
«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила воспитатель:
Пермякова В.В.
Нам, современным воспитателям, приходится жить и работать в сложное время, время, когда в нашей стране произошли большие изменения и произошла переоценка жизненных ценностей. И все, что касается патриотизма отошло на задний план. Поэтому мы-воспитатели, и родители-должны работать над патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Процесс познания у детей происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально- насыщенные, запоминающиеся образы.
Задачи патриотического воспитания в младшем возрасте:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду.
Для маленького ребенка первые представления о Родине связаны с родным домом, родителями, близкими людьми, с детским садом и даже с первыми любимыми игрушками. Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку-маме. Воспитатель беседует с детьми о мамах. Обращает их внимание на то,ч то мама заботится обо всех членах семьи. Важно объяснить детям, что чем больше они научатся делать сами, т ем больше смогут помочь маме. Также следует расспрашивать детей о других членах семьи-папе, бабушке, дедушке, младших и старших братишках и сестренках. Для этих целей предлагается создание фотоальбомов, где воспитатель в процессе работы постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья. Младший дошкольник принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство "родного дома" ложится в основу любви к Родине. Пока что ребенку все равно, где находится его дом, в какой стране, надо только, чтобы самое ближайшее окружение было эмоционально-комфортным. Это еще не чувство любви к Родине, но необходимая база для его зарождения. Важно, чтобы в своем родном доме ребенок имел какие-то обязанности, что-то был ответственен-это способствует укреплению чувства семьи. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы жизнь детей в нем была интересной, насыщенной, запоминающейся. Привязанность к детскому саду связана с тем, как много знают о нем малыши, как они в нем ориентируются, чувствуют ли себя хозяевами. Для этого воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит детей с сотрудниками.
В младшем возрасте круг интересов детей уже выходит за пределы родного дома и детского сада. С родителями и воспитателем они гуляют по улицам города, ездят со взрослыми за город, принимают участие в праздниках, с удовольствием знакомятся с работой родителей. Так начинается формироваться их интерес к социальной жизни. И задача воспитателя-углубить и развивать его.
Хочется так же отметить, что народное творчество-это тоже патриотическое воспитание. Народная мудрость заключается в сказках, прибаутках, загадках. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки. В младшем возрасте воспитатель использует в работе с малышами малые фольклорные формы, которые ,по словам К. Д. Ушинского, раскрывают живописность русского языка и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Одно из проявлений патриотизма-любовь к природе. В младшем возрасте необходимо воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать бережное отношение к природе, побуждать желание трудиться в природе. Интерес к природе уже появляется у малышей. Они удивляются, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы-первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять и поддерживать. Малышам доступно рассказывают о том, что дает нам природа. Воспитанников младшего возраста необходимо знакомить с правилами бережного отношения к природе и всему живому.
В заключении можно отметить, что возможности воспитания патриотизма у малышей не реализуются сами по себе-необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов.
Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у детей младшего возраста является понимание родителей в необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.