МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года
по ФИЗИКЕ
Шимко Елена Анатольевна
к.п.н., доцент кафедры общей и экспериментальной физики, председатель краевой предметной комиссии ЕГЭ по физике [email protected]
Вопросы учителей к вебинару
1.
Анализ ошибок, допущенных при выполнении ЕГЭ.
Хотелось бы увидеть реальный КИМ этого года.
2.
±
Основные ошибки в решении задач. Решение заданий части С
3.
+
Правильное оформление заданий с развернутым ответом, на что нужно обращать внимание
4.
+
Рейтинг ОУ г. Бийска по физике
5.
6.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по физике
–
Изменения в КИМ ЕГЭ и ОГЭ 2021 г.
7.
+
–
Перспектива подготовки и проведения ОГЭ по физике с новыми комплектами оборудования для экспериментального задания
8.
–
Ресурсы для подготовки обучающихся к ЕГЭ. Сборники ЕГЭ под редакцией Демидовой М.Ю.
9.
+
Преподавание физики УМК Касьянова 10 класс
–
Количество участников ЕГЭ по физике
2018
чел.
2019
2601
%
чел.
20,91
%
2417
2020
чел.
18,6
%
2097
22,43
Пол
2018
Мужской
чел.
2019
Женский
%
1960
чел.
75,36
641
%
2020
24,64
1848
569
76,46
чел.
%
23,54
1648
78,59
449
21,41
Динамика результатов ЕГЭ по физике в АК
Год
2018
Не преодолели минимального балла
Средний балл
2019
3,92
Получили от 81 до 100 баллов
51,06
6,74
2020
5,49
50,88
2,54
Получили 100 баллов
51,81
4,05
0
5,44
1
3
Средний балл
для выпускников текущего года – 52,03
Диаграмма распределения участников ЕГЭ по тестовым баллам, %
Средний балл
для выпускников текущего года – 52,03
61-80
81-100
36-60
0-35
Результаты выполнения заданий КИМ ЕГЭ
Диаграмма результатов выполнения заданий части 1 КИМ ЕГЭ (1-21), %
Механика
№
Средний процент выполнения
70,04 % (2018 год – 67,15 %, 2017 год – 64,87 %).
1
Уровень сложности задания
Равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение по окружности
2
Процент выполнения
3
Б
Законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения
Закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальные энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии
4
82,28
Б
93,14
Б
Условие равновесия твердого тела, закон Паскаля, сила Архимеда, математический и пружинный маятники, механические волны, звук
5
83,81
Б
Механика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков)
6
7
70,24
П
Механика (изменение физических величин в процессах)
Механика (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами)
54,62
Б
65,13
Б
50,62
98,37 %
1 балл – 28,51 %
2 балла – 28,05 %
Молекулярная физика и термодинамика
№
Средний процент выполнения
58,04 % (2018 год – 59,85 %, 2017 год – 61,73 %)
8
9
Уровень сложности задания
Связь между давлением и средней кинетической энергией, абсолютная температура, связь температуры со средней кинетической энергией, уравнение Менделеева-Клапейрона, изопроцессы
Работа в термодинамике, первый закон термодинамики, КПД тепловой машины
10
Б
Процент выполнения
31,44
11
Б
Относительная влажность воздуха, количество теплоты
12
МКТ, термодинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков)
Б
72,26
41,56
П
МКТ, термодинамика (изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами)
59,92
Б
66,58
44,49 %
83,27 %
46,53 %
Электродинамика
№
Средний процент выполнения
53,08 % (2018 год – 57,65 %, 2017 год – 53,52 %)
13
Уровень сложности задания
Принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца (определение направления)
14
Процент выполнения
15
Б
Закон Кулона, конденсатор, сила тока, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля- Ленца
16
Поток вектора магнитной индукции, закон электромагнитной индукции Фарадея, индуктивность, энергия магнитного поля катушки с током, колебательный контур, законы отражения и преломления света, ход лучей в линзе
Б
54,64
39,44
Б
Электродинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов,
представленных в виде таблицы или графиков)
17
65,15
П
Электродинамика (изменение физических величин в процессах)
18
60,24
Б
Электродинамика (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами)
51,21
Б
48,37
53,47 %
46,94 %
65,31 %
Квантовая физика
№
Средний процент выполнения
59,00 % (2018 год – 73,78 %, 2017 год – 54,05 %)
19
Уровень сложности задания
Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра. Ядерные реакции.
20
21
Процент выполнения
Б
Фотоны, линейчатые спектры, закон радиоактивного распада
Квантовая физика (изменение физических величин в процессах; установление
соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами)
84,4
Б
75,02
Б
62,17
85,71 %
1 балл – 38,46 %
2 балла – 41,63 %
Методы научного познания
Задание
Уровень сложности задания
22
23
% выполнения задания
Б
Не приступал,
%
Б
67,87
53,26
0,94
0 баллов,
%
31,19
1 балл,
%
0,39
67,87
46,35
53,26
83,27 %
38,37 %
Астрофизика
Задание
24
Уровень сложности задания
Б
% выполнения задания
Не приступал,
%
69,23
0 баллов,
%
0,79
1 балл,
%
8,79
2 балла,
%
42,40
48,03
1 балл – 41,63 %
2 балла – 40,82 %
Астрофизика:
затруднения выпускников
- распознавание по описаниям звезд их отношение к главной последовательности, красным гигантам или белым карликам;
- распознавание различия в плотности красных гигантов, звезд главной последовательности и белых карликов;
- сравнение длительности «жизненного цикла» звезд различных спектральных классов главной последовательности.
Результаты выполнения заданий повышенной сложности в части 2 КИМ ЕГЭ
Задание
Уровень сложности задания
25
26
% выполнения задания
П
Не приступал,
%
П
18,16
19,79
15,45
0 баллов,
%
66,39
1 балл,
%
36,18
18,16
44,03
19,79
10,20 %
20,41 %
Результаты выполнения заданий с развернутым ответом
Задание
% выполнения задания
27
28
Не приступал
%
14,02
0 баллов,
%
29
50,99
40,84
30
32,33
7,57
1 балл,
%
23,40
58,88
21,37
8,29
31
15,89
2 балла,
%
73,35
32
10,91
12,57
27,84
3,01
3 балла,
%
7,06
8,51
60,27
15,15
35,39
6,71
72,21
3,46
13,08
3,01
-
19,30
15,20
2,71
3,21
4,69
5,33
3,65
3,70
2,86
5,03
Средний процент выполнения
2020 год – 13,80 %
2019 год – 12,46 %
2018 год – 7,91 %
Кол-во баллов
х
%
0
47,76
20,41
1
2
20
3
2,86
8,98
Кол-во баллов
%
х
30,20
0
27,35
1
8,57
2
33,88
Кол-во баллов
х
%
0
55,51
31,43
1
2
6,94
3
2,86
3,27
Кол-во баллов
х
%
0
75,51
15,1
1
2
2,86
3
2,04
4,49
Кол-во баллов
%
х
53,47
0
13,88
1
28,57
2
2,45
3
1,63
Кол-во баллов
%
х
71,84
0
11,02
1
3,67
2
2,86
3
10,61
- В качестве исходных формул при оценивании принимаются только те, которые указаны в Кодификаторе, при этом форма записи формулы значения не имеет, но имеют значение используемые обозначения физических величин.
- Если используются отличные от Кодификатора обозначения, то их нужно отдельно пояснять либо словами, либо с помощью рисунка (ход световых лучей при получении изображения собирающей линзой).
Пример
!
1 Балл : в одной из исходных формул, необходимых для решения данной задачи ( или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи
Проблемы:
отсутствия культуры оформления
решения физических задач
- Решение без записи «Дано» и рисунка, а также описания особенности процессов задачной ситуации и обоснования выбора физической модели (затрудняет как самого выпускника, так и эксперта при оценивании задания с развернутым ответом: наличие таких комментариев в начале решения позволяет судить о понимании сути рассматриваемых процессов и обоснованности выбранного способа решения).
- Использование в решении формулы, которые является производными основных формул, перечисленных в Кодификаторе.
- Отсутствие необходимых пояснений к применяемым формулам.
- Невнимательность или небрежность при написании формул.
- Некорректные или лишние записи.
- Пропуск логических шагов в математических преобразованиях.
- Большое количество математических ошибок.
Методическая помощь
Материалы с сайта ФИПИ ( www.fipi.ru ):
документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2021 г. (Спецификация, Кодификатор, Демоверсия КИМ 2021 года);
открытый банк заданий ЕГЭ;
учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года.
Методические материалы, подготовленные в регионе :
видеозаписи вебинаров по подготовке к ЕГЭ по физике
https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=151
тематические онлайн-тесты
https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=363
методические рекомендации прошлых лет
https://www.youtube.com/watch?v=o9yj56NO1Ms&list=PLi0U0VVqyeB0fPez_96h1YVzrUsMgVc4F&index=2&t=49s
Желаем успехов!