Школьные жаргонизмы
Работа выполнена
ученицей 7 класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Власовой Мариной
Школьные жаргонизмы,
или КАК ЭТО ПО- НАШЕМУ?
- Нам не дано предугадать,
- Как наше слово отзовётся,-
- И нам сочувствие даётся,
- Как нам даётся благодать.
- Ф.И.Тютчев
Ж аргонизм, сленг: какая разница ?
- 1. Жаргон ,-а,м.(сер. 19 в.).Речь какой-л. Социальной,
- профессиональной или иной группы, содержащая
- много отличных от общенационального языка, в
- том числе искусственных, слов и выражений.
- -Франц. jargon - щебетание, болтовня, непонятный язык = испорченный язык, говор, жаргон; вероятно, от jargouiller – булькать, урчать .
- Сленг ,- а, м. (1 пол. 20в.).В англ.яз.- слова и выражения, употребляемые людьми определённых
- возрастных групп, профессий, социальных прослоек;
- особая манера говорить.
- -Англ. Slang – сленг, жаргон. исходная этимология не
- ясна, возможно \ норв. sleng – швыряние. выброс.
- Эрудит: толково- этимологический словарь иностранных слов. / Н.Н.Андреева и др.-М.: Школа- Пресс,1995.- 272с.
Итак,
жаргонизмы – это разновидность нелитературной речи.
- Если это НЕкачественная речь, почему она востребована школьниками? И так ли уж она ими ВОСтребована?
- На этих вопросах сосредоточила я своё внимание по завершении Года русского языка и накануне получения
- паспорта гражданина Российской Федерации.
ОТВЕТИТЬ НА ЭТИ
ВОПРОСЫ ПОМОГАЛИ
УЧЕНИКИ 3,7 и 10 классов.
ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС МНЕ ПОМОГАЛИ УЧЕНИКИ 3,7 и 10 классов.
Итоги анкетирования :
Да- 75 человек -100% Нет- 0
- 1.Употребляете ли вы жаргонизмы ?
- 2.Почему употребляете :
а )хочу лучше выразить свои мысли- 37чел.;
б)не хочу отличаться о т сверстников-14чел.;
в)не могу заменить литературно - 24чел.;
г)боюсь быть осмеянными другими- 8чел.;
д)другие причины : вошло в привычку; нравится; прикольно; легче выразить мысль; первое, что приходит на ум; машинально; в определённой компании привыкаю; набираюсь у других; само вылетает; от избытка эмоций (7 и 10 классы).
Примечание: учащиеся 3 класса не назвали других причин.
3.Хотели бы избавиться от жаргонизмов?
Да – 36 чел. Нет – 28 чел. Пытались – 13 чел.
Не задумывались об этом – 2 человека.
Примечание: из пытавшихся 12 третьеклассников.
4.Жаргонизмы делают речь
лучше –6 чел. хуже - 34чел. трудно ответить –27 чел.
5 . .Понимаете ли значение жаргонизмов?
По ситуации. В некоторых случаях. В основном не понимаю.
Затрудняюсь.
Примечание: учащиеся 3 класса за жаргонизмы принимают ненормативную лексику. В 10 классе слово «блин» никто не отнёс к жаргонизмам, видимо зная, что это
замена ненормативной лексики.
43 человека из 75 употребляют жаргонизмы более 10 раз в день.
НЕ СЧИТАЮТ жаргонизмы культурными словами 43 человека из 75.
Иллюстрированный словарь школьника
Отпад
Тусняк
Чувак, зажигаешь?
ПЕРЕвоД:
зажигать -заводить, разогревать публику; легкомысленно
вести себя
отпад -крайнее эмоциональное состояние
тусняк, тусовка- гулять, слоняться без дела, уличные
посиделки молодёжи,
драка, инцидент
угарать- долго смеяться
-чувак- обращение
-
Чувак, угараешь?
Иллюстрированный словарь школьника
Наезжать
Клёвый прикид
Скатывать
ПЕРЕвоД:
базар- разговор;
кайф -удовольствие, удовлетворение, радость,
наслаждение;
клёвый- интересный, весёлый;
наезд, наезжать-идти на конфликт, искать ссоры;
прикид - модная одежда;
скатать - списывать, заниматься плагиатом.
Кайфовый базар
Иллюстрированный словарь школьника
ПЕРЕвоД:
-врубаться- понимать,
догадываться,
вникать;
-стрелка- встреча; забить
стрелку- договориться
о встрече; пробить
стрелку- не прийти
на встречу;
-тащиться- восхищаться,
восторгаться;
-училка - учительница.
Училки
Тащиться
Стрелка
Не врубается
Кто виноват?
Точно неизвестно, когда появились школьные жаргонизмы.
Вероятнее всего в 19 веке, когда в школы пришли дети разночинцев.
- ЗАЧЕМ ЭТО НАДО? Для краткости.
- Для эмоциональной выразительности.
- Для обозначения принадлежности к определённой группе.
- Современный школьник пополняет свой словарь жаргонизмами из технических терминов, иностранных слов, воровской лексики, лексики наркоманов.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
*Создавать ситуации, в которых употребление жаргонизмов будет смешно, нелепо ( литературные вечера, научно- исследовательская работа, встреча с интересными людьми, творческая деятельность, культура общения в школьном быту).
*Не ругать, а объяснять (желательно с юмором, доброжелательно), что говорить хорошо, а что плохо.
*Развивать детское литературное творчество, как и любое другое.
*Выпускать интересные газеты, бюллетени о языке.
*Оживить интерес к фольклору.
НИ ДЛЯ КОГО НЕ СЕКРЕТ, ЧТО РЕЧЬ – ПОКАЗАТЕЛЬ ДУХОВНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА,
«КОРОЛИ» АНКЕТИРОВАНИЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ:
«КРУТО»,
«КЛЁВО», «СУПЕР», «ЗАШИБИСЬ»,
- СУДЯ ПО ЭПИТЕТАМ, ДЕЛА У ШКОЛЬНИКОВ ИДУТ НЕПЛОХО!
ШКОЛЬНЫЕ ЖАРГОНИЗМЫ – явление постоянное, НЕЛЬЗЯ
отменить, но и ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ ими нежелательно.
Исследуя школьные жаргонизмы, я узнала, что на эту тему нет академических исследований. Тема, однако, вызывает интерес у самих школьников, считающих, что всё придуманное взрослыми правильно, но скучно, непонятно, неинтересно, старо.
По-русски нас просят: «Следите за речью!
Выбирайте, пожалуйста, выражения!»
Я, Марина Власова, ученица 7 класса,
продолжу своё исследование под руководством
Афанасьевой Т.А. –учителя русского языка и литературы.