СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Шипы" или "Липучка"?

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Липучка или шипы - извечный спор, разделивший автолюбителей на два непримиримых лагеря. Справедливости ради стоит отметить, что в России традиционно отдают предпочтение резине «утыканной гвоздями», однако для европейских стран картина противоположная – на шипах там просто-напросто ездить нельзя.

Как известно, по сезонной применяемости шины делятся на три класса: летние, зимние, всесезонные. Зимние шины могут выпускаться как в шипованном варианте, так и в нешипованном.

Просмотр содержимого документа
«"Шипы" или "Липучка"?»

Шипы или липучка в чем разница? Что лучше?

Липучка или шипы - извечный спор, разделивший автолюбителей на два непримиримых лагеря. Справедливости ради стоит отметить, что в России традиционно отдают предпочтение резине «утыканной гвоздями», однако для европейских стран картина противоположная – на шипах там просто-напросто ездить нельзя.

Как известно, по сезонной применяемости шины делятся на три класса: летние, зимние, всесезонные. Зимние шины могут выпускаться как в шипованном варианте, так и в нешипованном.

Нешипованные зимние шины у нас в стране принято считать всесезонными. Это ошибочное суждение. Всесезонные покрышки являются отдельным классом шин, имеющим собственные конструктивные особенности и характеристики. По сути, это компромисс между зимними и летними шинами. В результате, всесезонные шины, как правило, несколько больше изнашиваются в летнее время и менее надежны на зимних дорогах.

Шипованные покрышки («шипы»)

Ш ипованные покрышки («шипы») — это зимними покрышки, обладающие металлическими шипами. Они предназначены для использования на снегу и льду, где обеспечивают надежную и предсказуемую управляемость автомобиля. На сухих асфальтированных дорогах их эффективность снижается из-за присутствия шипов. Принцип действия шипа основан на его «зацепе» за дорожное покрытие.

Что мы знаем в целом о шипованных шинах:

  • «шипы» вне конкуренции на льду, ледяных колеях;

  • неплохо ведут себя на асфальте;

  • средне управляются на мокрых поверхностях;

  • имеют повышенную шумность из-за шипов;

  • периодически теряют шипы;

  • при экстремально низких температурах свойства шипованных шин начинают ухудшаться;

  • такие колеса жестче фрикционных, что влияет на комфорт вождения;

  • шипы квадратной формы или в виде звезды лучше держат дорогу, чем круглые.

Кому подойдут:

  • жителям северных регионов и средней полосы, городов, где нерегулярно расчищаются дороги, и температура зимой чаще всего ниже нуля,

  • тем, кто привык к агрессивной манере вождения,

  • водителям, которые часто выезжают за город на проселочные дороги,

  • автовладельцам, которым зимой часто приходится ездить по обледенелым дорогам,

  • владельцам легковесных автомобилей для обеспечения большей устойчивости на зимних поверхностях,

  • обладателям автомобилей, в которых не установлены электронные помощники ABS, ESP и другие.

Фрикционные покрышки («липучки»)

Фрикционные покрышки («липучки») — это шины, которые обладают особыми характеристиками. Они обеспечивают им надежное сцепление с дорогой. Среди них — особый рисунок протектора, специальная резиновая смесь и наличие микроразрезов — ламелей. Благодаря им обеспечивается надежное сцепление с дорогой и эффективное отведение воды из пятна контакта.

Рисунок протектора играет важную роль в сцеплении шин с дорожным покрытием. Фрикционные шины имеют специально разработанный и уникальный рисунок, который обеспечивает лучшее сцепление в условиях, где присутствуют снег и лед. Рисунок протектора также помогает эффективно отводить воду и снег из зоны контакта шины с дорогой, что также способствует повышению сцепления и безопасности на дороге.

«Липучки» делятся на «арктические» (другое название — «скандинавские») и «европейские». Вторая разновидность будет лучшим выбором для жителей тёплых регионов, поскольку по характеристикам больше напоминает «всесезонку» и хорошо работает только при околонулевых температурах. Поэтому для суровых зимних условий подходит исключительно «скандинавская» разновидность!

Как это происходит на льду:

Колесо, проезжая по ледяной поверхности, немного плавит ее, возникает водяная микропленка, которая может привести к заносу авто.

С труктура резины фрикционных шин шероховатая сама по себе плюс на нее нанесено множество мелких ламелей.

Шероховатая структура «липучек»

С помощью этих особенностей шины способны вбирать в себя часть микропленки, а часть отводить и сцепляться с поверхностью.

Микроламели фрикционных шин отводят водяную микропленку, обеспечивая контакт с твердой поверхностью

3. Во время движения автомобиля блоки нешипованных шин поворачиваются под разными углами, чтобы обеспечить максимальный отвод влаги.

Да, по льду тоже можно проехать на «липучке», только скорость нужно серьезно убавить, чтобы свойства резины и рисунка протектора успевали делать свое дело.

Особенности фрикционных шин:

  • Обеспечивают отличный уровень сцепления на мокрых поверхностях и снежной каше.

  • Сохраняют свойства при большом минусе зимой.

  • Их следует с большой осторожностью использовать на льду.

  • Обладают акустическим комфортом.

  • Электронные системы в авто помогают «липучкам» справиться со сложными ситуациями на дороге.

Кому подойдут:

  • жителям мегаполисов, где дороги зимой хорошо расчищаются и применяются реагенты,

  • автовладельцам, которые зимой редко встречаются со льдом, а чаще ездят по сухим дорогам или снежной каше.

  • водителям, которым важен акустический комфорт,

  • автолюбителям, в машинах которых установлены ABS, ESP и другие электронные системы, спасающие от заносов,

  • тем, кто водит аккуратно и не гоняет зимой.

Если боитесь, что продавец-обманщик продаст «еврошину» вместо «скандинавской», запомните несколько правил. Во-первых, на своих сайтах шинники уточняют, что «резина» предназначена «для условий мягкой зимы». Во-вторых, «скандинавов» отличают множество мелких прорезей-ламелей, мягкость протектора и угловатые «плечики», тогда как «европейцев» — более округлая форма (разумеется, мы говорим про поперечное сечение), и более твёрдый — даже на ощупь! — протектор. Также отличительным признаком служит индекс скорости. Шины для Европы более скоростные и маркируются буквами «H» и «V» (соответственно, 210 и 240 км/ч), а модели для Севера могут похвастаться только индексами «Q», «R» или «T» (160, 170 или 190 км/ч).

Что лучше на льду: шипы или липучка

В 2013 году были проведены испытания шин разных ценовых категорий. Журналисты тестировали резину от премиальных Continental до российских Кама Euro-519, при температуре воздуха -14 – 17° С. Шипованные покрышки показали результат при торможении с 25 до 5 км/ч от 10,4 до 13,5 м. Фрикционные покрышки на подобное замедление тратили от 12,6 до 16,2 метра.

В 2018 году испытания повторили, но результаты не сильно отличаются от предыдущих. Нужно было сбросить скорость с 20 до 0 км/ч. Автомобиль на шипованной резине остановился за 7-8,2 метра. Тормозной путь на липучках был объективно длиннее — 8,2 – 9,2 метра. При этом дешевые варианты шипованных покрышек показывают еще худший результат. Автомобиль на них останавливается за 8,7 — 10,5 метров.

При движении сцепление с дорогой оценивается временем, затраченным на разгон до нужной скорости, либо на прохождение трассы. Согласно результатам исследований 2013 года, автомобиль на липучках разгонялся с 5 до 25 км/ч от 6,3 до 8,8 секунды. Шипованные покрышки разгонялись до нужной скорости за 4—5,5 секунд (быстрее практически в два раза).

Кроме того, автомобиль на «липучках» проходил ледяное кольцо за 34,3 — 38,3 секунды. На шипах автомобиль справлялся с задачей за 25,8 — 29,8 секунд. Похожий результат получен и на испытаниях по извилистой обледеневшей трассе. Шипованная резина с показателем 88,3 секунды быстрее на 7,7 секунд, чем липучки с самым высоким показателем скорости.

В испытаниях 2018 года фрикционные шины заняли лидирующие позиции, но все равно оказались хуже шипованных. Липучки прошли ледяной круг в пределах 98,2 — 105,2 с. Шипованные шины проходили те же испытания за 90 — 114,0 с.



Липучка или шипы зимой на снегу

При испытаниях на заснеженном покрытии результаты были противоположными. В 2013 году автомобиль на липучках тормозил по укатанному снегу с 50 до 5 км/ч за 25,3 — 26,8 м, а на шиповках — за 25,9 — 28,4 м. Лучший результат оказался за фрикцинками. По испытаниям 2018 года при остановке с 40 км/ч липучки остановились за 17,4 — 17,9 м, а шиповки — за 17,2 — 18,6 м.

Лучшие показатели по времени разгона и прохождения снежной трассы тоже принадлежат липучкам. Так, транспортное средство на липучках проходило заданную конфигурацию за 90,7 — 66,3 секунды. Автомобили на шипованной резине показали результат 91-8 — 99,2 секунды.

В 2018 году качественные шиповки показали результат лучше фрикционных (минимальное время 73 против 73,3 секунды). Но дешевые варианты шиповок были медленнее липучек на 4,5 секунды: 82,5 против 78 секунд.

Стоит отдельно рассмотреть поведение автомобиля на «снежной каше». 2013 году оценивали шины по скорости, на которой управление автомобилем становилось бесконтрольным. На фрикционках автомобиль был стабилен на скорости 22,6 — 26, 9 км/ч, а на шиповках до 19,4 — 21,2 км/ч. Имеет смысл учесть эти данные, выбирая зимнюю резину на шипах или липучке.

Шипы или липучка на мокром и сухом асфальте

На мокром асфальте. Нередко даже в средней полосе России асфальт зимой без снега. Закономерно встает вопрос, какую резину лучше купить для города, липучку или шипы? Несмотря на мнение, что шипованная резина по асфальту проскальзывает, в испытаниях 2013 года показатели шипованных шин оказались лучше: автомобиль с резиной на шипах показал тормозной путь 35,11 — 38,7 м при остановке 80 км/ч. Машине на липучках на торможение потребовалось 33,1 — 41,1 метра.

В том же испытании в 2018 году превосходство шипованной резины возросло. Их показатели были 29,8 — 33,6 метра против 30,9 — 37,1 метра у фрикционных шин.

На сухом асфальте. В 2013 году на маневре «Переставка» фрикционная резина стала лучшей. Если шипы позволяли выполнить задание на скорости 60 — 62,4 км/ч, то липучки 59,7 — 63,7 км/ч.

При торможении в тестах 2013 года шипованные шины проиграли. Они показали тормозной путь с 80 км/ч на 0,4-5,5 метров больше чем фрикционные. В 2018 году шиповки немного исправились (результат 30,2 — 32,2 метра) и даже немного обошли часть фрикционных покрышек. Но говорить о серьезной конкуренции здесь все равно не приходится. Автомобиль на липучках останавливался за 28,1 — 31,4 метра. Однако разница между лидерами зафиксирована примерно в 2 метра, а между аутсайдерами — меньше 1 метра.

Что же говорит закон по этому поводу?



В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 № 837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», запрещается эксплуатация транспортного средства в летний период (с июня по август), с установленными шинами, с шипами противоскольжения (пункт 5.2, 5-го раздела Постановления). Нововведением запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, если на них не установлены зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль). Транспортные средства категории M1 – машины для перевозки людей, не более восьми мест. Категория N1 – транспортные средства для перевозки грузов, имеющие полную массу не более 3,5 тонны. Постановление вступает в законную силу с 1 сентября 2023 года, и с указанной даты нарушители будут привлечены к административной ответственности по статье 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.