СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный тур олимпиады по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (время выполнения - 60 мин.)

Просмотр содержимого документа
«Школьный тур олимпиады по русскому языку»

ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


(Время выполнения задания – 60 минут)


  1. Назовите как можно больше букв (кроме ь, ъ), которые при произношении в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите слово в качестве примера.



  1. Прочитайте пары слов: топор – ропот, камыш – мышка, лакей – лейка.

На чём основана языковая игра в приведённых примерах? Каким термином она обозначается?

Используя данный приём языковой игры, запишите соответствующую пару для каждого слова: архаизм, бейсбол, барокко, спаниель.

Приведите 2 аналогичных примера.

  1. Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачев, Ростовщиков, Скорняков, Пономарев


  1. Восстановите последовательность в определениях и в первой графе таблицы укажите лингвистические термины, о которых идёт речь. Запишите получившиеся формулировки.

1.

______

второстепенный

член предложения

которые исчезли из языка

но совершенно разные по

лексическому значению

2.

______

устаревшие слова

который изучает правила постановки

ударения в словах

но называют существующие предметы или явления

3.

______

раздел науки о

языке

который обозначает предмет

и произношения звуков и

звукосочетаний

4.

______

слова одной и той

же части речи

одинаковые по звучанию и

написанию

и отвечает на вопросы

косвенных падежей


  1. Прочитайте следующие предложения:

Мать любит дочь. Физика интересует математика.

Как можно понять эти предложения? С какими морфологическими и синтаксическими особенностями русского языка это связано?


  1. Известно, что имя существительное может быть любым членом предложения. Составьте несколько предложений, чтобы проиллюстрировать, каким членом предложения может быть существительное комната (форма слова может быть изменена). При помощи вопроса покажите, к какому слову в предложении оно относится, и укажите, каким членом предложения является.


  1. Какие из названий знаков препинания имеют иноязычное происхождение? Объясните своё решение.


  1. Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы.

Чужак.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Вопросы:

1) Кто же оказался Чужаком среди родственников Воды?

2) Почему родственники не сразу приметили чужака?

3) Составьте список любых четырех родственников чужака.