Т. В. Шиманович, методист отдела методического обеспечения гуманитарного образования Национального института образования, учитель-методист
Контрольная тестовая работа «Части речи»
X класс, повышенный уровень
Урок 66
1 вариант
1. В каких рядах указаны существительные, принадлежащие к одному типу склонения:
1) санаторий, прохожий;
2) стремя, путь;
3) пустошь, степь;
4) гений, врач;
5) юноша, боа.
2. Укажите ряды, в которых оба неизменяемых существительных относятся к одному роду.
1) кофе, шимпанзе;
2) жюри, рефери;
3) рагу, БГУ;
4) Дели, конферансье;
5) портмоне, По.
3. В каких рядах оба существительных в родительном падеже множественного числа будут иметь нулевое окончание:
1) вафли, гантели;
2) гектары, килограммы;
3) плечи, погоны;
4) шахматы, сутки;
5) яблоки, носки?
4. Укажите верные утверждения:
1) Имена существительные войско, леди, звезда (кино) являются одушевлёнными.
-
В парах туфли — туфля, коррективы — корректив верно образованы формы ед. числа.
-
В прилагательных давнишний, кухонный, глиняный ударение падает на первый слог.
-
В парах могучий — могуч, тёплый — тёпел верно образована краткая форма имени прилаг.
-
В ряду себя, у меня, тобой представлены местоимения одного разряда.
-
Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении числительному У семи нянек дитя без глазу:
-
начальная форма — семь;
-
количественное;
-
собирательное;
-
употреблено в родительном падеже;
-
в предложении является дополнением?
-
С учётом стиля вставьте на месте пропуска в предложении На столах дружины князя красовались ... яства наиболее подходящее по смыслу имя прилагательное:
-
иностранные;
-
зарубежные;
-
заграничные;
-
заморские;
-
чужестранные.
-
В каких рядах формы всех слов образованы верно:
-
обоими участницами, ехать из Бреста;
-
пятьюстами рублями, по прибытии поезда;
-
написал более красивее, книга об приключениях;
-
из-за одной тысячи рублей, действуй согласно приказу;
-
с семеро козлятами, смеялся над шуткой?
-
Укажите предложения, в которых правильным является первый из предложенных в скобках вариантов:
-
Куда нам (класть, ложить) тетради?
-
(О кое-чём, кое о чём) пошептаться надо...
-
Груша была (сладче, слаще) яблока.
-
Вот (дремлешь, дремешь) в тишине — и вдруг звонок.
-
(Работав, работая) на путях метрополитена, Антон заметил трещину в стене тоннеля.
-
Укажите верные высказывания:
-
От глагола слышать можно образовать страдательные причастия настоящего и пр. времени.
-
Возвратные глаголы могут быть как переходными, так и непереходными.
-
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам, лицам и числам.
-
Деепричастия совершенного вида могут образовываться от глаголов обоих видов.
-
Причастие относится к склоняемым формам глагола.
-
Какие из данных слов являются формами одного и того же глагола:
-
украшающая;
-
украшенный;
-
украсившие;
-
украшавшийся;
-
украсив.
-
Пишется Е на месте пропуска в следующих формах глаголов:
-
завис..л от меня;
-
взвеш..нный товар;
-
разве..в прах над морем;
-
реализу..мый замысел;
-
услыш..нный лозунг.
-
Пишется А(Я) на месте пропуска в следующих формах глаголов:
-
отча..вшийся старик;
-
кле..щий карандаш;
-
понаде..вшись на помощь;
-
выстро..вшиеся в колонну;
-
кол..щая боль.
-
Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении Пробежав около километра, он ничуть не запыхался деепричастию:
-
начальная форма — пробегать;
-
несовершенного вида;
-
невозвратное;
-
3-го лица;
-
в предложении является обстоятельством?
-
В данных предложениях найдите глагол сов. вида, непереходный, II спряжения и образуйте от него действительное причастие прошедшего времени. Получившееся слово запишите в область ответов в именительном падеже.
Получив Вашу просьбу, я сразу взялся за перо и всё же, написав какую-то чепуху, посовестился такое посылать. Вы пишете, что для Вас всё равно, каков бы ни был написанный мною рассказ, но я не разделяю этого взгляда.
-
Выпишите из предложений в задании 14 однокоренные глаголы, формы глагола, разберите их по составу.
-
Выделенные в предложениях слова отвечают двум условиям: являются предлогами и пишутся слитно:
-
Он решил поговорить (на)счёт отпуска.
-
Мама не поехала (на)встречу друзей-одноклассников.
-
Мне нравятся полевые цветы (на )подобие этих.
-
Позвони обязательно, что(бы) я не беспокоился.
-
Девочки прыгали через скакалку (в)течение всего дня.
-
Укажите номера пропусков, где нужно употребить частицу не:
Мы н_ можем 2) н_ сказать о наших результатах. Где бы мы 3) н_ выступали, отовсюду по традиции возвращались с победой. Мы 4) н_ разу 5) н_ подвели тренера.
-
Определите, какими частями речи являются выделенные в предложениях слова, и установите соответствие между столбцами таблицы.
А. Задание было чересчур сложное. Б. Мы успеем собраться, пока ты будешь разговаривать по телефону. В. Только ты можешь спасти положение! Г. Мы встретились через четыре года. | 1. Частица. 2. Союз. 3. Предлог. 4. Междометие. 5. Наречие |
Текст к заданиям 19—20
А. А. Фет
* * *
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!.. 1850
-
Какого эффекта добивается автор, отдавая предпочтение именам существительным?
-
Как меняется картина, когда автор переходит от бессоюзия (асиндетона) к многосо-юзию (полисиндетону)?
II вариант
-
В каких рядах указаны существительные, принадлежащие к одному типу склонения:
-
поле, кафе;
-
плакса, гостья;
-
пирожное, небо;
-
фальшь, пень;
-
ключ, село?
-
Укажите ряды, в которых оба неизменяемых сущ-х относятся к одному роду:
-
визави, иваси;
-
мисс, кольраби;
-
шоссе, месье;
-
Дали, бра;
-
Ориноко, ООН.
-
В каких рядах оба существительных в родительном падеже множественного числа будут иметь нулевое окончание:
-
сумерки, сапоги;
-
болгары, носки;
-
брюки, помидоры;
-
капли, кочерги;
-
чулки, черешни?
-
Укажите верные утверждения:
-
Имена существительные маэстро, народ, волчонок являются одушевлёнными.
-
В парах плацкарты — плацкарт, кроссовки — кроссовок верно образованы формы ед. числа.
-
В прилагательных мозаичный, украинский, сливовый ударение падает на второй слог.
-
В парах смуглый — смугл, достойный — достоин верно образована краткая форма имени прилагательного.
-
В ряду сам, всякому, любая представлены местоимения одного разряда.
-
Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь числительному:
-
начальная форма — двое;
-
количественное;
-
собирательное;
-
употреблено в родительном падеже;
-
в предложении является дополнением?
-
С учётом стиля вставьте на месте пропуска в предложении Предприятие успешно сотрудничает со многими ... партнёрами наиболее подходящее по смыслу имя прилагательное:
-
иностранными;
-
зарубежными;
-
заграничными;
-
заморскими;
-
чужестранными.
-
В каких рядах формы всех слов образованы верно:
-
без него не уйду, двое гимнасток;
-
заговорить о Елене Викентьевне, выйти из школы;
-
поступить наперекор судьбе, с шестьюдесятью участниками;
-
прийти без ничего, плотнее всего прижимает;
-
отнять от двухста, по окончании университета?
-
Укажите предложения, в которых правильным является первый из предложенных в скобках вариантов:
-
(Наш, наше) МИД отправил ноту протеста правительству недружественного государства.
-
(Испёкши, испекя) пирожки, бабушка позвала внуков к чаю.
-
Увы, я не (выздоровлю, выздоровею) за день.
-
Семён оказался (такой, таким) неряхой!
-
(Едь, поезжай) на север.
-
Укажите верные высказывания:
-
Обижаемый — страдательное причастия наст. времени, образованное от глагола обидеть.
-
В предложении Бурей повалило могучий дуб выделенное слово является личным глаголом в безличном употреблении.
-
Деепричастие обозначает добавочное действие предмета или лица и обладает грамматическими признаками глагола и наречия.
-
Глаголы совершенного вида могут образовывать формы пр., настоящего и будущего времени.
-
От возвратных глаголов сов. вида могут быть образованы только действит. причастия пр. вр.
-
Какие из данных причастий являются формами одного и того же глагола:
-
выбиваемые;
-
выбитое;
-
выбившаяся;
-
выбивающийся;
-
выбивавшего?
-
Пишется Е на месте пропуска в следующих формах глаголов:
-
насто..нный отвар;
-
увид..лся с братом;
-
развеш..нные картины;
-
назнача..мый преемник;
-
окле..нный обоями.
-
Пишется А(Я) на месте пропуска в следующих формах глаголов:
-
бор..щийся с ленью;
-
засе..нный рожью;
-
зала..ли собаки;
-
подта..вший снег;
-
жал..щие осы.
-
Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении Раскаиваясь в содеянном, преступник признал свою вину деепричастию:
-
начальная форма — раскаяться;
-
несовершенного вида;
-
непереходное;
-
невозвратное;
-
в предложении является сказуемым?
-
В данных предложениях найдите глагол совершенного вида, невозвратный, II спряжения и образуйте от него действительное причастие прошедшего времени. Получившееся слово запишите в область ответов в именительном падеже.
Всё Рижское взморье в снегу. Он всё время сыплется с высоких сосен, слетает длинными прядями, рассыпаясь в пыль. Дом стоит на самом берегу. Однако для того, чтобы увидеть море, нужно немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи, засыпанной снегом до самых окон.
-
Выпишите из предложений в задании 14 однокоренные глаголы и формы глагола, разберите их по составу.
-
Выделенные в предложениях слова отвечают двум условиям: 1) являются предлогами и 2) пишутся слитно:
-
Он не решился заговорить (в)следствие неуверенности в себе.
-
Ребята, (не)взирая на прогноз погоды, собирались на пляж.
-
Имей (в)виду: я за тебя переделывать ничего не буду.
-
(В)связи с пробками на дорогах по утрам я предпочитаю ездить на метро.
-
Я то(же) ему понравилась.
-
Укажите номера пропусков, где нужно употребить частицу не:
Почему-то подобного Арсений 1)н_ ожидал. Обдумывая своё решение, он 2) н_ раз представлял, что просто пройдёт внутрь, вежливо спросит номер кабинета и получит 3) н_ менее вежливый ответ. Но, как бы то 4) н_ было, отступать он 5) н_ собирался.
-
Определите, какими частями речи являются выделенные в предложениях слова, и установите соответствие между столбцами таблицы.
А. Сейчас уже очень поздно. Б. Неужели ты готов так рисковать? В. Он это сделал вопреки желанию родителей. Г. Будь, пожалуйста, подобрее. | 1. Частица. 2. Союз. 3. Предлог. 4. Междометие. 5. Наречие. |
Текст к заданиям 19—20
А. А. Фет
* * *
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой! 2 августа 1877 г.
-
Какого эффекта добивается автор, в конце 2-й и 4-й строф употребляя инфинитивы, т. е. избегая личных форм глагола («...Тебя любить, обнять и плакать над тобой»)!
-
В чём значение многосоюзия (полисиндетона) в 3-й строфе стихотворения?
Ключ.
I вариант | II вариант |
-
2, 3, 4 -
1, 4 -
3, 4 -
2, 4 -
1, 2, 4, 5 -
4 -
2, 4 -
1, 4 -
1, 5 -
2, 3, 5 -
1, 2, 4 -
1, 2, 3 -
3, 5 -
Посовестившийся -
На-пис-а-в, пиш-ете, на-пис-а-нн-ый -
1, 3 -
1, 2, 5 -
А5Б2В1ГЗ -
Например, «моментальный снимок» окружающей действительности, существование лирического героя только здесь и сейчас. -
Например, слияние «моментов», их растяжение, стремление к бесконечности | -
2 ,5 -
2, 5 -
1, 4, 5 -
4, 5 -
2, 5 -
2 -
2, 3 -
1, 2 -
2, 3, 5 -
1, 5 -
2, 4, 5 -
2, 3, 4, 5 -
2, 3 -
Увидевший -
сыпл-ет-ся, рас-сып-а-я-сь, за-сып-а-нн-ой -
1, 2 -
1, 2, 3, 5 -
А5Б1ВЗГ4 -
Например, лирический герой не готов ограничиться одним отрезком времени, его желание «любить, обнять и плакать» вне времени, то есть было, есть и будет всегда. -
Например, соединяются прошлое, настоящее и будущее, время уже не делится на «тогда» и «сейчас» |
Подсчёт баллов.
Каждое верно выполненное задание (кроме № 5 и № 15) оценивается в 2 балла, частично верное (не более 1 ошибки) — 1 балл, неверное — 0 баллов.
№ 5 оценивается в 1 балл.
№ 14 не предполагает частично верного решения.
№ 15 предполагает разбор трёх слов, поэтому оценивается его полностью правильное выполнение в 3 балла (по 1 баллу за каждое верно разобранное слово с выделением основы).
Частично верным в заданиях тестового типа признаётся задание, в котором допущено не более одной ошибки:
-
кроме верно указанных всех вариантов, написан один лишний вариант:
-
не хватает одного верного варианта, причём неверных вариантов не указано.
Если в ответе допущено 2 (и более ошибки или указаны все предложенные варианты (5 из 5), то ответ на вопрос считается неверным. Например, верный ответ АБ, а учащийся указал АВ, т. е. указал лишний вариант В и не указал вариант Б (допустил 2 ошибки).
В задании на поиск соответствия (№ 18 в данном тесте) частично верным считается ответ, в котором ошибочно указана одна цифра. Например, при верном ответе А1Б1ВЗГ2 написано А1Б2ВЗГ2, т. е. к предложению Б подобрана неверная цифра из вариантов ответа, а остальные ответы указаны правильно.
Выставление отметки.
Отметка | Степень выполнения заданий, % | Набранные баллы (из 40 возможных) |
1 | 1—10 | 1—4 |
2 | 1—21 | 5—8 |
3 | 22—32 | 9—13 |
4 | 33—43 | 14—17 |
5 | 44—54 | 18—21 |
6 | 55—66 | 22—26 |
7 | 67—77 | 27—31 |
8 | 78—88 | 32—35 |
9 | 89—95 | 36—38 |
10 | 96—100 | 39—40 |
Набранное количество баллов разделить на максимально возможное количество баллов и умножить на 100. Например, 35 : 40 х х 100 = 87,5, значит, 8.