Школьная служба примирения: миссия в общеобразовательной организации
Пункт 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р
В образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы» ): ... как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».
ФГОС
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать (...):
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции (...); готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
ФГОС
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
ШСП и реализуемые ей формы работы, в том числе взрослыми медиаторами (тренинги по коммуникации, круги примирения и т.д.), могут быть важным элементом образовательного процесса школы для достижения указанных во ФГОС личностных результатов .
Типичные способы реагирования на конфликты в школе
- Административно- карательный
- Направление к психологу или социальному педагогу
- «Агрессивно-силовое решение проблемы» среди подростков
- Замалчивание
Цель службы
Сменить административно-карательную направленность взрослых и опору на силу у школьников на восстановительный способ разрешения ситуаций
Миссия школьной службы примирения
- Развивать и закреплять как культурную традицию способность учащихся, родителей, педагогов к взаимопониманию.
- Формировать у всех участников образовательного процесса восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
- Куратор службы (заместитель директора по ВР )
- Медиаторы:
- Педагоги- психологи
- Родители
- Учащиеся 8-11 классов , прошедшие необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
это метод, использующий медиацию в учебно-воспитательном процессе, который призван помогать всем участникам образовательного процесса в создании условий для снижения конфликтности, проявлений агрессии, физического и психологического насилия
.
Метод «Восстановительная медиация»
способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенция о правах ребенка;
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
.
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012г. №1916-р, План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
Процедура примирения проводится если:
Стороны конфликта известны и признают своё участие в конфликте (но могут не признавать свою неправоту);
Стороны добровольно согласились принимать участие в программе;
Стороны способны отвечать за свои действия.
ТРИ ОСНОВНЫХ ВОПРОСА
- К каким последствиям привел конфликт (правонарушение), и какие чувства он вызвал?
- Если «жертве» нанесён вред, то как его можно восстановить?
- Как сделать так, чтобы конфликт больше не повторялся?
ТРИ ЭТАПА ПРОГРАММЫ ПРИМИРЕНИЯ
- предварительная встреча с каждой из сторон конфликта (а при необходимости и с их родителями)
- примирительная встреча (передача сторонам ответственности за разрешение конфликта; поддержка диалога между сторонами; соблюдение правил встречи)
- последующая работа по ресоциализации и реабилитации участников (если требуется)
Презентации, стенгазеты, создание высокого статуса службы среди школьников
Проводит Круги сообщества
Проводит Медиации
Презентации перед учителями, родителями и администрацией.
Служба примирения
6-10 человек подростков и взрослые кураторы
(заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог).
- (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог).
Служба проводит примирительные встречи,
участвует в обучении и супервизии, проводит рекламные и просветительские мероприятия.
Проведение тренингов по медиации и по коммуникации.
Взаимодействие со школьным психологом и социальным педагогом
Конфликты подростков, о которых стало известно самим ведущим.
Информация из «ящика обращений»
Личные обращения в службу от детей и подростков.
Информация о конфликтах от учителей и от администрации школы
19
Исходя из текста ФЗ N 273 «Школьная служба примирения» и «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» должны быть разными структурными подразделениями образовательного учреждения .
По некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции , и это должно быть зафиксировано локальными актами образовательного учреждения.
№
Наименование мероприятия
1.
Сроки
проведения
2.
Разработка положения о Школьной службе медиации (примирения)
3.
Ответственные
август 20__ г.
Издание приказа о создании Школьной службы медиации
сентябрь 20__ г.
4.
Информационное сообщение на педагогическом совете о создании Школьной службы медиации.
Администрация школы
5.
Директор
август 20__ г.
Проведение классных часов на тему: «Знакомство со Школьной службой медиации», «Разрешение конфликтных ситуаций в школе» 5-11 классы.
6.
Проведение ознакомительной встречи с родителями на общешкольном родительском собрании 5-11 классы.
январь – февраль 20__ г.
Администрация школы
январь 20__ г.
7.
Кл. руководители
Зам. директора по УВР
Формирование команды медиаторов для проведения восстановительных программ (5-8 классы; 9-11 классы)
8.
Анкетирование учащихся 5 – 11 классов по выявлению причин конфликтов
Администрация школы
январь 20__ г.
9.
февраль 20__ г.
Администрация школы
Кл. руководители
Сотрудничество с Советом профилактики школы
10.
Проведение восстановительных программ.
в течение года
Кл. руководители
Зам. директора по УВР
по мере необходимости
11.
Члены ШСМ
Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики правонарушений, дополнительного образования.
Члены ШСМ
в течение года
Разработка: «Памятки для медиатора»
«Памятки для педагога»
май 20__ г.
Члены ШСМ
Члены ШСМ
Программа ШСП
Терминология, используемая в работе ШСП
- Школьная служба примирения
- Конфликт
- Конфликтная ситуация
- Семейный конфликт
- Конструктивный и Деструктивный конфликт,
- Медиатор
- Медиация
- Восстановительная медиация
- Восстановительные программы
Девиз:
- «От конфликта - к примирению!»
Задачи:
- сформировать представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;
- создать условия для освоения участниками позиции медиатора;
- организация и проведение обучения участников, вошедших в команду ШСП;
- познакомить участников в активном режиме с методом работы с жертвой конфликта;
- способствовать развитию коммуникативных, рефлективных навыков у участников, необходимых для работы медиатора.
- способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся;
- сформировать осознанное отношения к своему здоровью и ЗОЖ как фактору успешности личности;
- сформировать гражданско-патриотическое сознание, нравственные позиции, повысить социальную активность учащихся;
- способствовать развитию позитивного отношения подростка к самому себе и окружающему миру.
Принципы:
- Принцип добровольности (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
- Принцип добросовестности (добросовестное освоение норм восстановительных практик);
- Принцип конфиденциальности (исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления);
- Принцип нейтральности (медиатор не поддерживает ни одну из сторон, помогает наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения ситуации, является независимым посредником, равноправное отношение к участникам конфликта)
- Принцип коммуникативности (коммуникативность в работе со сторонами конфликта);
Основные термины программы:
ШСП - это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.
- группа подростков с руководителем-взрослым, организационно вписывающаяся в структуру школы, целью работы которой является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия
- Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм;
- ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
- Деструктивный конфликт – противостояние мнений или позиций, в результате которого происходит разрушение взаимоотношений.
- Конструктивный конфликт – противоборство сторон, в результате которого происходит изменение, развитие личности или коллектива.
Медиатор (от латинского mediatio – посредничество) – нейтральный посредник, помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения конфликта и в равной степени поддерживающий их в этом.
Медиация – это альтернативная форма разрешения споров или конфликтов с участием беспристрастной третьей стороны (медиатора), не заинтересованной в данном конфликте. При этом третья сторона не выносит решения по спору.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создаёт условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причинённого вреда), возникших в результате конфликтных ситуаций.
Восстановительные программы - это эффективный способ разрешения конфликтных ситуаций путем организации примирительных встреч, взаимоуважительного диалога между конфликтными сторонами с участием ведущего, медиатора.
Основная цель Программы ШСП – это практико-ориентированная подготовка потенциальных представителей школьной службы примирения к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса посредством проведения программ восстановительной медиации для детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, снижение и профилактика правонарушений в образовательной среде, обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Программы примирения позволяют:
- Создать условия для достижения взаимопонимания
- Осуществить действия, способствующие «исцелению» жертвы
- Создать условия для ответственного поведения правонарушителя
Работа службы со школьным сообществом
- Привлечение лидеров подростковых групп;
- Привлечение детей группы риска;
- Оказание поддержки: кураторство старших школьников над младшими.
Благодарим за внимание!