Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 19
Школьная форма: за и против.
Выполнила – Лапшина И.
Руководитель – Костюшина М.П.
г. Ставрополь
Содержание:
I.Введение:___________________________________________________ 3
актуальность темы;
цели;
задачи;
объект исследования;
методы исследования;
II. Школьная форма: за и против._______________________________ 6
II.1. Кто придумал школьную форму? Из истории
вопроса. _________________________________________________ 6
II. 2.Школьная форма в нашей стране
и за рубежом._____________________________________________ 12
II. 3.Школьная одежда глазами современных
школьников.______________________________________________14
III. Заключение._______________________________________________ 15
IV. Использованная литература ________________________________ 18
V. Приложения. _______________________________________________ 19
I.Введение:
«Прошло несколько месяцев с начала нового учебного года, а директора многих столичных школ, где не введена единая форма одежды, бьют тревогу: «После каникул учеников средних и старших классов совершенно невозможно заставить ходить в соответствующих школьному стилю костюмах: девчонки щелогяют в обтягивающих кофточках выше пупка и спущенных на бедра джинсах, украшенных замысловатой вышивкой, стразами, а то и в вовсе драных. Мальчишки выглядят менее вызывающе, но тоже предпочитают носить джинсы и бесформенные майки-балахоны…»
Вам ничего это не напоминает?
Проблема внешнего вида учащихся превратилась в хроническую головную боль и в нашей школе. Зайдя в школу, где существует свободная форма одежды, иногда не сразу понимаешь, где ты: на какой-то молодежной тусовке, на клубной вечеринке или в школе. То, как одет школьник, очень важно! Поэтому не утихают ожесточенные споры о том, быть или не быть школьной форме. Спорят именитые дизайнеры, родители и дети.
Татьяна РОМАНЮК, дизайнер дома моды «Русский шик»:
Школьная форма нашим ученикам очень бы не помешала хотя бы затем, чтобы их можно было выделить в толпе молодых людей. По моему мнению, она должна быть строгой для младшей школы и более свободной для средней и старшей.
Почему я за единый школьный стиль одежды? Потому что одежда ни в коем случае не должна быть отражением материального достатка семьи. В учебное заведение дети должны приходить за знаниями, а не за тем, чтобы друг перед другом хвастаться кофточками или юбочками.
Игорь ЮРОВЧИК, Дизайнер женской одежды класса «люкс»:
Современная мода довольно раскрепощена и сексуальна. Для школы это вряд ли подходит. С годами я понял, что форма воспитывает в детях вкус. Если ограничить подростков рамками школьной формы, они тут же начнут фантазировать и украшать ее. Это здорово.
Колесникова Даша, 6-й класс: – Форму носить можно, но только удобную. То есть джинсы, водолазку или рубашку. Я согласна, что нужен порядок в школе. И с формой в том числе. Поэтому джинсы следует носить спокойных тонов – синие или черные, без заплаток, дырок и вышивок.
А рубашка должна быть однотонной.
Минченко Катя, 8-й класс: – Для меня форма не нужна. Я привыкла чувствовать комфорт в одежде, поэтому предпочитаю джинсы. В школе мы проводим много времени и, чтобы выдерживать, хочется чувствовать удобство в одежде. Например, в те дни, когда есть физкультура, очень неудобно переодеваться из юбок и блузок в спортивную форму и обратно.
Маслюкова Катя, 6-й класс: – Согласна носить. Для девочки юбку можно сделать бордового цвета с пиджаком или жилетом. Но в то же время форма должна быть модной и женственной. Еще лучше сделать единую джинсовую форму – брюки и жилет. Девочкам можно предложить еще несколько моделей джинсовых юбок, чтобы не получилось, что целыми днями ходишь в одном и том же.
Немыкина Катя, 6-й класс: – Форма должна быть, чтобы не было разделения на более и менее обеспеченных. Что касается модели, то девочкам следует носить черную юбку выше колена и жилеты с гербами школы. Как в престижных английских колледжах.
Гаврилова Оля, 6-й класс: – Форму носить не готова. Но если скажут, придется это делать. По моему мнению, в школе нужно носить одежду благородных серых или синих тонов.
Кстати, почему бы ни сделать деловую джинсовую форму. Ее носить и удобно, и приятно.
Каргашин Вова, 6-й класс: – Рубашка, майка любого цвета, джинсы – вот мой идеальный стиль одежды. Форма для меня не важна, потому что не хочется быть похожим на всех. Я люблю выделяться.
СЛУЦКИЙ Юра, 7-й класс: – Форма не нужна, потому что в школу мы приходим получать знания. К тому же форма делает всех одинаковыми, какими-то серыми мышами. Надо носить в школе деловую одежду, но лично мне пиджаки не идут. Считаю, что одежда – это проявление индивидуальности и непохожести людей. Нельзя их уравнивать там, где люди проводят большую часть своей жизни. Ведь именно в школе мы проводим очень много времени. Если я надеваю что-то яркое, настроение сразу поднимается. При темных цветах оно портится.
Таким образом, предметом нашего исследования стала школьная форма.
Мы выдвигаем гипотезу:
Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий. Школьная форма должна быть.
В процессе работы мы применили следующие методы исследования:
поисковый метод, метод исследования (выработка фактического материала на основе специальной литературы, изучение интернет-информации, изучение истории вопроса, проведение анализа этих данных)
наблюдение за формой одежды учащихся нашей школы;
анкетирование (проведение социологического опроса),
метод статистической обработки данных (составление схем, диаграмм),
Мультимедийное представление темы (презентация).
Цель работы:
Пропагандировать деловой стиль одежды для школьников.
Задачи:
Изучить материал по истории вопроса;
провести опрос с целью выявления мнения школьников и взрослых;
разработать материалы для классных часов, родительских собраний по данной теме.
II. Школьная форма: за и против.
Нужна ли школьная форма? Тема, я уверена, интересна и родителям, и педагогам, и, конечно, школьникам.
Сегодня во многих школах снова вводят единую ученическую форму. Хорошо это или плохо? Форма – средство поддержать дисциплину или насилие над свободной личностью?
Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто? Петр I. Если это имя ассоциировалось у вас лишь с окном в Европу, то спешу вам сообщить, что Петр Великий был очень разносторонним человеком, и, наверное, не было области, в которой бы он не провел реформ. И в институте благородных девиц, созданном Екатериной II, была форма: в обычные дни зеленые платья из плотной шерстяной ткани – камлота – с белой пелериной и фартуком из холста, а в праздничные дни платья белые коленкоровые с пунцовыми поясами и коленкоровый фартук.
Форму обожали многие российские правители: Павел I, Николай I, Александр III, Иосиф Сталин… В свободное от государственных трудов время они сами ее придумывали для военных и инженеров, чиновников и чиновниц, гимназистов, пожарных и железнодорожников.
II.1. Кто придумал школьную форму? Из истории вопроса.
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строгая: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторации, – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен для девочки.
После революции о форме не задумывались вплоть до 1949 года. В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы, а в 1973 – в костюмы из синей полушерстяной ткани, с эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в темно-коричневых платьях, а мальчики – в синих костюмах. В середине 80-х произошло последнее ее изменение: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета.
И только в 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из закона «Об образовании». Коричневые платья и синие костюмы заменили «вареные» джинсы, брюки-клеш и девичьи наряды в духе «кто во что горазд».
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы, имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.
Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды. Советскую школьную форму принято надевать выпускницам школ на «Последний звонок».25 мая каждого года на праздник «Последний звонок» девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Кто-то позаимствовал форму, у кого-то она сохранилась «в сундуках». Получается очень нарядно и торжественно.
Из истории школьной формы

У школьной формы в России богатая история. Еще в XIX веке в российских гимназиях мальчики носили форменные фуражки и строгие мундиры. У гимназисток также была специальная одежда. В далеком 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. А в 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 — 9 лет — коричневый (кофейный), 9 — 12 лет — голубой, 12 — 15 лет — серый и 15 — 18 лет — белый.
До 1917 года форма была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей. Форма носилась не только в стенах учебного заведения, но и на улице, дома, во время торжеств. Мальчики носили форму военного фасона, а девочкам полагались темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.
Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.
Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной в 1949 году в СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки — коричневые шерстяные платья с черным передником.
Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.
Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эсксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.
Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами.
Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи»
Кроме того, после войны было введено раздельное обучение, от которого через несколько лет, правда, отказались.

В 1970 году в уставе средней образовательной школы школьная форма существовала как обязательная.
«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.
Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.
Школьников конца 1960-х мы можем видеть в культовом фильме «Доживём до понедельника».
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.

Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.
В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя. Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».
Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного и на нём была надпись «За активную работу».
Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника»


Проходят годы, и в 1991 году школьная форма еще существует. Постепенно школьная форма претерпевала изменения и становилась чуть более свободной. Школьная форма была отменена лишь в 1992 году решением Правительства России, с введением нового Закона об образовании.
II. 2.Школьная форма в нашей стране и за рубежом.
Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то — очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Их форма — эталон подростковой моды для всего мира. Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму.
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
В Великобритании школьная форма максимально консервативна и приближена к классическому стилю одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком.
Во Франции единая школьная форма существовала с 1927 по 1968 г. В Польше – до 1988 г.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении. В некоторых школах ученики могут участвовать в разработке школьной одежды. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы.
В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой — вот что предпочитают ученики американских школ.
В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым.
Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность. Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927–1968 годах. В Польше – до 1988 года.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в ее разработке. Что характерно, даже во времена Третьего рейха школьники не имели единой формы – они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме Гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций). 
В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка, темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек или же сейлор фуку – «матросский костюм». К форме обычно дается еще и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code).
II. 3.Школьная одежда глазами современных школьников.
А что думают наши родители о школьной форме? Как ни странно, но многие родители говорят, что хотели бы увидеть на своих детях традиционную школьную форму:
– Когда все в единой форме, то в школе ощущается порядок и дисциплина!
– Форма, конечно, нужна. Удивляет безразличие тех родителей, которые видят, что их дети наряжаются в школу, как на дискотеку, но молчат.
– Я ничего не имею против формы, но и без нее, по-моему, неплохо.
Так отвечают родители.
Но почему же ученики считают иначе?
– Нет, лично мне форма не нужна. Когда все одеты одинаково, класс больше похож на батальон.
– Зачем она? Неужели вам не надоест носить каждый день одно и то же?
– У этого есть свои плюсы и минусы: не нужно думать, что бы тебе сегодня одеть, но, с другой стороны, у всех разные вкусы.
– Если честно, то и я была против формы. Но потом поговорила с мамой, и мы сошлись на том, что было бы неплохо, если бы в школах ввели джинсовую форму. Во-первых, джинсы – это модно, во-вторых, удобно и, наконец, практично.
А как думаете вы?
– Школьная форма – это некий показатель уровня школы. Во многих престижных школах мира введена форма с именными эмблемами, значками школы, очень яркая и красивая. Я считаю, что если форма серая, блеклая, не радует глаз, то никакой дисциплины она не принесет, будет только раздражать, злить учеников. Если уж вводить форму, то пусть она будет красивой, модной, яркой.
III. Заключение.
В советское время ношение формы было обязательным. Сейчас любая школа имеет право решать, носить ли ученикам форму — и какую. Но в любом случае, в основе принятия решения лежит добрая воля администрации и родителей. Критерии выбора формы одежды у каждой школы, конечно, разные, но строгость или умеренность по отношению к макияжу и ювелирным украшениям обязательна. Золотые украшения, распущенные волосы, глубокие вырезы, короткие юбки, яркий макияж, накрашенные ногти, экстравагантная обувь — все это атрибуты взрослого человека, но никак не подростка.
«Дресс-код» – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально это слово означает «код одежды», то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу в чем попало.
Стоит ли вводить форму или позволить духу демократии и дальше вырабатывать в детях собственный стиль? Этот вопрос все чаще порождает бурные дискуссии. Споры ведутся и о том, повысит ли форма дисциплину и успеваемость?
– Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться.
А может, все-таки джинса?
Никто не будет спорить с тем, что джинсы – самая любимая подростками одежда. Именно эту приверженность молодежи к джинсовой ткани решили использовать специалисты, занимающиеся разработкой моделей школьной формы. Еще в прошлом году они предложили ученикам самых разных возрастов большую коллекцию формы, сшитой из джинсовой ткани синего и голубого цветов.
Однако пока консервативные родители и учителя эту тенденцию школьной моды пока не одобрили. А зря. Согласно опросу, проведенному нашей газетой, большинство школьников с удовольствием носили бы именно джинсовую форму.
МНЕНИЕ
Вячеслав ЗАЙЦЕВ, модельер:
На мой взгляд, надо не зацикливаться на школьной форме, а говорить об одежде для школьников. Ее имеет смысл сделать в трех-четырех цветах, например, белого, синего, серого, бордо. Зеленый цвет не предлагаю, он производит скучное впечатление. Черный – уж слишком официально. А бордо – это мягкий и теплый цвет. Особенно хорошо он сочетается с золотой фурнитурой. Неплохо добавить и клетчатых тканей в форменную одежду. Сорочка, блузка или водолазка должна быть белой либо голубой. Также подросткам следует предложить набор из пиджака, двух-трех типов жилета, пуловера, мягкой кофты.
Если говорить о пиджаке, то красивее всего смотрятся клубные фасоны. Девочек нельзя лишать брюк. Но брюки и юбки должны быть нескольких фасонов. Я считаю, необходимо в самое ближайшее время открыть в Москве Дом моды школьников, куда ученики разных классов могли бы приходить и выбирать себе одежду по душе.
Так какие же плюсы и минусы у школьной формы? Начну с минусов. Навязывание формы ущемляет самолюбие, ограничивает права и мешает раскрыться личности, потому что одежда для школьников является одним из способов самовыражения. Им просто хочется надевать то, в чем они ощущают себя комфортно, и то, что подчеркивает их индивидуальность, делает их значимыми в глазах сверстников. Для родителей введение формы сопряжено с дополнительными затратами.
Плюсы просты и потому очевидны. Единая униформа прививает дух единства и воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Школьная форма обязывает к определенной модели поведения и повышает дисциплину. Улучшение дисциплины в классе и, соответственно, повышение уровня внимания учеников способствует лучшему усвоению предмета. Введение формы прекращает соревнование в одежде среди детей, которое может привести к возникновению комплекса «человека второго сорта», негативно отразиться на результатах учебы и оставить отпечаток в душе ребенка на всю жизнь. Если к форме относиться как к необходимости, то никакого принижения самолюбия и индивидуальности не произойдет. Достаточно вспомнить стюардесс, официантов, милицию, железнодорожников, офисных работников. По моему убеждению, не одежда красит человека, а его ум, эрудиция и человеческие качества.
К тому же, всегда можно найти компромисс путем опроса школьников, членов родительского комитета и педагогического совета. Приемлемым для всех вариантом может быть, например, строгая деловая одежда.
Делая выводы из сказанного, отметим: современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.
Информационные ресурсы.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-24060/
http://www.studio-t.ru/school
http://festival.1september.ru/articles/503291/
http://www.sitimoda.ru/category/odezhda/sovremennaya-shkolnaya-forma.php
http://idea.mosuzedu.ru/projects/project.html?id=530
http://bbc.vo.uz/load/5-1-0-14
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/129658
http://www.pro-kinder.com.ua/index.php?w=about&id=32
http://schooluniform.ucoz.ru/
http://wiki.pippkro.ru/index.php/Исследование_учащихся
Приложение 1.
Анкета для учащихся.
Школьная форма: за и против.
(Отметьте тот пункт, с которым вы согласны)
Преимущества:
• Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
• Форма дисциплинирует человека.
• Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.
• Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
• Нет проблемы «в чем пойти в школу», у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.
• Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
• Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
• Школьная форма экономит деньги родителей.
Недостатки:
• Нежелание детей ее носить.
• «Потеря индивидуальности».
• Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.
• Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.
• Низкое качество материалов и пошива школьной формы.
14