СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная газета как ресурс информационно-образовательной среды ОО

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы о школьном издательском центре. Пошаговая инструкция, как организовать работу школьного пресс-центра, чтобы он стал  ресурсом информационно-образовательной среды ОО

Просмотр содержимого документа
«Школьная газета как ресурс информационно-образовательной среды ОО»

Из опыта работы редактора школьной газеты


Школьная газета — это особый добрый мир


Сейчас без использования современных информационных технологий издание школьной газеты невозможно. Конечно, если эта газета претендует на уважение читателей, которые вольно или невольно обязательно будут сравнивать ее с профессиональными изданиями, и на высокий рейтинг среди других газет подобного рода.

За 14 лет работы редактором я последовательно прошла все мыслимые и немыслимые этапы становления крепкого, мобильного, пользующегося спросом издания. И спрос этот постепенно перерос не только саму школу, но и район, и даже область. Начав в 1998 году с ежемесячной стенной газеты, имея редакцию в составе актива одного класса, где я работала классным руководителем, испробовав и Microsoft Office Word, и Microsoft Office Word Publisher в качестве основного редактора уже в печатном варианте, мы способом проб и ошибок пришли к такой организации школьного издательского процесса, который кажется нам наиболее оптимальным. А значит, смело может быть использован теми, кто только начинает свой путь в увлекательный мир школьной прессы.

Что мы имеем на данный момент? Ежемесячную газету «Лицеист» из 8-12 полос тиражом 550 экземпляров. Программа верстки — In Design CS5. Количество печатных публикаций в каждом номере — 25-40, фотографий — 15-30 и 5-10 оригинальных рисунков.

Каждый номер имеет четкую структуру, определяемую тематикой полос: «Очень классные дела», «Живем интересно!», «Знай наших!», «Учительская», «Лучшие люди лицея» — постоянные, «Литературная страница», «ЗОЖ», «Поспорим?», «Неделя математики (физики, химии, здоровья…)» — периодические. Поэтому рубрик внутри страниц немного: «Новости», «Интервью со звездой», «Не кисни!», «Нереальные игры», «И все засмеялись» встречаются в каждом номере, «Читай! Смотри!», «Вот это урок!», «Стоп-кадр», «Поздравляем!» появляются в зависимости от материала. Кроме того, каждый номер имеет тематическую направленность, то есть события школьной жизни текущего месяца освещаются с определенного ракурса: здоровый образ жизни (тема «Здоровым быть модно!»), научная деятельность учащихся (тема «Умники и умницы»), пропаганда чтения («Как хорошо уметь читать!»), добрых дел («Давайте делать добрые дела!») и многие другие. Тема номера задается в заголовке на первой полосе, проходит через каждую страницу по возрастающей и достигает своей кульминации на странице 7, где печатается главный по значимости материал номера. Последняя, восьмая, страница содержит материалы развлекательного характера из жизни лицея, первые литературные опыты лицеистов, циклы фотографий, поздравления. Объявления, прямо или косвенно связанные с темой номера. Подобное строение делает газету целостной, держит читательский интерес и к последней странице подводит его к вопросу: «А что дальше?». То есть заставляет ждать следующего номера.

Но не вереница ярких событий из жизни школы, описанная в газете, прежде всего привлекает наших читателей, а то, что они чувствуют между строк и о чем часто пишут нам в отзывах. Это любовь к своему герою. Еще в начале пути мы определили миссию, которую с гордостью несет уже не одно поколение наших корреспондентов, — делать мир лучше. Отсюда вытекают и задачи издания:

— освещение жизни школьного сообщества так, чтобы у читателя появилось желание подражать хорошему;

— формирование положительного образа героя нашего времени через материалы о лучших наших учениках и учителях;

— способствование расширению круга здоровых интересов читателя,

— создание позитивного настроя по отношению к окружающим.

С первой страницы наш читатель погружается в добрый мир талантливых детей и взрослых, живущих интересной жизнью. И рассказывают о нем сами ребята, причем то с восхищением, то с юмором, то с важностью, то с самоиронией. Он слышит детскую многоголосицу, видит наивные или почти профессиональные рисунки и фотографии. Поэтому не иссякает поток ребят делать газету. А с появлением новых информационных технологий с каждым годом в редакции увеличивается количество мальчишек.

Сейчас у нас в составе постоянной редакции 15-18 ребят 5-9 классов, не пропускающих почти ни одного занятия кружка журналистики. Из них 5-7 корреспондентов, 3 верстальщика, 3-4 корректора, остальные занимаются рисункам и обработкой фотографий для печати. Все они при необходимости фотографируют, но снимками для обложки занимаются 2 специальных фотокорреспондента, обучающихся также в кружке «Художественная фотография». Основная редакция собирается в начале месяца на «мозговой штурм», в ходе которого составляется план номера и определяются задания для каждого. Кроме того, около 15 авторов появляются у нас время от времени со своей темой. Примерно 20 человек приходят в свободное время набирать текст, учиться рисовать, собирать новостную информацию, общаться, пить чай. Через некоторое время у многих из них появляется желание самим написать небольшую заметку. В редакцию часто обращаются и дети со своими фотоаппаратами, желающие «просто фотографировать что надо». Мы им никогда не отказываем.

Победоносное шествие Интернета по нашему провинциальному городу породило у нас в редакции множество новых явлений. Например, невозможно стало спокойно ходить по коридорам школы. Меня останавливают, трогают, бегут за мной мальчики 5-6 классов с настойчивыми предложениями написать об играх, журналах, явлениях, которые они узнали из всемирной паутины. Скрепя сердце, соглашаюсь. Через некоторое время они прибегают радостные, с материалом, скаченным из Интернета. Потом приходится долго сидеть с подобными авторами, переделывать материал: «А где твое мнение? Чем новость отличается от других? Почему она может быть интересна ребятам?» А за рубрику «Нереальные игры», где печатаются отзывы о новых компьютерных играх, идет серьезная борьба знатоков 5, 7 и даже 9 классов. С удовольствием ее читают и папы учеников.

Темы из Сети — единственное разногласие моих кружковцев. Каждый занимается своим делом, знает, что нужно сделать его как можно лучше и при необходимости научить других. Возрастной состав ребят, печатающихся у нас в газете, 7-17 лет. Два раза в неделю после 4 урока приходит группа 1-3 классов, затем после 5-6 уроков — группа 5-8 классов, последними появляются 9-11-классники. Но часто бывает так, что из-за изменений в расписании в редакции одновременно собираются ребята разных возрастов. И тогда начинается самое интересное: старшие учат младших. Им это очень нравится. Я даю задание помочь с текстом, с рисунками, и тогда за каждый компьютер садятся по 2-4 человека. В последнее время старшие и сами все видят и помогают уже самостоятельно. Забавно смотреть, как старшеклассники общаются с 1-классниками, которые, конечно, еще не умеют набирать текст, путаются в словах. Их речь терпеливо печатают, подражая мне, задают наводящие вопросы, вместе думают над иллюстрацией. Наших 9 компьютеров на большую группу катастрофически не хватает, и я в этот момент всей душой благодарю компьютерные технологии. Пары с зданиями отправляются по кабинетам школы искать свободные компьютеры. Юным газетчикам почти никогда не отказывают, а я благодаря сетевой папке вижу, чем ребят занимаются. Вопросы они задают по скайпу. Но это еще не все. В соседнем кабинете мы занимаем несколько учебных нет-буков. Сначала все радостно снимают друг друга на их видеокамеры, потом наступает тишина. Хороший журналистский материал требует сосредоточенности.

Свои нет-буки у нас тоже есть. Нам выделили 3 аппарата для выездных работ. Мы активно используем их видеокамеры в качестве диктофонов, а текстовые редакторы помогают мобильно напечатать материал, например, во время концерта или урока, или другого мероприятия, на которое отправился корреспондент. Рисовать на них тоже удобно. А противоударный корпус бережет нервы редактора.

Фотографии для газеты мы делаем несколькими фотоаппаратами. Они есть у всех кружковцев, начиная с 6 класса. Двоим корреспондентам родители специально приобрели аппараты с зеркальными объективами.

Поскольку «Лицеист» издается в черно-белом и цветном варианте, каждую фотографию приходится обрабатывать: высветлять, оптимизировать контраст и цвет. Старшая группа делает это в Photoshop, младшие — в Picture Manager. Понимая, что в современном дизайне печатного издания необходимо использование коллажей, мы с удовольствием делаем их в том же Photoshop. Младшая группа нашла для себя специальные коллажные программы. Рисунки старшая группа тоже делает в Photoshop, маленькие очень любят Paint. Школа приобрела для нас графические планшеты. После этого они появились у многих моих художников дома, особенно из начальной школы. Верстальщики, самые опытные и умелые, при необходимости используют векторную графику. А такая необходимость появляется, например, в новогодних номерах, где для оформления нужно нарисовать снежинки, елочки и т.п. В начале года среди читателей начался бум на собственноручно созданные кроссворды. Мои верстальщики неделю мучились с Word, Excel и Paint, а потом нашли специальные сайты, где кроссворд делается сам при наборе слов.

Но младшие художники не отстают. Недавно они начали осваивать анимацию. Человечки у них вовсю бегают, животные активно улыбаются, пистолеты стреляют. Они и предложили делать газету с gif- и flesh-анимацией. Понимая, что современные дети охотнее будут читать именно такой, а не печатный вариант, мы начали разработку первого анимационного номера. Хотя у газеты уже давно есть свой сайт, где мы выкладываем свежие номера в PDF. Но и это еще не все. Информационно-технологический процесс создания «Лицеиста» с некоторых пор живет своей жизнью. «Продвинутые пользователи» из числа редакции атакуют. Таким образом недавно у газеты без всякого моего участия появилось свое радио. Как говорят, ученики превзошли учителя. И это меня безмерно радует.

Читатели часто говорят нам, что наша газета по оформлению «уже не школьного уровня». Это потому что мы и учились у профессионалов. В первый год издания «Лицеиста» в In Design, мы часто приходили на консультации в редакцию районной газеты «Бор-инфо». Нам не отказывали никогда! А сейчас мы верстаем даже в более современной версии In Design, чем они. Но самую большую помощь в освоении информационных технологий нам оказала кафедра информационных технологий НИРО во главе с Шевцовой Л.А. В 2007 году мы были просто растеряны, понимая, что с Microsoft Office Word уже безнадежно отстали, знали, куда идти, но не знали как. Эти замечательные люди помогли нам ответить на этот вопрос. Курсы, семинары, консультации, встречи, организованный ими областной сетевой проект «Издательское дело в школе» с возможностью сетевого обучения и общения с редакциями других газет привел нас к закономерному результату. Сейчас газета «Лицеист» — неоднократный победитель областных конкурсов школьных СМИ, призер 11 всероссийского конкурса «Больше изданий хороших и разных», где нам не сделали ни одного замечания по верстке. Но главное, конечно, не это. А то, что газету в школе и районе любят, читают, ждут.











Информация об авторе


Третьякова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования высшей категории, редактор газеты «Лицеист» МБОУ лицей г.Бор

Тел школы 8 (83159) 97 6 22

Сот. 8952 45 700 71







- 7 -



-


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!