СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ШИМАНОВИЧ Т. В. Контрольная тестовая итоговая работа X класс РЯиЛ 2020-11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ШИМАНОВИЧ Т. В. Контрольная тестовая итоговая работа X класс РЯиЛ 2020-11»

Т. В. Шиманович, методист отдела методического обеспечения гуманитарного образования Национального института образования, учитель-методист

Контрольные тестовые работы X класс

Урок 32 (базовый уровень)

Вариант I

Текст

  1. Прочитайте текст и определите, какое из приведённых после текста предложений должно быть в нём первым.

(1) ... (2) Взмахнув золотым рукавом, разбросало оно солнечные пылинки, и за­светились на лугах, на тропинках весёлые жёлтые огоньки-одуванчики. (3) Внима­тельно приглядевшись, можно заметить, что одуванчик очень похож на солнце. (4) Создаётся ощущение, что миллионы малень­ких детей взялись изобразить солнце, но не получилось одинаково нарисованных работ, хотя в основе у всех кругленький центр с расходящимися в разные стороны лучами.

  1. Этот маленький посланец солнца оза­ряет землю своим золотым светом.

  2. Этот солнечный цветок, растущий по­всюду, полезен и нужен людям.

  3. Одуванчик радует нас каждой весной.

  4. Встало солнышко пораньше и, умыв­шись дождичком, пошло гулять по небу.

Текст к заданиям 2—9

(1) Я достал лист бумаги и прежде всего хотел приняться за расписание обязанностей и занятий на следующий год. (2) Надо было разлиновать бумагу. (3) Но так как линей­ки у меня не нашлось, то я употребил для этого латинский лексикон. (4) Проведя пером вдоль книги и отодвинув его, я заметил, что сделал по бумаге продолговатую лужу чернил. (5) Я взял другую бумагу и, передвигая лекси­кон, разлиновал кое-как (по Л. Н. Толстому).

  1. Укажите характеристики, соответству­ющие данному тексту:

  1. разговорный стиль;

  2. художественный стиль;

  3. описание;

  4. повествование.

Лексика

  1. Найдите слово, употреблённое в тексте в значении ‘план, график’, выпишите это слово в той форме, в которой оно употребле­но в тексте.

Фонетика

  1. Из 4-5-го предложений текста выпиши­те слово, в котором наблюдается оглушение.

Словообразование

  1. Из 4-5-го предложений текста вы­пишите слово, соотв. схеме: при­ставка + корень + суффикс.

  2. Укажите способ образования слова, выделенного во 2-м предложении.

Морфология

  1. Найдите в 1-м предложении существи­тельное 1 склонения, запишите его в началь­ной форме.

  2. Выпишите из текста деепричастие не­совершенного вида, в скобках укажите гла­гол, от которого оно образовано.

  3. Определите, какими частями речи яв­ляются слова из 3-4-го предложений текста, и найдите соответствия в таблице. Ответ запи­шите в виде буквенно-цифрового сочетания.

А. Так как

1. Имя числительное

Б. Вдоль

2. Местоимение

В. Кое-где

3. Наречие

Г. Другую

4. Союз


5. Предлог

Нормы литературного языка

  1. Найдите предложения, в которых до­пущены морфологические ошибки, и запиши­те предложения в исправленном виде.

  1. Портрет шведской писательницы Астрид Линдгрен изображён на банкноте 20 шведских крон образца две тысячи пят­надцатого года.

  2. Я решила ограничиться пятидесятью страницами на выходных.

  3. Мальчик смугл и подтянут.

  4. Бери свой шинель — пойдём домой.

  1. Найдите предложения, в которых до­пущены речевые ошибки, и запишите пред­ложения в исправленном виде.

  1. У собак служебных пород чуткое обая­ние.

  2. На сайте вывесили прейскурант цен.

  3. Он такой спокойный, тише воды, ниже травы.

  4. Вследствие предстоящего похолодания отопление решили включить раньше срока.

Орфография

  1. Укажите ряды, в которых пропущена одна и та же буква:

  1. помощ.., улеч..ся;

  2. п..еса, с..есть;

  3. ц..ганский, акц..я;

  4. оц..нковка, сверх..нтересный;

  5. про..кт, с..кономить.

  1. Укажите ряды, в которых во всех сло­вах пропущена буква о:

  1. к..сание, оз..рение;

  2. распростр..нённое предл..жение;

  3. атм..сфера, г..рмональный баланс;

  4. рек..нструкция, зар..сли;

  5. предск..зания, к..чан.

  1. Укажите ряды, в которых во всех сло­вах пропущена буква е:

  1. прив..легии при поступлени..;

  2. о застенч..вом слушател..;

  3. пр..тензии пр..дставителя фирмы;

  4. всё в тающ..й дымк..;

  5. к улыбающ..муся д..легату.

  1. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква ё:

  1. окруж..нный лесами;

  2. услышать ш..пот;

  3. пойти за ключ..м;

  4. соседская девч..нка;

  5. это ш..кирует.

  1. Укажите слова, в которых пропущена буква я:

  1. засе..нное рожью поле;

  2. откле..в марку;

  3. стел..щийся туман;

  4. почу..ть возможность наживы;

  5. ощущ..л прилив энергии.

  1. Укажите ряды, в которых на месте пропусков во всех случаях пишется нн:

  1. избалова..ый малыш, решё..ая задача;

  2. имени..ик месяца, улицы пусты..ы;

  3. дома пока не освеще..ы, закута..ый в плащ;

  4. смотрел удручё..о, зако..ость требования;

  5. серебря..ая подковка, нежела..ая встреча.

  1. Укажите слова, которые пишутся че­рез дефис:

  1. (по)своему милый;

  2. исследовали (пол)Антарктиды;

  3. (тёмно)фиолетовый пиджак;

  4. (северо)американский олень;

  5. (гига)байты информации.

  1. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:

  1. (Не)смотря на задержку рейса, тури­сты были в приподнятом настроении.

  2. Всё как(будто) утонуло в тумане.

  3. (С)начала осени погода стояла пре­красная.

  4. (В)виду приближающихся экзаменов мы повторяем ранее изученные темы.

  5. В (не)прекращающемся ни на минуту пении птиц столько счастья!

  1. Укажите случаи, когда пишется ни.

Всё было погружено в тихий, глубокий сон; 1н.. движения, 2н.. звука, даже Зн.. верит­ся, что в природе Может быть так тихо. Когда бы в лунную ночь 4н.. видел широкую сельскую улицу с её избами и уснувшими ива­ми, на душе становится тихо; ... и кажется, что и звёзды смотрят ласково и с умилени­ем, что зла уже 5н..когда 6н.. будет на земле и всё благополучно (по А. П. Чехову).

Вариант II

Текст

  1. Прочитайте текст и определите, какое из приведённых после текста предложений должно быть в нём первым.

  1. ... (2) Официантка принесла гречне­вую кашу, хлеб, чай и сахар, рассчитанный на три дня. (3) Кусок сахара сверкал на блюдце и казался большим, крепким, аппетитным. (4) Морозов был голоден. (5) Он быстро съел кашу и хлеб. (6) Оставались чай и сахар. (7) Он вырвал чистый лист бумаги из блокнота, завернул кусок сахара и положил в карман.

  1. Морозов бодро шагал по пустынным улицам Ленинграда.

  2. Лейтенант Морозов по талону завтра­кал в столовой комсостава.

  3. Этот крепкий, большой кусок сахара он отдаст жене.

  4. Тяжело после каждого полёта идти и волноваться, живы ли родные.

Текст к заданиям 2—9

  1. Три профессора сидели за тем столом, к которому я подошёл вместе с Икониным; ни один из них не ответил на наш поклон. (2) Мне было досадно и оскорбительно, во-первых, то, что никто не ответил на наш поклон, а во-вторых, то, что меня, видно, со­единяли с Икониным в одно понятие экза­менующихся. (3) Не оробев, я взял билет и готовился отвечать; но седой профессор ука­зал глазами на Иконина. (4) И конин вовсе не растерялся и даже бойко прочёл то, что было написано на билете (по Л. Н. Толстому).

  1. Укажите характеристики, соответству­ющие данному тексту:

  1. публицистический стиль;

  2. художественный стиль;

  3. описание;

  4. повествование.

Лексика

  1. Найдите слово, употреблённое в тексте в значении ‘неприятно, горько, прискорбно’, выпишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Фонетика

  1. Выпишите из 2-го предложения слово, в котором наблюдается оглушение.

Словообразование

  1. Выпишите слово, соответствующее схе­ме приставка - корень + суффикс + суф­фикс + окончание.

  2. Укажите способ образования слова, вы­деленного в 3-м предложении.

Морфология

  1. Найдите в 1-м предложении относи­тельное местоимение, запишите его в началь­ной форме.

  2. Выпишите из текста страдательное причастие, в скобках укажите его началь­ную форму.

  3. Определите, какими частями речи яв­ляются слова из 2—3-го предложений текста, и найдите соответствия в таблице. Ответ запи­шите в виде буквенно-цифрового сочетания.

А. Во-первых

Б. Никто

В. Одно

Г. Седой


1. Имя существительное

2. Имя прилагательное

3. Имя числительное

4. Местоимение

5. Наречие


  1. Найдите предложения, в которых до­пущены морфологические ошибки.

  1. В этом романе больше трёхсот страниц.

  2. День тёпл и ясен.

  3. Многомиллионный Дели поражает оби­лием красок и звуков.

  4. Она решила не идти к ему на встречу.

  1. Найдите предложения, в которых до­пущены речевые ошибки.

  1. Я решил купить годовой абонент в тре­нажёрный зал.

  2. Нужно следить за открывающимися вакансиями.

  3. Эта проблема яйца съеденного не стоит.

  4. Я кратко изложил свою автобиографию.

Орфография

  1. Укажите ряды, в которых пропущена одна и та же буква:

  1. апрел..ские каникулы, постав..те де­сятку;

  2. двух..этажный коттедж, первый под..­езд;

  3. аллергия на ц..трусы, коллекц..я ба­бочек;

  4. бе..вкусно одеваться, повысить рас..ценки;

  5. из..сканный интерьер, куц..й хвостик.

  1. Укажите ряды, в которых во всех сло­вах пропущена буква а:

  1. непром..каемый плащ, упр..вление са­молётом;

  2. произр..стает в пустынях, эксп..нат краеведческого музея;

  3. цветы в п..лисаднике, весенняя ярм..­рка;

  4. оп..здавший на урок, футбольный ст..дион;

  5. зап..саться на зиму, г..рмоничное раз­витие.

  1. Укажите ряды, в которых во всех сло­вах пропущена буква и:

  1. пр..зентация абитуриента;

  2. о требующемся знани..;

  3. инт..лл..гентный пассажир;

  4. доверч..вый опт..мист;

  5. пр..ор..тетный покупатель.

  1. Укажите слова, в которых пишется буква ё:

  1. переж..г верёвку;

  2. заверш..нное строительство;

  3. щелч..к выключателя;

  4. детская трещ..тка;

  5. ж..сткие стулья.

  1. Укажите ряды, в которых пропущена буква я:

  1. зате..ли игру;

  2. они бор..тся за первое место;

  3. завис..щий от других;

  4. раста..вший снеговик;

  5. постро..в пирамиду.

  1. Укажите ряды, в которых на месте всех пропусков пишется нн:

  1. златокова..ый ларец, конопля..ое мас­ло;

  2. долгожда..ый гость, толчё..ое в ступе зерно;

  3. асфальтирова..ая улица, ростральные коло..ы;

  4. книги на лето заброше..ы; краски ярки, огне..ы;

  5. на улице ветре..о, гости..ица закрыта.

  1. Укажите слова, которые пишутся че­рез дефис:

  1. (юго)западный ветер;

  2. (пол)жизни шёл к победе;

  3. (по)русски не говорит;

  4. (иссиня)чёрный иноходец;

  5. начать (видео)конференцию.

  1. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:

  1. Поступил (на)перекор собственному решению.

  2. (Не)забыты страницы истории.

  3. Подумай, что(бы) ты хотел получить в подарок на день рождения.

  4. (В)дали горел огонёк, переливаясь и маня.

  5. Для тренировки памяти учите больше стихов (на)изустъ.

  1. Укажите случаи, когда пишется не.

Когда на другой день я пришёл к Волчаниновым, стеклянная дверь в сад была открыта на­стежь. 1Н.. было 2н.. души. Я вышел в переднюю и, Зн.. о чём 4н.. думая, стоял и смотрел оттуда на пруд и на деревню. И тут мальчишка подал записку. «Я рассказала всё сестре, и она тре­бует, чтобы я рассталась с вами. Я 5н.. могла огорчить её своим 6н-повиновением. Простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!» (По А. П. Чехову)



Ключ к тестовой работе


Вариант I

Вариант II

Баллы

Верно/частично верно

1

4

2

1/-

2

2, 4

2, 4

2/1 (не более одной ошибки)

3

Расписание

Досадно

1/-

4

Отодвинув

Во-вторых

2/-

5

Проведя

Соединяли

2/-

6

Приставочный

Постфиксальный

2/-

7

Бумага

Который

2/1 (слово выписано не в на­чальной форме)

8

Передвигая (передвигать)

Написано (написанный)

2/1

9

А4Б5ВЗГ2

А5Б4ВЗГ1

2/1 (не более одной ошибки)

10

2) Я решила ограничиться пятьюдесятью страницами на выходных.

4) Бери свою шинель — пой­дём домой.

2) День тёпел и ясен.

4) Она решила не идти к нему на встречу.

3/2 (оба варианта указаны, но верно исправлено только одно предложение) / 1 (указаны оба варианта, но ошибки не ис­правлены)

11

  1. У собак служебных пород чуткое обоняние.

  2. На сайте вывесили прейску­рант.

4) Ввиду (из-за) предсто-ящего похолодания отопле-ние реши­ли включить раньше срока.

1) Я решил купить годовой абонемент в тренажёрный зал.

  1. Эта проблема яйца выеден­ного не стоит.

  2. Я кратко изложил свою био­графию/ автобиографию.

3/2/1 (исправлены две ошиб­ки из трёх / исправлена только одна ошибка или указаны все предложения с ошибками, но ошибки не исправлены)




12

1, 4

1, 3, 5

2/1 (не более одной ошибки)

13

3, 4

3, 5

2/1 (не более одной ошибки)

14

3, 4, 5

4, 5

2/1 (не более одной ошибки)

15

1, 2

1, 2, 5

2/1 (не более одной ошибки)

16

1, 4

1, 3, 4

2/1 (не более одной ошибки)

17

1, 2, 4

2, 3

2/1 (не более одной ошибки)


18

1, 2, 3

1, 3, 4

2/1 (не более одной ошибки)


19

2, 3, 5

2, 3

2/1 (не более одной ошибки)


20

1, 2, 4, 5

1, 4, 5, 6

2/1 (не более одной ошибки)



Урок 97 (повышенный уровень)

Вариант I

Текст

  1. Прочитайте текст и определите, какое из приведённых после текста предложений должно быть в нём первым.

(1) ... (2) Это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. (3) Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с опреде­лёнными и сухими чертами. (4) Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представ­ляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживлённою женой. (5) Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно.

  1. Гостиная Анны Павловны начала по­немногу наполняться.

  2. Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, ко­торый он видел в России.

  3. В это время в гостиную вошло новое лицо.

  4. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел всё общество.

  5. Анна Павловна сделала круг около виконта и пригласила всех слушать его рас­сказ.

Текст к заданиям 2—9

(1) Ночь была свежая и неподвижно-светлая. (2) У самого окна был ряд подстрижен­ных деревьев, чёрных с одной и освещённых с другой стороны. (3) Под ними виднелась сочная растительность с серебристыми кое-где листьями. (4) Справа от блестящей росой крыши возвышалось дерево-великан, с белым стволом и сучьями, й над ним светила поч­ти полная луна посреди светлого, однако без­звёздного неба (по Л. Н. Толстому).

  1. Укажите характеристики, соответству­ющие данному тексту:

  1. разговорный стиль;

  2. художественный стиль;

  3. описание;

  4. повествование.

Фонетика

  1. Выпишите слово, в котором все соглас­ные мягкие.

  2. Выпишите слова, в которых наблюда­ется оглушение.


Словообразование

  1. Выпишите слово, соответствующее схе­ме: приставка + корень + суффикс.

  2. Укажите способ образования слова, вы­деленного в 3-м предложении.


Лексика

  1. Найдите слово, употреблённое в тек­сте в значении ‘свежий, яркий’. Докажите многозначность данного слова, употребив его в словосочетаниях в прямом и переносном значениях (в скобках укажите, прямое или переносное значение).

  2. Какая часть речи выполняет основную текстообразующую функцию в данном тексте?


Морфология

  1. Определите, какими частями речи яв­ляются слова из 3-4-го предложений текста, и найдите соответствия в таблице. Ответ запи­шите в виде буквенно-цифрового сочетания.

А. Посреди

1. Местоимение

Б. Кое-где

2. Наречие

В. (Над) ним

3. Предлог

Г. Однако

4. Союз


5. Частица


Нормы литературного языка

  1. Найдите предложения, в которых до­пущены морфологические ошибки, и запиши­те предложения в исправленном виде.

  1. Ты ещё не читал романы Жюля Верна?

  2. Надо было о кое-чём поговорить.

  3. Не могу снять завязавший на узел бо­тинок.

  4. Поездка стоила около трёхста рублей.

  5. Наиболее быстро мы справились со сбо­ром малины.

  1. Найдите предложения, в которых до­пущены речевые ошибки, и запишите пред­ложения в исправленном виде.

  1. Я знаю его давно, без году неделя.

  2. А ему всё нипочём, всё как с гуся вода.

  3. Несколько лет назад он стал работать медицинским санитаром.

  4. После зимнего солнцестояния продол­жительность суток начинает расти.

  5. Выбирать автомобиль решили с эконо­мичным двигателем.

Орфография

  1. Укажите ряды, в которых пропущена одна и та же буква:

  1. золотая брош.., юный камен..щик;

  2. с..экономить средства, сверх..естествен­ное терпение;

  3. панц..рь черепахи, редакц..я журнала;

  4. бе..крайние просторы, рас..чётливый игрок;

  5. молодечненц.., пред..стория рода.

  1. Укажите ряды, в которых во всех сло­вах пропущена буква а:

  1. р..внение направо, упр..вление автомо­билем;

  2. городской трансп..рт, укр..титель ти­гров;

  3. п..норамный обзор, многоступенч..тый двигатель;

  4. к..чан цветной капусты, автомобиль­ная кат..строфа;

  5. кв..лификация специалиста, акв..рель­ный рисунок.

  1. Укажите ряды, в которых на месте всех пропусков пишется буква о:

  1. ш..пот ночи, ш..коладный заяц;

  2. с жареным лещ..м, смелая девч..нка;

  3. вооруженный конфликт, неопытный стаж..р;

  4. умелый ж..кей, мучительная изж..га;

  5. сильный ож..г, ш..фёрские перчатки.

  1. Укажите ряды, в которых все слова написаны правильно:

  1. улыбчивый малыш, несвободное словосочитание;

  2. беззастенчивый лжец, шестизначный код;

  3. прикосновение рук, египетская пира­мида;

  4. туристическое агенство, стеллаж с кни­гами;

  5. увидание цветов, запоминание букв.

  1. Укажите ряды, в которых пропущена буква я:

  1. рассе..нный сосед;

  2. зате..в игру в шашки;

  3. кол..щая боль;

  4. окле..нный газетами;

  5. разве..л пепел над морем.

  1. Укажите ряды, в которых на месте пропусков во всех случаях пишется нн:

  1. нерассказа..ый анекдот, медле..о идти;

  2. записа..о в блокноте, авторизова..ый пользователь;

  3. долгожда..ые гоцти, печё..ая в золе;

  4. прида..ое невесты, воспита..ики школы;

  5. задача трудна и запута..а, а..улировать договор.

  1. Укажите слова, которые пишутся че­рез дефис:

  1. (по)зимнему парку;

  2. (по)немногу успокоиться;

  3. (изумрудно)зелёный автомобиль;

  4. взял (пол)яблока;

  5. (вице)мэр города.

  1. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:

  1. (В)течение часа дождь не закончится.

  2. И всё(таки) она вертится!

  3. Князь Андрей оглянулся на дуб, проез­жая по лесу, (как)будто чего-то ждал от него.

  4. Я имел (в)виду ареал обитания бурых медведей в Беларуси.

  5. Я хочу, что(б) к штыку приравняли перо.

  1. Укажите случаи, когда пишется не и пишется раздельно.

Князь Андрей, глядя на левую сторону до­роги и сам того 1(н..)зная, 2(н..)узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинув­шись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. 3(Н..)корявых пальцев, А(н..)болячек, 5(н..) старого в(н..)доверия и горя, — 7(н..)чего s(н..)было видно. «Нет, жизнь 9(н..)кончена в 31 год, — вдруг окончательно, бесперемен­но решил князь Андрей. — Надо, чтобы все знали меня, чтобы 10fн..)для одного меня шла моя жизнь...» (по JI. Н. Толстому).

Вариант II

Текст

  1. Прочитайте текст и определите, какое из приведённых после текста предложений должно быть в нём первым.

(1) ... (2) Дом господский стоял одиноч­кой на юру, то есть на возвышении, от­крытом всем ветрам; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстрижен­ным дёрном. (3) На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами си­реней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. (4) Под двумя из них видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления». (5) Пониже виднелся пруд, покрытый зеленью (по Н. В. Гоголю).

  1. Поехали отыскивать Маниловку.

  2. Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением.

  3. Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина.

  4. Наконец Чичиков решился перенести свои визиты за город и навестить помещиков Манилова н Собакевича.

  5. Проехавши пятнадцатую версту, он вспомнил, что здесь, по словам Манилова, должна быть его деревня.

Текст к заданиям 2—9

(1) Проснувшись, Чичиков потянул руки и ноги и почувствовал, как хорошо выспал­ся. (2) Полежал он минуты две на спине, затем вспомнил с просиявшим лицом, что у него теперь почти четыреста душ. (3) Сра­зу же вскочил он с постели, не посмотрел даже на своё лицо, которое любил искренно, особенно привлекательным выделяя подбо­родок, а надел сафьянные сапоги и в одной короткой рубашке произвёл по комнате два прыжка (по Н. В. Гоголю).

  1. Укажете характеристики, соответству­ющие данному тексту:

  1. разговорный стиль;

  2. художественный стиль;

  3. описание:

  4. повествование.


Фонетика

  1. Выпишите слово, в котором все соглас­ные мягкие.

  2. Выпишите 83 2-го предложения слова, в которых наблюдается оглушение.

Словообразование

  1. Выпишите слово, соответствующее схе­ме: приставка + корень + суффикс + суф­фикс.

  2. Укажите способ образования слова, вы­деленного в последнем предложении.


Лексика

  1. Найдите слово, употреблённое в тексте в значении “сделать". Вспомните и запишите 2-3 устойчивых выражения с данным сло­вом, ставя г лагах в начальную форму.

  2. Какая часть речи выполняет основную текстообразующую функцию в данном тексте?


Морфология

9. Определите, какими частями речи яв­ляются слова из 1-3-го предложений текста, и найдите соответствия в таблице. Ответ запи­шите в виде буквенно-цифрового сочетания.

А. Проснувшись

1. Местоимение

Б. Затем

2. Наречие

В. Сафьянные

3. Причастие

Г. Которое

4. Деепричастие


5. Имя прилагательное


Нормы литературного языка

  1. Найдите предложения, в которых до­пущены морфологические ошибки, и запиши­те в исправленном виде.

  1. Кто хотел бы поспорить с Чарльзом Дарвиным о происхождении видов?

  2. Согласно распоряжению директора в школе вводится система пропусков.

  3. К улыбающемуся малышу подошёл фо­токорреспондент.

  4. Встреча была организована с двухстами выпускниками школ.

  5. Она говорила со мной жёще, чем с остальными.

  1. Найдите предложения, в которых до­пущены речевые ошибки, и запишите в ис­правленном виде.

  1. Его госпитализировали в больницу с инфарктом.

  2. Денег у него осталось с гулькин хвост.

  3. Теперь его решение не играет для нас никакой роли.

  4. Шквалистый ветер нанёс вред хлебо­уборочной компании.

  5. В преамбуле договора не были указаны условия заключения соглашения.

Орфография

  1. Укажите ряды, в которых пропущена одна и та же буква:

  1. январ..ские морозы, еш..те с хлебом;

  2. четырёх..ярусная парковка, об..явле­ние на портале;

  3. акц..зные товары, ц..кл репортажей;

4) бе..ценный подарок, рас..читывать на себя;

  1. без..ниц..ативный коллега.

  1. Укажите ряды, в которых во всех сло­вах пропущена буква о:

  1. квадратное ур..внение, сопров..ждение груза;

  2. обл..котиться о перила, пор..сль ячменя;

  3. тр..туарная плитка, зелен..ватый цвет лица;

  4. изл..гать тезисы, ок..ченевшие пальцы;

  5. заг..релые ребятишки, потеря об..няния.

  1. Укажите ряды, в которых на месте всех пропусков пишется буква ё:

  1. любила сгущ..нку, известный дириж..р;

  2. испеч..шь торт, сильно ож..г руку;

  3. алыч..вый компот, ещ.. не спрашивал;

  4. ш..рох книжных страниц, ж..лто-оранжевый велосипед;

  5. горяч.. спорить, смущ..нный взгляд.

  1. Укажите ряды, в которых все слова написаны правильно:

  1. непререкаемый авторитет, профессор­ский состав;

  2. развивающееся знамя, хороший аппетит;

  3. зависнуть над безной, параллельные прямые;

  4. носить поддержанный пиджак, аллер­гия на цитрусовые;

  5. повышенная стипендия, алюминиевый стержень.

  1. Укажите ряды, в которых пропущена буква я:

  1. не смог почу..ть след;

  2. ла..щая собака;

  3. наде..вшийся на удачу;

  4. постро..нный за год;

  5. ре..л над морем.

  1. Укажите ряды, в которых на месте пропусков во всех случаях пишется нн:

  1. распростанё..ое предложение, свежеза­мороже..ые ягоды;

  2. прийти на утре..ик, нечая..о толкнуть;

  3. автоматизирова..ое производство, топлё..ое в печи молоко;

  4. а..отация статьи, серебря..ые украше­ния;

  5. отда..ы на воспитание родстве..икам.

  1. Укажите слова, которые пишутся че­рез дефис:

  1. (южно)африканские страны;

  2. (снежно)белый голубь;

  3. (пол)лимонной дольки;

  4. (по)волчьи выть;

  5. сидеть (бок)(о)бок.

  1. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:

  1. (В)следствие дождя экскурсию сокра­тили.

  2. (Не)ужели будет гроза?

  3. Поступить он решил точно так(же).

  4. У них фраки не так ловко скроены, (за)то в шкатулках благодать.

  5. Я возьму себе (на)память веточку су­хой герани.

  1. Укажите случаи, когда пишется не и пишется раздельно.

Есть род людей, известных под именем «1(н..)то 2(н..)сё». Может быть, к ним сле­дует отнести и Манилова. Черты лица его были 3(н..)лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было пере­дано сахару. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую ми­нуту разговора с ним 4(н..)можешь 5(н..) сказать: «Какой приятный и добрый чело­век!» В следующую за тем минуту 6(н..)чего 7(н..)скажешь, а в третью скажешь: «Чёрт знает что такое!» — и отойдёшь подальше; если ж 8(н..)отойдёшь, почувствуешь скуку смертельную: от него 9(н..)дождёшься 10 (н..) одного живого слова (по Н. В. Гоголю).


Ключ к тестовой работе


Вариант I

Вариант II

Баллы

Верно / частично верно

1

3

2

1/-

2

2, 3

2, 4

2/1 (не более одной ошибки)

3

Листьями

Теперь

2/-

4

Ряд, подстриженных

Вспомнил, просиявшим

2/1 (не более одной ошибки)

5

Справа

Выделяя

2/-

6

Приставочный

Приставочно-суффиксальный

2/-

7

Например, сочная ягода — прямое/ сочное выражение — переносное и др.

Произвести впечатление, про­извести эффект разорвавшейся бомбы, произвести в офицеры и др.

2/1 (в варианте I — без ука­зания прямого/ переносного значения, в варианте II — при указании одного примера)

8

Имя прилагательное

Глагол

1/-

9

АЗБ2В1Г4

А4Б2В5Г1

2/1 (не более одной ошибки)

10

2) Надо было кое о чём пого­ворить.

3) Не могу снять за­вязавшийся на узел ботинок. 4) Поездка стоила около трёх­сот рублей.

1) Кто хотел бы поспорить с Чарльзом Дарвином о проис­хождении видов? 4) Встреча была организована с двумястами выпускниками школ. 5) Она говорила со мной жёстче, чем с остальными.

3/2 или 1 (в зависимости от количества исправленных ошибок)

11

1) Я знаю его недавно, без году неделя. 3) Несколько лет назад он стал работать санитаром. 4) После зимнего солнцестояния продолжительность свето­вого дня начинает расти.

1) Его госпитализировали с ин­фарктом. 2) Денег у него оста­лось с гулькин нос. 4) Шква­листый ветер нанёс вред хле­боуборочной кампании.

3/2 или 1 (в зависимости от количества исправленных ошибок)

12

3, 5

2, 3, 4

2/1 (не более одной ошибки)

13

1, 3, 5

2, 3, 5

2/1 (не более одной ошибки)

14

2, 4, 5

1, 2

2/1 (не более одной ошибки)

15

2, 3

1, 5

2/1 (не более одной ошибки)

16

1, 2, 5

1, 3, 5

2/1 (не более одной ошибки)

17

1, 3, 5

1, 2, 3

2/1 (не более одной ошибки)

18

3, 4, 5

2, 4

2/1 (не более одной ошибки)

19

1, 3, 4

3, 5

2/1 (не более одной ошибки)

20

1, 2, 8, 9, 10

3, 4, 5, 7, 8, 9

2/1 (не более одной ошибки)


Выставление отметки

Отметка

Степень выполнения заданий, %

Набранные баллы (из 40 возможных)

1

1-10

1-4

2

11-21

5-8

3

22-32

9-13

4

33-43

14-17

5

44-54

18-21

6

55-66

22-26

7

67-77

27-31

8

78-88

32-35

9

89-95

36-38

10

96-100

39-40


Набранное количество баллов разделить на максимально возможное количество баллов и умножить на 100. Например. 35 : 40 • 100 = 87,5, значит, 8.