СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Широкова Алла Васильевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №3» г. Камень-на-Оби Алтайский край Из опыта работы. Тесты, опорные карты. Разработка урока в 8 классе "Строение сердца", использование технологии "Педагогическая мастерская".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя биологии Широковой А.В. Содержание: проверочные тесты для 6-7,11 кл; опорные карты 10 кл; разработка урока в 8 классе по технологии "Педагогическая мастерская"

Просмотр содержимого документа
«Широкова Алла Васильевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №3» г. Камень-на-Оби Алтайский край Из опыта работы. Тесты, опорные карты. Разработка урока в 8 классе "Строение сердца", использование технологии "Педагогическая мастерская".»

Широкова Алла Васильевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №3»

г. Камень-на-Оби Алтайский край 2011г

Из опыта работы


Содержание:

1. Тесты для контрольных работ по биологии 6-7, 9кл.

2. Опорные карты 10кл.

3. Карточки для проверки знаний 7-8кл.


Использованы учебники под редакцией Н.И. Сонина, издат. «Дрофа»

2009-2011 г


Тесты


Контрольная работа по биологии 6 класс 2 четверть

1 вариант

Выполните тест.

1. Питание – это процесс:

а) получения организмами веществ и энергии;

б) образования сахара;

в) получения белков.

2. Фотосинтез – процесс, при котором:

а) из простых неорганических веществ образуются в растениях

органические вещества;

б) из сложных веществ образуются в животных минеральные вещества;

в) из органических веществ образуются витамины.

3. При фотосинтезе выделяется в атмосферу газ:

а) кислород; б) углекислый газ; в) азот.

4. К растительноядным животным относится:

а) лисица; б) белка; в) змея

5. Какие организмы могут жить в симбиозе?

а) белка и гриб; б) гриб и дерево; в) стрекоза и комар.

6. Растения паразиты:

а) раффлезия; б) одуванчик; в) колокольчик.

7. У цветковых растений органами дыхания являются:

а) устьица и стебель; б) устьица и чечевички; в) корень.

8. Самый простой тип дыхания у животных:

а) лёгочный; б) трахейный; в) клеточный, через оболочку.

9. Для передвижения минеральных веществ в растении существуют:

а) жилки листа; б) ситовидные трубки луба; в) сосуды древесины.

10. Амёба выделяет вредные вещества через:

а) ядро; б) пищеварительную вакуоль; в) сократительную вакуоль.

11. Кровеносная система человека состоит из:

а) кровеносных сосудов; б) сердца и лёгких; в) сердца и кровеносных сосудов.

12. Какие растения могут питаться насекомыми?

а) ромашка; б) папоротник; в) росянка.

13. Какая последовательность органов пищеварительной системы

собаки будет правильной?

а) ротовая полость, глотка, пищевод, кишечник, желудок, анальное отверстие.

б) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник,

анальное отверстие.

в) ротовая полость, печень, желудок, кишечник, пищевод, анальное отверстие.

14. У растений питание:

а) почвенное; б) воздушное; в) почвенное и воздушное.

15. Что такое жабры?

а) особые выросты; б) особые разветвлённые кожные выросты тела;

в) выросты тела.

16. Зачем на брюшке у насекомых имеются отверстия?

а) для пищеварения; б) облегчают вес; в) для прохождения воздуха в трахеи.

17. Устьица располагаются:

а) на корнях; б) в цветке; в) в листьях.

18. Сердце у человека и зверей:

а) четырёхкамерное, б) пятикамерное; в) двухкамерное.

19. Сосуды, по которым кровь движется от сердца, наэываются:

а) вены; б) артерии; в) капилляры.

20. К животным паразитам относится:

а) аскарида; б) гиена; в) кузнечик.



Контрольная работа по биологии 6 класс 2 четверть

2 вариант

Выполните тест.

1.Фотосинтез происходит в:

а) корнях; б) листьях; в) цветке.

2. Хищное растение, которое растёт на болотах:

а) пузырчатка; б) камыш; в) вьюнок.

3. Китовый ус помогает китам:

а) лучше улавливать запахи; б) процеживать пищу; в) защищаться.

4. В процессе пищеварения:

а) сложные вещества превращаются в простые, б) простые вещества превращаются в сложные; в) вещества, попав в желудок, растворяются.

5. Животные паразиты:

а) блоха; б) мышь; в) бабочка.

6. Самые крупные пищеварительные железы:

а) пищевод; б) желудок; в) печень и поджелудочная железа.

7. Органы дыхания паука:

а) устьица; б) лёгочные мешки; в) лёгкие.

8. Какое животное имеет лёгкие?

а) воробей; б) майский жук; в) окунь.

9. Для передвижения органических веществ в растениях есть:

а) ситовидные трубки; б) сосуды древесины; в) сердцевина.

10. Для чего растению необходим углекислый газ?

а) для фотосинтеза; б) для дыхания; в) для других процессов.

11. Сосуды, по которым кровь течёт к сердцу, называются:

а) капилляры; б) артерии; в) вены.

12. Красный цвет крови зависит от:

а) углекислого газа; б) белых кровяных клеток; в) гемоглобина.

13. Вода в растениях испаряется через:

а) корень; б) устьица листа; в) почки.

14. Из чего состоит кровь?

а) из белых клеток; б) красных клеток; в) белых и красных клеток.

15. Выделительная система кошки:

а) мочеточники, мочевой пузырь; б) почки, мочеточники, мочевой пузырь;

в) почки, мочевой пузырь, клоака.

16. Как дождевой червь выделяет вредные вещества?

а) нефридии, б) почки; в) сократительную вакуоль.

17. Значение крови:

а) переносит кислород; б) переносит углекислый газ; в) переносит кислород,

углекислый газ и питательные вещества.

18. Зачем корням корневые волоски?

а) всасывают воду с растворёнными минеральными веществами;

б) всасывают воду с органическими веществами; в) защищают корень.

19. Где происходит фотосинтез?

а) в семенах; б) плодах; в) листьях.

20. Почему грибы поселяются на корнях деревьев?

а) получает воду и соли; б) получает органические вещества;

в) получает воду.



Контрольная работа за год 7 класс

1 вариант

1 задание Тест.

1. К Саркодовым относятся:

а) амёба; б) инфузории; в) эвглена зелёная;

2. Два ядра имеет:

а) амёба; б) эвглена зелёная; в) инфузории;

3. Тело гидры состоит из:

а) 1 слоя клеток; б) 2-х слоёв клеток; в) 3-х слоёв клеток;

4. Кровеносная система дождевого червя обеспечивает:

а) удаление вредных веществ; б) переваривание пищи; в) перенос кислорода и питательных веществ;

5. К брюхоногим моллюскам относится:

а) виноградная улитка; б) мидии; в) устрицы;

6. У ракообразных ходильных ног:

а) 1 пара; б) 4 пары; в) 5 пар;

6. В отличие от ракообразных у паукообразных нет:

а) головогруди; б) усиков; в) брюшка;

7. Тело насекомых состоит из отделов:

а) 2; б) 3; в) 1;

8. У насекомых количество ног:

а) 4; б) 6; в) 8;

9. У рыб:

а) 1 круг кровообращения; б) 2 круга кровообращения; в) нет кругов кровообращения;

10. В отличие от рыб у лягушки нет:

а) позвоночника; б) рёбер; в) бедра;

11. Как и у земноводных у пресмыкающихся есть:

а) 8 шейных позвонков; б) третье веко; в) клоака;

12. Отсутствие зубов у птиц:

а) помогает удерживать пищу; б) уменьшает массу тела; в) обеспечивает подвижность головы;

13. Сердце у птиц:

а) 2-х камерное; б) 3-х камерное; в) 4-х камерное;

14. Путь воздуха у птиц:

а) гортань, трахея, лёгкие, бронхи; б) ноздри, гортань, трахея, бронхи, лёгкие;

в) трахея, гортань, лёгкие;

15. К выводковым относят:

а) голубя; б) курицу; в) синицу;

16. У всех млекопитающих есть:

а) когти; б) уши; в) чешуйки;

17. У млекопитающих орган пищеварительной системы:

а) почки; б) печень; в) лёгкие;


18. Сердце млекопитающих имеет:

а) 1 камеру; б) 2 камеры; в) 4 камеры;

19. К яйцекладущим относится:

а) утконос; б) кенгуру; в) медведь;

20. У большинства млекопитающих зародыш развивается:

а) в яйце; б) в теле матери; в) на суше.


1 вариант

1. Имеют цветы отдел:

а) покрытосеменные; б) голосеменные; в) папоротниковидные.

2. Наиболее молодая группа растений в эволюции:

а) деревья; б) кустарники; в) травы.

3. Не имеют древесины:

а) берёза; б) финиковая пальма; в) сосна.

4. Толщина деревьев зависит от слоя клеток:

а) древесины; б) камбия; в) сердцевины.

5. Твёрдость стволам придаёт вещество деревьев:

а) смола; б) лигнин; в) каротин.

6. Гигантские листья имеют 30 метров в длину:

а) каучуконосный фикус; б) папоротники; в) финиковая пальма.

7. Лист берёзы простой, потому что имеет:

а) одну листовую пластинку на одном черешке;

б) одну листовую пластинку без черешка;

в) листья сидячие.

8. Органы полового размножения покрытосеменных растений:

а) цветок; б) плоды; в) семя.

9. Главная часть цветка:

а) пестик; б) чашелистики; в) лепестки.

10. Все лепестки цветка называются:

а) чашечка; б) цветоложе; в) венчик.

11. Часть цветка, в котором созревает пыльца:

а) тычинка; б) пестик; в) чашелистики.

12. Русский учёный С.Г. Навашин открыл у цветковых растений:

а) фотосинтез; б) двойное оплодотворение; в) корневое давление.

13. Класс Однодольные растения имеют главный признак:

а) одну семядолю; б) две семядоли; в) три семядоли.

14. Класс Двудольные растения имеют жилкование листьев:

а) параллельное; б) дуговое; в) сетчатое.

15. Параллельное жилкование листьев имеют:

а) Класс Однодольные; б) Класс Двудольные; в) Класс Трёхдольные

16. Растения Класса Однодольные:

а) злаки; б) тополь; в) астры.

17. Растения Класса Двудольные:

а) пшеница; б) лилии; в) картофель.

18. Мочковатая корневая система у:

а) тюльпана; б) томата; в) баклажана.

19. Стержневую корневую систему имеют:

а) пшеница; б) лилии; в) томаты.

20. В двойном оплодотворении цветковых растений принимают участие:

а) один спермий; б) два спермия; в) три спермия.

Контрольная работа по биологии в 7 классе.

2 вариант

1. По каким признакам определяют Отдел Покрытосеменные растения?

а) корням; б) цветку; в) листьям.

2. Не имеют древесины:

а) тополь; б) кокосовая пальма; в) вишня.

3. Камбий выполняет у древесных растений значение:

а) защищает ствол; б) образует новые клетки древесины; в) запасает пита-

тельные вещества.

4. Лист рябины сложный, потому что имеет:

а) одну листовую пластинку; б) несколько листовых пластинок и 1 черешок;

в) несколько листовых пластинок.

5. Пестик цветку нужен для:

а) оплодотворения; б) перемещения питательных веществ; в) для привлечения насекомых.

6. Соцветие – это:

а) группа цветков, сходных по строению, близко расположенных друг к другу;

б) группа цветов, расположенных вместе;

в) цветы, имеющие одинаковое строение.

7. Яйцеклетка цветковых растений находится в:

а) пыльце; б) цветоложе; в) завязи пестика, в крупной клетке.

8. Из яйцеклетки образуется у цветковых растений:

а) запас питательных веществ в семени; б) зародыш семени, в) семя.

9. Главные части цветка:

а) пестик и тычинки; б) лепестки и пестик; в) лепестки и тычинки.

10. Большинство тропических деревьев:

а) листопадные; б) вечнозелёные, в) подушковидные.

11. Из цветов образуется:

а) плод; б) стебель; в) зародыш.

12. Двойное оплодотворение происходит:

а) 2 спермия сливаются с ядром яйцеклетки;

б) 2 спермия сливаются с ядром крупной клетки;

в) 1спермий сливается с ядром яйцеклетки, второй спермий сливается с ядром крупной клетки.

13. Какие растения относятся к Классу Однодольные?

а) тюльпан; б) клён; в) баклажан.

14. Мочковатую корневую систему имеют:

а) однодольные; б) двудольные; в) другие классы растений.

15. Жилкование листьев дуговое имеет класс:

а) однодольные; б) двудольные; в) другие классы.

16. Пробка деревьев образуется из:

а) пробкового камбия; б) камбия; в) древесины.

17. Из завязи развиваются:

а) тычинки; б) цветы; в) плоды.

18. Главный, боковые, придаточные бывают:

а) стебли, б) листья, в) корни.

19. Обоеполые цветки имеют:

а) пестик; б) тычинки; в) пестик и тычинки.

20. Пестик имеет строение:

а) рыльце завязь; б) рыльце, столбик, завязь; в) столбик, завязь.




Ответы

Контрольная работа в 7 классе.


1 вариант

1а 2в 4б 5б 6а 7а 8а 9а 10в 11а 12б 13а 14в 15а 16а 17в

18а 19в 20б


2 вариант

1б 2б 3б 4б 5а 6а 7в 8б 9а 10б 11а 12в 13а 14а 15а 16а 17в

18в 19в 20б




Контрольная работа за год по биологии 9 класс

1 вариант

1 задание. Тест.

1. Биогенетический закон «Онтогенез - есть краткое повторение филогенеза», был сформулирован:

а) К. Бэром; б) Э. Мюллером и Ф. Геккелем; в) Ч. Дарвином; г) Ж. Кювье;

2. Элементарная единица эволюции:

а) особь; б) популяция; в) подвид; г) вид;

3. Изменчивость, которая является результатом полового размножения:

а) мутационная; б) модификационная; в) комбинативная; г) фенотипическая;

4. Сезонное изменение окраски у зайца-беляка – это пример изменчивости:

а) мутационной; б) модификационной; в) комбинативной; г) соматической;

5. Наиболее жёсткой Ч. Дарвин считал борьбу:

а) внутривидовую; б) межвидовую; в) с неблагоприятными факторами неживой природы; г) человека с живой природой;

6. Примером мимикрии можно считать:

а) зелёную окраску кузнечика; б) окраску ос и божьих коровок;

в) сходство акулы и дельфина; г) мухи и осы;

7. Явления схождения признаков у неродственных видов в условиях сходного образа жизни (форма тела акулы, ихтиозавра, дельфина):

а) аналогия; б) гомология; в) адаптация; г) конвергенция;

8. Направление эволюции, ведущее к ув. численности, расширению ареала,

образованию новых популяций, подвидов, видов:

а) ароморфоз; б) биологический прогресс; в) идиоадаптация; г) биологический регресс;

9. 13 видов вьюрков (птиц) Галапагосских островов появились в результате:

а) ароморфозов; б) дегенераций, в) идиоадаптаций; г) конвергенций;

10. Псилофиты произошли:

а) от красных водорослей; б) от бурых водорослей; в) от зелёных водорослей;

г) от моховидных растений;

11. Первые цветковые растения появились:

а) в триасе; б) в юре; в) в меловом периоде; г) в конце палеозоя, в пермском периоде;

12. Какие взаимоотношения между акулой и рыбой-прилипалой (0+):

а) комменсализм; б) нахлебничество; в) паразитизм; г) хищничество;

13. Какой результат получил Г. Мендель в 3 законе?

а) 3:1; б) 3:1:1; в) 9:3:3:1; г) 1:2:2

14. К консументам относят:

а) растения; б) животные; в) все гетеротрофы; г) бактерии и грибы (сапрофиты);

15. Пастбищные цепи питания (цепи выедания) начинаются:

а) с продуцентов; б) с растительных остатков; в) с животных остатков;

г) с неживой природы;

16. Верхняя граница жизни в атмосфере проходит на высоте:

а) 20км; б) 40км; в) 80км; г) 100км;

17. Исчерпаемые возобновимые ресурсы:

а) солнечный свет; б) растительный и животный мир; в) газ, нефть, каменный уголь; г) энергия ветра;

18. Крупный ароморфоз:

а) 4-х камерное сердце; б) форма крыльев; в) окраска крыльев бабочки;

г) цвет глаз человека;

19. Древние люди, жившие в ледниковый период:

а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) австралопитеки; г) питекантропы;

20. Гомозиготная особь:

а) АА; б) Аа; в) АВ; г) ав


2 задание. Ответьте на вопросы.

1. Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы?

2.Что такое хищничество? Приведите примеры из животного и растительного мира.

3. С какой целью в селекционной работе производится скрещивание?

Приведите примеры.


Контрольная работа по биологии 9 класс

2 вариант

1 задание. Тест.

1. Считал, что простые формы жизни постоянно самозарождаются, изменяются за счёт влияния среды и стремятся к ней приспособиться, полученные изменения наследуются:

а) Ч. Дарвин; б) Ж.Б. Ламарк; в) А. Вейсман; г) А.Н. Северцов;

2. Полиплоидия –это:

а) увеличение хромосом в несколько раз; б) уменьшение хромосом в несколько раз; в) увеличение белков; г) увеличение гормонов;

3. Путь эволюции, ведущий к появлению мелких приспособлений к конкретным условиям среды без повышения общего уровня организации:

а) ароморфоз; б) биологический регресс; в) идиоадаптации; г) дегенерации;

4. Взаимоотношения организмов со средой обитания:

а) генетика; б) экология; в) систематика; г) эмбриология;

5. Эра господства динозавров и расцвета голосеменных растений:

а) в протерозойской эре; б) палеозойской эре; в) мезозойской эре; г) кайнозойской эре;

6. Первый закон Менделя привёл к результату:

а) весь горох имел жёлтую окраску; б) весь горох имел зелёную окраску;

в) соотношение 3:1; г) соотношение 1:2:1

7. Ограничивающий фактор:

а) фактор, значение которого неблагоприятно для организма;

б) фактор, значение которого ограничивает рост и развитие организма;

в) наблюдается угнетение жизнедеятельности;

г) фактор, значение которого выходит за пределы выносливости;

8. Учение о биосфере создал:

а) В.И. Вернадский; б) С.Н. Виноградский; в) Д. Бернал; г) Э. Зюсс;

9. Лишайник – это пример:

а) кооперации; б) мутуализма; в) комменсализма; г) паразитизма;

10. Размножаются почкованием:

а) бактерии; б) гидра; в) лук; г)земляника;

11. К абиотическим факторам среды относятся:

а) бактерии; б) растения; в) вода; г) животные;

12. Определите гетерозиготный генотип:

а) вв; б) ВВ; в) Вв; г) аа;

13. К движущим силам эволюции относится:

а) многообразие видов; б) видообразование; в) приспособленность; г) наследственная изменчивость;

14. Совокупность генов:

а) фенотип; б) генотип; в) изменчивость; г) аллель;

15. Ароморфозы, обеспечившие выход растений на сушу:

а) появление корней и листьев; б) появление плодов и семян: в) появление тканей (покровной, механической и проводящей); г) появление цветка и плода;

16. Древние пресмыкающиеся вытеснили древних земноводных, благодаря

ароморфозам:

а) роговому покрову, развитым лёгким; б) покровительственной окраске;

в) пятипалой конечности; г) постоянной температуре тела;

17. О родстве человека и человекообразных обезьян свидетельствует наличие у человека:

а) S-образного позвоночника; б) развитого зрения; в) живорождения, выкармливания потомства молоком, г) речи;

18. К продуцентам относят:

а) животных; б) растения; в) бактерии; г) грибы;

19. Начальное звено в цепях питания:

а) хищники; б) бактерии и грибы; в) растительноядные животные; г) растения;

20. Биологический круговорот – непрерывное перемещение веществ между:

а) растениями и животными; б) растениями и микроорганизмами;

в) почвой, растениями, животными, микроорганизмами;

г) животными и микроорганизмами.


2 задание. Ответьте на вопросы.

1. Какие существуют формы естественного отбора? Приведите по 1 примеру к

каждой форме.

2. Как устроена цепь питания? Приведите пример из любого биоценоза.

3. Что ты знаешь о взаимоотношениях организмов? Приведите примеры по 1

на каждый тип.




Опорные карты.

10 класс

Тема Органические вещества.

Биологические полимеры – белки, жиры, углеводы, гормоны, пигменты, аминокислоты, простые сахара, нуклеотиды.

Белки.

В животных клетках 40-50 % белков. В растительных 20-35 % белков.

Белки состоят из простых веществ – аминокислот. В организме их 20.

Белки бывают разных форм: спиральные, складчатые, шарообразные.

Функции белков:

  1. Строительная (структурная) – входит в состав мембраны клеток.

  2. Каталитическая – входит в состав ферментов, ускоряет химические реакции.

  3. Двигательная – входит в состав мышц, сокращение мышц.

  4. Транспортная – присоединяет кислород и переносит в ткани и клетки.

  5. Защитная – антитела уничтожают вредные микробы.

  6. Энергетическая – источник энергии. 1грамм белка образует 17,6 кДж.

Яды животных состоят из белков.

Углеводы, или сахариды.

Много углеводов у растений. В клубнях картофеля, семенах.

Углеводы – органические вещества, состоящие из углерода и воды.

Сn (H2O)m – общая формула углеводов.

Углеводов в животной клетке 1-2%, 5%, в растениях до 90 %.

Простой углевод – глюкоза.




Классификация углеводов.

Углеводы


Моносахариды Дисахариды Полисахариды

Простые сахара:

  1. Глюкоза. 1. Мальтоза. 1. Крахмал.

  2. Фруктоза. 2. Лактоза. 2. Гликоген.

  3. Галактоза. 3. Сахароза: глюкоза 3. Целлюлоза.

Рибоза в РНК. фруктоза

Дезоксирибоза в ДНК.


Значение углеводов:

  1. Строительная - у растений целлюлоза, у животных (членистоногих) и грибов хитин. Входит в состав оболочки клетки.

  2. Энергетическая – источник энергии, 1грамм углеводов образует 17,6 кДж

Гликоген образуется в печени животных.

Жиры или липиды.

Нерастворимые в воде органические вещества.

Классификация жиров:

  1. Жиры. При t 20 твёрдые.

  2. Масла. При t 20 жидкие.

Стероиды – желчные кислоты, половые гормоны, витамин D, холестерол,

гормоны надпочечников.

Липоиды – жиры с белками.

Гликолипиды – жиры с углеводами.

Значение жиров:

  1. Энергетическая – источник энергии, 1 грамм жира образует 38, 9 кДж.

  2. Строительная – в состав оболочки клетки.

  3. Теплоизоляция – животные накапливают жир для спячки зимой.

  4. Метаболическая – верблюд из жира получает воду.

  5. Водоотталкивающее значение – соты пчелы, оболочка листьев.


Нуклеиновые кислоты.

ДНК и РНК. Находятся в клетках. ДНК в ядре.

ДНК открыли в 1953 году американский биолог Уотсон и английский физик Крик.

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота. Состоит из 2 цепочек спиральных.

Значение ДНК: отвечает за наследственную информацию.

РНК – рибонуклеиновая кислота. Состоит из 1 цепочки, короче ДНК.

Типы РНК: и-РНК – информационная, т-РНК – транспортная, р-РНК - рибосомальная.

Значение РНК: переносит информацию о структуре белка, присоединяет аминокислоты для образования белка, определяет строение рибисом.

Состав ДНК:

ДНК имеет углевод дезоксирибозу, азотистое основание А, Т, Г, Ц и остаток фосфорной кислоты.

А – аденин, Т – тимин, Г – гуанин, Ц – цитозин.

Пары (комплементарные – соответствующие друг другу).

Например: А-Т, Г-Т.

Состав РНК:

РНК имеет углевод рибозу, азотистое основание А, У, Г, Ц и остаток фосфорной кислоты.

А – аденин, У – урацил, Г – гуанин, Т – тимин.

Пары (комплементарные).

Например: А-У, Г-Ц.


10 класс

Тема 2 Возникновение жизни на Земле.

Теория абиогенеза- происхождение организмов из неживого.

Теория биогенеза- происхождение организмов из живого.

- Греческий философ Эмпедокл- деревья несут яйца.

- Учёный Аристотель - вши произошли из мяса, клопы из соков тела животных, дожд. черви из ила прудов.

- Английский учёный В. Гарвей – «всё живое из яйца», но насекомые и черви самозарождаются.

- Ирландский священник Нидгема – закупоренную колбу нагревал на тлеющих углях.

Через некоторое время в колбе появлялись микроорганизмы (теория самозарождения).

Теория «Всё живое - из живого»

1. Работы Ф.Реди.

1) Взял 2 сосуда, положил в каждый мясо, один закрыл материей, другой нет. Мухи отложили яйца в незакрытом сосуде, а в другом нет.

2. Работы Л.Пастера.

Его эксперимент:

1)Взял прозрачную колбу S – образной формы, наполнил бульоном, прокипятил

его, воздух выходил, а при остывании бульона возвращался.

2)Микроорганизмы оседали на изгибе шейки и жидкость долго была стерильной.

3)Он отрезал шейку колбы, через несколько дней появились в бульоне бактерии.

Матариалистические теории происхождения жизни.

3. Теория Э. Пфлюгера – происхождение жизни как возникновение белковых тел.

Находит различие между «живым и мёртвым белком», «живой белок неустойчив».

Различия в кислороде, группе цианина, CN.

4. Теория Дж. Эллена – в первой воде растворились соли металлов, необходимые для образования белков и их деятельности.

5. Теория А.И. Опарина – «коацерватные капли». Переход от химической эволюции к биологической. Коацерватные капли – многомолекулярные комплексы, окружённые водной оболочкой, способны к обмену веществ (метаболизму), делению, росту.

Начальные этапы биологической эволюции.

1) Появление одноклеточных и многоклеточных.

2) Зелёные растения появились от цианобактерий (фотосинтезирующих бактерий).

Например, в теле инфузории - туфельки обитает хлорелла. Митохондрии и пластиды

по строению ДНК похожи на бактерии и цианобактерии.

3) Появление полового процесса ведёт к разнообразию организмов.

4) Теория гастреи Э. Геккеля основывался на биогенетическом законе. Гаструляция у ланцетника – образование 2 слоёв.

5) Гипотеза фагоцителлы И.И. Мечникова – многоклеточные произошли от колониальных жгутиковых простейших.

Например, существует сейчас животное – вольвокс.

Первые простейшие организмы появились 3 млрд. лет назад.

Вывод: возникновение жизни на Земле проходит закономерно:

а) образование Земли; б) химическая эволюция; в) биологическая эволюция.





Вопросы по биологии 9 класс контрольная работа по биологии

2 четверть

Тема Органические вещества. Развитие жизни на Земле. Происхождение человека.

  1. Какие ароморфозы позволили пресмыкающимся занять господствующее положение в мезозойской эре?

  2. Какие ароморфозы произошли у млекопитающих и позволили распространиться им на Земле?

  3. Какие особенности в строении и физиологии тела имеет только человек?

  4. В чём отличительные особенности кроманьонцев?

  5. В чём отличительные особенности неандертальцев?

  6. Какие функции белков вам известны?

  7. Что вам известно об углеводах и какое значение они выполняют?

  8. Что такое фотосинтез и какую роль в развитии жизни на Земле он имел?

  9. Какое строение имели псилофиты и почему они исчезли?

  10. Какую роль имеют идиоадаптации для животных и растений? Приведите

4-6 примеров.



Ответы


Пресмыкающиеся:

1. Увеличение головного мозга, развитые лёгкие, яйцо с большим количеством желтка, сложное строение почек, грудная клетка образовалась – всасывающий тип дыхания. Стр 88.

Млекопитающие:

2. Образование волосяного покрова, 4-х камерного сердца, внутриутробное развитие, вскармливание потомства молоком, развитие коры головного мозга.

Стр 91.

  1. Прямохождение, развитые мышцы ног, 4 изгиба позвоночника, сводчатая стопа, таз под углом 60 градусов, большой мозг, лицевой отдел черепа меньше, чем мозговой, бинокулярное зрение, ограниченная плодовитость, плечевой сустав имеет размах до 180 градусов, 1 палец руки и ноги развит, широкий таз, грудная клетка, подбородочный выступ Стр 95.

  2. Кроманьонцы – современные люди. Рост 180 см, высокий лоб, объём черепной коробки 1600 см, волос на коже немного, нет надглазничного валика, развитый головной мозг. Одевали одежду, общественный характер труда, появление абстрактного мышления, членораздельная речь. Рисовали на скалах, вырезали из костей фигурки. Стр 99.


  1. Неандертальцы – древние люди. Масса мозга 1500г. Подбородочный

выступ не развит, крупные зубы, небольшой рост, физически развитые,

надбровный валик есть.

Значение белков:


  1. Строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная,

энергетическая. С 108-109.



7.Углеводы – органические вещества. Другое название сахариды.

Углеводов превышает в 2 раза, чем атомов углерода. Много в растениях.

Делятся на 3 группы: моносахариды, дисахариды, полисахариды.

Моносахариды – простые сахара. Это глюкоза, фруктоза, галактоза.

В крови 0,1-0,12% глюкозы. В ДНК углевод дезоксирибоза, в РНК углевод рибоза. Дисахариды: мальтоза, лактоза, сахароза (тростниковый сахар) в состав входит глюкоза и фруктоза.

Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза.

Значение углеводов: строительная, энергетическая. Хитин – наружный скелет у членистоногих, есть у грибов. Гликоген у человека откладывается в печени.

Стр. 100-110.

  1. Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических. Происходит в хлоропластах водорослей, зелёных листьях и стеблях растений. Фотосинтез имеет большую роль на Земле. В океане первичном ум. количество питательных веществ, поэтому новое питание использование света и неорганические вещества имело большую роль для выживания организмов. Это новый источник питания. Образуются растения, пища для животных, выделяется кислород необходимый для дыхания организмов.

Происходит эволюция организмов. Появляются организмы в воде, на земле,

почве, которые дышат кислородом.

Появляется новый источник питания. Из кислорода появился озоновый

экран из О3, который защитил организмы от космических лучей. С 74-75.


  1. Псилофиты – первые наземные растения. Имели простое строение.

Промежуточное положение между водорослями и наземными сосудистыми растениями. Имели: проводящую сосудистую систему, первые слабодифференцированные ткани, ризоиды для прикрепления в почве. Это давало приспособиться к жизни на суше. Исчезли потому, что могли существовать только во влажном климате, а он стал засушливым. С 81-82.

10. Идиоадаптации – небольшие изменения в зволюции у растений и животных, ведущие к образованию новых видов, которые дают возможность приспособиться организмам к среде обитания, пище, выжить в борьбе за существование.

Примеры у растений:

Листья превратились в иголки, усики.

Побеги в клубни, корневища, луковицы для запасания питательных веществ. Стебли прямостоячие, ползучие, цепляющиеся. Плоды сочные и сухие.

Примеры у животных:

Разнообразные клювы у птиц зависят от питания.

Цвет перьев. Строение когтей. Формы конечностей. Формы тела рыб (скаты, камбала – плоские, окунь, щука, карась – обтекаемая). Рога парнокопытных. С 63.


Карточки


Тип Моллюски. 7 класс.

Задание 1.

Выберите правильные утверждения.

  1. Все моллюски – водные животные.

  2. У моллюсков есть жаберное и лёгочное дыхание.

  3. Моллюски имеют мягкое тело.

  4. У всех моллюсков есть раковина.

  5. Моллюски медленно плавают.

  6. У моллюсков есть мантия.

  7. Брюхоногие моллюски имеют язык – тёрку.

  8. Реактивный способ передвижения характерен для кальмара, осьминога.

  9. Голова есть у беззубки.

  10. Моллюски не имеют сердца.

  11. У моллюсков нет почек.

  12. Моллюски бывают раздельнополые и гермафродиты.

  13. Кровеносная система замкнутая.

  14. Нервная система разбросанно-узлового типа.


Задание 2.

Распределите животных по классам.

Класс Брюхоногие моллюски:

Класс Двустворчатые моллюски:

Класс Головоногие моллюски:

Моллюски:

  1. Каракатица. 2. Прудовик. 3. Беззубка. 4. Слизень. 5. Устрица. 6. Мидия.

7. Осьминог. 8. Перловица. 9. Кальмар. 10. Морские гребешки.

  1. Морской чёртик. 12. Виноградная улитка. 13. Пеликанья нога. 14. Катушка. 15. Садовая улитка. 16. Янтарка.

Задание 3.

Тест.

  1. Мантия представляет:

а) кожную складку, расположенную под раковиной;

б) орган передвижения;

в) орган выделения.

2. К органам выделения прудовика относят:

а) печень; б) почку; в) кишечник.

3. Кровь у моллюсков:

а) красная; б) голубая; в) бесцветная.

4. У прудовика тёрка – это орган:

а) выделительной системы; б) пищеварительной; в) нервной.

5. Одна нога есть:

а) у кальмара; б) прудовика; в) беззубки.

6. Чернильная железа есть:

а) у каракатицы; б) беззубки; в) осьминога.



7 класс Тема Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

Тест и вопросы.

Задание 1. Тест

1. Тело насекомых состоит из:

А) 1 отдела Б) 2 отделов В) 3 отделов;

2. Количество ног у насекомых:

А) 4 Б) 6 В) 8;

3. Грудь делится на:

А) 2 сегмента Б) 3 сегмента В) сегментов нет;

4. Глаза насекомых:

А) простые Б) фасеточные, состоят из отдельных глазков-фасеток;

5. Сердце насекомых:

А) трубковидное Б) мешковидное В) пятиугольное;

6. Кровеносная система:

А) замкнутая Б) незамкнутая В) её нет;

7. Органы дыхания имеют:

А) лёгкие Б) трахеи В) дыхальца;

8. Органы выделения:

А) почки Б) мальпигиевы сосуды В) кишечник;

9. Пища у насекомых переваривается и всасывается в:

А) желудке Б) глотке В) кишечнике;

10. Половые органы самки:

А) семенники Б) яйцеклетки В) яичники;

11. Нет стадии куколки у насекомых:

А) саранчи Б) бабочки В) кузнечика;

12. Мышечная система у насекомых:

А) есть Б) нет; В) очень примитивная

13. Обе пары крыльев одинаковые у:

А) жуков Б) мух В) стрекоз;

14. Симбиотические бактерии могут жить в кишечнике:

А) бабочек Б) жуков В) термитов.

Задание 2.

Вопросы. Многообразие насекомых.

  1. На какие 2 крупные группы делится Класс Насекомые?

  2. Что объединяет насекомых: камподея, ногохвостка, сахарная чешуйница?

  3. Что такое полиморфизм? У каких насекомых он есть?

  4. Какое значение имеют муравьи и термиты для природы?

  5. Какие насекомые являются паразитами человека и животных?

  6. Каких насекомых человек разводит? С какой целью?

  7. Какую роль в природе выполняют бабочки?



7 класс

Тема Тип Кольчатые черви.

Задание 1.

Выпишите цифры, обозначающие характерные признаки типа «Кольчатые черви».


  1. Тело плоское. 2. тело нечленистое. 3. Тело членистое. 4. Имеет кровеносную систему. 5. Не имеет кровеносной системы. 6. Есть третий слой мезодерма. 7. Нет мезодермы. 8. Есть кожно-мускульный мешок. 9. Нет кожно-мускульного мешка. 10. Нет анального отверстия. Пищеварительная система заканчивается слепо.

11. Пищеварительная система имеет анальное отверстие. 12. Полость тела есть. 13. Полости тела нет. 14. Выделительной системы нет. 15. Выделительная система есть, состоит из выделительных трубочек метанефридий.


Задание 2. Тип Кольчатые черви. Дождевой червь.

Дополните текст.

  1. Группу клеток сходного строения и выполняющую определённую функцию называют …………….. .

  2. Способность организма восстанавливать утраченные части тела называют ………… .

  3. По бокам каждого членика кольчатых червей имеются ……….., играющие роль передвижения.

  4. Тело кольчатых червей покрыто …… .

  5. Кожные железы выделяют ……… .

  6. Кожа и слой мышц образуют ….. .

  7. Движение дождевого червя обеспечивается мышцами……. и ………. .

  8. Тело разделено на …….. .

  9. Пищеварительную систему образуют органы…… .

  10. Кровь разносит …….. .

  11. Кровеносная система состоит из……. .

  12. Дождевой червь дышит через…… .

  13. Нервную систему образуют…… .


Дополнения к тексту дождевой червь.


А) Регенерация.

Б) Ткань.

В) Кожно-мускульный мешок.

Г) Кольцевые и продольные.

Д) Слизь.

Е) Сегменты.

Ё) Кислород и питательные вещества.

Ж) Брюшная цепочка, окологлоточное кольцо, 2 ствола, нервы.

З) Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишка, анальное отверстие.

К) Щетинки.

Л) « Сердца», кольцевые сосуды, спинной, брюшной.

О) Кожа.

Задание3.

Словарный диктант. Вставить пропущенные буквы.

  1. Н-р-ида. 2. Л-п-донотус. 3. П-ол-. 4. Сп-рорб-с. 5. С-рп-ла. 6. Труб-чник.



7 класс

Тема Бактерии. Грибы.

Задание 1. Разделите на 2 группы признаки. Выпишите только цифры.

А) Бактерии …………………

Б) Грибы……………………..


1. Не имеют ядра в клетке.

2. Клетки бывают разной формы.

3. Размножаются спорами.

4. Есть гифы.

5. С деревьями образуют микоризу.

6. Вызывают заболевания.

7. Самые древние обитатели нашей планеты.

8. Питаются только готовыми органическими веществами – гетеротрофы.

9. Имеют несколько классов.

10. Состоят из грибницы, ножки, шляпки.

11. Имеют в клетке: жировое включение, эндоплазматическую сеть, митохондрии, ядро, клеточную стенку.

12. Могут образовывать спору при неблагоприятных условиях жизни.

Задание 2.

Ответьте на вопросы.

Тема. Бактерии.

1. Какие организмы называются аэробами? 2. Как размножаются бактерии? 3. Почему бактерии могут жить везде? 4. Какое положительное значение выполняют бактерии? Приведите примеры.

5. Какую отрицательную роль имеют бактерии? Приведите примеры. 6. Какая наука изучает бактерии?

Тема. Грибы.

1.Какое строение имеет клетка гриба? 2. Какая наука изучает грибы? 3. Как ещё можно назвать «мицелий» гриба? 4. Какое положительное значение выполняют грибы в жизни человека? Приведите примеры.

5. Какое отрицательное значение выполняют грибы? Приведите примеры. 6. К какому классу относятся все шляпочные грибы?

Задание 3.

Какие утверждения правильные? Выпишите только цифры.

  1. Круглые бактерии – это кокки, а палочковидные – это бациллы.

  2. Бактерии анаэробы живут в кислородной среде, а аэробные в

бескислородной среде.

  1. Бактерии делятся на 2 части.

  2. Гриб мукор не образует плесень.

  3. Анабена относится к грибам.

  4. Грибница образуется из споры гриба.

  5. Подосиновик относится к пластинчатым грибам.

  6. Дрожжи состоят из 1 клетки и могут почковаться.

  7. Картофельный гриб существует.

  8. Гриб пеницилл не используют в медицине.



7 класс Тип Плоские черви. Класс Ресничные.

Белая планария.


1. Опишите внешнее строение белой планарии.

а) форма тела; б) размеры тела; в) органы чувств; г) цвет тела.

2. Из чего состоит паренхима? Где она находится?

3. Где живёт белая планария? Чем питается?

4. Какие системы органов у неё появились?

5. Является этот червь паразитом?

6. Как передвигается белая планария?

7. Есть у неё регенерация?

8. Что такое кожно-мускульный мешок?

9. Каких систем органов нет у планарии?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Найдите признаки, характерные:

А) Для плоских червей (белая планария )

Б) Для кишечнополостных (гидра) :

Признаки:

  1. Многоклеточные животные.

  2. Тело состоит из 2 слоёв клеток.

  3. Тело состоит из 3 слоёв клеток.

4) Симметрия лучевая.

5) Симметрия двусторонняя.

6) Рот окружён щупальцами.

7) Есть стрекательные клетки.

8) Имеет кожно-мускульный мешок.

9) Пространство между органами заполнено рыхлой соединительной тканью.

10) Непереваренные остатки пищи удаляются через рот.

11) Органы зрения пигментные глазки.

12) Есть щупальца.

13) Имеет реснички.

14) Нервная система состоит из мозговых ганглиев, нервных стволов, соединённых

перемычками.

  1. Пищеварительная система состоит из ротового отверстия, мускулистой глотки, кишки.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Класс Сосальщики.

Тест:

1. Печёночный сосальщик паразитирует:

а) в кишечнике человека; б) желчных протоках печени и желчном пузыре; в) только в

печени.

2. Основной хозяин этого червя:

а) крупный и мелкий рогатый скот; б) моллюск малый прудовик; в) человек.

3. Яйцо развивается у печёночного сосальщика в:

а) корове; б) воде; в) прудовике.

4. Сосальщик имеет личиночные стадии:

а) 2; б) 1; в) нет личинок.

5. Циста образуется:

а) на стеблях растений; б) в прудовике; в) в человеке.

6. Тело лентовидное, членистое, белого или жёлтого цвета у:

а) бычьего цепня; б) острицы; в) печёночного сосальщика.

7. Головка с присосками и крючьями есть у:

а) печёночного сосальщика, б) бычьего цепня; в) белой планарии.



Ответы 7 кл. Тип Плоские черви. Класс ресничные.

А) Белая планария: 1 2 5 8 9 10 11 13 14 15

Б) Гидра: 1 3 4 6 7 10 12

Тест. 1б 2а,в 3б 4а 5а 6а 7б



8 класс

Тема Витамины.

Тест

1.Витамины обозначаются буквами:

А) русскими Б) латинскими В) немецкими;

2. При куриной слепоте не хватает витамина:

А) В6 Б) С В) А;

3. При цинге не хватает витамина:

А) В Б) Д В) С;

4. Какой витамин образует целую группу?

А) А Б) С В) В;

5. Какой витамин имеет только животное происхождение и образуется под

действием света?

А) А Б) С В) Д;

6. Какого витамина не хватает при рахите?

А) А Б) С В) Д;

7. Какие продукты питания богаты витамином «С»?

А) капуста, смородина, шиповник Б) рис, молоко, хлеб грубого помола

В) яичный желток, жиры, морковь;

8. Какой витамин быстро разрушается при варке, на воздухе?

А) А Б) В В) С

9. Какой витамин участвует в образовании гормонов надпочечников?

А) А Б) РР В) Д;

10. В чём сущность заболевания рахитом?

А) плохое зрение Б) размягчение костей В) нарушение нервной

системы


Вопросы.


  • Какой учёный дал название «витамин»?

  • Сколько витаминов известно в настоящее время?

  • Почему витамины нужны каждый день, и нельзя запасти их впрок?

  • Что такое авитаминоз?

  • Какой витамин полезно есть с жирами и почему?

  • Какая суточная потребность в витаминах?

  • Каким витамином богаты абрикосы, помидоры, морковь?

  • Какой витамин регулирует обмен белков и углеводов?

  • Какой витамин влияет на нервную систему и мышечную?

  • Какой витамин влияет на обмен кальция и фосфора?

  • Что такое витамины?

  • Почему избыток витаминов вреден для организма?

  • Какие признаки болезни были у больных с заболеванием бери-бери?

  • Какой витамин регулирует образование клеток крови?

  • Какие признаки у больных цингой?

  • Почему люди в экспедициях умирали целыми экипажами?


8 класс

Тема Выделение.


Выпишите номера правильных суждений.

1. У человека почки - парные органы.

2. В сутки у человека образуется до 3 литров мочи.

  1. Масса почек не более 200г.

  2. Длина почек составляет 16см.

  3. Ширина - 10см.

  4. В почке различают 3 слоя.

  5. Наружный слой почки называется корковый.

  6. Внутренний слой называется мозговой

  7. Нефронов в каждой почке до 1млн.

  8. Почечное тельце состоит из капсулы и клубочка кровеносных капилляров.

  9. Почки не снабжаются кровью.

  10. В почке нет почечной лоханки.

  11. По мочеточнику моча попадает в мочевой пузырь.

  12. Мочевой пузырь может вместить до 1л мочи.

  13. Через мочеиспускательный канал моча выходит из организма.

  14. Образование мочи начинается с фильтрации плазмы крови из кровеносных капилляров в капсулы нефронов.

  15. Первичная моча – жидкость, профильтрованная в полость капсул нефронов. В ней нет клеток крови и белков.

  16. Первичной мочи за 1час образуется до 7л, а за сутки до 170л.

  17. Из каждых 10л образуется 1л первичной мочи.

  18. Не всасываются или частично всасываются мочевина, мочевая кислота,

белки, жиры, углеводы.


8 класс

Тема Иммунитет. Переливание крови. Органы кровообращения.


Вопросы.

1. Что такое иммунитет? 2. Какие виды иммунитета знаете? 3. Чем прививка отличается от сыворотки? 4. Почему агглютинация приносит вред организму?

5. Где находятся белки антигены и антитела? 6. С какой группой крови людей встречается больше, а с какой меньше? 7. Белок агглютиноген есть у людей резус - положительных или резус - отрицательных? 8. В чём заслуга Э. Дженнера?

9. Донор, с какой группой крови может отдать свою кровь всем, а сам принять только свою? 10. Больной, с какой группой крови может принять все группы крови?

11. Какой русский учёный открыл иммунитет? 12. Сколько групп крови есть у человека?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Органы кровообращения.

1. Что относится к органам кровообращения? 2. Что называется артериями, венами, капиллярами? 3. Какой орган является центральным органом кровообращения? 4. Какая масса сердца у женщин, а какая у мужчин? 5. Сколько камер в сердце человека? Назови их. 6. Как называются клапаны сердца? 7. Возврату крови из артерий в желудочки, препятствуют какие клапаны? 8. Сколько кругов кровообращения у человека? 9. Как называется круг кровообращения, при котором кровь движется от левого желудочка, через аорту, артерии, к внутренним органам и возвращается через полые вены в правое предсердие? 10. Как называется круг кровообращения, при котором кровь двигается из правого желудочка, в лёгочные артерии, лёгкие, лёгочные вены, в левое предсердие? 11. Наиболее хорошо развиты стенки левого или правого желудочка?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Работа сердца.

Тест.

1.Сколько фаз в одном сердечном цикле?

а) 1, б) 2, в) 3;

2. С чего начинается сердечный цикл?

а) с сокращения желудочков, б) сокращения предсердия, в) сокращения створчатых клапанов?

3. Сердечный цикл состоит из:

а) сокращения предсердий, желудочков, общего расслабления,

б) сокращения желудочков, предсердий, общего расслабления,

в) расслабления желудочков, сокращения предсердий, общего расслабления.

4. Сколько времени уходит на каждую фазу?

а) 0,1 сек. 0,3 сек. 0,4 сек; б) 0,3 сек. 0,1 сек. 0,4 сек; в) 0,4 сек. 0,1 сек. 0, 3 сек;

5. Какая система органов руководит работой сердца? **

а) выделительная; б) нервная; в) эндокринная.

6. Замедляют работу сердца:

а) блуждающие нервы; б) симпатические; в) соматические.

7. Гормоны, усиливающие работу сердца:

а) ацетилхолин; б) адреналин; в) норадреналин.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вставьте пропущенные буквы.

1. Арт- рии; 2. Ка-и-л-ры; 3. Кр-в-о-р-щ-ние; 4. Пр-дс-рд-е; 5. Адр-н-лин;

6. Ац-тилх-лин.



8 класс.

Тема Орган зрения.

Задание №1.

Строение глаза. Подберите функции.

  1. Зрачок -

  2. Хрусталик –

  3. Роговица –

  4. Белочная оболочка –

  5. Сосудистая оболочка –

  6. Сетчатка –

  7. Зрительный нерв –

  8. Брови –

  9. Колбочки –

  10. Палочки –

  11. Слепое пятно –

  12. Жёлтое пятно –

  13. Стекловидное тело –


Функции частей глаза:

  1. Защищает зрачок.

  2. Место, где находятся колбочки и палочки.

  3. Обеспечивают цветное изображение.

  4. Передаёт информацию в головной мозг.

  5. Определяет расстояние до предметов.

  6. Переносит питательные вещества в мышцы глаза..

  7. Регулирует количество света.

  8. Защищает глазное яблоко.

  9. Определяет объём глаза.

  10. Зрительные клетки, с помощью которых человек видит в сумерки (вечером).

  11. На сетчатке в этом месте нет зрительных клеток.

  12. Защищают от попадания пота в глаза.

  13. В этом месте находятся колбочки и палочки.

Задание №2.

Ответьте на вопросы.

  1. Какое строение имеет сетчатка?

  2. Какую функцию выполняет слепое пятно и где оно находится?

  3. Зачем человеку необходим хрусталик?

  4. Почему у человека появляется близорукость и дальнезоркость?

  5. Что тебе известно о дальтонизме?


Задание №3.


Выполни тест.

  1. В состав анализатора входят:

А) Рецептор и зона больших полушарий мозга.

Б) Рецептор и нерв.

В) Рецептор, нерв, зона коры больших полушарий.


2. Глазное яблоко имеет количество оболочек:
А) 1 Б) 2 В) 3

3. С помощью палочек можно:

А) Увидеть вечером. Б) Увидеть цветное изображение. В) Определить расстояние до

предметов.

  1. Дальтонизм – это когда человек:

А) Не видит вечером. Б) Не различает цвета. В) Не видит близко.

6. Количество глазодвигательных мышц:

А) 4 Б) 5 В) 6.

7. Глазное яблоко питает:

А) Сосудистая оболочка. Б) Сетчатка. В) Роговица.

8. Зрачок выполняет функцию:

А) определяет расстояние до предметов.

Б) Пропускает свет.
В) Определяет цветное изображение.

9. Выпукло-вогнутой линзой глазного яблока является:

А) Хрусталик. Б) Роговица. В) Стекловидное тело.

10. Наружную оболочку глаза называют:

А) Склера. Б) Фиброзная оболочка. В) Роговица.


Задание №4.

Орган слуха.

Выполните тест.

  1. Ухо имеет отделы:

А) 1. Б) 2. В) 3.

2. Слуховые косточки находятся:

А) В наружном ухе. Б) Во внутреннем ухе. В) В среднем ухе.

3. Слуховые рецепторы находятся в:

А) В улитке. Б) В слуховом нерве. В) В молоточке.

4. Правильное расположение косточек уха:

А) Наковальня, стремечко, молоточек.

Б) Молоточек, стремечко, наковальня.

В) Молоточек, наковальня, стремечко.

5. В состав внутреннего уха входят:
А) Слуховые косточки.

Б) Барабанная перепонка.

В) Улитка.

Задание №2.

Ответьте на вопросы.

  1. Зачем необходимы волосковые клетки?

  2. Что находится в улитке уха?

  3. Какую функцию выполняет барабанная перепонка?

  4. Куда идут нервные импульсы от слухового нерва?

  5. Какие правила гигиены уха тебе известны?

  6. Какие болезни уха ты знаешь?

9, 11кл

Тема Происхождение человека.

Задание 1. Вопросы.

  1. Какое место занимает человек в системе животных?

  2. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

  3. Перечислите особенности строения присущие только человеку?

  4. Какие стадии выделяют в процессе эволюции человека?

  5. Какие факторы антропогенеза известны вам?

  6. Какой фактор является главным в антропогенезе?

Задание 2.

Тест.

1.Какой учёный первый написал, что человек произошёл от обезьяны?

А) Дарвин. Б) Ламарк. В) Линней.

2. Доказательством происхождения человека от животных является:

А) Способность мыслить абстрактно. Б) Большой объём мозга. В) Рудименты и атавизмы.

3. К древнейшим людям относятся:

А) Неандертальцы. Б) Кроманьонцы. В) Питекантропы.

4. Переход человекообразных обезьян к человеку совершился путём:

А) Ароморфозов. Б) Идиоадаптаций. В) Дегенераций.

5. Почему сейчас не возникают новые виды человека?

А) Отсутствие репродуктивной изоляции между расами.

Б) Сходство генотипов всех людей. В) Принадлежность рас к разным

видам.

6. Какой признак доказывает существование эволюционных процессов в

человеческом обществе?

А) Рождение мулатов. Б) Частые наследственные заболевания у «малых»

народов. В) Изменения в речи, развитие науки, культуры.

Задание 3.

Тест.

  1. Видовыми признаками человека являются:

А) 2 пары конечностей.

Б) Живорождение.

В) 23 хромосомы в гаметах.

Г) Специфическое строение кисти.

Д) Возможность смешанных браков.

Е) Наличие млечных желёз.

2. Общие признаки для человека и человекообразных обезьян:

А) Объём мозга от 1000-1500 см. куб.

Б) Передние конечности хватательного типа.

В) Большое количество борозд и извилин головного мозга.

Г) Позвоночник с 4 изгибами.

3. Какие факторы обеспечили развитие прямохождения?

А) Движущая форма естественного отбора.

Б) Стабилизирующая форма отбора.

В) Мутационный процесс.

Г) Развитие мышления и речи.

4. Какие признаки стали предпосылками антропогенеза?

А) Расширение грудной клетки.

Б) Постепенное освобождение передних конечностей.

В) Объём мозга 450 см. куб.

Г) Вскармливание детёнышей молоком.

Д) Хорошее зрение, слух.

Е) Стадный образ жизни.

Ж) Позвоночник в форме дуги.

5. Какие эволюционные факторы обеспечили развитие человека?

А) Стабилизирующая форма естественного отбора.

Б) Движущая форма естественного отбора.

В) Мутационный процесс.

Г) Географическая и экологическая изоляция.

Д) Наследственная изменчивость.

Е) Модификационная изменчивость (ненаследственная).


Задание 4.

Распределите признаки.

  1. Австралопитек ………..

  2. Синантроп …………….

  3. Неандерталец …………

Признаки:

  1. Изготовление примитивных орудий труда.

  2. Изготовление более сложных орудий труда.

  3. Умение поддерживать огонь.

  4. Умение добывать огонь.

  5. Объём мозга 1400 см. куб.

  6. Объём мозга 650 см. куб.

  7. Целенаправленная (загонная) коллективная охота.

  8. Стихийная охота.

  9. Первые признаки речи.

  10. Прямохождение.

  11. Возникновение социальных отношений.

  12. Использование предметов.




Аттестуемый педагог Широкова Алла Васильевна

Предмет биология Класс 8а

Тема урока Работа сердца.


Тип урока: комбинированный

Вид урока

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы: проблемный, частично-поисковый, объясниельно-иллюстративный

Приёмы: беседа, объяснение, самостоятельная работа, работа с учебником, работа с рабочей тетрадью, работа с презентацией

Технология «Педагогическая мастерская»

ЦЕЛЬ УРОКА: Создать условия для углубления и обобщения знаний учащихся о причинах работоспособности сердца, стадиях сердечного цикла и их характеристиках,

особенностях регуляции работы сердца.

Задачи: формирование новых анатомических понятий: фазы работы сердца, пауза, сердечная автоматия; продолжить формирование умений работать с текстами, рисунками и видеоинформацией; повторение, закрепление и учет знаний о сосудах, сердце и кругах кровообращения; развитие умений сравнивать и обобщать.




Оборудование: таблицы «Строение сердца», «Круги кровообращения», мультимедийная презентация для доски смарт, лист самооценки, часы, смайлы «сердце»

учебник для 8 кл Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Человек», изд-во «Дрофа», 2009г

План

    1. Орг момент.

    2. Проверка дом задания. (строение сердца, круги кровообращения)

    3. Целеполагание.

    4. Мотивация.

Конспект урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1

1.Организационный




«Индукция»

Приветствие учащихся

Отметить отсутствующих

Настрой на хорошую работу

- Какое у вас сегодня настроение?


На прошлом уроке мы познакомились с органа

ми кровообращения

- Кто справился дома с домашним заданием?

- Были проблемы при работе с учебным материалом?

- Заданиями в рабочей тетради?

- Кто считает себя успешным?

Сегодня мы проводим открытый урок. На уроке присутствуют гости.

Прошу вас не волноваться,

надеюсь, что у нас всё получится.

Для того, чтобы вам было удобно работать в группах назначим ответственных:

«спикеры» - главные,

«собиратели идей» - записывают мысли,

«секунданты» - следят за временем и «помощники» -

активно обсуждают задания.

В группах сегодня будет по 4 человека. Для того,

чтобы оценить работу каждого в группе у вас будет лист оценки, который заполняет спикер по ходу урока. В конце урока вам придётся оценить работу каждого и всей группы в целом.

Распределение на группы,

распределение ролей

- Напишите на листочке № группы, впишите фамилии участников

по ролям






- Вопросы есть?

Приветствуют

учителя


+


+



+



+


+


























Распределяются на группы, распределяют роли

Вписывают роли.

-


Время

3 мин

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу


«Социоконструкция»









































Целеполага

ние



































Цель этапа

Проверить знания учащихся

Вопросы

Что такое сердце? (всем)


С какой целью мы изучаем строение сердца?


Работа в группах по 3 балла

Покажите на таблицах

1 группа

Почему организмы имеют

разные кровеносные сосуды?

Приведите примеры


2 группа

В чём отличие малого круга кровообращения от большого?




3 группа

Почему кровь движется в одном

направлении?



4 группа выполнить задание на слайде

Какое строение имеет сердце?




5 группа

Как определить левое предсердие и

левый желудочек?








Отметьте результаты ответов в группах и учащихся

Успешным вручить группам смайлы «сердце»



Что ещё бы вы хотели узнать о сердце?

«Хочу знать»







Тема сегодня

Работа сердца

Запишите число и тему урока

Цель уч-ся:

Показать как работает сердце?

Задачи:

1 Познакомить с понятием сердечного цикла

2. Помочь выяснить причины неутомляемости сердца.

3. Помочь раскрыть роль нервно-гуморальной регуляции в работе сердца


Мышечный полый орган

1) понять его

значение

2) чтобы беречь

3) понять как работает


Артерии (кровь

от сердца, вены

(к сердцу), капил

ляры (кровь в ткани и клетки)


мкк - путь крови из п.ж.- л.п

бкк – путь крови

из л.ж. – п.п.



есть клапаны сердца

створчатые и

полулунные


задание на слайде «Строение сердца»




Левый желудочек имеет

толстую стенку

(миокард),

значит сверху

будет левое предсердие, с

другой стороны

п.п и п.ж.







Как работает сердце?

Почему оно работает всю жизнь?

Отдыхает сердце или нет?



Запись в тетради числа и темы



Цель записывают в тетрадь

Узнать как работает сердце?

Задачи:

1 Познакомиться с понятием сердечного цикла

2. Выяснить причины неутомляемости сердца.

3. Раскрыть роль нервно-гуморальной регуляции в работе сердца






1мин








по

1 мин

группам

по 1-2 мин на ответы

3.

Изучение нового материала

Сердце было в почёте у поэтов

во все века. Послушайте отрывок стихотворения Э. Межелайтиса

«Сердце»

Проблемный вопрос:

Какова причина неутомляемости сердца?

Что такое систола? Что такое диастола?

Работа с учебником

Предлагаю прочитать стр149-151

Слайд «Сердечный цикл»

и слайд – задание ( 2,3,1)

Выполнение таблицы №128 «Сердечный цикл» в рабочей тетради. З балла




Определите результат каждого и группы


Проблемный вопрос:

Объясните, каковы причины высокой работоспособности сердца?

Перечислите причины высокой работоспособности сердца.


Автоматизм сердца (0) -








Проблемный вопрос:

Как регулируется работа сердца?



Слайд ЭКГ показать



Слайд 2 Гуморальная регуляция»

Таблица


Слайд «Человек живёт пока бьётся Узнать как работает сердце?

Задачи:

1 Познакомиться с понятием сердечного цикла

2. Выяснить причины неутомляемости сердца.

3. Раскрыть роль нервно-гуморальной регуляции в работе сердца сердце»









Работают с учебником



Смотрят слайд «Сердечный цикл»

Заполняют таблицу индивидуально , потом проверяют

в группе

Заполняют

«Оценочный листок»



Перечисляют после обсуждения

ответы:

1) сколько работает, столько отдыхает о,4 и 0,4 сек







2 способа регуляции:

нервный и гуморальный.

2 отдела н.с:

Симпатичес

кий и парасимпа

тический

гуморальный:

адреналин, ацетилхолин



4

Рефлексия

Критерии: проблематично, или отлично





5.

Домашнее задание

Домашняя работа разные задания



6\

Подвеление итогов













Оценочный лист

Фамилия, имя ученика ______________________________________

    1. Поставил перед собой цель урока










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!