СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Шинель" Н.В. Гоголя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Шинель" Н.В. Гоголя»

Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Шинель».

Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Шинель».

Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно

Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно

Может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии?

Может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии?

… надо, чтобы за дверью  каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно  напоминал бы стуком,   что есть несчастные…  А. П. Чехов

надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно

напоминал бы стуком,  что есть несчастные…

А. П. Чехов

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» «Как много в человеке бесчеловечья…»

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

«Как много в человеке бесчеловечья…»

Цели урока: познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”; проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе; учить анализу текста; развитие навыков монологической речи; воспитание любви и уважения к личности человека.

Цели урока:

  • познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;
  • проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;
  • учить анализу текста;
  • развитие навыков монологической речи;
  • воспитание любви и уважения к личности человека.
История создания повести «ШИНЕЛЬ» Замысел повести родился не сразу. В середине 30-ых годов Гоголь услышал анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми трудами сверх должности  накопил сумму, достаточную для покупки хорошего ружья. В первый раз на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос лодки. Вдруг заметил, что ружья нет. Оно было стянуто в воду густым тростником, через который он проезжал. Все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Его товарищи, узнав о происшествии, купили ему новое ружьё… Все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову .

История создания повести «ШИНЕЛЬ»

  • Замысел повести родился не сразу. В середине 30-ых годов Гоголь услышал анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми трудами сверх должности  накопил сумму, достаточную для покупки хорошего ружья. В первый раз на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос лодки. Вдруг заметил, что ружья нет. Оно было стянуто в воду густым тростником, через который он проезжал. Все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Его товарищи, узнав о происшествии, купили ему новое ружьё… Все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову .
Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки .

Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки .

 Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы? - Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек? - Каково отношение к нему сослуживцев? - Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека? - Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы? Подберите строчки из текста.
  • Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?
  • - Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?
  • - Каково отношение к нему сослуживцев?
  • - Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?
  • - Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы? Подберите строчки из текста.
АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный - Как вы думаете, почему именно такое имя дал своему герою писатель? - Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему? Прочитайте сцену разговора с Петровичем. А каково авторское отношение к герою?
  • АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный
  • - Как вы думаете, почему именно такое имя дал своему герою писатель?
  • - Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?
  • Прочитайте сцену разговора с Петровичем. А каково авторское отношение к герою?
 Появление шинели приоткрывает душевный мир героя. -Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник? - Прочтите эпизод, изображенный иллюстраторами. - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича. - Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.
  • Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.
  • -Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?
  • - Прочтите эпизод, изображенный иллюстраторами.
  • - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
  • - Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.
- Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?  -Являются ли эти перемены коренными, постоянными или только внешними, временными? Почему?
  • - Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?
  • -Являются ли эти перемены коренными, постоянными или только внешними, временными? Почему?
- Где кульминация повести? - Что происходит с Акакием Акакиевичем ?
  • - Где кульминация повести?
  • - Что происходит с Акакием Акакиевичем ?
- Как отнесся будочник к словам Башмачкина? - В чем заключается особый драматизм этой ситуации? -Какие чувства вызывает в данный момент Акакий Акакиевич?
  • - Как отнесся будочник к словам Башмачкина?
  • - В чем заключается особый драматизм этой ситуации?
  • -Какие чувства вызывает в данный момент Акакий Акакиевич?
- К кому обращается Акакий Акакиевич ? -Посмотрите на иллюстрацию. Что удалось изобразить иллюстраторам? - Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию. - Каким же вы увидели чиновника? - Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?
  • - К кому обращается Акакий Акакиевич ?
  • -Посмотрите на иллюстрацию. Что удалось изобразить иллюстраторам?
  • - Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.
  • - Каким же вы увидели чиновника?
  • - Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?
- Давайте вспомним финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается повесть? Зачем Гоголю нужна смерть героя и его «фантастическая жизнь после смерти»? - За что наказывается значительное лицо? - Как вы понимаете авторскую позицию? - О чем же это произведение?  Несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение  о любви к человеку , о необходимости видеть в каждом Божье творение. - Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова). Зачем же нужно это напоминание?
  • - Давайте вспомним финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается повесть? Зачем Гоголю нужна смерть героя и его «фантастическая жизнь после смерти»?
  • - За что наказывается значительное лицо?
  • - Как вы понимаете авторскую позицию?
  • - О чем же это произведение?
  • Несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение  о любви к человеку , о необходимости видеть в каждом Божье творение.
  • - Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова). Зачем же нужно это напоминание?
Домашнее задание Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).

Домашнее задание

  • Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).