими частями речи яв­ляются выделенные в предложениях слова, и установите соответствие между столбцами таблицы.

А. Задание было чересчур сложное.

Б. Мы успеем собраться, пока ты будешь разговари­вать по телефону.

В. Только ты можешь спасти положение!

Г. Мы встретились через че­тыре года.

1. Частица.

2. Союз.

3. Предлог.

4. Междометие.

5. Наречие


Текст к заданиям 19—20

А. А. Фет

* * *

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!.. 1850

  1. Какого эффекта добивается автор, от­давая предпочтение именам существительным?

  2. Как меняется картина, когда автор переходит от бессоюзия (асиндетона) к многосо-юзию (полисиндетону)?



II вариант

  1. В каких рядах указаны существи­тельные, принадлежащие к одному типу склонения:

  1. поле, кафе;

  2. плакса, гостья;

  3. пирожное, небо;

  4. фальшь, пень;

  5. ключ, село?

  1. Укажите ряды, в которых оба неиз­меняемых сущ-х относятся к од­ному роду:

  1. визави, иваси;

  2. мисс, кольраби;

  3. шоссе, месье;

  4. Дали, бра;

  5. Ориноко, ООН.

  1. В каких рядах оба существительных в родительном падеже множественного чис­ла будут иметь нулевое окончание:

  1. сумерки, сапоги;

  2. болгары, носки;

  3. брюки, помидоры;

  4. капли, кочерги;

  5. чулки, черешни?

  1. Укажите верные утверждения:

  1. Имена существительные маэстро, на­род, волчонок являются одушевлёнными.

  2. В парах плацкартыплацкарт, кроссовкикроссовок верно образованы формы ед. числа.

  3. В прилагательных мозаичный, укра­инский, сливовый ударение падает на второй слог.

  4. В парах смуглыйсмугл, достойныйдостоин верно образована краткая форма имени прилагательного.

  5. В ряду сам, всякому, любая представ­лены местоимения одного разряда.

  1. Какие морфологические признаки со­ответствуют выделенному в предложении За двумя зайцами погонишьсяни одного не поймаешь числительному:

  1. начальная форма — двое;

  2. количественное;

  3. собирательное;

  4. употреблено в родительном падеже;

  5. в предложении является дополнением?

  1. С учётом стиля вставьте на месте пропуска в предложении Предприятие успешно сотрудничает со многими ... пар­тнёрами наиболее подходящее по смыслу имя прилагательное:

  1. иностранными;

  2. зарубежными;

  3. заграничными;

  4. заморскими;

  5. чужестранными.

  1. В каких рядах формы всех слов об­разованы верно:

  1. без него не уйду, двое гимнасток;

  2. заговорить о Елене Викентьевне, вый­ти из школы;

  3. поступить наперекор судьбе, с ше­стьюдесятью участниками;

  4. прийти без ничего, плотнее всего при­жимает;

  5. отнять от двухста, по окончании уни­верситета?

  1. Укажите предложения, в которых правильным является первый из предло­женных в скобках вариантов:

  1. (Наш, наше) МИД отправил ноту про­теста правительству недружественного госу­дарства.

  2. (Испёкши, испекя) пирожки, бабушка позвала внуков к чаю.

  3. Увы, я не (выздоровлю, выздоровею) за день.

  4. Семён оказался (такой, таким) неря­хой!

  5. (Едь, поезжай) на север.

  1. Укажите верные высказывания:

  1. Обижаемый — страдательное прича­стия наст. времени, образованное от глагола обидеть.

  2. В предложении Бурей повалило могу­чий дуб выделенное слово является личным глаголом в безличном употреблении.

  3. Деепричастие обозначает добавочное действие предмета или лица и обладает грам­матическими признаками глагола и наречия.

  4. Глаголы совершенного вида могут об­разовывать формы пр., настоящего и будущего времени.

  5. От возвратных глаголов сов. вида могут быть образованы только действи­т. причастия пр. вр.

  1. Какие из данных причастий являют­ся формами одного и того же глагола:

  1. выбиваемые;

  2. выбитое;

  3. выбившаяся;

  4. выбивающийся;

  5. выбивавшего?

  1. Пишется Е на месте пропуска в следу­ющих формах глаголов:

  1. насто..нный отвар;

  2. увид..лся с братом;

  3. развеш..нные картины;

  4. назнача..мый преемник;

  5. окле..нный обоями.

  1. Пишется А(Я) на месте пропуска в следующих формах глаголов:

  1. бор..щийся с ленью;

  2. засе..нный рожью;

  3. зала..ли собаки;

  4. подта..вший снег;

  5. жал..щие осы.

  1. Какие морфологические признаки со­ответствуют выделенному в предложении Раскаиваясь в содеянном, преступник при­знал свою вину деепричастию:

  1. начальная форма — раскаяться;

  2. несовершенного вида;

  3. непереходное;

  4. невозвратное;

  5. в предложении является сказуемым?

  1. В данных предложениях найдите глагол совершенного вида, невозвратный, II спряжения и образуйте от него действи­тельное причастие прошедшего времени. По­лучившееся слово запишите в область отве­тов в именительном падеже.

Всё Рижское взморье в снегу. Он всё вре­мя сыплется с высоких сосен, слетает длин­ными прядями, рассыпаясь в пыль. Дом стоит на самом берегу. Однако для того, чтобы увидеть море, нужно немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи, засыпанной снегом до самых окон.

  1. Выпишите из предложений в задании 14 однокоренные глаголы и формы глагола, разберите их по составу.

  2. Выделенные в предложениях слова отвечают двум условиям: 1) являются пред­логами и 2) пишутся слитно:

  1. Он не решился заговорить (в)следствие неуверенности в себе.

  2. Ребята, (не)взирая на прогноз пого­ды, собирались на пляж.

  3. Имей (в)виду: я за тебя переделывать ничего не буду.

  4. (В)связи с пробками на дорогах по утрам я предпочитаю ездить на метро.

  5. Я то(же) ему понравилась.

  1. Укажите номера пропусков, где нуж­но употребить частицу не:

Почему-то подобного Арсений 1)н_ ожи­дал. Обдумывая своё решение, он 2) н_ раз представлял, что просто пройдёт внутрь, вежливо спросит номер кабинета и получит 3) н_ менее вежливый ответ. Но, как бы то 4) н_ было, отступать он 5) н_ собирался.

  1. Определите, какими частями речи яв­ляются выделенные в предложениях слова, и установите соответствие между столбцами таблицы.

А. Сейчас уже очень поздно.

Б. Неужели ты готов так рисковать?

В. Он это сделал вопреки желанию родителей.

Г. Будь, пожалуйста, подо­брее.

1. Частица.

2. Союз.

3. Предлог.

4. Междометие.

5. Наречие.

Текст к заданиям 19—20

А. А. Фет

* * *

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой! 2 августа 1877 г.

  1. Какого эффекта добивается автор, в конце 2-й и 4-й строф употребляя инфинити­вы, т. е. избегая личных форм глагола («...Тебя любить, обнять и плакать над тобой»)!

  2. В чём значение многосоюзия (полисиндетона) в 3-й строфе стихотворения?



Ключ.

I вариант

II вариант

  1. 2, 3, 4

  2. 1, 4

  3. 3, 4

  4. 2, 4

  5. 1, 2, 4, 5

  6. 4

  7. 2, 4

  8. 1, 4

  9. 1, 5

  10. 2, 3, 5

  11. 1, 2, 4

  12. 1, 2, 3

  13. 3, 5

  14. Посовестившийся

  15. На-пис-а-в, пиш-ете, на-пис-а-нн-ый

  16. 1, 3

  17. 1, 2, 5

  18. А5Б2В1ГЗ

  19. Например, «моментальный снимок» окружающей действительности, существо­вание лирического героя только здесь и сейчас.

  20. Например, слияние «моментов», их растяжение, стремление к бесконечности

  1. 2 ,5

  2. 2, 5

  3. 1, 4, 5

  4. 4, 5

  5. 2, 5

  6. 2

  7. 2, 3

  8. 1, 2

  9. 2, 3, 5

  10. 1, 5

  11. 2, 4, 5

  12. 2, 3, 4, 5

  13. 2, 3

  14. Увидевший

  15. сыпл-ет-ся, рас-сып-а-я-сь, за-сып-а-нн-ой

  16. 1, 2

  17. 1, 2, 3, 5

  18. А5Б1ВЗГ4

  19. Например, лирический герой не готов ограни­читься одним отрезком времени, его желание «лю­бить, обнять и плакать» вне времени, то есть было, есть и будет всегда.

  20. Например, соединяются прошлое, настоящее и будущее, время уже не делится на «тогда» и «сейчас»




Подсчёт баллов.

Каждое верно выполненное задание (кро­ме № 5 и № 15) оценивается в 2 балла, ча­стично верное (не более 1 ошибки) — 1 балл, неверное — 0 баллов.

№ 5 оценивается в 1 балл.

№ 14 не предполагает частично верного решения.

15 предполагает разбор трёх слов, поэто­му оценивается его полностью правильное вы­полнение в 3 балла (по 1 баллу за каждое вер­но разобранное слово с выделением основы).

Частично верным в заданиях тестового типа признаётся задание, в котором допуще­но не более одной ошибки:

  • кроме верно указанных всех вариантов, написан один лишний вариант:

  • не хватает одного верного варианта, причём неверных вариантов не указано.

Если в ответе допущено 2 (и более ошиб­ки или указаны все предложенные варианты (5 из 5), то ответ на вопрос считается невер­ным. Например, верный ответ АБ, а учащий­ся указал АВ, т. е. указал лишний вариант В и не указал вариант Б (допустил 2 ошибки).

В задании на поиск соответствия (№ 18 в данном тесте) частично верным счита­ется ответ, в котором ошибочно указана одна цифра. Например, при верном ответе А1Б1ВЗГ2 написано А1Б2ВЗГ2, т. е. к пред­ложению Б подобрана неверная цифра из ва­риантов ответа, а остальные ответы указаны правильно.


Выставление отметки.

Отмет­ка

Степень выполнения заданий, %

Набранные баллы (из 40 возможных)

1

1—10

1—4

2

1—21

5—8

3

22—32

9—13

4

33—43

14—17

5

44—54

18—21

6

55—66

22—26

7

67—77

27—31

8

78—88

32—35

9

89—95

36—38

10

96—100

39—40


Набранное количество баллов разделить на максимально возможное количество бал­лов и умножить на 100. Например, 35 : 40 х х 100 = 87,5, значит, 8.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!