СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная семья (Программа занятий по адаптации первоклассников)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для занятий с детьми, для которых источник трудностей в период адаптации к школе связан с ценностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферами.

В основе программы использованы коррекционные сказки для младших школьников к.пс.н. Марины Панфиловой «Лесная школа». 

Кроме сказок на занятиях используются групповые игры, рисование на заданную тему, беседы. Применение указанных форм ведения занятий в соответствии с ведущей деятельностью детей позволяет сделать уроки увлекательными, вызвать положительные эмоции у первоклассников.

Просмотр содержимого документа
«Школьная семья (Программа занятий по адаптации первоклассников)»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образования Зеленодольского муниципального района РТ

Муниципальное образовательное учреждение Гимназия №3







Программа занятий

по адаптации первоклассников

«Школьная семья»



1 классы (13 часов)



Автор:

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

гимназии №3 г.Зеленодольска РТ

О.В. Хмельницкая






Зеленодольск 2007 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Поступление в школу – очень важный этап в жизни ребенка. Он его радует и пугает. Радует, потому что вчерашний малыш ощущает себя повзрослевшим, а пугает, как ни парадоксально, по той же причине: теперь ему большее разрешено, но от него же большего и требуют. Не всегда ребенок может справиться с новой ситуацией, не всегда и взрослые могут правильно помочь ему принять новую роль. Программа предназначена для занятий с детьми, для которых источник трудностей в период адаптации к школе связан с ценностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферами.

В основе программы использованы коррекционные сказки для младших школьников к.пс.н. Марины Панфиловой «Лесная школа». Сказка решает дидактические, коррекционные и терапевтические задачи ненавязчиво, не в форме открытых упреков и нравоучений, т.к. в героях дети сами узнают себя, свои ошибки и знают, что с ними можно справиться, как справился сказочный герой.

Кроме сказок на занятиях используются групповые игры, рисование на заданную тему, беседы. Применение указанных форм ведения занятий в соответствии с ведущей деятельностью детей позволяет сделать уроки увлекательными, вызвать положительные эмоции у первоклассников.

Программа построена таким образом, что первые 6 занятий рассчитаны на любой контингент учеников, решают универсальные проблемы и проводятся последовательно с частотой 1-2 раза в неделю, а серия занятий «Школьные конфликты» проводится выборочно исходя из проблем данного ученического коллектива также 1-2 раза в неделю или в течение года по мере необходимости. Занятия можно проводить как с группой учеников, так и со всем классом. Продолжительность каждого урока 35-40 минут.

Примечание: Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, выбранного для данной группы.


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Я в прошлом, в настоящем и в будущем.

  2. Режим дня.

  3. Полезные занятия.

  4. Школьные правила.

  5. Неусидчивость, демонстративность.

  6. Оценка и самооценка.

  7. Обман.

  8. Воровство.

  9. Принятие иного, толерантность.

  10. Конфликтность, споры.

  11. Ябедничество.

  12. Агрессивность.

  13. Обидчивость.

Занятие 1.

Я в прошлом, в настоящем и в будущем

Оборудование: листы с цветными рамками (3 зеркала).

  1. Беседа: - Что вам нравится и не нравится в школе? Почему?

  2. Рисунок «3 зеркала». На листе 3 рамки разного цвета: желтого, зеленого, синего. В зеленом дети рисуют себя нынешнего. Слева, в желтом – себя в прошлом, в синем – в будущем. Обсуждаются отличия (как внешние, так и по содержанию, по умениям и навыкам). - Что нужно для того, чтобы стать такими красивыми, умными, сильными, получить работу? (Учиться).

  3. Чтение и обсуждение сказки «Домашнее задание».

  4. Загадать желание «Чему я научусь». Записать его на обороте листа.


Занятие 2.

Режим дня

Оборудование: чистые листы бумаги для рисования.

  1. Игра по кругу «Мне нравится…». Дети продолжают фразу, называя свои увлечения. Взрослый может участвовать в игре.

  2. Беседа «Фоторепортаж»: - Если бы к вам в гости заглянул фоторепортер, что бы он увидел и сфотографировал? За каким занятием вас можно было застать в каникулы (в выходные)?

  3. Чтение и обсуждение сказки «Режим. Телевизор».

  4. Беседа о режиме и полезных занятиях.

  5. Рисунок «Моё полезное занятие».

  6. Домашнее задание: подумать и составить режим дня в черновом варианте.


Занятие 3.

Полезные занятия

Оборудование: чистые листы бумаги для рисования.

  1. Игра «Разные занятия». Дети хлопают в ладоши, если это интересно и полезно. Например: кататься на велосипеде, кушать фрукты, плавать, кушать лежа, читать книгу, кататься на лыжах, читать в темноте, играть на компьютере, играть на улице, помогать маме, танцевать.

  2. Обсуждение домашнего задания (режима дня).

  3. Чтение и обсуждение сказки «Бабушкин помощник».

  4. Беседа о помощи по дому.

  5. Рисунок «Как я могу помочь в делах по дому». Рисунок дети забирают домой и показывают родителям.

  6. Домашнее задание: окончательный вариант «Режима дня».


Занятие 4.

Школьные правила

Оборудование: чистые листы бумаги.

  1. Беседа о правилах: - Что такое правила? Где мы встречаемся с правилами? Какие правила вам знакомы? Для чего они нужны?

  2. Чтение сказки «Школьные правила» с перерывами для обсуждения.

  3. Сочинение и рисование правил поведения в школе и других местах. Создание своей «копилки правил».


Занятие 5.

Неусидчивость, демонстративность

Оборудование: на занятие нужны бланки по количеству учеников с 2-4 заданиями, требующими усидчивости (например, на внимание, логику, чтение «про себя»).

  1. Игра «Шумный ученик». Детям предлагается поиграть «в школу». На роль учителя выбирается ученик (желательно наиболее шумный), все остальные, в том числе и ведущий – в роли учеников. «Учитель» должен что-нибудь объяснить классу или прочитать из книги. Взрослый в роли шумного ученика мешает вести урок: возится, шумит, отвлекает других учеников вопросами, выкрикивает не по делу, «смешит», привлекая к себе общее внимание.

Обсуждение: (вопросы к «учителю») – Тебе понравилось быть учителем? Что было неприятно? Почему? (вопросы к ученикам) – Вам понравилось, как я себя вела? Почему?

  1. Чтение сказки «Шапка-невидимка». Обсуждение: - Понравилась сказка? Что понравилось?

  2. Игра «Шапка-невидимка». Ученики получают бланки с заданиями (на внимание, логическое упражнение и чтение). Условие одно: учитель «надевает» детям шапку-невидимку (прикосновением к голове), и они самостоятельно и тихо работают в течение 6-8 минут. Каждую минуту учитель ставит в бланке «+» тем детям, которые «невидимы». В конце учитель «снимает» с каждого ребенка шапку-невидимку, подсчитывается количество плюсов, определяется победитель (как правило, это все ученики).


Занятие 6.

Оценка и самооценка

Оборудование: листы с «лесенкой» по количеству учеников.

  1. Задание на самооценку «Лесенка». На бланках дети отмечают, на каком уровне находятся их ум (зеленым цветом), красота (красным), послушание (синим).

Обсуждение: - Одинаково ли оценили? Почему?

  1. Чтение сказки «Школьные оценки» (до момента описания игры).

  2. Игра «Хорошо и плохо». Своей мимикой дети оценивают то, что называет учитель: красиво писать, есть грушу, играть с куклой, рисовать, плавать, бегать, кричать, есть капусту, смотреть ТВ, читать, кататься на велосипеде, ругаться.

Чтение сказки до конца.

  1. Рисование на тему: «Плавание в страну Знания». Дети изображают новые знания.


Серия занятий под общей темой «Школьные конфликты». Количество и содержание последующих занятий определяется кругом актуальных проблем данной выбранной группы (по согласованию с учителем).


Занятие 7.

Обман

Оборудование: листы бумаги для рисования.

  1. Чтение и обсуждение сказки «Задача для лисенка».

  2. Беседа: - Чем отличается ложь от фантазии?

  3. Рисование на тему «Фантастический предмет».

  4. Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры».

  5. Домашнее задание: сочинить историю, придумать игру, чтобы порадовать всех.


Занятие 8.

Воровство

  1. Игра «Моё». Каждый ученик выкладывает из портфеля самую дорогую для него вещицу и рассказывает, почему она ему дорога.

Беседа: - Как вы поступите, если кто-то попросит вас попользоваться (или подарить) эту вещь? Что вы почувствуете, если эта вещь у вас вдруг пропадет? Каким цветом можно нарисовать это настроение?

- Бывало ли у вас такое, что вы брали чужую вещь, потому что очень хотелось её иметь? Что вы чувствовали потом? Каким цветом можно изобразить это чувство?

  1. Чтение сказки «Волшебное яблоко».


Занятие 9.

Принятие иного, толерантность

Оборудование: лист ватмана, карандаши, фломастеры, ножницы, вырезки из цветных газет и журналов, клей.

  1. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

Например: кто любит бананы… красиво рисует… умеет танцевать… высокий ростом… любит животных… дружит с мальчиками… дружит с девочками… играет на музыкальном инструменте.

Примечание: если группа очень большая или занятие проходит в учебном кабинете с партами – «хлопните в ладоши», «присядьте» и др. варианты. Обсудить, какие мы все разные. Почему? Хорошо или плохо, что все люди разные?

  1. Чтение и обсуждение сказки «Хвосты».

  2. Коллективная работа «Наш класс» (коллективный портрет в виде рисунка или коллажа).


Занятие 10.

Конфликтность, споры

Оборудование: мягкая игрушка Гном, зеркало, чистые листы бумаги.

  1. Беседа по любому вопросу, предполагающему разные мнения. Например, по режимам дня, составленным детьми.

- Чей режим понравился? Почему? (Дети должны обосновать свою точку зрения. Если возникнет спор, сразу перейти к чтению сказки).

  1. Беседа: - Кто из вас любит спорить? О чем? С кем?

  2. Чтение сказки «Спорщик».

Изобразить обоих гномов перед зеркалом: – На кого приятно смотреть?

Выделить принципы дискуссии: внимательно слушать и не перебивать собеседника, свое мнение высказывать вежливо и обосновывать фактами.

  1. Игра «2 гнома»: один ученик от имени Удивлялки говорит фразу, например, «А знаешь…», «Мне нравится…» и т.п., а второй от имени Отрицалки возражает. Игру лучше начать взрослому. Игра идет по кругу (гнома передают из рук в руки), так что каждый может побывать в двух ролях. Обсуждение: - Приятно быть в роли Удивлялки? А в роли Отрицалки? Почему?

  2. Игра «Дискуссия». Начинает ведущий. Например: «Я люблю есть много сладкого, потому что это приятно», «Я люблю много играть на компьютере, потому что интересно» и т.п. Дети возражают, ведя не спор, а дискуссию по правилам. Затем обязательно кто-то из детей выступает в роли «зачинщика спора».

  3. Рисунок понравившегося гнома. (Если понравился Отрицалка, в беседе выяснить, почему – возможно, из сострадания к гному).


Занятие 11.

Ябедничество

  1. Упражнение в парах «Критика»: дети вспоминают, что неприятного сделал или сказал напарник и критикуют друг друга, причем когда один критикует – другой молча слушает, затем меняются ролями.

Обсуждение: - Что вы почувствовали, когда вас критиковали? Как надо вести себя, если вам что-то не нравится в человеке, в его словах, поступках? Как можно сказать человеку о его недостатках?

  1. Чтение сказки «Ябеда».

  2. Игра «Трон»: ребенок садится на импровизированный трон, все говорят ему похвалу.

Примечание: если группа большая, можно провести игру «Комплимент» (дети по кругу говорят друг другу комплименты) или любая игра на объединение.


Занятие 12.

Агрессивность

Оборудование: «отбивная» подушка или валик, или большая мишень с набором мягких мячиков.

  1. Чтение сказки «Драки».

  2. Упражнение «Сердитая подушка» (с соблюдением инструкции учителя Ежа) или «Попади в мишень» (в импровизированную мишень дети с силой бросают мягкие мячики).

  3. – Не все сразу же лезут в драку, но иногда от перенапряжения или расстройства у нас выскакивают грубые слова.

Игра «Редиска»: дети ругаются друг на друга овощами и фруктами. Учитель может присоединиться, подбадривая несмелых «Ну, а вы что молчите как капусты? Что сидите как репки?» После ругательства дети называют друг друга ласково цветами (розочка, василёчек и др.)

  1. Игра «Ласковый ручей»: между двумя рядами учеников поочередно проходит каждый ученик, все называют его ласковыми словами («умница», «хороший», «добрый» и т.п.).

  • Что почувствовали после игры?


Занятие 13.

Обидчивость

  1. 13.

Обидчивость

в жизни так, что вас кто-нибудь обижал? Что вы чувствовали при этом? Что вы говорили обидчику? Что делали?

  • Бывало так, что вы кого-то обижали? А что вы чувствовали при этом?

Примечание: обычно дети не помнят, что они кого-то обижали, но когда начинают вспоминать взаимные обиды, можно подвести их к мысли, что мы часто не замечаем или забываем, как обижаем других людей.

  1. Практическая работа: составить список (можно устно) обидных дел и постараться так не поступать. «Золотое правило»: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

  2. Чтение и обсуждение сказки «Обида».

  3. Игра по кругу «Комплимент».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!