Просмотр содержимого документа
«Школьный курс Естествознания с учетом типологических и индивидуальных возможностей школьников со сниженным интеллектом»
ШКОЛЬНЫЙ КУРС ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ С УЧЕТОМ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СО СНИЖЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ
Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Специальные требования:
- Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
- Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
- Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
- Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
- Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
- опора на более развитые способности ребенка;
- Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
В практике специальных школ 8-го вида различают :
- пропедевтический урок
- урок формирования новых знаний
- уроки совершенствования знаний
- коррекции
- систематизации и обо6щения
- контрольные
- практические
- комбинированные уроки
- учебная экскурсия
Образовательные задачи:
- формировать (формирование) у учащихся представления о …;
- выявить (выявлять)…;
- знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
- уточнить…;
- расширить…;
- обобщить…;
- систематизировать…;
- дифференцировать…;
- учить применять на практике…;
- учить пользоваться…;
- тренировать…;
- проверить….
Коррекционно-развивающие задачи:
- корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция,правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
- коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
- коррекция и развитие зрительных восприятий…;
- развитие слухового восприятия…;
- коррекция и развитие тактильного восприятия…;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Воспитательные задачи
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
Две традиционные классификации методов обучения:
- Санкт-Петербургская, рассматривающая использование методов в зависимости от этапов обучения. Эта классификация выглядит следующим образом:
а) методы изложения нового материала;
б) методы закрепления и повторения.
- Московская, которая предлагает делить методы на:
а) словесные (рассказ, объяснение, беседа)
б) наглядные (показ, иллюстрация, демонстрация)
в) практические( практические и лабораторные работы )
4 типологических группы, отличающихся различной продуктивностью в учебной деятельности:
- в 1 группу входят дети, которые задания выполняют сами, используя предыдущий опыт;
- 2-ю группу комплектуют учащимися, которые допускают в заданиях ошибки и нуждаются при работе в помощи;
- в 3-ю группу входят дети, которые задания усваивают с трудом, ошибки не видят, плохо осознают учебный материал ;
- дети 4-ой группы обучению поддаются плохо .
А. Н. Грабаров обосновал две характеристики индивидуального подхода:
- первый - учащийся не выпадает резко из фронтальной работы и в принципе может усваивать программу, но с применением особых методов и заданий;
- второй - из-за глубокого дефекта наблюдается резкое выпадение ученика из фронтальной работы, и усвоение программы идет на ином уровне. Для таких детей составляются индивидуальные планы по отдельным предметам, которые они не усваивают. Такой путь ставит задачу подтягивания слабых детей до более высокого уровня
Варианты заданий по изучаемой теме при дифференциальном подходе, отличающихся по:
- -степени сложности из-за глубины дефекта;
- -объему с учетом уровня работоспособности;
- -форме выполнения с учетом разной степени сформированности динамического стереотипа;
- -степени желательности и обязательности
Основные задачи курса “Природоведение”
- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой
- формирование специальных (санитарно-гигиенических, ухода за животными и растениями) и общих учебных умений и навыков
- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы
- воспитание социально-значимых качеств личности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
6 класс «Живая, неживая природа»
Учащиеся должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
- отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.
Учащиеся должны уметь:
- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;
- определять температуру воздуха, воды.
7 класс «Растения»
Учащиеся должны знать:
- внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;
- общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
- признаки сходства и различия между растениями;
- особенности выращивания культурных растений: о сроках и способах посева и посадки культур, о некоторых приемах ухода за ними.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изучаемые растения по внешнему виду;различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям и листьям, по цветкам, плодам и семенам;
- устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
- осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;
- работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
8 класс «Животные»
Учащиеся должны знать:
- признаки сходства и отличия между группами (классами) животных;
- общие признаки, характерные для каждой из изучаемых групп;
- особенности внешнего вида, образа жизни, значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
- условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных;
- устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного (внешний вид, питание);
- осуществлять уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских школ) и животными в живом уголке (для городских школ).
9 класс «Человек»
Учащиеся должны знать:
- название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;
- о влиянии физической нагрузки на организм;
- нормы правильного питания;
- о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;
- названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;
- меры предупреждения сколиоза;
- свою группу крови и резус-фактор;
- норму кровяного давления;
- состояние своего зрения и слуха;
- санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретённые знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования;
- измерять температуру тела;
- оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.