Конспект урока по русскому языку, 2 класс, «Перспектива».
Тема урока: «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ».
Место урока по теме: 2 урок в разделе «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн».
Целевые установки урока
Предметные:
• повторить понятие шипящие согласные звуки;
• понимать, почему написание буквосочетаний жи—ши носит традиционный характер и является орфограммой;
• закрепить умение написания орфограмм жи—ши;
• понимать необходимость разграничивать случаи ударного и безударного употребления орфограмм жи—ши;
• повторить сведения о группах слов — названий предметов и действий.
Метапредметные:
• активно использовать слова с изученными орфограммами в письменной речи, связных текстах;
• развивать речь при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов, при изменении слов — названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста;
• обогатить речь словами речевого этикета, развивать речь учащихся.
Личностные:
• формировать уважительное отношение к языку и его традициям;
• формировать интерес к истории языка.
1. Организационный момент
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем мы урок!
- Открываем тетради, садимся правильно, записываем дату «Второе ноября.» и слова «Классная работа.»
Минутка чистописания
- Начнем урок с минутки чистописания. Какую буквы мы будем сегодня прописывать? (строчную букву ш)
- Из каких элементов состоит строчная буква ш? (3 короткие прямые линии с закруглением внизу вправо)
- В чем трудность правописания данной буквы? (Расстояние между первым и вторым элементом и между вторым и третьим должно быть одинаковое).
- Пропишите эту букву столько раз, какую отметку вы сегодня хотите получить на уроке. Расстояние между буквами тоже должно быть одинаковое.
Актуализация знаний.
Пока вы были на физкультуре, приходил Незнайка. Он захотел позаниматься без вас русским языком. Я провела с ним небольшой диктант. Вот что он написал:
Малышы Гриша и Маша строили в лесу шалашы. Вдруг под большыми шырокими листьями мальчики заметили ёжыка. Теперь ёжык жывёт у Гришы. Мышы боятся ежа.
- Проверьте диктант Незнайки. Исправьте, если нужно, ошибки. Зачеркиваем неверное написание, сверху подписываем верное. Под диктантом напишите количество ошибок, которое вы нашли.
- Какие ошибки вы нашли?
- Что посоветуете Незнайке? (Запомнить правила: ЖИ—ШИ пиши с буквой И)
- Ребята, но звуки [ж] и [ш] твердые, после них слышится гласный [ы], почему мы должны писать букву «И»? (Это правило, так договорились между собой люди, поэтому мы должны писать букву И).
4. Определение темы урока, постановка цели.
- Определите тему урока. Над правописанием какого буквосочетания мы сегодня будем работать? (Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ - ШИ).
- Но мы же это правило уже знаем. Значит, сегодня мы с этим правилом что будем делать? (Закреплять)
- Значит, цель урока какая? (Закрепить знание правило написания ЖИ – ШИ)
- А что значит закреплять? (Тренироваться)
- Зачем? (Чтобы правильно писать и не допускать ошибок, как Незнайка).
5. Первичное закрепление в знакомой ситуации.
- Давайте закрепим наши знания и выполним упражнение 104 на странице 73 из учебника.
(Выполнение упражнения на доске, подчеркивание орфограммы).
6. Первичное закрепление в измененной ситуации.
— А могут ли после букв ж и ш стоять другие гласные буквы, не только и? (да, нет)
- Мнения разошлись.
- Сейчас я вам предлагаю вставить пропущенные буквы в словах и записать их в тетрадь.
На доске словосочетания: Ж.леть котенка, ж..вёт в лесу; острые ш..пы у розы; ш..ровая молния.
— Какие буквы надо вставить в слова? Как их проверить? (жалеть – жалость, шаровая – шар)
7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
— А сейчас выполним задания на карточках. Я буду читать слова. Если вы считаете, что в слове есть буквосочетания ЖИ или ШИ, ставьте «+», если нет — «—».
1. пожалеть | 2. пружина | 3. шептать | 4. пушистый | 5. служить | 6. стрижи | 7. жевать | 8. жалеть | 9. пассажир | 10. шиповник |
- | + | - | + | + | + | - | - | + | + |
- Обменяйтесь карточками, проверьте работу соседа по образцу на доске.
- Сосчитайте у соседа количество верных ответов, запишите число. Верните карточку ее хозяину.
- Теперь сложите количество ошибок, найденных у Незнайки и количество верных ответов в последнем задании, запишите число на обратной стороне карточки.
Оцените свою работу на уроке: 18 или 19 баллов – отметка «5»; 15, 16, 17 баллов – отметка «4»; 11, 12, 13, 14 баллов – отметка «3», меньше 12 баллов – отметка «2». Поставьте себе отметку рядом с общим количеством баллов. Обе карточки вложите в тетрадь на печатной основе.
- Закончите предложения.
Сегодня на уроке я узнал……
Мне показалось интересным………
Меня удивило………
Д/з №105
Малышы Гриша и Маша строили в лесу шалашы. Вдруг под большыми шырокими листьями мальчики заметили ёжыка. Теперь ёжык жывёт у Гришы. Мышы боятся ежа.
Малышы Гриша и Маша строили в лесу шалашы. Вдруг под большыми шырокими листьями мальчики заметили ёжыка. Теперь ёжык жывёт у Гришы. Мышы боятся ежа.
Малышы Гриша и Маша строили в лесу шалашы. Вдруг под большыми шырокими листьями мальчики заметили ёжыка. Теперь ёжык жывёт у Гришы. Мышы боятся ежа.
Малышы Гриша и Маша строили в лесу шалашы. Вдруг под большыми шырокими листьями мальчики заметили ёжыка. Теперь ёжык жывёт у Гришы. Мышы боятся ежа.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
| | | | | | | | | |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
| | | | | | | | | |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
| | | | | | | | | |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
| | | | | | | | | |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
| | | | | | | | | |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
| | | | | | | | | |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
| | | | | | | | | |