Музей образовательного учреждения как средство патриотического воспитания школьников
Сарина Анна Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ШИООО» д. Харампур
Статью о деятельности школьного музея хотелось бы начать с определения слова музей - от лат. museum, от греч. museum — храм муз — научно-просветительское или научно-исследовательское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию произведений искусства, предметов истории, науки, быта, промышленности, сельского хозяйства, материалов из жизни великих людей и т. д.
В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть школьные краеведческие музеи, которые могут быть одним из средств патриотического воспитания, социальной адаптации, накопления и развития социального опыта учащихся. Музей формирует и развивает социально значимые ценности человека. Школа при этом является одним из источников формирования и развития гражданской личности. История – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее. Мало знать перечень дат, событий, имена выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры.Нужно все это прочувствовать самому. Важная форма работы музея — привлечение его материалов как в учебной работе, так и во внеурочной деятельности по предмету. На уроках могут использоваться экспонаты музея как средство для мотивации к написанию рефератов, научно-исследовательских работ, докладов, ученических сообщений по отдельным темам. Педагоги образовательного учреждения, классные руководители имеют возможность проводить уроки Мужества, классные часы, круглые столы и семинары, воспользовавшись фондом школьного музея.
Деятельность школьного музея деревни Харампур направлен на развитие творческой инициативы и деятельности обучающихся и педагогов по сохранению и изучению истории родной школы, деревни, деятельности выдающихся земляков, изучению быта, культуры и традиции коренных народов Севера, а также организацию содержательного досуга воспитанников школы-интерната в целях воспитания морально-духовных качеств личности, гражданской позиции и патриотизма. Музей школы-интерната был создан по инициативе учителей, воспитателей школы и по просьбе жителей деревни Харампур. В связи с этим творческой группой учителей под руководством директора ОУ Сухарь Л.А. приказом по ОУ от 10 октября 2016 года № 523-А было разработано Положение о деятельности школьного музея и соответствующая Программа, выделено отдельное помещение в здании учебного корпуса.
Цель создания школьного музея - преобразовать традиционное музейное пространство в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативная, просветительская, коммуникативная, воспитательная, эстетическая, исследовательская. Музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей.
Музей является средством обучения и воспитания подрастающего поколения, центром формирования патриотических и гражданских качеств школьника. Он должен стать первым этапом на пути формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре.
Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу.
В процессе работы дети могут познать важность коллективной деятельности, учатся руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.
Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Школьный музей - это неотъемлемая и органическая часть школы. Комната боевой славы при школьном музее воспитывает уважение к памяти ветеранов,отдавших свою жизнь за счастливое будущее, воспитывает бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к своей малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. В этом учебном году Айваседо Ксения (7 класс), Пяк Ирина (8 класс), Айваседо Сергей (5 класс) стали победителями в школьной научно-практической конференции.
Айваседо Сергей – 5 кл., Айваседо Валя, Пяк Ирина, Айваседо Гульнара – 8 кл., Пилатова Ева, Явид Екатерина – 4 кл., Пяк Николай – 9 кл., Волов Вова – 6 кл. Одной из задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. В комнате боевой славы собраны материалы - плакаты, знамена, альбомы, отдельные фотографии, письма военных лет, знакомящие наглядно учащихся с историей военного прошлого родной деревни. На данный момент собирается и систематизируется исторический материал о воинах-афганцах, об участниках чеченских событий.
В перспективе планируется много работы - оцифровать и систематизировать материалы музея. Разработать единую систему хранения и каталогизации файлов в электронном архиве.
Составить поясняющие тексты для экспозиций.
Подготовить презентации по различным темам школьного музея. Они могут быть использованы в образовательном процессе. Учителя и ученики школы - главные потребители информации. Они имеют свободный доступ к фотографиям, документам, готовым докладам, лекциям и презентациям.
Кроме того, каждый учитель и ученик может легко создать свою работу на основе имеющихся. Электронный архив позволит накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.
Активизировать исследовательскую деятельность обучающихся через внедрение современных информационных технологий в работу музея – одна из главных задач.
Через проведение конкурсов, акций и мероприятий создаются условия для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение мотивации к работе в школьном музее. Применение методов ИКТ в работе школьного музея развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края. Такая работа дает большую возможность для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности.
Информация, представленная в школьном музее, может оказаться полезной и подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей.
Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов, учащихся и общественности.
Таким образом, школьный музей является средством обучения и воспитания подрастающего поколения, центром формирования патриотических и гражданских качеств школьника.
Учащиеся должны знать и помнить историю своей школы, историю своей малой Родины и в целом историю нашей многонациональной страны.