СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у школьников активной гражданской позиции через проектную деятельность

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается формирование у школьников активной гражданской позиции через исследовательские проекты научного ученического общества.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у школьников активной гражданской позиции через проектную деятельность»

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Замалова Гульсина Юнусовна

учитель географии высшей категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской обла­сти»

Аннотация:  В статье рассматривается формирование у школьников активной гражданской позиции через исследовательские проекты научного ученического общества.

Ключевые слова: научное ученическое общество, исследовательские проекты, активная гражданская позиция.

Abstract: The article considers forming active citizenship among school students through the projects conducted in the students' research society. 

Keywords: students’ research society, research projects, active citizenship.

Одной из актуальных технологий сегодня является проектное обучение, цель которого состоит в том, чтобы создать условия при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в разнообразных группах, развивают у себя исследовательские умения [1].

 Много лет в нашем многопрофильном лицее действует научное ученическое общество «Эврика», членами которого ежегодно становятся 70-80 учащихся 5-11 классов. Учащиеся разрабатывают исследовательские проекты по разным направлениям науки и творчества под руководством педагогов и защищают их на ежегодной лицейской научно-практической конференции «Шаг в будущее», где выявляются и отбираются лучшие работы для их дальнейшего продвижения. В этом году в апреле мы отметим 18-летие нашего общества.

Цели и задачи, поставленные перед научным ученическим обществом (НОУ): создать условия для овладения учащимися элементами научных исследований и оформлению материалов исследования; способствовать допрофильной и допрофессиональной подготовке учащихся и сознательному выбору профиля дальнейшего образования; строить работу на основе совместной исследовательской деятельности учащихся и педагогов; связать темы исследований с работой многопрофильного лицея в рамках программы развития инновационных процессов (РИП) по теме «Интеграция образовательного учреждения в ядерно-инновационный кластер как условие развития одарённости учащихся» и направлением деятельности многопрофильного лицея в рамках проекта «Школа Росатома»; создать условия для участия учащихся-исследователей в различных научных конференциях, фестивалях, конкурсах; создать условия для формирования у школьников активной гражданской позиции: «Я и мой город: вместе в будущее!»[2]. Члены научного ученического общества «Эврика»  становились  победителями  областных конкурсов «Первые шаги в науку» и «Юный ученый», конкурса Росатома и областной научно-практической конференции ученических исследовательских работ, посвященной Дню науки. Исследовательские проекты опубликованы в сборниках материалов конкурсов и конференций.

Например, 26 апреля 2013 года в Ульяновском государственном техническом университете состоялась Церемония подведения итогов III заочного областного интеллектуального конкурса «Формула успеха». В номинации «Конкурс социальных проектов»/«Экологические проблемы моего региона» II место заняли мои ученики со своим исследовательским проектом «Экологический паспорт многопрофильного лицея». С этим же проектом мы участвовали на научно-практической конференции Ульяновского ИПК ПРО «Роль новейших образовательных и коммуникативных технологий в реализации проектной деятельности Ассоциированных школ ЮНЕСКО по приоритетным направлениям ЮНЕСКО. Обмен опытом» на базе МАОУ СОШ №19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева.

Целью данной работы была комплексная оценка здания многопрофильного лицея в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и современными данными визуального восприятия окружающей среды. Задачами являлись: ознакомление с методиками изучения экологического состояния классного помещения; проведение расчетов по методикам; анализ результатов, соотнесение их с нормативами; делать выводы об экологическом состоянии классных помещений; разработка экологического паспорта многопрофильного лицея; формирование умения проводить опрос, обработки информации. Так как школьники значительную часть проводят в школе, от состояния экологической среды в школьных помещениях зависит как здоровье школьников, так и успехи в учебе. В связи с этим составление экологического паспорта школы имело первостепенное значение [3]. Учащиеся определили полезную площадь и кубатуру классных комнат, оценили внутреннюю отделку помещений, изучили естественную освещенность классов, определили коэффициент аэрации, эффективности вентиляции и сделали свои заключения, предложили рекомендации по улучшению условий многопрофильного лицея для администрации. Также был проведен социологический опрос среди учителей и учеников разного возраста.

Увлеченная минералогией ученица после своей летней поездки на территорию Сенгилеевского цемзавода представила исследовательскую работу «Золото дураков». Целью проекта являлось привлечение внимания учащихся к интересному миру камня, к возможностям природы Ульяновской области. В своей работе она показала, в том числе и при помощи лабораторных опытов, отличие пирита от марказита.

Проектная деятельность позволяет школьникам получить признание результативности своей самостоятельной творческой работы. Они самоутверждаются, повышается самооценка личности, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления, компетентности, приходит понимание, что результат работы носит практический характер и оценён не только учителем, родителями, но и общественностью, т.е. является социально-значимым продуктом.



Список литературы:

1. Буковская Г.В. Формирование экологической культуры школьников. – Тамбов, 1999. - 54 с.

2. Пасечник В. В. Школьный практикум. Экология. 9 класс. – М.: «Дрофа», 1998. - 64 с.

3. Сайт многопрофильного лицея города Димитровграда Ульяновской области [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.dim-mpl.ru/index/nuo_ehvrika/0-49 (дата обращения 23.01.2017)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!