Школьный старт
Успешный старт для каждого ребенка
Учебно-методический комплект
«ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ»: педагогическая
диагностика стартовой готовности
успешному обучению в начальной школе
Школьный старт
Рабочая тетрадь
Методические рекомендации
Авторы комплекта:
Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая
Под ред. к. психол. н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва)
Школьный старт
Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества.
К самому себе.
Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А так же понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает.
На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги.
Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования
Школьный старт
«Школьный старт» -
это принципиально новый
подход к педагогической
диагностике и организации
учителем первых недель
и месяцев обучения
детей в школе. Он позволяет:
- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;
- создать основу для развития универсальных учебных действий;
- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;
- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми
Уникальность диагностики
Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:
- обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,
- позволяют включиться в учебный диалог на уроке,
помогают организовать деятельность на уроке и др.
- своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.
- с первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.
Уникальность диагностики
Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:
Наблюдательность
Личностная
готовность
Школьный
старт
Уникальность диагностики
Коммуникативные
умения
Мыслительные
способности
Контрольные умения
6
Уникальность диагностики
В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме:
В каких учебных ситуациях требуется
Метапредметные умения
Примеры учебных заданий
Как устроена диагностика
Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.
Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.
Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.
Как проводится диагностика
Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника.
Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д.
«Методические рекомендации. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе», стр. 27
Обработка
результатов диагностики
Мы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа
Что дает учителю диагностика
«Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.
Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка.
Как научиться
проводить диагностику
- Методическое пособие дает исчерпывающую информацию о проведении и обработке данных диагностики.
- Можно пройти обучение на однодневном семинаре, который проводят Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова.
- Информацию о семинарах можно получить на сайтах
www.tochkapsy.ru
и www.zankov.ru
12
Школьный старт: что дальше?
Успешный старт – хорошее начало обучения в школе!
Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных образовательных результатов. Мониторинг также выстраивается на системе специальных диагностических заданий и проводится в феврале-марте каждого года обучения в начальной школе.
В настоящее время готовится к изданию
программа мониторинга метапредметных образовательных результатов для 1 и 2 классов