СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Широкая Масленица

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: возрождение русских национальных традиций, воспитание у учащихся патриотизма.

Задачи:

-  познакомить с народными традициями и обрядами (в том числе на примере произведения А.П.Чехова);

- рассказать о народном празднике «Широкая Масленица».

- создать условия для интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционального самовыражения личности;

К уроку прилагается презентация

Просмотр содержимого документа
«Широкая Масленица»

Открытый урок «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»



Цель: возрождение русских национальных традиций, воспитание у учащихся патриотизма.

Задачи:

-  познакомить с народными традициями и обрядами;

- рассказать о народном празднике «Широкая Масленица».

- создать условия для интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционального самовыражения личности;



- Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами окунёмся в сказочный мир русского фольклора. - А кто мне скажет, что означает это слово? Знакомо ли оно вам?

Фольклор – устное народное творчество (дословно его можно перевести, как народная мудрость), которая передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и  сегодня мы можем соприкоснуться с ним.



- А теперь я хочу узнать у Вас, какой вы знаете весенний языческий праздник, который не забыт и в наши дни? 



- Хорошо, а какой праздник мы будем праздновать в начале весны? (Масленица)



-Что вам известно об этом празднике?

В этот день празднуются проводы Зимы и встреча Весны. Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим ПостОм, за семь недель до Пасхи. Главным атрибутом Масленицы являются блины и народные гуляния. На масленицу устраивались гуляния, представления,  разыгрываемые фольклорными театрами. Там выступали скоморохи, музыканты, певцы, плясуны, фокусники, шарманщики. А, особенно, народом был любим главный герой Петрушка, который ходил по базару,  веселил людей, ведь раньше простые люди не могли себе позволить ходить в театр, это было очень дорого. И поэтому устраивались уличные представления. Пришел праздник к нам из языческой Руси.



Масленицу праздновали широко — гуляли целую неделю. 



-Каждый день Масленичной недели имеет свое название и требует определенных ритуалов. Давайте поработаем со схемой (соответствие).

  • Понедельник — встреча. К этому дню заканчивали строительство гор, качель, балаганов. Начинали печь первые блины. Первый блин принято было отдавать нищим — в знак памяти по усопшим.

  • Вторник- заигрыши. С утра молодые люди приглашали друг друга покататься с гор, начинали есть блины. Звали родных и знакомых: «Горы готовы и блины испечены - просим пожаловать»

  • Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к теще на блины». Теща приглашала и других гостей.

  • Четверг - широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: качели, балаганы, катание на лошадях, катание с ледяных гор, карнавалы, кулачные бои, веселые пирушки.

  • Пятница - тещины вечерки. Зятья приглашали тещ и угощали их блинами.

  • Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости родных мужа, подчивали их и дарили подарки.

  • Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье. Сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Просят друг у друга прощение, освобождаясь от грехов перед Великим Постом. Слышат в ответ: «Бог простит».




-Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.





-Почему именно блин символ Масленицы? (Блин – круглый, поджаренный напоминает солнце. А древние славяне, наши далекие предки, особо почитали Ярилу – бога Солнца.)



-Из чего делают блины и с чем и как их едят? (Древняя русская пословица гласит: «Блин – не стог, на вилы не наколешь». В старину каждый кругляш считался обрядовым кушаньем, символом солнца, наступления весны и надежды на сытную жизнь. Пекли их из гречишной муки. «Солнышко» просто грех было жестоко резать ножом и нанизывать на вилку. Блин полагалось брать руками, макать его в понравившуюся начинку или заворачивать в него кусочки рыбки и смачно откусывать. Главное перед трапезой – запастись салфетками, чтобы потом было чем вытереть жирные руки)



Игра по рядам. «Веселый блин» - ученики передают друг другу картонный блин, при этом хором проговаривается: «Катись скорей веселый блин»

Побеждает команда, которая первая вернёт блин.



Антон Павлович Чехов несколько месяцев своей жизни провел в Сибири. Сибирь осталась в памяти классика как суровое и беспощадное место, где царит грязь и холод. Единственное, что в той поездке понравилось Чехову – выпечка. Особенно блины. И в письмах, и во многих произведениях он писал тонких жирных блинах, которые подавали к чаю.



Дома вы должны были прочитать рассказ А.П.Чехова «Блины». О чём произведение?

(В этом рассказе автор описывает процесс изготовления блинов как некое таинство, а также приметы, обычаи, связанные с подготовкой к нему, и непосредственно самой выпечкой)



Чехов описывает нам таинство, подобное волшебству и многими неукоснительным правилам.
Вот некоторые из них:
1. Печение блинов есть дело женское. Мужские блины - не блины...
2...Ни одна женщина не начнет печь блины 13 -го или под 13 - е число, в понедельник или под понедельник.
3.Женщины строго глядят, чтобы на кухню не зашел кто - нибудь из мужчин, домочадцев, не пускают даже пожарных...
4."Если же, кто заглянет в черепяную банку" и похвалит тесто, то тогда уж выливай - не удадутся блины.


Домашнее задание: Спросить у мам, бабушек, как они пекут блины, записать рецепты в тетрадь.


Давайте самостоятельно ответим на несколько вопросов и проверим, насколько хорошо вы знакомы с праздником Масленицей.


1.Из какой муки в старину пеклись традиционные русские блины?
а) Из пшеничной;
б) Из ржаной;
в) Из гречишной;
г) Из рисовой.
(Она придавала им большую рыхлость и пышность, да ещё слегка кисловатый привкус.)


2. Какой праздник на Руси назывался блиноеда?
а) Пасха;
б) Масленица;
в) Рождество;
г) Новый год.
(Другие её названия: объедуха, жироеда.)



3.  Как называются уменьшенные блины?
а) Пончики;
б) Оладьи;
в) Галушки;
(галУшки - это комочки теста, сваренные в воде, молоке или бульоне)
г) Клёцки.
 (изделия из теста, которые могут добавляться в суп или подаваться как самостоятельное второе блюдо, либо вместе с десертом в качестве одного из его компонентов)



4. Какие блинчики пекут умелые хозяйки?
а) Ажурные;
б) Стёганые;
в) Вышитые;
г) Безразмерные.

(Чтобы испечь такие блинчики нужно перелить  тесто в небольшую пластиковую бутылочку, в крышке которой есть дырочка. Нажимая на бутылку, можно рисовать на горячей сковороде.Сначала рисуется контур блина, который затем быстро заполняется рисунком.)





5. Выберите правильное окончание русской пословицы: «Первый блин ...»:
а) колом;
б) комом;
в) маслом не испортишь;
г) отдай врагу.



6. У кого, если верить детской дразнилке, на носу находится горячий блин?
а) У плаксы-ваксы;
б) У ябеды-корябеды;
в) У жадины-говядины;
г) У Маши-растеряши.
(Плакса-вакса, гуталин, на носу горячий блин.)

7. Какая разгадка у загадки: «С виду клин, развернешь — блин»?
а) Гриб;
б) Зонт;
в) Парашют;
г) Фонтан.

Обменяемся тетрадями и проверим, что у нас получилось.

Молодцы! Давайте завершим наше Масленичное занятие весёлой песней.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!